• Диапазон самооценки
  • Единственный способ проверки
  • УПР. Тест самооценки
  • Ирония самооценки
  • Источники самооценки
  • Внутренний судья
  • Исцеление прошлого
  • УПР. Исцеление прошлого
  • Простить свою тень
  • БАРЬЕР МАСТЕРСТВА

    Мы можем считать себя изящными, как супермодель, или красивыми, как кинозвезда; мы можем верить, что обладаем высочайшим интеллектом; мы можем быть выходцами из обеспеченной или бедной семьи; мы можем развить в себе силу атлета, но пока мы не преодолеем чувство собственной неполноценности, наша жизнь не станет счастливой и удовлетворительной — мы сами не позволим ей стать такой.

    Мне хотелось бы подчеркнуть тонкое различие между самоуважением и самооценкой. Мы вполне можем уважать себя за определенные качества, например, за свою внешность, физическое развитие или острый ум. Но пока мы не придем к безусловной, непрерывно поддерживаемой в глубине души, любви к себе как к человеку, пока мы не почувствуем себя хорошим человеком, заслуживающим и достойным успеха, благосостояния, покоя, счастья, любви, нас постоянно будут преследовать два последствия:

    Мы будем препятствовать собственным усилиям или как–то иначе избегать достижения успеха. Мы будем выбирать низкооплачиваемую работу, дурные знакомства и денежные проблемы (вне зависимости от того, сколько будем зарабатывать). Мы будем вредить самим себе, принимая наркотики, болея и попадая в несчастные случаи, упуская выгодные возможности и втягивая себя в любые виды деятельности, противоположные успеху и счастью.

    У нас будут возникать проблемы с получением энергии, похвал и помощи от других людей. Даже если к нам придет удача, мы будем чувствовать себя дискомфортно, не сможем ей насладиться и вновь вернемся к циклу препятствования самим себе и отношениям с другими людьми, и наш успех разрушится прямо на глазах.

    Все это происходит неосознанно. Сознательное Я будет приходить в возбуждение при появлении новых возможностей и стремиться к успехам. Однако, поскольку чувство неполноценности возникает у нас еще в детстве, Базовое Я будет ощущать дискомфорт и начнет свои скрытые диверсии. В результате все окружающие, включая нас самих, будут поражены тому, что мы действовали так глупо или неудачно: «Я просто поражаюсь! Этот парень великий спортсмен, но он проваливается на всех соревнованиях», «Бренда очень сообразительна, миссис Сомерс, но она не развивает свои способности».

    Диапазон самооценки

    Разумеется, только редкие случаи укладываются в подобные классические примеры. Большинство людей сознательно стремится улучшить все сферы своей жизни. Тем не менее, мы склонны ограничивать себя, избегать или тонко препятствовать собственному успеху — или, если даже достигаем, то не можем в полной мере им насладиться — в той степени, в какой недооцениваем себя.

    Если задать вопрос: «Чувствуете ли вы себя достойным благополучной и спокойной жизни», то большинство уверенно ответит: «Разумеется!» Однако наше Базовое Я может иметь иное мнение. Вершина айсберга — Сознательное Я — не способна знать или выражать полную истину, поскольку даже не подозревает о глубинных процессах, происходящих под гладью воды. Мы действительно устанавливаем себе предельную самооценку, и когда жизнь становится лучше, мы начинаем ощущать себя недостойными этого: «Я никогда не чувствовал себя достойным такой красавицы — она слишком хороша для меня».

    Мэрилин Монро не смогла выдержать обожания и славы, которых достигла, и ее жизнь закончилась трагедией самоубийства. Некоторые подростки, внезапно ставшие кинозвездами, но обладающие заниженной самооценкой, сталкиваются с серьезными опасностями, препятствующими их дальнейшей карьере в кино, которые возникают из–за дискомфорта неожиданного богатства и известности. Большинство выигравших в лотерею проходят через стадию сильного стресса, вызванного получением большой суммы денег («Ведь мы пальцем о палец не ударили ради этого!» — возмущается Базовое Я) — и быстро растрачивают ее по пустякам.

    Единственный способ проверки

    Предположим, мы хотели бы количественно оценить, в какой степени чувствуем себя заслуживающими лучшего из того, что способна предложить жизнь — по шкале от единицы до ста. Если мы будем абсолютно честными перед собой, проникнем в свои глубинные чувства и оценим себя ниже сотни, то нам необходимо поработать над повышением самооценки. Пусть наше Сознательное Я с готовностью заявляет: «Конечно, я заслуживаю все сто!» — подлинная мера самооценки кроется в Базовом Я. Возможно, единственным способом узнать, насколько достойными успеха мы себя чувствуем, является пересмотр текущего состояния нашей жизни, поскольку оно является зеркалом того, чего мы заслуживаем согласно собственному мнению — это гораздо более точный индикатор, чем наши мысли о том, чего мы достойны.

    УПР. Тест самооценки

    Чувствуете ли вы, что должны больше делать, больше отдавать и больше работать, чтобы оправдать или поддерживать свое существование?

    Вам легче отдавать, чем получать?

    Смущают ли вас подарки, внимание, восторги и восхищение окружающих?

    Когда случается что–то приятное, говорите ли вы себе: «Жаль, что это продлится недолго»?

    Часто ли вы болеете, оказываетесь в неприятных ситуациях или как–то еще препятствуете собственным усилиям? Помните, однако, что не каждая болезнь или травма является самопричиненной!

    Когда у вас появляются деньги, быстро ли они «тают из вашего кошелька»? Считаете ли вы, что деньги достаются вам тяжело?

    Принимаете ли вы «неверные» решения? Считаете ли вы, что склонны идти «сложным» путем?

    Если вы утвердительно ответили на какой–либо из этих вопросов, то преграда заниженной самооценки все еще препятствует вашему продвижению вперед.

    Ирония самооценки

    Те, кто стремится к высшему — к высочайшим идеалам и стандартам и к высшим достижениям — чаще всего имеют самый низкий уровень самооценки, поскольку сравнение себя с высшими стандартами показывает лишь недостатки собственного поведения и способностей. Когда яркое сияние возвышенной осознанности проходит прямо над темным колодцем нашей души, мы начинаем видеть собственные отрицательные качества и страхи. Но, с другой стороны, людям с невысоким уровнем стандартов, которым недостает такого ясного видения или ощущения собственного несовершенства, сравнивать, в общем–то, и не с чем — и они обычно проявляют большую самоуверенность, чем те, кто лучше осознает свои недостатки!

    Ирония жизни заключается в том, что тем людям, которые действительно следуют Пути Мирного Воина — людям, широко раскрывшим глаза и видящим свои недостатки и слабые стороны, — зачастую труднее всего осознать, что они Мирные Воины.

    В последние годы я сам сознательно работал с проблемами своей самооценки. Помимо прочего, я сделал специальную карточку, которую разместил так, чтобы я видел ее каждый день. На карточке я написал самому себе такое приветствие: «Посмотрим, что ты сможешь совершить сегодня?» Что мы «совершили», то преодолели.

    Источники самооценки

    Самооценка начинает развиваться практически одновременно с возникновением личности. Позже в детстве, по мере того, как мы становимся все более социальными, формируются наши внутренние критерии оценки, которые затем начинают крениться в ту или иную сторону.

    Детьми мы учились относиться к другим так же, как к самим себе. Если родители демонстрировали нам свою любовь, особенно в самом младенчестве — сюсюкали над нами, поглаживали и таскали нас на руках, то есть проявляли свое внимание к нам — мы были достаточно высокого мнения о себе и своем теле; мы чувствовали себя значительными и достойными заботы и любви.

    По мере развития способностей речи, если родители хвалили и прощали нас и часто давали понять, что мы «хорошие» дети, мы начинали чувствовать себя хорошими не в связи с тем, что и как делали, а просто от того, кем были. Вероятно, это величайший дар, которым наградили меня родители.

    Чувствуя внутреннее одобрение самих себя, мы естественным образом ощущаем открытость тем возможностям, которые предоставляются жизнью — оптимистичными, готовыми и желающими взять от жизни то, что она предлагает; на самом деле, нам никогда и не хочется чего–то большего, чем мы можем.

    Внутренний судья

    В возрасте четырех–десяти лет происходит нечто, что разрушает сложившиеся привычки и ощущение себя. Когда мы становимся старше, все более тесное общение с миром позволяет накапливать социальный опыт. Родители и другие люди из нашего окружения начинают награждать нас за «хорошее» поведение и наказывать за «плохое». Первичные награды представляют собой внимание, одобрение, привязанность и похвалы с их стороны; вторичные поощрения включают особые привилегии и материальные подарки. Первичные наказания состоят в лишении наград (пряников) и в физической боли (кнут).

    Под воздействием душевных или физических наград и наказаний, а также сопутствующих им устных замечаний («Ты — хороший мальчик (хорошая девочка)», «Ты поступил (поступила) плохо»), в нас развиваются фундаментальные нравственные нормы, которые могут отличаться в зависимости от культуры, но существуют в каждой из них в той или иной форме.

    В первую очередь, в нас глубоко впечатываются два основных закона:

    Лучше быть хорошим, чем плохим.

    Хорошие мальчики и девочки (или хорошее поведение) получают награды; плохие мальчики и девочки (или плохое поведение) наказываются.

    С этих двух правил начинается формирование ощущения самих себя как относительно хороших и плохих; при этом мы сравниваем собственные внутренние стандарты и наше соответствие им.

    За свою жизнь все мы много раз вели себя плохо — совершали ошибки или действовали неправильно. Даже если наше поведение одобрялось, мы–то сами знали, сколько тысяч «скверных» мыслей — злых, мелочных, антиобщественных и даже жестоких фантазий — кроется у нас в голове. Лишь немногие из этих «дурных» поступков и мыслей были выявлены и наказаны окружающими, но, тем не менее, ни один из этих «проступков» не ускользнул от нашего собственного внутреннего судьи.

    Если родители или учителя наказали нас не за все «скверные» мысли и поступки, мы можем потратить оставшуюся жизнь на наказание самих себя, ощущая вину за то, что было упущено окружающими. Рассматривая подобные проблемы, многие люди никогда не отделяют свои ошибки и дурное поведение от самих себя, так что вместо того, чтобы говорить себе: «Я вел себя плохо», они приходят к подсознательному мнению: «Я плохой человек и заслуживаю только наказания, но не награды».

    Когда Базовое Я обеспокоено внутренним чувством вины и неполноценности, оно начинает наказывать нас болезнями, несчастными случаями, неудачами (большими и драматичными провалами или цепочкой мелких неприятностей) и прочими формами саморазрушения (например, выбором нечистого на руку делового партнера, неподходящего супруга и так далее). Все подобные «решения» принимаются на уровне подсознания.

    Люди, постоянно страдающие от неприятных ситуаций или хронических неудач, вероятно, действуют на основе низкой самооценки и пытаются таким образом уравновесить свои воображаемые «штрафные очки». Многие могут сказать: «Очевидно, что проходя через такие испытания, мы лучше постигаем себя». Но на самом деле такие случаи мало чему учат человека. Иногда после серьезной болезни или травмы люди могут проявлять некоторую безмятежность относительно случившихся неприятностей — они чувствуют, что наконец–то «достаточно наказаны» за «грехи», существовавшие только в их собственном разуме.

    Исцеление прошлого

    Работа с Базовым Я, направленная на возвращение или повышение уровня самооценки, любовь к себе и подсознательное ободрение себя значительно улучшают и совершенствуют нашу жизнь; мы словно становимся «удачливее» и перед нами открывается множество новых возможностей и перспектив.

    Иногда Путь Мирного Воина может потребовать работы с профессиональным психотерапевтом, который поможет нам заново перелистать страницы детства, понять причины и источники текущего уровня нашей самооценки и провести тщательное и эффективное лечение ран прошлого.

    Хорошим началом такого процесса исцеления и перенастройки нашего подсознания является визуализация подчеркивающих сочувствие к себе образов, с помощью которых мы обеспечиваем своему внутреннему дитя — Базовому Я — ощущения любви и прощения, которых оно действительно заслуживает.

    УПР. Исцеление прошлого

    Используя все свои органы чувств, представьте себя ребенком.

    Старайтесь испытать любовь, симпатию и сострадание к своему юному «Я», страдающему от детских страхов и смущения.

    Вспомните какой–нибудь случай, когда вы испытывали чувство вины за свое плохое поведение, независимо от того, наказали ли вас тогда.

    Сыграйте всю эту драму в театре своего разума с позиции глубокого понимания и сочувствия.

    Представьте, что ваше взрослое «Я» разговаривает с вашим детским «Я»; объясните ему, что оно совершило ошибку, но в глубине души оно очень хорошее. Простите свое детское «Я».

    Теперь вновь повторите в своем воображении этот случай, но на этот раз позвольте своему юному «Я» исправить свою ошибку или дурное поведение и повести себя правильно — вернуть то, что было взято без спроса, сказать правду, признаться в проступке и получить прощение. Представьте, как все люди, участвующие в сцене, тоже прощают ваше детское «Я». Почувствуйте их любовь, любовь к себе и облегчение.

    Попрощайтесь со своим прошлым «Я» — обнимите его и скажите: «Ты нужен, ты добрый, хороший и заслуживаешь счастья».

    Простить свою тень

    Самой ужасной тюрьмой нашей души, темной ямой несчастья и страданий является чувство собственной неполноценности, ненависти или презрения к себе. «Плохие» люди не попадают в ад после смерти — они уже горят в аду и именно поэтому ведут себя дурно. Я глубоко убежден, что человек не способен причинить другим большие страдания, чем те, которые он сам ощущает изнутри. Лишь внутренне обеспокоенные люди могут начать беспокоить других.

    Преступники в преувеличенной форме отражают теневые стороны каждого члена нашего общества. Несмотря на моральное и эмоциональное удовлетворение от осуждающих покачиваний головой и проклятий в адрес тех, кто совершает жестокие преступления и чудовищные деяния, мы должны напоминать себе, что преступниками становятся, в первую очередь, от недостатка любви и невысокой внутренней самооценки. Кто же нуждается в любви больше, чем эти люди?

    Любовь не означает, что мы должны позволить преступникам совершать противозаконные поступки, причиняющие боль окружающим и еще более усиливающие внутренние страдания самого преступника. Разумеется, мы должны остановить их от дальнейших нарушений закона, но в то же время, несмотря на то, что они могут быть ужасными и бессовестными личностями, мы обязаны любить страдающую душу, которая кроется у них внутри. Когда мы сможем простить темные стороны, существующие в нас и в окружающих, мы действительно сможем развить в себе высокий уровень самооценки и начать служить миру.









     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх