Схема защиты от манипу...

3.4. ЗАЩИТА ОТ МАНИПУЛЯЦИЙ

Схема защиты от манипуляций

Анализ манипуляций показывает, что при всех различиях они имеют много общего, что и позволяет выстроить довольно надежную защиту от них. Осуществить ее можно по следующей блок-схеме:


Не показывайте слабостей

В основе манипуляции всегда лежит использование слабостей собеседника. Никто не желает показаться трусом, нерешительным, жадным, неумным. Наоборот, каждый желает выглядеть достойно, быть великодушным, оказывать покровительство, ощущать свое превосходство, значимость, хорошо выглядеть, получить похвалу и т.д.

В инсценировке сказки "Золотой ключик" двб колоритных персонажа — лиса Алиса и кот Ба- зилио делятся секретами манипулирования: Пока живут на свете дураки, Обманывать нам, стало быть, с руки: На дурака не нужен нож. Ему с три короба наврешь И делай с ним, что хошь!

Справедливость этого тезиса великолепная парочка продемонстрировала на практике, втолковав Буратино мысль о Поле Чудес (не путать с популярной телевикториной!). Результат — утраченные золотые монеты. Но послушаем коварных героев дальше:

Мы прославлять судьбу свою должны, Пока живут на свете хвастуны: На хвастуна не нужен нож. Ему немного подпоешь, И делай с ним, что хошь!

Покуда живы жадины вокруг, Удачу не упустим мы из рук: На жадного не нужен нож. Ему покажешь медный грош, И делай с ним, что хошь!


Все аферы — от мелких до самых крупных — строятся, как правило, на использовании жадности людей, желания быстро разбогатеть. Желание легкого барыша так сильно, что парализует самую элементарную осторожность. Примеров этому, к сожалению, великое множество. Многочисленные аферы инвестиционных фондов и финансовых компаний, обещавших неправдоподобно высокие дивиденды, сотни тысяч одураченных вкладчиков — как тут не вспомнить Поле Чудес Страны Дураков.

Еще одна человеческая слабость — любопытство, в частности — желание узнать свое будущее, судьбу. Эту слабость уже много веков успешно эксплуатируют гадалки, провидцы, хироманты и прочие. И в наш, казалось бы, просвещенный век те же цыганки постоянно находят желающих погадать.

-» Другая человеческая слабость — жажда острых ощущений. Реализуется в азартных играх. Этой слабости подвержен, в основном, сильный пол. Не случайно поэтому нахрапистое племя наперсточников и продолжателей их дела зазывает попытать счастье именно мужчин. А в казино действует инструкция персоналу: если мужчина начинает крупно играть, то его жену (если таковая рядом) следует отлучить от него, например, бесплатным угощением и выпивкой в буфете — только бы не охладила его азарт своей рассудительностью.

-*• Желание произвести впечатление, покрасоваться также используется манипуляторами. Образцом здесь может быть хитрая лиса из басни Крылова "Ворона и Лисица".

Итак, мы видим, что знание психологии человека, его слабостей делает его удобным объектом манипуляции. Поэтому первый рубеж защиты от манипулирования — не обнаруживайте свои слабости!

О Осознайте, что Вами манипулируют

Признаком манипуляции является чувство неудобства: Вам не хочется что-то делать, говорить, а приходится — иначе неудобно, Вы будете "плохо выглядеть".

-» Достаточно сказать себе: "Стоп, манипуляция!" или что-то в этом роде, но обязательно содержащее слово "манипуляция".

Именно оно действует отрезвляюще — Вы осознаете, что это игра с Вами, нарушение Вашей независимости, насилие над Вашей личностью.

Этого простого осознания вполне достаточно, чтобы взять себя в руки и начать защищаться.

? Пассивная защита

Ею рекомендуется воспользоваться, если Вы не знаете, что делать, как ответить манипулятору.

Не говорите ничего. Сделайте вид, что не расслышали, не поняли или вообще спросите о чем-то другом.

Рассмотренные выше примеры уже содержали защиту такого рода. Например, когда сотрудница не хотела участвовать в нарушении дисциплины (сбежать с работы к телеэкрану), она просто попросила сведения по работе, показав тем самым, что только этим заняты ее мысли.

В манипуляции "Боишься?" можно отреагировать просто: "Какое у тебя ко мне дело?", не отвечая на скрытую трансакцию (см. рис. 16(a).

Если не желаете одалживать деньги не очень аккуратному плательщику, никак не отвечайте на его просьбу, заговорите о чем-то другом.


Единственное, что при этом требуется, — проявить выдержку! Особенно наглядно это видно в манипуляции "Толстокожий".

Читатель может сказать: легко советовать, но проявить выдержку очень непросто. И будет прав, если перед этим не сказать себе: стоп, манипуляция!

Скажите это и Вы увидите, что контролируете свои чувства, ибо слова о манипуляции заставят Вас адекватно оценить ситуацию.

Активная защита

Опыт показывает, что в большинстве случаев манипулятор отступает уже перед пассивной защитой. Ибо самое опасное в манипуляции — ее стремительность, неожиданность, когда у Вас нет времени сообразить, как выйти из положения. Повторение просьбы, во-первых, дает Вам время для ответа, во-вторых, выявляет истинный интерес манипулятора и сбивает заготовленное им распределение ролей. Но, конечно же, явно предпочтительнее активная защита.

Главное в этом — психологический настрой: не следует стесняться говорить то, что думаете.

Манипулятор обычно эксплуатирует наше желание выглядеть хорошо, поэтому не бойтесь показаться плохим: "Боюсь, ты сильно преувеличиваешь мои достоинства" ( щедрость, возможности, способности) — эти слова снимают с Вас всякие обязательства и открывают неограниченный простор для импровизаций.

Когда нужна активная защита

Прежде всего, не тогда, когда объект манипуляции находится в зависимости (служебной, материальной и т.д.) от манипулятора.

Дело в том, что активная защита является встречным конфликтогеном, не уступающим, а то и превосходящим по силе действие манипулятора.

По закону эскалации конфликтогенов последний ответит конфликтогеном еще более сильным, что в итоге приведет к открытому конфликту, в чем зависимая сторона вовсе не заинтересована.

Кроме случаев прямой зависимости есть еще и моральные тормоза, происходящие от воспитанности, привычки соблюдать определенные этические нормы, которые удерживают от всякого высказывания, могущего обидеть собеседника. Понятно, что воспитанному человеку труднее решиться на активные методы защиты от манипуляций.

Выбору характера защиты посвящены три последних подпункта данного раздела.

? Расставьте точки над i

Итак, если Вы решились на активную защиту, то, не стесняясь, скажите, что Вас беспокоит в предложении партнера. Если это необязательный заемщик, достаточно сказать ему, например, что у Вас нет уверенности, что он вовремя вернет долг, он сам в этом виноват. После этого психологическое преимущество переходит к Вам, ибо Вы ответили ему пристройкой сверху В< Р ("Профессор") и факты подкрепляют эту Вашу позицию.

На манипуляцию "Махнем не глядя" тоже возможен простой ответ: "Ишь, хитрец. У него, небось, ветер в кармане гуляет, а у меня лежит зарплата". Психологическое преимущество переходит к Вам, ибо он уличен в желании обмануть.

На манипуляцию "А слабо тебе", если предлагается что-то рискованное: "Надо подумать, здесь все не так просто".

При манипуляции "Обиделся" ("Обиделась") спросить прямо: "Ты хочешь поссориться?".

На манипуляцию "Обезьяна на шее" руководитель может согласиться, что ему это, возможно, будет и проще, но у него нет на это времени.

Манипулятору типа "Дитя на работе" неплохо указать, что его неспособность — это его проблемы, а выполнять обязанности надо не те, что можете, а те, что должны: "Правильно ли я Вас понял, что Вы неспособны занимать эту должность?".

Муж-манипулятор ("Дитя в семье") призадумается о честности своего поведения, если жена спросит, должен ли он что-то делать по дому или весь дом только на ней? Сравнить перечень его и ее дел по дому. (Эти приемы могут не помочь, если жена находится в более сильной зависимости от мужа, чем он от нее. Но тогда это не манипуляция, а открытое управление одного другим. Напомним, что манипуляция — это скрытое управление.)

"Домашний мудрец" нередко отступает перед вопросом: бывали ли случаи, чтобы он когда-ни- будь ошибся, или только он один знает ответы на все вопросы?

Манипуляция "Если бы не было тебя" (в женском исполнении) неплохо нейтрализуется ответом: ты сама сделала свой выбор; если считаешь, что ошиблась — сама виновата.

Манипуляция "Меня рвут на части" блокируется простым вопросом: какое дело он довел до конца, где есть результат?

Продавцу-манипулятору можно прямо сказать: "Конечно, Вам выгодно продать, что подороже, Вам за это деньги платят".

СЗ Преимущества манипулятора

Очевидность приведенных в предыдущем разделе рекомендаций показывает, что всякий без труда найдет не только предложенные, но и лучшие решения. Возникает законный вопрос: почему же тогда жертва нередко не находит их в процессе общения с манипулятором? Ответ дает трансакт- ный анализ: потому, что распределение позиций задано манипулятором так, чтобы максимально затруднить жертве выбор правильной позиции.

В этом моменте психологической борьбы манипулятор имеет значительные преимущества — подготовка и внезапность. Не всякий мгновенно найдет лучший ход. Поэтому, даже если потенциальная жертва просто сделает паузу, или "не услышит" вопроса (пассивная защита), или вступит хоть в какие-то обсуждения, он выигрывает время и обычно находит достойный выход.

Лучшие ли советы?

Приведенные примеры защиты от манипуляций не претендуют на то, чтобы быть лучшими. Во-пер- вых, потому, что это только предложения автора, а он может ошибаться. Во-вторых, потому, что наиболее сильную защиту от манипуляций дают контрманипуляции, которые будут описаны ниже. Мы же приводим примеры в рамках тех классов ("пассивная защита", "точки над i"), которые иллюстрируем.

Поэтому приведенные примеры антиманипуля- тивных высказываний имеют цель лишь продемонстрировать принципы их конструирования и не претендуют на исключительность.

С\ Контрманипуляция

Смысл контрманипуляции — сделать вид, что не понимаешь, что тобой пытаются манипулировать, начать встречную игру и завершить ее внезапным вопросом, показывающим манипулятору Ваше психологическое преимущество.

Блестящий пример контрманипуляций дал нам Шекспир. Рассмотрим, например, следующую оценку из "Гамлета". Принц разговаривает с придворным Гильденстерном, следящим за Гамлетом. Просит его сыграть на флейте. Тот отказывается — не умею. Гамлет: "...На мне вы готовы играть... или, по-Вашему, на мне легче играть, чем на дудке?" Осведомитель короля вынужден с позором удалиться.

Если предыдущие виды защиты от манипуляции являются одноходовыми комбинациями, то контрманипуляция — как минимум двухходовая, предполагающая самостоятельный диалог, встречную игру.

Несколько частных советов

Этот раздел может не читать тот, кому достаточно знания общих принципов, чтобы самому сконструировать контрманипуляцию.

Мы же пройдемся по примерам манипуляций, показав возможные контрманипуляции.

Например, манипулятор говорит: "А слабо тебе..." и предлагает что-то опасное или преступное. Ответ: "А ты сам можешь это сделать? Сделай".

Ответ сотрудницы на предложение сбежать с работы, усмотревшей в этом попытку нейтрализовать ее как критика систематических нарушений: "Как не стыдно такое предлагать?" — ставит мани- пуляторшу на место.

Манипулятор "Дитя на работе" не будет в восторге от встречного вопроса: "Вы зарплату получаете? Эта плата должна быть заработана Вами".

"Обезьяна на шее" останется у подчиненного, если руководитель поинтересуется, кому поручено данное задание и, получив очевидный ответ, скажет: "Вот и выполняйте".

Намеренная провокация типа "Обиделся" ("Обиделась") может повернуться против манипулятора, если партнер спросит, когда тот мог бы поговорить о... (называется вопрос, который интересует уже манипулятора). Ресурсом здесь является то, что наши зависимости обычно двусторонние.

"Мнимый больной" вылечивается настойчивыми предложениями измерить температуру, давление, вызвать скорую помощь.

Манипулятор, выманивающий деньги в долг, возможно, безвозвратный, получит хороший урок, если ему приведут, например, такой расчет: "Так, ты Возьмешь (столько-то). Отдашь, если мне повезет, через полгода. Инфляция съест деньги на ... процентов. То есть мой убыток составит ... рублей. Нет, на такой ущерб я пойти не могу". — "Я отдам, когда ты скажешь и, если хочешь, большую сумму." — "Нет, ростовщичество не в моих принципах" и т.д. Манипулятор из вымогателя превращается в просителя.

Жестко? Да, но ведь не Вы, а Вас собирались поэксплуатировать — и не в первый раз.

Какая защита лучшеI

Этот вопрос возникает и сам по себе, на него наводит жестокость некоторых контрманипуляций: "не перегнуть бы палку", получив конфликт там, где можно сохранить мир.

Это может решить только сам защищающийся, исходя из общей ситуации. Главное, и это показало предыдущее рассмотрение, у него есть, оказывается, выбор: от "не услышать" — до контрманипуляции, от слабого противодействия — до самого сильного.

Всегда ли защищаться?

Иногда, чувствуя, что нами манипулируют, можно и поддаться манипулятору. Это целесообразно, когда ущерб от манипуляции меньший, чем от ухудшения отношений с манипулятором.

Или когда видишь, как другими действиями можно компенсировать свой проигрыш от манипуляции.

Так нередко случается, например, во взаимоотношениях подчиненных с руководителями и вообще в ситуациях зависимости от манипулятора.

Нам известны случаи, когда творческие личности, вынужденные подчиняться начальнику — администратору, получают в качестве компенсации моральное удовлетворение, видя, как начальник вынужден искать ходы для манипулирования более талантливым подчиненным.

Худой мир или хорошая драка?

Наиболее интересен, на наш взгляд, вопрос о самом сильном ответе — контрманипуляции.

Если контрманипуляция окажется более сильной, чем сама манипуляция, то по закону эскалации конфликтогенов это может спровоцировать еще более сильный конфликтоген со стороны манипулятора и далее — по нарастающей — к конфликту.

-* Еще великий Будда высказал замечательную мысль: "Только та победа является истинной, когда никто не чувствует себя побежденным".

Вспомнилась в связи с этим такая история. Двое друзей были в гостях, и один из них заспорил с соседом по столу о точности цитаты из Шекспира. Обратились к другу, который был шекспироведом. Тот сказал, что приятель не прав. Когда они вышли, тот, возмущенный, накинулся на друга: "Ведь я же прав!" — "Да, ты прав, — ответил он. — Но если бы я подтвердил это, ты был бы врагом этому человеку до конца дней. Так что подумай, что лучше".

Поучительный случай дипломатичности связывают с именем Хаджи Насреддина: когда к нему обратились двое спорящих, он сказал каждому из них, что тот прав. "Но ведь так не

может быть, — сказал третий. — Они утверждают противоположное!" — "Знаешь, и ты прав".

С другой стороны, фактически плохие отношения, маскируемые внешним участием, заботой, — благодатная почва для манипуляторов. Поэтому иногда полезнее обнажить истинное положение дел, и тот, кто не побоялся это сделать, получает психологическое преимущество.

Так что, как поется в известной песне: "Думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь".

3.5. ОСВОИЛИ ЛИ ВЫ ЭТИ ПРИЕМЫ?

Кроссворд № 3


По горизонтали:

Позиция при общении, характеризующаяся рассудительностью.

Отношение "Родитель" — "Взрослый".

Американский психолог, создатель трансактного анализа.

Позиция при общении, характеризующаяся безапелляционностью, уверенностью в своей правоте, способностью к покровительству.

Защита от манипуляций.

Отношение "Родитель" — "Дитя".

Вид пристройки, при которой слова воспринимаются наилучшим образом.

Управление собеседником с помощью умелого задания позиций в общении.

Отношение "Взрослый" — "Взрослый".

Вид пристройки, характеризующейся равенством позиций партнеров.

Отношение "Дитя" — "Дитя".

Отношение "Дитя" — "Родитель".

По вертикали:

1. Видный российский теоретик театра, введший для анализа взаимодействий понятие пристройки (сверху, снизу, рядом).

Отношение "Дитя" — "Взрослый".

Взаимодействие партнеров по общению, сопровождающееся заданием позиций каждого.

Отношение "Взрослый" — "Дитя".

Вид пристройки, осуществляемый при замечании, приказании, поучении.

Позиция при общении, характеризующаяся эмоциями, неуверенностью в себе, готовностью к подчинению.

Отношение "Взрослый" — "Родитель".

Отношение "Родитель" — "Родитель".

ГЛАВА 4









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх