• Игра в притворство
  • Опасности иллюзий
  • Близкие и отдаленные последствия
  • УПР. Выбор и его последствия
  • ПРОБУЖДЕНИЕ

    Голод реален; не менее реальна потребность в крыше над головой и в одежде. Однако большинство остальных проблем нашей жизни создаются иллюзиями субъективного разума. Наша ошибочная склонность принимать свои представления о реальности за саму реальность является фундаментальной причиной человеческих страданий.

    Пробуждение подразумевает постепенное постижение того, как мы воспринимаем реальность сквозь фильтры своих убеждений, ассоциаций и интерпретаций явлений. В этом смысле, глядя на мир и людей вокруг, мы обычно видим только свой собственный разум. Осознание этого помогает нам увидеть мирную, спокойную объективную реальность, которая скрывается за покровами нашего разума.

    Пробуждение — постижение реальности — является процессом, а не событием. Но даже самая первая вспышка понимания может в корне изменить всю нашу жизнь. Чтобы проснуться, необходимо понять, что раньше мы спали; чтобы освободиться от цепей, нужно осознать, что мы чем–то скованы.

    Игра в притворство

    Как и все остальные, я тоже внес значительный вклад в игру притворства, — самую древнюю игру, изобретенную человечеством, — во время которой делал вид, что счастлив, что одни вещи мне нравятся, а другие нет, что мои действия не имеют никаких последствий. Я воображал, что мои отношения с кем–то в порядке, до тех пор, пока они с треском не разваливались; я считал, что могу с чем–то справиться, пока жизнь не показывала, что мне об этом ничего не известно. Я играл своим воображением всю жизнь, пока Сократ не заставил меня освободиться от большинства привычных иллюзий.

    Игрой в притворство заняты многие преступники; запутавшиеся в заблуждениях своего разума, которые не имеют ничего общего с реальностью, они представляют, что добьются чего–то, если их при этом не поймают, не обращая никакого внимания на духовные потери и реальные последствия, сказывающихся на их собственной жизни и жизнях других людей. Одни курят сигареты, употребляют наркотики, водят машину в пьяном виде и совершают другие разрушительные для своего и чужого здоровья поступки, пребывая в своем мире фантазий. Другие выстраивают воображаемые стены, чтобы защитить себя от детских обид, сексуальных домогательств и других болезненных и пугающих воспоминаний и тревожных ожиданий.

    Уровень интеллекта никак не влияет на склонность к самообману. Одна моя знакомая, очень милая женщина, чрезвычайно гордится своим отточенным интеллектом. Она исключительно способный математик, у нее очень богатая речь и совершенно поразительная память. Она удивительно рассудительна, и одним из сильнейших ее качеств является логический, аналитический склад ума.

    Эта женщина курит уже больше сорока лет. Родные и близкие постоянно убеждают ее в необходимости бросить курить; они настойчиво повторяют ей предупреждения врачей. Подобно многим из нас, у нее всегда находится какой–нибудь остроумный ответ. Она способна не пускать последствия в свой разум, но не может никак воспрепятствовать их проявлению в своем теле. Мне становится очень грустно, когда я вижу, как она сражается за каждый свой вдох, с каким напряженным дыхания она преодолевает очередную ступеньку лестницы. При этом она даже всхлипывает от жалости к себе. Ей приходится платить высокую цену за понимание закона причин и следствий.

    Уделяя внимание последствиям наших действий, мы способны усваивать уроки жизни быстро, просто и относительно легко. Даже если мы выбираем самый сложный путь, жизнь проявляет себя как талантливейший учитель — рано или поздно, тем или иным способом, она непременно преподаст нам все уроки реальности.

    Опасности иллюзий

    Шекспир напоминал нам: «Вот первое: перед собой будь честен…» Те, кто отрицают собственную внутреннюю реальность и свои глубинные чувства, обычно страдают от высокого давления, радикулита, сильных головных или зубных болей и склонности к геморрою. Все эти симптомы отражают попытки их Базового Я привлечь внимание человека и вернуть его назад, к реальности.

    Карл Вейсброд, доктор философии, в докладе Вегетарианскому Обществу Гонолулу предложил несколько примеров проявления защитного механизма Базового Я перед лицом изменений — в данном случае, на примере режима питания:

    Мало кто из людей жаждет умереть рано, однако статистические данные Центра Контроля Здоровья Атланты показывают, что основной причиной смертности в Соединенных Штатах являются сердечные заболевания, инфаркты и рак — почти все эти болезни эффективно поддаются профилактике. Практически, 75 процентов всех смертей связаны с алкоголем, курением, наркотиками и злоупотреблениями в питании.

    Та часть населения мира, которая, подобно нашим предкам, питается, в основном, продуктами с повышенным содержанием крахмала, мало страдает от сердечных заболеваний и рака, настолько распространенных сегодня в «цивилизованных» странах. Сегодня мы получаем все больше убедительных доказательств того, что питание с низким содержанием жиров, животных белков и сахаров и с высоким содержанием углеводов — то есть, в первую очередь, вегетарианские диеты — является оптимальным с точки зрения здоровой, энергичной и продолжительной жизни.

    Тем не менее, год за годом миллионы американцев заболевают и преждевременно умирают оттого, что сопротивляются переменам в своем питании, не могут заставить себя заняться спортом и бросить курить. Они уходят от сознательного выбора, основанного на всех существующих научных фактах, используя для этого множество психологических защитных механизмов.

    Отрицание: Холестерин меня не волнует. (Но существует независимо от того, волнует он нас или нет.)

    Преуменьшение: Я люблю бурбон. У меня есть право на единственный небольшой недостаток. (Природа не дает никому исключительных прав.)

    Увертка: Никто не живет вечно. (Это правда, тем не менее совсем не обязательно заранее рыть себе могилу вилкой, ножом и зубами.)

    Отсрочка: Пожалуй, я брошу курить завтра. (Такое завтра никогда не наступает.)

    Перенос ответственности: К такому питанию меня приучили родители. (Но теперь мы взрослые и в состоянии самостоятельно заботиться о своей жизни.)

    Объяснение: У мороженого приятный вкус! (Вкусными являются многие вещи; но наши вкусы могут изменяться.)

    Глухая оборона: Мясо — это просто ЗДОРОВО! (А вот инфаркт — не очень.)

    Чтобы найти себе подходящее оправдание, каждый может подобрать результаты противоречивых исследований, обосновывающих практически любой режим питания. Как говорил Марк Твен, «Существуют три вида лжи: вранье, ужасное вранье — и статистика.»

    Уважение к личным предпочтениям и свободе выбора оставляет за каждым из нас право выбирать собственный стиль жизни; Путь Мирного Воина основан, в первую очередь, на осознанном выборе. Таким образом, после реалистичной оценки последствий наших действий, мы можем либо пойти на изменения, либо не меняться и смириться с будущими следствиями этого. Однако не стоит воображать, что никаких последствий не будет или что именно с нами ничего такого не случится. Давайте делать свой выбор осознанно, независимо от иллюзий, желаний или отрицаний, принимая во внимание последствия этого выбора в будущем. Неуместное воображение опасно для вашего здоровья.

    Близкие и отдаленные последствия

    Если бы один единственный глоток алкоголя немедленно вызывал цирроз печени, если бы каждый, кто выкурил лишь одну сигарету, тут же получал рак легких, если бы любой, совершивший преступление, был бы немедленно пойман и посажен в тюрьму, то вряд ли бы кто–то решился выпить рюмку, сделать затяжку или нарушить закон.

    Большинство людей предпочитает различать скорые и отдаленные последствия и беспокоиться только о первых. Отдаленные последствия всегда представляются существующими «где–то в далеком будущем», пока это далекое будущее не превращается в вероятность, затем в неизбежность, а чуть позже — в реальность.

    Те, кто бросает курение или другие дурные привычки, обычно страдают в течение относительно короткого периода дискомфорта, но зато приобретают долгосрочные преимущества и выгоды. Помогая своему Базовому Я «постигать реальность» и обучая его верно оценивать отдаленные последствия, как положительные, так и отрицательные, мы обретаем возрастающие способности расставаться с устаревшими и бессмысленными привычками.

    Тем не менее, многие склонны изобретать какие–нибудь временные меры, скрывая при этом от самих себя самый источник проблем. В прошлом, когда я и Джой были заведующими общежития в Оберлин Колледж, студенты, совершенно истощенные непрерывными вечеринками, частенько заходили к нам в квартиру, чтобы попросить какую–нибудь таблетку, которая давала им иллюзию облегчения, и тогда они спокойно возвращались к прежнему образу жизни, который на самом деле был единственным источником их страданий. Попытки облегчить немедленные последствия вместо того, чтобы проанализировать те факторы жизни, которые являются их причинами, заставляют нас вновь и вновь проходить одни и те же круги ада — до тех пор, пока мы не осознаем ситуацию такой, какова она на самом деле.

    УПР. Выбор и его последствия

    Вспомните какой–нибудь серьезный выбор, который вы сделали в последние несколько лет. Он может быть связан с тем, что вы сделали, или, наоборот, не сделали. Попробуйте рассмотреть эту ситуацию объективно, без сожаления и осуждения.

    Проследите последствия этого выбора, ответив самому себе на следующие вопросы:

    Что положительного принес этот выбор?

    Какие отрицательные последствия он вызвал?

    Приняли бы вы сейчас то же решение?

    Есть ли в этой ситуации что–то, что может пригодиться вам сейчас или в будущем?

    Очень много лет назад я получил важный урок о последствиях невнимательности к предупреждающим сигналам, которые дает нам жизнь. Я гулял по Национальному Парку Йосемит и поднялся по узкой «Туманной тропе» к вершине водопада Вернал, где встретил лесничего, который рассказал мне об одной женщине, забравшейся через низкое ограждение к самому краю потока. Она уселась на берегу, скинула кеды и опустила ноги в холодную воду. В десяти метрах от нее эта прохладная вода низвергалась с высоты сотен метров вниз, превращаясь в грохочущую бурную реку.

    Лесничий заметил это и направился к ней. Он начал бежать, когда увидел, что женщина встала на ноги и начала бродить по мелководью. Тут она поскользнулась и упала на спину. Сильное течение потащило ее по гладким камням к краю обрыва. Он закричал, но было уже слишком поздно. Лесничий сказал, что он никогда не забудет глаза этой женщины в тот миг — в них не было никакой паники, только невинное удивление…

    Он рассказал, как стоял там вместе с несколькими другими очевидцами случившегося, совершенно ошеломленный тем, что произошло, точно так же не верящий в это, как и та женщина. Но рядом, у края воды, по–прежнему валялись ее кеды.

    Он повернулся и показал мне заметный плакат, который гласил: «Опасно! Сильное течение. Не заходите в воду.» Чуть ниже спокойной поверхности воды скрывалось мощное течение, затягивающий все в пучину водопада. Несчастная женщина не заметила предупреждающий знак, хотя, скорее, просто проигнорировала его.

    Жизнь может казаться нам спокойной гладью воды, но под ее поверхностью кроются сильнейшие течения и засасывающие водовороты. Мирный Воин мгновенно замечает любое изменение ветра или течения. Быть оптимистом очень неплохо, однако наши глаза должны быть постоянно открыты и внимательны к возникающим предупреждающим знакам. Бодрствующее внимание имеет огромное значение для выживания.

    Законы природы — фундаментальные принципы реальности — служат Воину посохом и мечом. Осознание собственной внутренней реальности становится движущей силой для начала деятельности по очищению наших эмоций и уравновешиванию тела. Эта деятельность представляет собой сознательные усилия, направленные на воспитание наших чувств, регулирование питания, постоянные физические упражнения; при этом здоровье и общее состояние естественным образом улучшаются, а ощущения подавленности со временем исчезают.









     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх