• Тема 2. Характеристика конфликта как социального феномена
  • Сущность конфликта и его структура
  • Определение основных структурных элементов конфликта
  • Классификация конфликтов
  • Причины конфликтов
  • Динамика конфликта
  • Занятие 2.1. Практическое занятие по теме «Идентификация конфликтов» (решение ситуационных задач)
  • Занятие 2.2. Тема: «Сущность конфликта и его причины». Деловая игра «Жалоба»
  • Занятие 2.3. Практическое занятие по теме «Конфликтные ситуации» (решение ситуационных задач)
  • Занятие 2.4. Тема: «Конфликтные ситуации». Дидактическая игра «Фрустрирующие ситуации в деловых отношениях»
  • Тема 3. Теории механизмов возникновения конфликтов
  • Формулы конфликта
  • Конфликты и трансактный анализ
  • Основные положения теории трансактного анализа
  • Поведенческие характеристики основных трансакций
  • Алгоритм трансактного анализа
  • Занятие 3.1. Практическое занятие по теме «Формулы конфликта» (проводится на примере решения ситуационных задач)
  • Занятие 3.2. Дидактическая игра «Фрустрирующие ситуации»
  • Занятие 3.3. Практическое занятие по теме «Трансактный анализ конфликтов» (проводится методом тестирования и решения ситуационных задач)
  • Тема 4. Технологии управления конфликтами
  • Понятие управления конфликтом
  • Содержание управления конфликтами
  • Занятие 4.1. Тема: «Технологии управления конфликтами». Дидактическая игра «Оценка глубины конфликта»
  • Раздел I. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА

    Тема 2. Характеристика конфликта как социального феномена

    Конфликт как сложное социальное явление характеризуется многими параметрами. Важнейшими из них являются его сущность, структура, причины и динамика. Именно эти характеристики конфликта и находят свое освещение во второй теме практикума.

    Материал для самостоятельного изучения

    Сущность конфликта и его структура

    Конфликт – это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) и/или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.).

    Для уяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки и сформулировать необходимые и достаточные условия его возникновения. Представляется достаточным выделить два таких признака.

    1. Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов или суждений. Такие мотивы и суждения являются необходимым условием возникновения конфликта.

    2. Конфликт – это всегда противоборство субъектов социального взаимодействия, которое характеризуется нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т. п.).

    Исходя из вышесказанного, можно сформулировать необходимые и достаточные условия возникновения (наступления) конфликта.

    Необходимыми и достаточными условиями возникновения (наступления) конфликта являются наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними.

    Структуру конфликта можно представить в виде схемы (рис. 2.1).


    Рис. 2.1. Структура конфликта

    S1 и S2– стороны конфликта (субъекты конфликта); П – предмет конфликта; ОК1 и ОК2 – образы предмета конфликта (конфликтной ситуации); М1 и М2 – мотивы конфликта; Р и Р2 – позиции конфликтующих сторон.

    Определение основных структурных элементов конфликта

    Стороны конфликта – это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.


    Предмет конфликта – это то, из-за чего возникает конфликт.


    Образ конфликтной ситуации – это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.


    Мотивы конфликта – это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений).


    Позиции конфликтующих сторон – это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.

    Классификация конфликтов

    Конфликты, представляющие собой сложное социально-психологическое явление, весьма многообразны и их можно классифицировать по различным признакам. С практической точки зрения классификация конфликтов важна, так как она позволяет ориентироваться в их специфических проявлениях и, следовательно, помогает оценить возможные пути их разрешения.

    Приводимая в табл. 2.1 классификация является самой общей, и в ней мы выделяем виды конфликтов по различным признакам. В других темах практикума дается классификация конкретных видов конфликтов по типам.

    Причины конфликтов

    Причины конфликтов раскрывают источники их возникновения и определяют динамику протекания.

    Таблица 2.1

    Классификация конфликтов

    Причины конфликта – это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его.

    Среди огромного множества причин конфликтов прежде всего выделим так называемые общие причины, которые проявляются так или иначе практически во всех возникающих конфликтах. К ним можно отнести следующие причины.

    Социально-политические и экономические причины связаны с социально-политической и экономической ситуацией в стране.

    Социально-демографические причины отражают различия в установках и мотивах людей, обусловленные их полом, возрастом, принадлежностью к этническим группам и др.

    Социально-психологические причины отражают социально-психологические явления в социальных группах: взаимоотношения, лидерство, групповые мотивы, коллективные мнения, настроения и т. д.

    Индивидуально-психологические причины отражают индивидуальные психологические особенности личности (способности, темперамент, характер, мотивы и т. п.).

    Вторую группу причин в нашей классификации назовем частными. Эти причины непосредственно связаны с конкретным видом конфликта. Здесь мы назовем лишь некоторые из них:

    • неудовлетворенность условиями деятельности;

    • нарушение служебной этики;

    • нарушение трудового законодательства;

    • ограниченность ресурсов;

    • различия в целях, ценностях, средствах достижения целей;

    • неудовлетворительные коммуникации.

    Причины конфликтов обнаруживают себя в конкретных конфликтных ситуациях, устранение которых является необходимым условием разрешения конфликтов.

    Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними.

    Соотношение причины конфликта, конфликтной ситуации и конфликта можно выразить в виде следующей схемы (рис. 2.2).



    Рис. 2.2. Соотношение причины конфликта, конфликтной ситуации и конфликта


    При этом важно отметить, что особое место среди факторов, обеспечивающих данное соотношение, занимает инцидент, или повод.

    Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

    Для решения практических задач, связанных с анализом конфликтов и их разрешением, важное значение имеет классификация конфликтных ситуаций.

    Наиболее часто встречающиеся типы конфликтных ситуаций представлены в табл. 2.2.

    Динамика конфликта

    Важной характеристикой конфликта является его динамика. Динамика конфликта как сложного социального явления находит свое отражение в двух понятиях: этапы конфликта и фазы конфликта.

    Этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения и до разрешения. Поэтому знание основного содержания каждого из этапов конфликта важно для его прогнозирования, оценки и выбора технологий управления этим конфликтом.

    Таблица 2.2

    Типы конфликтных ситуаций



    Основные этапы конфликта

    1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.

    2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т. д.

    3. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявления, предупреждения и т. п.), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта.

    4. Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта.

    5. Разрешение конфликта. В зависимости от содержания, разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами): педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т. п.).

    Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отражают динамику конфликта прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения.

    Основными фазами конфликта являются:

    1) начальная фаза;

    2) фаза подъема;

    3) пик конфликта;

    4) фаза спада.

    Важно помнить, что фазы конфликта могут повторяться циклически. Например, после фазы спада в 1-м цикле может начаться фаза подъема 2-го цикла с прохождением фаз пика и спада, затем может начаться 3-й цикл и т. д. При этом возможности разрешения конфликта в каждом последующем цикле сужаются. Описанный процесс можно изобразить графически (рис. 2.3).


    Рис. 2.3. Фазы конфликта


    Таблица 2.3

    Соотношение фаз и этапов конфликта


    Источники для углубленного изучения темы

    1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 1999. – Разд. IV.

    2. Гришина Н. В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000.

    3. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. – СПб.: Лань, 1999. – Гл. 2.

    4. Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Психология управления: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.


    Контрольные вопросы

    1. Дайте определение конфликта.

    2. Сформулируйте необходимые и достаточные условия возникновения конфликта.

    3. Чем характеризуется противоборство субъектов социального взаимодействия?

    4. Изобразите графически структуру конфликта.

    5. Дайте определения основных структурных элементов конфликта: «стороны конфликта», «предмет конфликта», «образ конфликтной ситуации», «мотивы конфликта», «позиции конфликтующих сторон».

    6. Приведите классификацию конфликтов.

    7. Дайте определение причин конфликта.

    8. Приведите классификацию причин конфликта.

    9. Дайте определения понятий: «конфликтная ситуация» и «инцидент».

    10. Перечислите типы конфликтных ситуаций.

    Занятие 2.1. Практическое занятие по теме «Идентификация конфликтов» (решение ситуационных задач)

    Цель занятия: Развитие навыков идентификации конфликтов.


    Порядок проведения занятия

    Подготовительный этап. За одну-две недели студенты получают установку на проведение занятия в форме решения ситуационных задач. Им сообщают тему и цель занятия. Дают указания по самостоятельному изучению литературы и освоению основных понятий: «конфликт», «причина конфликта», «предмет конфликта». Особое внимание обращают на формулировку необходимых и достаточных условий конфликта.

    В ходе занятия. Студентам предлагают решить задачи с конкретными ситуациями, ответив на вопросы, приведенные в конце каждой задачи.

    Варианты решения задач обсуждаются в учебной группе.

    Задача 1

    Между двумя сотрудниками организации возник спор по поводу сроков внедрения новой технологии. Один из них мотивировал предлагаемые сроки внедрения интересами производства продукции, второй свою позицию обосновывал с позиции интересов персонала, которому предстоит осваивать новую технологию. Является описанная ситуация конфликтом? Каковы перспективы развития данной ситуации и механизмы управления ею?

    Задача 2

    В беседе руководителя с подчиненным, допустившим технологическую ошибку, которая привела к серьезному материальному ущербу фирме, руководитель предъявил претензии к подчиненному и наложил штраф в размере месячной заработной платы. Является ли описанная ситуация конфликтом? Ответ обоснуйте.

    Задача 3

    Принимая на работу сотрудника, руководитель фирмы пообещал через два месяца перевести его на вышестоящую должность. По истечении указанного срока обещание руководителя не выполнено. Можно ли описанную ситуацию идентифицировать как конфликтное взаимодействие? Если нет, то каковы перспективы развития описанной ситуации в конфликт.

    Занятие 2.2. Тема: «Сущность конфликта и его причины». Деловая игра «Жалоба»

    Цель игры. Развитие у студентов умения анализировать конфликт на основе уяснения ими основных конфликтологических понятий; формирование навыков применения простейших методов изучения и оценки конфликтных ситуаций.

    Игровая ситуация. Руководство фирмы получило жалобу от одного из сотрудников[2].

    Генеральный директор фирмы назначает рабочую группу для изучения жалобы и выработки предложений для принятия решения. Состав рабочей группы: менеджер по кадрам – руководитель; специалист по связям с общественностью; юрист фирмы.


    Порядок проведения игры

    Подготовительный этап. За одну-две недели студенты получают установку на проведение деловой игры. Им сообщают тему и цель занятия, а также тему деловой игры, ее цель и игровую ситуацию.

    Студенты получают указания по самостоятельному изучению литературы и уяснению основных понятий: «конфликт», «структура конфликта», «субъекты конфликта», «предмет конфликта», «образ конфликтной ситуации», «мотивы конфликта», «позиция в конфликте». Кроме того, студентам напоминают, что они должны продемонстрировать в ходе деловой игры умение использовать различные методы изучения и анализа конфликтов: наблюдение, анализ результатов деятельности, беседа, экспертный опрос и др.

    В ходе игры

    1. Учебная группа разбивается на три команды.

    Первая команда – руководство фирмы: генеральный директор, заместитель генерального директора по связям с общественностью, финансовый директор.

    Вторая команда – рабочая группа по изучению жалобы (состав смотри в пункте «Игровая ситуация»).

    Третья команда – эксперты (3–5 человек).

    Время на распределение ролей – 5 минут.

    Примечание. Состав команд может быть определен по желанию студентов.

    2. Всем командам выдается жалоба в письменном виде и задание на игру. Первая команда готовится к заслушиванию предложений для принятия решения, выработанных рабочей группой (вторая команда). Вторая команда готовит предложения для принятия решения по жалобе. Третья команда готовится к оценке содержания работы первой и второй команд.

    Время на подготовку – 15 минут.

    3. Заслушивание предложений для выработки решения по жалобе, принятие решения и оценка содержания работы.

    Игровой сценарий. «Генеральный директор» открывает служебное совещание, объявляя его тему, и предоставляет слово для доклада «старшему рабочей группы» по изучению жалобы и выработке предложений для принятия решения (регламент доклада может быть ограничен 10 минутами). После доклада руководящий состав задает вопросы членам рабочей группы (время на вопросы и ответы может быть установлено в пределах 15–20 минут). После ответов на вопросы выслушиваются мнения «заместителя генерального директора по связям с общественностью» и «финансового директора» (на выслушивание мнений может быть выделено 5 минут).

    Решение на основе обсуждения принимает «генеральный директор».

    Оценка содержания работы. После принятия решения члены экспертной группы выступают с оценкой работы первой и второй команд, а также исполнителей всех ролей. В ходе оценки возможны дискуссии (на оценку экспертов может быть отведено 15–20 минут).

    4. Подведение преподавателем итогов игры.

    Занятие 2.3. Практическое занятие по теме «Конфликтные ситуации» (решение ситуационных задач)

    Цель занятия. Закрепление знаний студентов о сущности конфликта, развитие у них навыков анализа конфликтных ситуаций различных типов и формирование умения принимать управленческие решения в сложных ситуациях социального взаимодействия.


    Порядок проведения занятия

    Подготовительный этап. За одну-две недели студенты получают установку на проведение занятия в форме решения ситуационных задач. Им сообщают тему и цель занятия. Дают указания по самостоятельному изучению литературы и освоению основных понятий: «конфликт», «причина конфликта», «конфликтная ситуация», «инцидент». Особое внимание обращают на уяснение соотношения между этими понятиями.

    В ходе занятия. Студентам предлагают решить задачи с конкретными ситуациями, ответив на вопросы, приведенные в конце каждой задачи.

    Варианты решения задач обсуждаются в учебной группе.

    Задача 1

    Вы недавно назначены менеджером по кадрам. Вы еще плохо знаете сотрудников фирмы, сотрудники еще не знают вас в лицо. Вы идете на совещание к генеральному директору. Проходите мимо курительной комнаты и замечаете двух сотрудников, которые курят и о чем-то оживленно беседуют. Возвращаясь с совещания, которое длилось один час, вы опять видите тех же сотрудников в курилке за беседой.

    Вопрос. Как бы вы поступили в данной ситуации? Объясните свое поведение.

    Задача 2

    Вы начальник отдела. В отделе напряженная обстановка, срываются сроки выполнения работ. Не хватает сотрудников. Выезжая в командировку, вы случайно встречаете свою подчиненную – молодую женщину, которая уже две недели находится на больничном. Но вы находите ее в полном здравии. Она кого-то с нетерпением встречает в аэропорту.

    Вопрос. Как вы поступите в этом случае? Объясните свое поведение.

    Задача 3

    Одна сотрудница высказывает другой претензии по поводу многочисленных и часто повторяющихся ошибок в работе. Вторая сотрудница принимает высказываемые претензии за оскорбление. Между ними возник конфликт.

    Вопрос. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.

    Задача 4

    Руководитель принял на работу специалиста, который должен работать в подчинении у его заместителя. Прием на работу не был согласован с заместителем. Вскоре проявилась неспособность принятого работника выполнять свои обязанности. Заместитель служебной запиской докладывает об этом руководителю…

    Вопрос. Как бы вы поступили на месте руководителя? Проиграйте возможные варианты.

    Задача 5

    В ответ на критику со стороны подчиненного, прозвучавшую на служебном совещании, начальник начал придираться к нему по мелочам и усилил контроль за его служебной деятельностью.

    Вопрос. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.

    Занятие 2.4. Тема: «Конфликтные ситуации». Дидактическая игра «Фрустрирующие ситуации в деловых отношениях»

    Цель занятия. Закрепление у студентов навыков выявления конфликтных ситуаций в процессе социального взаимодействия в нестандартных деловых ситуациях. Развитие навыков и умений эффективного общения в деловых отношениях.

    Порядок проведения игры. Обучаемым выдаются рисунки, на которых изображены два человека[3]. То, что говорит первый человек, написано в квадрате слева. Обучаемые должны записать свои варианты ответа за другого человека.

    Затем преподаватель организует обсуждение вариантов ответа.


    Контролыный тест

    Выберите вариант правильного ответа в каждом из 10 вопросов.

    1. Конфликт – это:

    а) борьба мнений;

    б) спор, дискуссия по острой проблеме;

    в) противоборство на основе столкновения противоположно направленных мотивов или суждений;

    г) соперничество, направленное на достижение победы в споре;

    д) столкновение противоположных позиций.

    2. Противоборство – это:

    а) открытое высказывание несогласия по какому-либо вопросу;

    б) столкновение интересов;

    в) нанесение взаимного ущерба;

    г) борьба мнений;

    д) соперничество по поводу какого-либо предмета.

    3. Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта между субъектами социального взаимодействия являются:

    а) наличие у них противоположных суждений или мотивов и желание хотя бы одного из них одержать победу над другим;

    б) наличие у них противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними;

    в) наличие у них противоположных позиций и активные действия обеих сторон по достижению своих позиций;

    г) наличие у них противоположно направленных мотивов и открытые заявления о своих требованиях;

    д) наличие противоположных интересов у каждого из них и отсутствие возможностей по их реализации.

    4. Конфликтная ситуация – это:

    а) случайные столкновения интересов субъектов социального взаимодействия;

    б) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для противоборства между ними;

    в) процесс противоборства между субъектами социального взаимодействия, направленный на выяснение отношений;

    г) причина конфликта;

    д) этап развития конфликта.

    5. Причина конфликта – это:

    а) противоположные мотивы субъектов социального взаимодействия;

    б) стечение обстоятельств, которые проявляют конфликт;

    в) явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия вызывают его;

    г) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для реального противоборства между ними;

    д) то, из-за чего возникает конфликт.

    6. То, из-за чего возникает конфликт, – это:

    а) мотивы конфликта;

    б) позиции конфликтующих сторон;

    в) предмет конфликта;

    г) стороны конфликта;

    д) образ конфликтной ситуации.

    7. Образ конфликтной ситуации – это:

    а) то, из-за чего возникает конфликт;

    б) субъективное отражение в сознании субъектов конфликтного взаимодействия предмета конфликта;

    в) истинные внутренние побудительные силы, подталкивающие субъект социального взаимодействия к конфликту;

    г) то, о чем заявляют друг другу конфликтующие стороны;

    д) субъективное отражение в сознании субъектов конфликтного взаимодействия целей конфликта.

    8. Инцидент – это:

    а) стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта;

    б) истинная причина конфликта;

    в) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для реального противоборства между ними;

    г) то, из-за чего возникает конфликт;

    д) необходимое условие конфликта.

    9. Стороны конфликта – это:

    а) субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или поддерживающие (явно или неявно) конфликтующих;

    б) только субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта;

    в) конкретные личности, находящиеся в состоянии конфликта;

    г) субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта и посредник (медиатор);

    д) конфликтующие стороны в переговорном процессе по разрешению конфликта.

    10. К какому виду относится конфликт, который характеризуется тем, что в нем сталкиваются две личности, в основе его лежат объективные противоречия и он способствует развитию соответствующей социальной системы?

    а) межличностному бурному и быстротекущему;

    б) межличностному, конструктивному;

    в) межличностному, экономическому;

    г) острому и длительному;

    д) деструктивному.





















    Тема 3. Теории механизмов возникновения конфликтов

    Уяснение сути того, как именно возникают конфликты, имеет существенное значение для определения способов их разрешения. В настоящей теме практикума мы рассмотрим некоторые из простейших механизмов, которые были описаны в работах отечественных и зарубежных авторов.

    Материал для самостоятельного изучения

    Формулы конфликта

    Один из отечественных исследователей в области конфликтологии В. П. Шейнов в своей книге «Конфликты в нашей жизни и их разрешение» приводит три формулы конфликтов (А, Б и В). Практическое значение формул конфликтов состоит в том, что они позволяют достаточно быстро проводить анализ многих конфликтов и находить пути их разрешения. При этом следует помнить, что приводимые ниже формулы не могут быть универсальным методом оценки и разрешения любых конфликтов. Во многих случаях они могут служить лишь ориентиром в сложном и противоречивом процессе управления конфликтами.

    Первая формула отражает зависимость конфликта (КФ) от конфликтогенов (КФГ).

    Конфликтогены– это вербальные или невербальные средства общения, а также действия или бездействия, примененные осознанно или неосознанно одним из субъектов социального взаимодействия по отношению к другому, которые вызывают у последнего отрицательные эмоциональные переживания и подталкивают его к агрессивным действиям по отношению к первому, способствуя возникновению конфликта между ними.

    Механизм развития конфликта по первой формуле основывается на отрицательном восприятии и негативной реакции личности, против которой применен конфликтоген. При отсутствии волевого регулирования такой реакции она имеет тенденцию развития по закону эскалации, то есть нарастания.

    Более конкретно первую формулу конфликта схематично можно выразить следующим образом:

    КФГ1 > КФГ2 > КФГ3 > … > КФ,

    где КФГ1 – первый конфликтоген; КФГ2 – второй конфликтоген, ответный на первый; КФГ3 – третий конфликтоген, ответный на второй, и т. д.

    При этом важно иметь в виду, что КФГ2 > КФГ1, КФГ3 > КФГ2 и т. д., то есть каждый ответный конфликтоген является более сильным, чем тот, на который он отвечает (Закон эскалации конфликтогенов).

    Конфликты, возникающие по первой формуле, условно будем называть конфликтами типа А. Важно отметить, что, по наблюдениям специалистов, 80 % конфликтов возникает помимо желания их участников и по вышеприведенной формуле. В связи с этим следует запомнить два правила бесконфликтного взаимодействия.

    Правило 1. Не употребляйте конфликтогены.

    Правило 2. Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.

    Для успешного применения сформулированных правил важно знать конкретные проявления конфликтогенов. В табл. 3.1 дается характеристика некоторых конфликтогенов, наиболее часто встречающихся на практике в отношениях между людьми.

    Вторая формула отражает зависимость конфликта (КФ) от конфликтной ситуации (КС) и инцидента (И) и выражается следующим образом:

    КС + И = КФ.

    Таблица 3.1

    Классификация конфликтогенов


    Данная формула указывает способ разрешения таких конфликтов, которые условно будем называть конфликтами типа Б: устранить конфликтую ситуацию и исчерпать инцидент.

    Третья формула отражает зависимость конфликта (КФ) от нескольких конфликтных ситуаций (КС). Ее можно выразить следующим образом:

    КС1 + КС2 +… + КСn = КФ, при этом n ? 2

    Словами эту формулу можно выразить так:

    Сумма двух или более конфликтных ситуаций приводит к конфликту.

    Конфликты, возникающие по третьей формуле, условно будем называть конфликтами типа В. Разрешение таких конфликтов сводится к устранению всех конфликтных ситуаций.

    Конфликты и трансактный анализ

    Теория трансакционного (трансактного) анализа была разработана американским психотерапевтом Эриком Берном в 60-х годах ХХ века. Основные положения этой теории изложены им в книге «Люди и игры» и широко используются в психотерапии при лечении различных психических расстройств, а также в работе психологов по коррекции поведения человека.

    Теория трансактного анализа может быть с успехом применена в практике прогнозирования конфликтов и их предупреждения в межличностном взаимодействии (МЛВ).

    Основные положения теории трансактного анализа

    Понятие «трансактный анализ» означает анализ взаимодействий. Центральной категорией этой теории является «трансакция».

    Трансакция – это единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием их позиции.

    Э. Берн заметил, что мы в различных ситуациях занимаем различные позиции по отношению друг к другу, что находит свое отражение во взаимодействии (трансакциях). Основными позициями при этом являются три, которые условно были названы Э. Берном: Родитель, Взрослый и Ребенок (Дитя). В дальнейшем сокращенно мы их будем обозначать соответственно буквами: Р, В и Д.

    Поведенческие характеристики основных трансакций

    Ребенок– проявляет чувства (обиды, страха, вины и т. п.), подчиняется, шалит, проявляет беспомощность, задает вопросы: «Почему я?», «За что меня наказали?», извиняется в ответ на замечания и т. п.

    Родитель– требует, оценивает (осуждает и одобряет), учит, руководит, покровительствует и т. п.

    Взрослый– работает с информацией, рассуждает, анализирует, уточняет ситуацию, разговаривает на равных, апеллирует к разуму, логике и т. п.

    Алгоритм трансактного анализа

    1. Составить матрицу:



    2. Выделить субъекты МЛВ (Sи – инициатор, Sм – «мишень»).

    3. Уяснить, с каких позиций выступает каждый из субъектов МЛВ: Р, В, Д.

    4. Уяснить направленность позиции каждого субъекта МЛВ и обозначить стрелками в матрице.

    5. По матрице определить сумму расхождений в позициях.

    6. Сделать вывод:

    а) сумма расхождений равна нулю – отсутствие конфликтной ситуации;

    б) сумма расхождений от одного до четырех свидетельствует о наличии конфликтной ситуации.

    Примеры

    1. На переговорах одна сторона заявляет другой: «Вы сорвали нам поставки, в результате мы понесли ощутимые потери». Другая сторона: «Нет, это вы виноваты, задержав предоплату».


    Сумма расхождений составляет четыре, что свидетельствует о наличии серьезной конфликтной ситуации между участниками переговоров.

    2. Студент обращается к экзаменатору: «Почему вы поставили мне четверку, а не пятерку?». Экзаменатор: «Давайте разберемся». И, используя аргументы, обосновывает выставленную оценку.


    Сумма расхождений равна нулю, что свидетельствует об отсутствии конфликтной ситуации.


    Источники для углубленного изучения темы

    1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 1999. – Гл. 16, 17.

    2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПб.; М.: «Университетская книга» АСТ, 1998.

    3. Гришина Н. В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000.

    4. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. – СПб.: Лань, 1999. – Гл. 3.


    Контрольные вопросы

    1. Что такое конфликтогены?

    2. В чем суть закона эскалации конфликтогенов (первая формула конфликтов)?

    3. Сформулируйте правила бесконфликтного взаимодействия, вытекающие из закона эскалации конфликтогенов.

    4. Назовите основные типы конфликтогенов и формы их проявления.

    5. Сформулируйте правила возникновения и способы разрешения конфликтов по второй формуле.

    6. Сформулируйте правила возникновения и способы разрешения конфликтов по третьей формуле.

    7. Что такое трансакция? Основные виды трансакций и их поведенческие характеристики.

    8. Перечислите поведенческие характеристики Родителя.

    9. Перечислите поведенческие характеристики Взрослого.

    10. Перечислите поведенческие характеристики Ребенка.

    Занятие 3.1. Практическое занятие по теме «Формулы конфликта» (проводится на примере решения ситуационных задач)

    Цель занятия. Развитие у студентов навыков анализа конфликтов между субъектами социального взаимодействия на основе применения формул (А, Б и В) и поиска вариантов разрешения конфликтных ситуаций.


    Порядок проведения занятия

    Подготовительный этап. За одну-две недели студенты получают установку на проведение практического занятия методом решения ситуационных задач. Также они получают указания на самостоятельное изучение литературы и уяснение основных понятий: «типы конфликта (А, Б и В)», «конфликтогены», «эскалация конфликтогенов», «конфликтная ситуация», «инцидент».

    В ходе занятия. Студентам предлагаются задачи с конкретными ситуациями. Они должны решить эти задачи, ответив на вопрос – по какой формуле возможно разрешение конфликта в каждой из них.

    Варианты решения задач обсуждаются в учебной группе.

    Задача 1

    Определите природу конфликта (тип А, Б, В) в следующей ситуации.

    Руководитель принял на работу неподготовленного работника, не согласовав это с заместителем, у которого тот в подчинении. Вскоре выясняется неспособность принятого работника выполнять свою работу. Заместитель представляет руководителю докладную записку об этом. Руководитель тут же рвет данную записку.

    Задача 2

    Определите природу конфликта (тип А, Б, В) в следующей ситуации.

    При распределении премии начальник не выделил ее одному из подчиненных. Оснований для депремирования не было. На вопрос подчиненного руководитель не смог объяснить причины, сказал только: «Это я вас учу».

    Задача 3

    Определите природу конфликта (тип А, Б, В) в следующей ситуации.

    Беседуя с претендентом на вакантную должность, руководитель дает обещание в дальнейшем повысить его в должности.

    Вновь принятый с воодушевлением приступает к работе, проявляя высокую работоспособность и добросовестность. Руководство постоянно увеличивает нагрузку, не прибавляя зарплату и не повышая в должности. Спустя некоторое время работник начинает проявлять признаки недовольства… Назревает конфликт.

    Задача 4

    Определите природу конфликта (тип А, Б, В) в следующей ситуации.

    Начальник сообщает подчиненному, что в следующем месяце отправляет его на курсы повышения квалификации. Подчиненный отказывается, ссылаясь на то, что до пенсии ему осталось полтора года.

    Задача 5

    Определите природу конфликта (тип А, Б, В) в следующей ситуации.

    Работник, достигший пенсионного возраста, жалуется начальнику, что мастер выживает его с работы. Мастер клянется, что ни малейшего повода для этого не дает. Работник же продолжает жаловаться.

    Задача 6

    Определите природу конфликта (тип А, Б, В) в следующей ситуации.

    Начальник участка дает задание рабочему. Тот отказывается, мотивируя свой отказ тем, что эта работа требует более высокого разряда, и добавляя при этом, что ему уже пять лет не повышают разряд.

    Задача 7

    Определите природу конфликта (тип А, Б, В) в следующей ситуации.

    На совещании один из подчиненных, не выдержав нажима руководителя, в полушутливой форме обратил на этот нажим внимание. Руководитель не нашелся, что сказать, но после этого случая стал действовать еще более жестко, особенно в отношении «шутника».

    Занятие 3.2. Дидактическая игра «Фрустрирующие ситуации»

    Цель игры. Закрепление у студентов навыков выявления конфликтных ситуаций в процессе социального взаимодействия в нестандартных жизненных ситуациях, развитие навыков и умений эффективного общения в сложных ситуациях.

    Порядок проведения игры. Обучаемым выдаются рисунки, на которых изображены два человека[4]. То, что говорит первый человек, написано в квадрате слева. Обучаемые должны записать свои варианты ответа за другого человека. Затем преподаватель организует обсуждение вариантов ответа.

    В конце занятия студентам можно дать психокоррекционные упражнения для самостоятельной отработки (упражнение 1 взято из кн.: Психологическая помощь и консультирование в практической психологии, 1999, с. 278).

    Упражнение 1

    Умение реагировать на хамство, сохраняя при этом чувство собственного достоинства, можно тренировать во время поездок в общественном транспорте, в магазине, на рынках и в других общественных местах. Заставьте себя молчать, когда вас задевают в мелком конфликте, например в трамвайной ссоре. Научитесь отвлекаться от таких «сцен» приятными воспоминаниями или наблюдением за пейзажем и т. п. Вскоре вы почувствуете преимущество такого поведения – вы избежите конфликта и сохраните честь и достоинство.

    Упражнение 2

    Вспомните конфликтные ситуации на улице, в общественном транспорте, в учреждениях сферы обслуживания и т. п., свидетелями которых вы были, и проанализируйте их, ответив на следующие вопросы:

    1. По какой формуле шло развитие конфликта?

    2. Кто был инициатором конфликта и какой конфликтоген он применил первым?

    3. Как ответил на конфликтоген второй участник конфликта?

    4. Можно ли было избежать этого конфликта и каким образом?

























    Занятие 3.3. Практическое занятие по теме «Трансактный анализ конфликтов» (проводится методом тестирования и решения ситуационных задач)

    Цель занятия. Развитие у студентов навыков оценки конфликтности между субъектами социального взаимодействия на основе трансактного анализа, а также поиска вариантов разрешения таких конфликтов.


    Порядок проведения занятия

    Подготовительный этап. За одну-две недели студенты получают установку на проведение практического занятия в форме решения ситуационных задач. Им сообщают тему и цель занятия. Дают указания на самостоятельное изучение литературы и уяснение основных понятий: «трансакция», «поведенческие позиции Родителя, Взрослого, Ребенка»; «алгоритм применения трансактного анализа».

    В ходе занятия

    1. Студентам предлагается тест «Родитель – Взрослый – Ребенок».


    Тест 3.1. «Родитель – Взрослый – Ребенок»

    Попробуйте оценить, как сочетаются эти три «Я» в вашем поведении. Для этого оцените приведенные высказывания в баллах от 1 до 10.

    1. Мне порой не хватает выдержки.

    2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.

    3. Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.

    4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.

    5. Меня провести нелегко.

    6. Мне бы понравилось быть воспитателем.

    7. Бывает, мне хочется подурачится, как маленькому.

    8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.

    9. Каждый должен выполнять свой долг.

    10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.

    11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.

    12. Младшее поколение должно учиться у старшего, как ему следует жить.

    13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.

    14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.

    15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.

    16. Я – увлекающийся человек.

    17. Мой основной критерий оценки человека – объективность.

    18. Мои взгляды непоколебимы.

    19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.

    20. Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны.

    21. Люди должны соблюдать правила независимо от обстоятельств.

    Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам таблицы:

    1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 – «Д» (Дитя);

    2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 – «В» (Взрослый);

    3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 – «Р» (Родитель).

    Расположите соответствующие символы в порядке убывания веса. Если у вас получилась формула ВДР, то вы обладаете развитым чувством ответственности, в меру импульсивны, непосредственны и не склонны к назиданиям и поучениям. Вам можно пожелать лишь сохранить эти качества и впредь. Они помогут вам в любом деле, связанном с общением, коллективным трудом, творчеством.

    Хуже, если на первом месте стоит Р, категоричность и самоуверенность противопоказаны, например, педагогу, организатору, словом, всем, кто в основном имеет дело с людьми, а не с машинами.

    Сочетание РДВ порой способно осложнить жизнь обладателю такой характеристики. «Родитель» с детской непосредственностью режет «правду-матку», ни в чем не сомневаясь.

    Д во главе приоритетной формулы – вполне приемлемый вариант, скажем, для научной работы. Эйнштейн, например, однажды шутливо объяснил причины своих научных успехов тем, что он развивался медленно и над многими вопросами задумывался лишь тогда, когда люди обычно перестают о них думать.

    Но детская непосредственность хороша до определенных пределов. Если она начинает мешать делу, то, значит, пора взять свои эмоции под контроль.

    2. Студентам предлагаются задачи, содержащие конкретные ситуации. Ситуации, описанные в задачах, они должны оценить на основе трансактного анализа. Решение задач обсуждается в учебной группе.

    Задача 1

    Проведите анализ межличностного взаимодействия и оцените его конфликтность в следующей ситуации.

    Предприниматель обращается к налоговому инспектору: «На каком основании вы наложили штраф?». Инспектор: «Давайте разберемся». И, используя документы, разъясняет причину штрафа.

    Задача 2

    Проведите анализ на предмет конфликтности межличностного взаимодействия в следующей ситуации.

    Руководитель спрашивает у своего заместителя: «Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы исключить опоздания на работу сотрудников?». Заместитель: «У меня есть некоторые соображения по этому поводу».

    Задача 3

    Проведите трансактный анализ на предмет конфликтности межличностного взаимодействия в следующей ситуации.

    Руководитель обращается к своему заместителю со словами упрека: «Вы не смогли обеспечить своевременность выполнения поставленной задачи». Заместитель: «Меня отвлекли семейные обстоятельства».

    Задача 4

    Проведите анализ на предмет конфликтности межличностного взаимодействия в следующей ситуации.

    Начальник отдела в конце рабочего дня обращается к сотруднику с просьбой остаться после работы для составления срочного отчета. Сотрудник отказывается, ссылаясь на усталость и на то, что рабочий день уже закончился.

    В конце занятия студентам можно дать психокоррекционные упражнения для самостоятельной отработки (упражнения 1 и 2 взяты из кн.: Психологическая помощь и консультирование в практической психологии, 1999, с. 269).

    Упражнение 1

    Вступая в общение в реальных жизненных ситуациях, старайтесь определять позиции своих партнеров. Попробуйте поэкспериментировать с собственной позицией, всякий раз наблюдая и анализируя последствия ее изменения. Какие конкретно трансактные комбинации ведут к обострению ситуации, а какие – к конструктивному общению?

    Упражнение 2

    Проанализируйте привычные трансакции членов вашей семьи, друзей, коллег. С кем вам легче и приятнее общаться: с Родителями, Детьми или Взрослыми? Как вы думаете, почему? Есть ли у вас «любимая» позиция? Меняете ли вы свою трансакцию в зависимости от ситуации? Надо ли согласовывать свою позицию с позицией партнеров?


    Контрольный тест

    Выберите вариант правильного ответа в каждом из 10 вопросов.

    1. Конфликтогены – это:

    а) слова, действия (или бездействия), которые могут привести к конфликту;

    б) проявления конфликта;

    в) причины конфликта, обусловленные социальным статусом личности;

    г) состояния личности, которые наступают после разрешения конфликта;

    д) поведенческие реакции личности в конфликте.

    2. Определите тип конфликта в следующей ситуации: «В общественном транспорте один пассажир нечаянно толкнул другого, не извинившись за причиненное неудобство. Второй пассажир в ответ на толчок нагрубил первому пассажиру… В конечном итоге между ними возникла драка…»:

    а) тип Б;

    б) тип В;

    в) тип А;

    г) тип Б и В;

    д) тип А и Б.

    3. Определите тип конфликта в следующей ситуации: «Между двумя сотрудниками не сложились отношения. По ошибке письменное задание, предназначенное первому сотруднику, было адресовано второму. Второй расценил данный факт как попытку первого «свалить» свою работу на него. Между ними возник открытый конфликт…»:

    а) тип Б;

    б) тип А;

    в) тип В;

    г) тип Б и В;

    д) тип А и В.

    4. Определите тип конфликта в следующей ситуации: «Начальник принял на работу сотрудника в одно из подразделений, не согласовав этот вопрос с руководителем данного подразделения и без соответствующей проверки его профессиональной подготовки. Вскоре обнаружилось, что вновь принятый сотрудник оказался не способным выполнять обязанности по должности… Руководитель подразделения в служебной записке докладывает о профессиональной непригодности новичка и требует его увольнения. Между начальником и руководителем подразделения возник конфликт…»:

    а) тип А;

    б) тип В;

    в) тип Б;

    г) тип В и Б;

    д) тип А, Б и В.

    5. К какому типу конфликтогенов относятся следующие действия: приказание, угроза, замечание, критика, обвинение, насмешка?

    а) снисходительное отношение;

    б) негативное отношение;

    в) менторские отношения;

    г) нарушение этики;

    д) нечестность и неискренность.

    6. К какому типу конфликтов относятся следующие действия: унизительное утешение; унизительная похвала; упрек; подшучивания?

    а) хвастовство;

    б) нарушение этики;

    в) регрессивное поведение;

    г) снисходительное отношение;

    д) негативное отношение.

    7. Наивные вопросы; ссылки на других при получении справедливого замечания; пререкания – это формы проявления конфликтогенов, которые характеризуются как:

    а) прямое негативное отношение;

    б) хвастовство;

    в) нечестность и неискренность;

    г) менторские отношения;

    д) регрессивное поведение.

    8. Выберите адекватный вариант поведения (комбинация из трех позиций) трансакции «Родителя»:

    а) требует; оценивает; проявляет беспомощность;

    б) руководит; рассуждает; анализирует;

    в) разговаривает на равных; проявляет чувства обиды; покровительствует;

    г) работает с информацией; рассуждает; анализирует;

    д) требует; осуждает; учит.

    9. Выберите адекватный вариант поведения (комбинация из трех позиций) в трансакции «Ребенка»:

    а) проявляет чувство обиды; подчиняется; шалит;

    б) требует; рассуждает; анализирует;

    в) осуждает; учит; покровительствует;

    г) оценивает; проявляет беспомощность, проявляет чувство страха;

    д) подчиняется; одобряет; уточняет ситуацию.

    10. Выберите адекватный вариант поведения (комбинация из трех позиций) в трансакции «Взрослого»:

    а) проявляет чувство вины; руководит; уточняет ситуацию;

    б) работает с информацией; анализирует; разговаривает на равных;

    в) требует; покровительствует; руководит;

    г) работает с информацией; покровительствует; руководит;

    д) уточняет ситуацию; работает с информацией; руководит.

    Тема 4. Технологии управления конфликтами

    Управление конфликтами можно рассматривать в двух аспектах: внутреннем и внешнем. Первый из них заключается в управлении собственным поведением в конфликтном взаимодействии. Этот аспект носит психологический характер и находит свое отражение в теме 7 практикума. Внешний аспект управления конфликтами отражает организационно-технологические стороны этого сложного процесса, в котором субъектом управления может выступать руководитель (менеджер), лидер или посредник (медиатор). Именно в этом аспекте мы рассматриваем данную проблему.

    Материал для самостоятельного изучения

    Понятие управления конфликтом

    Понятие «управление» имеет очень широкую сферу применения: «управление самоорганизующихся систем», «управление техническими системами», «управление обществом» и т. д.

    Применительно к социальным системам управление представляет собой целенаправленный процесс оптимизации этих систем в соответствии с объективными законами. Что касается понятия «управление конфликтом», то можно дать следующее его определение:

    Управление конфликтом– это целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.

    В предложенном нами определении требует пояснения указание на целенаправленное воздействие в интересах развития или разрушения социальной системы. Дело в том, что в функциональном плане конфликты отличаются противоречивостью. Одни из них носят конструктивный характер и способствуют развитию сопряженной с ними социальной системы, при условии адекватной динамики конфликтов. Другие же носят деструктивный характер и способствуют разрушению социальной системы. Поэтому субъекты социального управления в зависимости от отношения к конкретной социальной системе могут целенаправленно воздействовать на динамику происходящих в ней конфликтов в соответствии со своими интересами. Заметим, что вопросы использования деструктивных конфликтов в социальной практике могут быть предметом изучения отдельной отрасли конфликтологии – деструктивной конфликтологии.

    Для нас важен конструктивный аспект управления конфликтами. Иначе говоря, основная цель управления конфликтами будет заключаться в том, чтобы предотвращать деструктивные конфликты и способствовать адекватному разрешению конструктивных.

    Содержание управления конфликтами

    Управление конфликтами как сложный процесс включает следующие виды деятельности:

    • прогнозирование конфликтов и оценка их функциональной направленности;

    • предупреждение или стимулирование конфликта;

    • регулирование конфликта;

    • разрешение конфликта.

    Содержание управления конфликтами находится в строгом соответствии с их динамикой, которая отражена в табл. 4.1.

    Прогнозирование конфликта– это один из важнейших видов деятельности субъекта управления, оно направлено на выявление причин данного конфликта в потенциальном развитии.

    Основными источниками прогнозирования конфликтов является изучение объективных и субъективных условий и факторов взаимодействия между людьми, а также их индивидуально-психологических особенностей. В коллективе, например, такими условиями и факторами могут быть: стиль управления; уровень социальной напряженности; социально-психологический климат; лидерство и микрогруппы и другие социально-психологические явления.

    Таблица 4.1

    Содержание управления конфликтом и его динамика


    Особое место в прогнозировании конфликтов занимает постоянный анализ как общих, так и частных причин конфликтов.

    Предупреждение конфликта– это вид деятельности субъекта управления, направленный на недопущение возникновения конфликта. Предупреждение конфликтов основывается на их прогнозировании. В этом случае на основе полученной информации о причинах зреющего нежелательного конфликта предпринимается активная деятельность по нейтрализации действия всего комплекса детерминирующих его факторов. Это так называемая вынужденная форма предупреждения конфликта.

    Но конфликты можно предупреждать, осуществляя в целом эффективное управление социальной системой. В данном случае управление конфликтом (в том числе и предупреждение конфликта) является составной частью общего процесса управления в этой системе. Основными путями такого предупреждения конфликтов в организациях могут быть:

    • постоянная забота об удовлетворении нужд и запросов сотрудников;

    • подбор и расстановка сотрудников с учетом их индивидуально-психологических особенностей;

    • соблюдение принципа социальной справедливости в любых решениях, затрагивающих интересы коллектива и личности;

    • воспитание сотрудников, формирование у них высокой психолого-педагогической культуры общения и др.

    Подобную форму предупреждения конфликтов в отличие от предыдущей можно назвать превентивной.

    Стимулирование конфликта– это вид деятельности субъекта управления, направленный на провокацию, вызов конфликта. Стимулирование оправдано по отношению к конструктивным конфликтам. Средства стимулирования конфликтов могут быть самыми разными: вынесение проблемного вопроса для обсуждения на собрании, совещании, семинаре и т. п.; критика сложившейся ситуации на совещании; выступление с критическим материалом в средствах массовой информации и т. д. Но при стимулировании того или иного конфликта руководитель должен быть готов к конструктивному управлению им. Это необходимое условие в управлении конфликтами, нарушение его, как правило, приводит к печальным последствиям.

    Регулирование конфликта– это вид деятельности субъекта управления, направленный на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения. Регулирование как сложный процесс предполагает ряд этапов, которые важно учитывать в управленческой деятельности.

    I этап. Признание реальности конфликта конфликтующими сторонами.

    II этап. Легитимизация конфликта, то есть достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных норм и правил конфликтного взаимодействия.

    III этап. Институциализация конфликта, то есть создание соответствующих органов, рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия.

    Кроме того, в процессе регулирования конфликтов важно учитывать некоторые технологии, которые представлены в табл. 4.2.

    Разрешение конфликта– это вид деятельности субъекта управления, связанный с завершением конфликта. Разрешение – это заключительный этап управления конфликтом.

    Разрешение конфликта может быть полным и неполным. Полное разрешение конфликта достигается при устранении причин, предмета конфликта и конфликтных ситуаций. Неполное разрешение конфликта происходит тогда, когда устраняются не все причины или конфликтные ситуации. В таком случае неполное разрешение конфликта может быть этапом на пути к его полному разрешению.

    Таблица 4.2

    Технологии регулирования конфликта


    В реальной практике по управлению конфликтами важно учитывать предпосылки, формы и способы их разрешения.

    Предпосылки разрешения конфликта:

    • достаточная зрелость конфликта;

    • потребность субъектов конфликта в его разрешении;

    • наличие необходимых средств и ресурсов для разрешения конфликта.

    Формы разрешения:

    • уничтожение или полное подчинение одной из сторон (уступка);

    • согласование интересов и позиций конфликтующих сторон на новой основе (компромисс, консенсус);

    • взаимное примирение конфликтующих сторон (уход);

    • перевод борьбы в русло сотрудничества по совместному преодолению противоречий (сотрудничество).

    Способы разрешения:

    • административный (увольнение, перевод на другую работу, решение суда и т. п.);

    • педагогический (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.).

    Алгоритм деятельности руководителя в процессе управления конфликтами

    Алгоритм деятельности руководителя в процессе управления конфликтами зависит от многих факторов – содержания самого конфликта, условий его возникновения и развития и многих других.

    Поэтому универсальный алгоритм деятельности руководителя по управлению конфликтами предложить невозможно. Но какие-то основные, целесообразные шаги в таком алгоритме можно выделить. Их мы представим в табл. 4.3.

    В процессе управленческой деятельности по разрешению конфликтов и в выборе алгоритма такой деятельности для руководителя важно учитывать следующие принципы управления конфликтами:

    • объективности и адекватности оценки конфликта;

    • конкретно-ситуационного подхода;

    • гласности;

    • демократического воздействия, опоры на общественное мнение;

    • комплексного использования способов и приемов воздействия.

    Таблица 4.3

    Алгоритм управления конфликтом


    Не менее важным для руководителя в управлении конфликтами является учет некоторых негативных факторов принятия конструктивных решений, которые представлены в табл. 4.4, а также использование различных видов психологической власти по разрешению конфликтов, разработанных Х. Корнелиус и Ш. Фэйр и отраженных в табл. 4.5.

    Таблица 4.4

    Негативные факторы принятия конструктивных решений по конфликту


    Таблица 4.5

    Различия в подходах к применению власти по разрешению конфликтов, по Х. Корнелиус и Ш. Фэйр


    Примечание. Для конструктивного разрешения конфликтов следует использовать лишь власть влияния.


    Источники для углубленного изучения темы

    1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 1999. – Разд. VII; VIII.

    2. Зеркин Д. П. Основы конфликтологии: Курс лекций. Лекция 9. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

    3. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента. – Минск: Амалфея, 1998. – С. 238–250.

    4. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. – СПб.: Лань, 1999. – Гл. 12.

    5. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. – М.: Инфра-М, 1996.

    6. Уткин Э. А. Конфликтология. Теория и практика. – М.: Экмос, 1998. – C. 94-132.


    Контрольные вопросы

    1. Приведите определение понятия «управление конфликтом».

    2. Какие виды деятельности субъекта управления включают в свое содержание процесс управления конфликтом?

    3. Объясните понятия: «прогнозирование конфликта» и «предупреждение конфликта».

    4. Что следует понимать под регулированием конфликта?

    5. Перечислите этапы регулирования конфликта.

    6. Перечислите важнейшие технологии регулирования конфликта.

    7. Что следует понимать под разрешением конфликта?

    8. Перечислите предпосылки разрешения конфликта.

    9. Перечислите принципы управления конфликтами.

    10. Перечислите негативные факторы принятия конструктивных решений по конфликту.

    Занятие 4.1. Тема: «Технологии управления конфликтами». Дидактическая игра «Оценка глубины конфликта»

    Цель занятия. Развитие у студентов навыков оценки глубины конфликтной ситуации с использованием специальных методик и формирование у них умений принимать адекватные решения по поводу поведения субъектов конфликта в конфликтном взаимодействии.


    Порядок проведения игры

    Подготовительный этап. За одну-две недели студентам выдают задание и установку на подготовку к игре. Суть задания состоит в следующем.

    1. Студенты получают тест «Оценка глубины конфликта» для изучения его содержания.

    2. Для апробации теста обучаемые самостоятельно должны проанализировать конфликтные ситуации, которые происходили с их участием или которые они наблюдали, на предмет оценки выраженности каждого из 8 факторов, представленных в тесте, и быть готовыми к докладу по этому вопросу на занятии.


    Тест 4.1. Оценка глубины конфликта

    В целях оценки конфликтной ситуации и характера поведения субъекта, улаживающего конфликт, вашему вниманию предлагается данный тест. В тесте представлены 8 основных позиций, имеющих непосредственное отношение к конфликтной ситуации. Ваша задача состоит в том, чтобы оценить выраженность каждого фактора по 5-балльной шкале. Сильная выраженность факторов левой стороны теста оценивается 1 баллом, а правой – 5 баллами. После оценки каждой позиции в тесте следует подсчитать общую сумму баллов, которая будет свидетельствовать о глубине конфликта.



    Оценка результатов

    Сумма баллов, равная 35–40, свидетельствует о том, что конфликтующие заняли по отношению друг к другу жесткую позицию.

    Сумма баллов, равная 25–34, указывает на колебания в отношениях конфликтующих сторон.

    Рекомендации субъектам, улаживающим конфликт:

    а) если вы руководитель, то:

    – при сумме баллов 35–40 вы должны выступать в роли обвинителя и для разрешения конфликтной ситуации в основном следует прибегать к административным мерам;

    – при сумме баллов 25–34 вы должны выступать в роли консультанта и для разрешения конфликтной ситуации в основном следует прибегать к психологическим мерам;

    – при сумме баллов менее 24 вы должны выступать в роли воспитателя и в этом случае для разрешения конфликтной ситуации целесообразно использовать педагогические меры;

    б) если вы являетесь медиатором, то:

    – при сумме баллов 35–40 следует предпринять меры по разъединению конфликтующих сторон и приступить к переговорам с ними дизъюнктивным способом (см. с. 153) до снижения накала борьбы между ними;

    – при сумме баллов 25–34 можно попытаться на очередной встрече в переговорном процессе перевести конфликт в конструктивную фазу;

    – при сумме баллов менее 24 можно активизировать усилия по подготовке конструктивного решения.

    В ходе занятия. 1. Проводится игровая разминка. В течение 1015 минут заслушиваются и анализируются задания студентов, выполненные ими на подготовительном этапе.

    2. Создаются и анализируются игровые ситуации.

    Игровая ситуация. Студенты разбиваются на игровые группы по 4 человека. В каждой игровой группе 2 человека играют роль конфликтующих, 1 – роль менеджера и 1 медиатора (в ходе игры студенты меняются ролями). Далее преподаватель дает игровую установку:

    • конфликтующим – определяется предмет конфликта и направление конфликтного взаимодействия, которое они должны разыграть (направление взаимодействия не должно быть известно другим участникам игры);

    • менеджеру и медиатору – сообщаются предмет конфликта и дается ролевая установка на оценку глубины конфликта между условными конфликтантами методом беседы с ними, наблюдения за их поведением, опираясь на тестовые позиции, и принятия решения на разрешение конфликта.

    На подготовку к ролевому взаимодействию участникам дается 10 минут. На ролевое взаимодействие отводится 10–15 минут.

    Каждый игровой сюжет обсуждается.


    Контрольный тест

    Выберите вариант правильного ответа в каждом из 10 вопросов.

    1. Управление конфликтами – это:

    а) целенаправленное воздействие на процесс его динамики;

    б) целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействия на процесс его динамики в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт;

    в) целенаправленное воздействие на конфликтующих в интересах снижения уровня напряженности между ними;

    г) целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействия на процесс формирования адекватного образа конфликтной ситуации у конфликтующих в интересах снижения уровня напряженности между ними;

    д) целенаправленное воздействие на мотивы конфликтующих.

    2. Содержание управления конфликтами включает:

    а) прогнозирование; предупреждение (стимулирование); регулирование; разрешение;

    б) прогнозирование; предупреждение (стимулирование); разрешение;

    в) прогнозирование; регулирование; разрешение;

    г) прогнозирование; анализ; предупреждение; разрешение;

    д) анализ конфликтной ситуации; прогнозирование; предупреждение; разрешение.

    3. Признание реальности конфликтующими сторонами; легитимизация конфликта и институциализация конфликта входят в содержание:

    а) прогнозирования конфликта;

    б) предупреждения конфликта;

    в) стимулирования конфликта;

    г) регулирования конфликта;

    д) разрешения конфликта.

    4. Институциализация конфликта – это:

    а) определение места и времени переговоров по разрешению конфликта;

    б) создание соответствующих органов и рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия;

    в) форма привлечения общественности для разрешения конфликта;

    г) достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению уставных норм и правил поведения в конфликте;

    д) обращение к медиатору.

    5. Легитимизация конфликта – это:

    а) определение места и времени переговоров по разрешению конфликта;

    б) создание соответствующих органов и рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия;

    в) достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных норм и правил поведения в конфликте;

    г) обращение к медиатору;

    д) придание конфликту широкой огласки.

    6. Принципами управления конфликтами являются:

    а) гласность; объективность и адекватность оценки конфликта; опора на общественное мнение; комплексное использование способов и приемов воздействия;

    б) гласность; объективность и адекватность оценки конфликта; анализ результатов деятельности; опора на общественное мнение;

    в) конкретно-ситуационный подход; гласность; опора на положительные качества конфликтующих; применение биографического метода;

    г) гласность; опора на общественное мнение; учет интересов руководства; прогнозирование;

    д) прогнозирование, стимулирование; регулирование; разрешение.

    7. Кем из ученых разработана модель применения власти по разрешению конфликта:

    а) К. Томасом и Р. Киллменом;

    б) Х. Корнелиус Ш. Фэйр;

    в) Д. Скотт и Ч. Ликсоном;

    г) М. Дойг и Д. Скотт;

    д) Р. Фишером и У. Юри.

    8. Предпосылками разрешения конфликта являются:

    а) достаточная зрелость конфликта; потребность субъектов конфликта в его разрешении; наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта;

    б) достаточная зрелость конфликта; высокий авторитет одной из конфликтующих сторон;

    в) наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта; потребность субъектов конфликта в его разрешении; коллективная форма деятельности;

    г) высокий авторитет одной из конфликтующих сторон; коллективная форма деятельности; лидерство в группе;

    д) стиль руководства; высокий авторитет одной из конфликтующих сторон, коллективная форма деятельности.

    9. Что относится к форме разрешения конфликта:

    а) порицание, юмор, убеждение, уступка;

    б) уступка, компромисс, уход, сотрудничество;

    в) требования, критика, убеждение, юмор;

    г) уступка, требования, убеждение, критика;

    д) подчинение; примирение; убеждение, согласование.

    10. Какие виды деятельности по управлению конфликтом адекватны на этапе возникновения и развития конфликтной ситуации:

    а) прогнозирование и предупреждение (стимулирование);

    б) прогнозирование; предупреждение (стимулирование) и регулирование;

    в) только прогнозирование;

    г) только предупреждение (стимулирование);

    д) только регулирование.









     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх