Первые Кубки

Неудачи первенства мы в какой – то степени компенсировали первым в истории клуба выигрышем Кубка России. Турнир стартовал в 1995 году, когда «Локомотив» вел гонку за лидером чемпионата «Спартаком – Аланией», и в первых матчах Юрий Павлович варьировал состав, сберегая силы лидеров команды для решающих поединков первенства. Тем не менее мы крупно выиграли у «Зенита» и «Уралмаша». Победы на следующий год в четвертьфинале над камышинским «Текстильщиком», а в полуфинале над московским «Динамо» с одинаковым счетом 1:0 дались нам большой кровью. Запомнился потрясающий гол Игоря Чугайнова в ворота бело – голубых, который впервые вывел нас в финал российского Кубка. Тем самым мы выполнили одну из важнейших задач сезона – попали в розыгрыш Кубка обладателей кубков, поскольку наш соперник по финалу «Спартак» ранее прошел в Кубок УЕФА.

Перед финалом нас напутствовали ветераны – обладатели Кубка СССР 1957 года в составе «Локомотива», призывали не посрамить чести клуба, а нам и самим очень хотелось последовать их далекому примеру, когда в решающем матче они победили тот же «Спартак». Локомотивские ветераны по сравнению со спартаковскими или динамовскими все время оставались как – то в тени, и мы подумали: выиграем кубок, и о них вспомнят по достоинству, и нас будущие поколения тоже помянут добрым словом.

К ветеранам у нас всегда было уважительное отношение. Все мы знаем имена Виктора Ворошилова, Валентина Бубукина, Геннадия Забелина, Виктора Соколова, Виталия Артемьева. Называю только сразу пришедшую на ум пятерку не из неуважения к остальным. Думаю, что лет через 40 и кого – то из нас добрая половина болельщиков не будет помнить. Новые времена, новые имена. Локомотивские ветераны не обидятся, они – народ спокойный, не лезут с нравоучениями, не выпячивают себя, дескать, вот мы – то как играли, а вы. Не скажу, что наше общение с ветеранами слишком частое, но перед матчем подойдут, поинтересуются, как здоровье, пожелают успеха, подбодрят: «Давайте, ребятки, не подкачайте.» Посиделки, рассказы, как они играли, у нас были не приняты, да и им это не нужно. Очень трудно наложить прошедшее время на настоящее. Тем более всем известно, о чем на таких встречах говорят – о клубном патриотизме, о суровых условиях, в которых нашим предшественникам приходилось начинать. Люди воспитывались в другой эпохе, непонятной для нынешней молодежи. Сначала я относился к отсутствию таких встреч негативно – как же так, надо изучать историю своего клуба от А до Я, а теперь считаю: слава богу, что молодые игроки многого не знают. Не каждую историю надо знать. Известно, что, например, в Германии из школьного исторического курса исключен раздел «Вторая мировая война», потому что она принесла неисчислимые бедствия немецкому народу. Лучшие страницы истории «Локомотива», что «Локомотив» – первый обладатель Кубка СССР, имена Бубукина, Ворошилова, Соколова, Лаврова, забившего первый гол чемпионатов СССР, футболисты знают. Но подробно локомотивскую историю они знать не хотят, дабы не перегружать мозги, и я считаю, что это правильно. Они не уважают не историю, а то время, которое не могло позволить, не дало возможности локомотивским футбольным талантам по – настоящему использовать свой дар на благо собственной семьи, детей и внуков. В нынешние времена они стали бы обеспеченными людьми, а не надеялись в своей нищенской старости на различные благотворительные акции.

Наша кубковая победа стала первой для «Локомотива» после 1957 года, можно сказать, эпохальной, особенно с учетом того, что после серебра чемпионата СССР 1959 года клуб ничего серьезного на внутренней арене не выиграл. Финал Кубка СССР 1990 года не считается, поскольку был проигран киевскому «Динамо».

Хотя «Спартак» находился в полном порядке, веру в успех мы испытывали сумасшедшую, даже не сомневались в победе. Похоже, что и Семин – тоже. Финал назначили на 11 мая, а 9–го, в День Победы, Палыч, заметив, что, слоняясь по Баковке, футболисты приуныли, скомандовал: «Давайте жен на базу, шашлыки устроим, расслабимся слегка». А потом отпустил нас погулять в Центральный парк культуры и отдыха имени Горького, как говорится, вместе с народом отметить великий праздник. Развлекались, как могли, Андрюха Соломатин, помню, даже с тарзанки в воду прыгал, шашлычков, конечно, отведали, а на следующий день была лишь легкая предыгровая тренировка.

Я обычно не бреюсь в день игры, а тут встал пораньше, побрился – неудобно же после победы идти на банкет небритым. Выходим на поле – у спартаковцев лица постные, а мы идем – шутим, смеемся. Филимонов, вратарь «Спартака», оборачивается: «Мужики, вы что? Финал все – таки.» Сама же игра складывалась тяжело, против нас болел весь стадион – «Локомотив» еще не обрел нынешнюю армию поклонников. Начали спокойно, и минуте на 10–й наш капитан Леша Косолапов открыл счет. С ответным голом «Спартак» не задержался, но получился он чудным: Липко попал мячом в затылок Дроздову, а я, ослепленный солнцем, не среагировал на рикошет. Потом был левый пенальти в наши ворота, реализованный Никифоровым. В тот момент мне почему – то подумалось: «Вопиющая несправедливость безнаказанной не останется». И точно, в конце первого тайма уже «Спартак» получил в свои ворота 11–метровый, который реализовал Косолапов, и на перерыв ушли при счете 2:2. Во втором тайме игра уже клонилась к дополнительному времени, но развязка наступила за пять минут до судейского свистка. Юра Дроздов, не обладавший мощным ударом, вдруг ни с того ни с сего решился пробить, и попал – то почти по центру ворот, но Филимонова что – то дезориентировало, и он пропустил мяч, решивший судьбу Кубка России.

Этот матч стал одним из самых ярких событий не только для меня, но и во всей истории «Локомотива». Кубок нам вручили сразу же после игры. Не забуду наш круг почета под оглушительный свист трибун – почти все 30 тысяч зрителей на стадионе «Динамо» в тот день ненавидели нас – болели за «Спартак». Но мы все равно чувствовали себя триумфаторами наперекор всем и всему. Вдохновленный «теплым» приемом публики, я не удержался от реплики, которую быстро растиражировали репортеры: «Как приятно за раз «сделать» тридцать тысяч человек».

«Босс всегда прав!»

Баннер фанатов «Локомотива».)

Мое более позднее признание: «Больше всего на свете не люблю хлебные крошки на столе и московский «Спартак» – запомнили еще лучше. Я воспитывался в динамовской футбольной школе, и, как уже отмечал, «Спартак» для нас был словно красной тряпкой для быка, антагонизм по отношению к красно – белым цветам я впитал с детства. Хочу подчеркнуть: со многими спартаковскими игроками я в прекрасных отношениях. И болельщиков «Спартака» уважаю. Но обыграть «Спартак» для меня всегда было делом чести. При этом я никогда не поливал «Спартак» грязью. И свое личное мнение никому не навязывал. В конце концов «Спартак» ведь не женщина, почему я должен его любить?

– Я знаю, что к футболистам нашей команды, руководству клуба Овчинников относится с уважением. Что же касается бренда «Спартак», он его терпеть не может.

Егор Титов, капитан «Спартака». «Советский спорт». 2008 год.)

Такая конфронтация – нормальное явление. Мои слова – цветочки по сравнению с тем, что говорят для испанской прессы игроки «Барселоны» о «Реале» и наоборот. Футбол существует для болельщиков, и выпады в адрес принципиальных соперников – элемент шоу, которое мы разыгрываем. А что по моему адресу из спартаковского сектора неслось: «Пес», так с самого начала отнесся к этому с юмором, даже рукой фанатам в ответ помахал: я же родился в год Собаки. И вообще люблю собак. Хотя на первых порах красно – белая обструкция меня раздражала, но только на минуту – другую, а потом только сил прибавляла. Если разобраться, я ничего плохого этим людям не сделал. К тому же по отдельности они вполне нормальные ребята.

К чести спартаковских фанов, когда у меня были трудные времена в московском «Динамо», они десятками подходили на улице, желали удачи. Говорили: «Возвращайся, без тебя скучно. Нам так играть тяжело – покричать не на кого».

А хлебные крошки на столе действительно не люблю.

– Овчинников – лучший вратарь российского чемпионата.

(Олег Романцев, главный тренер «Спартака» и сборной России. «Спорт – Экспресс». 1996 год.)

А как мы праздновали свою первую кубковую победу! Сначала в раздевалке искупались в шампанском, не забыв сделать и по нескольку полноценных глотков из завоеванного кубка. Когда шампанское иссякло, перекрыв Тверскую, поехали отмечать успех в гостиницу «Россия» на 40 автомобилях с мигалками. Наверное, никто так не умеет праздновать победы, как «Локомотив». А ведь это тоже нужно, иначе для чего мы играем. Вместе с нами радуются родственники, друзья, болельщики – это же прекрасно. Был шикарный банкет в гостинице «Россия», за нашим столом уместилось все руководство Министерства путей сообщения, Московской железной дороги, тостам не было конца. Мы впервые познали радость выигрыша крупного турнира. И даже сейчас, став тренером, считаю: победу в большом турнире или над великим клубом надо обязательно отмечать, чтобы навсегда запомнить, закрепить обуревавшие игроков эмоции и впоследствии стараться воспроизвести их ради новых успехов. Футбол – занятие творческое и не должен восприниматься игроками как ежедневная тяжелая работа. Праздники, отдых для души в нем обязательны. Ведь банкеты, совместные походы в рестораны, пикники на природе широко распространены и в зарубежных топ – клубах.

– Сергей Овчинников – первый номер не только в нашей команде, но и среди вратарей в российском чемпионате. Знаю его еще с детских лет, когда он играл в юношеской команде «Динамо», а я в «Спартаке». Несмотря на традиционный антагонизм этих клубов, мы уже тогда подружились и были рады стать партнерами в «Локомотиве». В быту он такой же добродушный и в какой – то степени бесшабашный парень. Но тот, кто видит его в работе, сразу понимает, почему он лучший. После каждой тренировки на смену Овчинникову выходит рабочий с тачкой земли – засыпать образовавшуюся у ворот яму. Сергей пашет на тренировках глубинно. Он – наша главная надежда и опора. Редкой надежности вратарь, человек, друг.

(Алексей Косолапов, капитан «Локомотива» – 1996. Еженедельник «Футбол».)








 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх