• УПР. «За» и «против»: принятие решения
  • Обучение Базового Я посредством тела
  • Страх неудачи
  • Здоровая злость
  • Неверная оценка испытания
  • Всему свое время
  • КЛЮЧИ К ПРЕВРАЩЕНИЮ

    Поскольку ключами к хранилищу энергии, требуемой для перемен, владеет Базовое Я, давайте еще раз посмотрим то главное, что нам о нем известно:

    Базовое Я отвечает за деятельность организма и управляет телом.

    Оно обеспечивает нас жизненной энергией.

    Его свойства, побуждения, мотивы, логика, интересы и ценности очень похожи на поведение ребенка.

    Базовое Я выделяет энергию только на те виды деятельности, которые его возбуждают, которые ему нравятся и интересны:

    подобно маленьким детям, оно любит новые игрушки, веселье, сюрпризы, признание, внимание и похвалу;

    подобно маленьким детям, оно любит возбуждение; ему нравятся новые вещи и развлечения, ощущения безопасности и удовольствия.

    Базовое Я отвечает за выживание и безопасность, сексуальную и творческую энергию, личную силу и дисциплинированность. Главное, что его заботит, — успех жизни в материальном мире.

    Как все маленькие дети, Базовое Я боится неизвестного и склонно сопротивляться любым переменам, если только преимущества этих изменений не оказываются для него достаточно привлекательными. Его противодействие можно преодолеть, пообещав и доставив Базовому Я дополнительную приятную компенсацию за неудобства, например, «Я брошу курить и тогда начну раз в неделю ходить на массаж».

    Чаще всего, когда мы вносим в свою жизнь перемены, мы сосредоточиваемся на том, с чем расстаемся: мы «теряем» вес, «бросаем» курить, пить или употреблять наркотики, «прекращаем» отношения с кем–либо. Но когда мы с чем–то расстаемся, мы что–то и получаем. Теряя вес, мы обретаем легкость; бросив курить, мы становимся здоровыми, полными сил и начинаем по–новому относиться к себе и к окружающей реальности; покончив с какими–либо отношениями, мы освобождаем место для других, более удовлетворительных отношений.

    Выбор означает расставание с чем–то привычным, во имя достижения того, чего нам хочется еще больше. Обычно одна часть нас хочет перемен, а другая — нет. Ни одно изменение не является совершенно полезным или абсолютно вредным. Легкость или сложность, с которой происходят изменения, зависит от того, на что направлено наше внимание и энергия. Сосредоточенность на том, что нам «нужно бросить» какую–либо привычку заставляет Базовое Я сопротивляться потере. Если же мы сфокусируемся на преимуществах расставания с дурной привычкой, то добьемся сотрудничества и поступления энергии и поддержки со стороны Базового Я — разумеется, если оно посчитает описанные выгоды стоящими.

    УПР. «За» и «против»: принятие решения

    Запишите или произнесите вслух то изменение, которого вы хотите достичь.

    Составьте список основных потерь, с которыми связано это изменение.

    Составьте список самых важных обретений, которые принесет изменение.

    Сравните списки и принимайте решение.

    Если выгоды и преимущества перемен не перевешивают того, что мы считаем потерей и к чему привязаны, можно придумать дополнительное преимущество, то есть назначить себе награду за успех изменений. Например, можно договориться с собой, что после того, как сброшен определенный вес, вы купите себе то, что давно хотели или съездите куда–то развлечься — подсознание воспримет эту награду как компенсацию и поддержит перемены, потому что будет стремиться к обещанному удовольствию.

    Обучение Базового Я посредством тела

    Точно так же, как мы воспитываем своих детей и развиваем в них сильные стороны, мы способны обучать Базовое Я и развивать в нем меньшее сопротивление и большую непосредственность, избавлять от страхов и вырабатывать уверенность в себе, снижать его капризность и приучать к пониманию.

    Базовое Я воспринимает кинестатические, телесные ощущения и опыт чувств гораздо лучше, чем абстрактные концепции. Легче всего научить Базовое Я последовательности, процессу постепенного достижения цели путем физических движений. Например, если мы хотим преодолеть присущее Базовому Я сопротивление изменениям, мы можем обучить его искусству несопротивления, используя фундаментальный принцип рукопашного боя. Этот закон гласит: Когда толкают, тяни; когда тянут — толкай. Другими словами, необходимо следовать внешней силе, а не сопротивляться ей.

    Этот принцип активно используется в дзю–до и айкидо. Когда противник начинает толкать, мастер отходит в сторону и тянет его; при этом он использует вес тела противника и заставляет его терять равновесие. Если же противник тянет его на себя, мастер делает шаг вперед и толкает, прибавляя свою силу к силе противника и таким образом направляет его в том же направлении.

    Тот же подход можно использовать в устных спорах и других ситуациях — отступать в сторону, сливаться с силой, которая воздействует на нашу жизнь и использовать ее в своих целях.

    Страх неудачи

    Не будем путать стремление к успеху и страх перед провалом. Стремление к успеху возбуждает нас и помогает добиться поддержки со стороны Базового Я. «Позволь себе быть великим!» — восклицает оно. — «Живи страстно! Добейся! Сделай это!»

    С другой стороны, страх неудачи парализует нас. Дети ненавидят неудачи и испытывают множество мнимых провалов, особенно когда пытаются сравняться со взрослыми. Время и опыт позволяют взрослым развить в себе больше способностей, но дети не понимают этого процесса; не понимает его и Базовое Я, поэтому нам необходимо научить его.

    Хотя обычно мы не осознаем этого, но когда мы взрослеем и испытываем множество мелких и неизбежных неудач, когда над нами смеются или подвергают критике, наши духовные мышцы становятся крепче. Это напряжение неприятно — так наше Базовое Я начинает понимать, что неудачи неприятны.

    Самый важный урок, который мы можем дать своему Базовому Я, заключается в том, что провал не означает потери всего. Проходя через неудачи, мы способны продемонстрировать подсознанию скрытое благо настойчивости в трудных ситуациях. Занимаясь в гимнастическом зале, я терпел неудачи по полсотни раз в день. Когда я начинал осваивать новое упражнение, процесс овладения им был мне хорошо известен: Неудачны все попытки — пока не приходит успех. Неудачи становятся ступеньками, ведущими нас к цели.

    Чаще всего мы терпим неудачу за неудачей до тех пор, пока наконец не достигаем цели. «Неожиданный» успех зачастую требует десятков лет стараний. Но если мы настойчивы, то обязательно преуспеем.

    Ты просто обязан делать то, что кажется тебе невозможным.

    (Элеанор Рузвельт)

    Ошибки прошлого являются нашей школой успеха, потому что благодаря им мы знаем, что именно не стоит делать в будущем. Этот процесс и называется обучением. Мы учимся на ошибках, и разумность означает не безошибочность, а умение не повторять снова и снова одни и те же ошибки. Учиться, кстати, можно и на ошибках других.

    Здоровая злость

    Чаще всего наше сопротивление переменам имеет своей причиной страх (паралич) или печаль (слабость). Чувство гнева ощущается в солнечном сплетении и оказывается сильнее, чем страх или слабость, так что мы можем использовать гнев, чтобы преодолеть оба препятствия.

    Кроме того, злость может помочь бороться с дурными привычками. Рассмотрим пример курения. Все знают, что курение оказывает серьезное отрицательное воздействие на наше здоровье и даже угрожает жизни, тем не менее, многие продолжают курить. Причинами этого являются неведение (игнорирование фактов, использование отрицаний, объяснений и других психологических защитных механизмов) и физическая зависимость от никотина. Те люди, которые хотят бросить, но все еще курят, просто еще не накопили достаточного гнева.

    От Жана–Поля Гетти, воевавшего во Франции во время второй мировой войны, я услышал такую историю. Однажды, около двух часов ночи, он проснулся, и ему страстно захотелось покурить. Он встал, взял пачку сигарет, но она оказалась пустой. Он поискал окурки в пепельнице, в брюках, во всех карманах — ничего.

    Он со вздохом оделся, вышел под проливной дождь и потащился по грязной улице в ближайшую лавку, до которой было около полутора километров. Через двадцать минут, примерно на полпути, бредущий по щиколотку в грязи Жан–Поль внезапно остановился, словно пораженный молнией. Он глянул в начало, на мрачное небо, с которого непрерывным потоком падал дождь, и завопил, перекрывая раскаты грома: «Да что же я делаю?!»

    В это мгновение он осознал нечто такое, что всегда ускользало от него. В два часа ночи, стоя в грязи под холодным ливнем, он осознал, до какой степени курение поработило его. Жан–Поль разозлился — не просто забеспокоился или раздосадовал, но пришел в состояние холодной, свирепой ярости. Он развернулся, отправился домой и никогда больше не курил.

    Естественно, желание курить пропало у него не сразу: что–то в нем требовало сигарету весь следующий день и всю следующую неделю. Но его гнев превратился в неуклонную решимость, а когда ярость и решимость сливаются вместе, не нужно даже пытаться что–то сделать — это что–то просто делается.

    В соответствии с астрологическими архетипами, яростью управляет Марс, но эта планета отвечает также за энергию, побуждения и решительность. Злость помогает в подобных случаях, а вот самосожаление не поможет никогда. Логика и рассудок лишь указывают направление, но гнев заставляет нас действовать. Однако гнев, направленный на самого себя, только усложняет проблему и усиливает саморазрушительные импульсы, которые в первую очередь поддерживают пагубные привычки.

    Нам следует осознавать, что наше Базовое Я хочет продолжать следовать привычке, потому что оно к ней привыкло. Когда мы открываем каналы взаимопонимания с этой частью себя, то обнаруживаем, что оно придерживается старого, исходя из своих собственных соображений, сражаясь с проблемами детства, которые к настоящему времени могли давно исчезнуть. В конечном итоге, наше трусливое Базовое Я старается помочь нам самим, хотя при этом может чувствовать большую неуверенность и страх. Если мы стремимся понять его, установленное взаимодействие помогает Базовому Я понять и измениться к новому образу бытия.

    Подлинные перемены и высочайшие изменения в человеке происходят не благодаря сопротивлению старым привычкам. Изменение заключается не в неделании чего–либо — это совершение чего–то другого.

    (Да Авабхаса (Да Фри Джон))

    Изменение предстает перед нами в форме выбора — либо защищать свои застарелые привычки до тех пор, пока они не разрушат нашу жизнь, либо решиться на сложный и трудный процесс преобразования себя.

    Неверная оценка испытания

    Пожалуй, каждый из нас, оглянувшись назад, способен вспомнить случаи, когда он решил что–то сделать, но потерпел неудачу в достижении этой цели. Вероятнее всего, мы либо недооценили предстоящее нам свершение и вскоре бросили борьбу, либо переоценили его, и нас отпугнула его сложность.

    Когда мы недооцениваем свою задачу, наши действия начинаются с оптимизмом и большими надеждами («Это будет просто пара пустяков!»). Нас постигает страшное разочарование, когда мы обнаруживаем, что испытание оказывается гораздо серьезнее, чем мы предполагали, и требует от нас гораздо большей энергии, времени и опыта, чем казалось вначале.

    Наверное, ничто на свете не вызывает столько иллюзорных надежд, как первые четыре часа диеты.

    (Дэн Беннетт)

    Недооценивая предстоящие трудности, мы начинаем действовать самоуверенно, а наше Базовое Я выделяет на решение задачи недостаточное количество энергии; в результате мы оказываемся в очень распространенной ловушке «почти удалось». Древние воины знали, что недооценка противника практически всегда приводит к смерти.

    С другой стороны, если мы переоцениваем сложности и начинаем действовать неуверенно, то рискуем бросить свои попытки, еще не начав как следует — в конце концов, зачем же пытаться совладать с неравным «противником» или справиться за непосильной работой?

    Таким образом, при реалистичной оценке трудностей, с которыми нам предстоит столкнуться, и спокойном и уверенном анализе собственных сил и возможностей мы способны вести стратегическую борьбу с испытаниями и использовать ровно столько ресурсов, сколько необходимо для победы над ними.

    Всему свое время

    Большинство сельскохозяйственных культур не пытаются посеять осенью, а собрать — весной. Всему свое время, у всего свои темпы развития. Рамакришна, индийский святой, напоминал: «Попробуйте расколоть еще зеленых орех — это практически невозможно, но когда он созрел, для этого достаточно легкого удара».

    Не жалей времени на раздумья; но когда приходит время действовать — не рассуждай, но действуй.

    (Эндрю Джексон)

    Окна возможностей открываются и закрываются. Пребывая в настоящем, заботясь о том, что происходит с нами прямо сейчас, удерживаясь на волне возможностей, мы следуем естественному порядку вещей.









     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх