Педагогический задачник (вопросы)

1. Вам позвонила ваша хорошая, знакомая и печальным, убитым тоном пожаловалась, что чувствует себя очень одиноко, что больше не верит в жизнь и что постоянно думает о смерти. Вы обещали к ней вечером заехать.

Как и о чем вы будете с ней разговаривать? Ваша задача - помочь ей.

2. В одной из школ драмкружком руководили две учительницы литературы: одна - опытная, другая - молодая, работавшая первый год после института. Когда подошло время смотра драмкружков, молодая учительница стала сильно волноваться. Тогда опытная учительница неожиданно отказалась ехать, хотя ее просили и дети, и дирекция, аргументировав свой отказ тем, что она занята (на самом же деле она сбвсем не была занята).

Почему она так поступила? Правильно ли она поступила?

3. На уроке в пятом классе вы попросили двух мальчиков дать вам дневники, но они отказались это сделать. С одной стороны, идет урок, с другой - нельзя психически травмировать этих мальчиков; а в то же время, раз вы потребовали дневники, значит, обязательно нужно добиться, чтобы вам их дали, иначе дети воспримут этот случай как сигнал к тому, чтобы вообще не слушаться вас.

Как вы поступите?

4. Вы решили пойти со своим классом в поход. Возле вашей школы находятся два лесных массива, оба приблизительно на одинаковом расстоянии. Около половины детей живет возле одного леса, а другая половина - возле другого. Когда вы объявили детям, что намечается поход, одна половина сразу закричала: «Пойдемте в наш лес!», а другая: «Нет, в наш!» Когда же вы резонно возразили, что не можете разорваться на две части и пойти сразу в два места, то одна половина класса заявила: «Ну себе в свой лес, а нам и дома хорошо!» Таким образом, если пойти в один лес, обидится одна половина класса, если в другой - другая; все это может привести к возникновению вражды между детьми. А если отменить поход, то обидится весь класс, а кроме того, это делать я неудобно: родители уже взяли за свои деньги в прокате - палатки и рюкзаки. Как вы поступите?

5. Вы встретили на улице женщину, которая прямо на глазах у прохожих жестоко избивает своего ребенка. Ребенок отчаянно плачет. Если сделать женщине замечание, она еще больше, разозлится, пройти мимо тоже невозможно. Как быть?

6. В городе Одессе очень много неприспособленных к жизни, слабых, болезненных людей, и в то же время много грубиянов, хамов, хапуг, рвачей.

Какой педагогической системой является Одесса?

7. Вы шли по улице, никого не трогали, и вдруг к вам сзади подходит милиционер - огромный, детина, берет вас локоть и говорит: «Пройдемте со мной», на ваш же недоуменный вопрос ничего не отвечает и опять таки требует, чтобы вы следовали за ним. Как вы поведете себя?

8. Некий человек, русский по национальности, но знающий молдавский язык, женат тоже на русской, но молдавского языка не знающей. Как-то его жена, отправилась в магазин за молоком и пришла вся в слезах и с пустой сумкой. На вопрос, что случилось, она ответила, что ей не хотели ничего продать, так как она говорила по-русски, а не по-молдавски. А ребенку нужно молоко. Как следует поступить?

9. Ваш старый друг поссорился с женой, и приглашает вас быть судьей между ними, вы же с его женой совершенно не знакомы. Если вы откажете, друг обидится.

Как быть?

10. Вы - Иван Иванович. А ваш друг, Иван Никифорович, человек крайне грубый и несдержанный, обозвал вас прилюдно «гусаком». Если прямо потребовать у Ивана Никифоровича извинений, то он только больше раскипятится и наговорит еще каких-нибудь грубостей; а если ничего не сказать, оставить так, то Иван Никифорович подумает, что это ничего, и будет грубить и дальше.

Что вы будете делать?

11. Мишель Монтень жил во Франции в XVI веке, в то время, когда там велась кровопролитная гражданская война. У него был собственный замок. Все его соседи-дворяне вооружали своих крестьян и тщательно запирали и охраняли свои замки; в замке же Монтеня не было ни одного человека, кроме его семьи и слуг, не имевших никакого оружия, и замок никогда не запирался.

Почему Монтень так поступал? Каков был результат такой тактики?

12. Мишель Монтень в своих «Опытах» описывает следующий подлинный случай. Римский император Август получил достоверное предупреждение, что один из его приближенных (Цинна) составил заговор против него с. целью его убить. Остальные же участники заговора были неизвестны.

Как следовало поступить Августу?

13. Дети, которых баловали в детстве, часто отличаются болезненным честолюбием. Почему?

14. Вы, конечно, помните знаменитую сцену святок в «Войне и мире» Толстого - Соня, всегда робкая и застенчивая, здесь вдруг оказалась смелой и решительной.

Отчего это произошло?

15. Один мой знакомый учитель говорит: «Если у тебя появилось желание выгнать ученика из класса, выйди сам». .

Что это - простое зубоскальство? Или здесь есть смысл?

16. Януш Корчак предлагал желающим написать трактат на тему «Бабушка как фактор воспитания в семье». Попробуйте составить список основных ролей, которые играют бабушки, живущие вместе с детьми и внуками.

17. Молодой поэт, талантливый человек, весь ушел в свое творчество, бросил работу и уже полтора года не работает. Его жена испытывает финансовые трудности. У них маленький ребенок. Жена возмущается мужем, говорит ему колкости, устраивает сцены. Муж язвит над женой, упрекает ее в меркантильности, мещанстве и бездуховности. В семье намечается раскол. Вы - друг этой семьи.

Что вы можете сделать, чтобы им помочь?

18. Вы - старший в семье (брат или сестра). Вы привыкли трудиться, считаете труд главной обязанностью. Вашего младшего брата родители, в отличие от вас, баловали. Он лентяй, разгильдяй, грубит родителям, пропускает уроки в школе, плохо учится, хотя очень способный.

Однажды, когда брат нагрубил матери, вы не выдержали и ударили его. С тех пор брат злится на вас, старается вас избегать. При встречах дерзит, насмехается над вами.

Как следует действовать, чтобы нормализовать отношения с братом и в то же время принести ему пользу?

19. Один из мальчиков вашего класса, в других отношениях довольно приличный, постоянно бьет девочек по непонятной причине. Он просто не может видеть девочку и не ударить ее. Родители возмущены, девочки плачут. Угрозы, наказания не действуют, от этого становится только хуже.

Как быть?

20. У вас дома есть пианино. Ваша соседка, маленькая девочка по имени Даша, очень любит приходить к вам в гости и «играть» на пианино. Однажды она пришла, поиграла и ушла. Когда вы закрывали пианино, то заметили на клавишах обсосанную конфетку и выбросили ее в мусор. Затем появляется Даша и говорит, что забыла на вашем пианино свою конфетку. Вы объясняете ей, что выбросили ее в мусор, теперь уже ничего не поделаешь. Даша, не слушая, что вы говорите, начинает ныть, плакать, а затем, потребовав вынуть конфетку из мусорного ведра и видя, что вы не слушаетесь ее, закатывает настоящую, мастерскую истерику.

Как вы поступите? Сделайте анализ: как воспитывают Дашу дома?

21. Психологи иногда утверждают, что собаки умнее и проницательнее людей. Действительно, если у вас есть собака, вы знаете, что она иногда очень точно чувствует скрытый подтекст слов, угадывает, добрый или злой человек, который к вам пришел.

Как это можно объяснить?

22. Карен Прайор утверждает, что хвалить за хорошую дисциплину в классе нужно ни в коем случае не педагога, а детей. Почему?

23. Вот какой случай описывает в одной из своих книг американский профессор богословия Джош Мак-Дауэлл. Его отец был горький пьяница. И только когда Мак-Дауэлл стал верующим, он впервые смог совершенно искренне сказать отцу: «Папа, я люблю тебя». Сын был поражен тем, какое магическое действие это оказало: отец моментально бросил пить и абсолютно изменился.

В чем причина этого?

24. Есть люди, которые совершенно не интересуются собой, не думают о себе. Это тоже своего рода болезнь. Особенно она распространена среди людей так называемого сталинского поколения. Представьте себе, что ваша мать или отец - такой человек.

Как сделать так, чтобы она (он) начала интересоваться собой?

25. Учительница привела к директору ученика, который ей постоянно грубит на уроках; она просит принять меры, говорит, что не обязана выслушивать оскорбления.

Как следует поступить директору?

26. Молодая учительница испытывает трудности в классе. Она позвала опытную учительницу «на помощь», но та отказалась.

Правильно ли она поступила?

27. Среди детей очень много инфантилов. Почему?

28. Мальчики часто считают обнаженное тело, особенно женское, чем-то неприличным. Почему?

29. Вот несколько образных формул педагогической мудрости:

? Огонь тушится не огнем, а водой.

? Агрессия - крик о помощи.

? Подготовка к обороне - это подготовка к нападению.

? Хочешь рассеять тьму - включи свет.

? Бунтовщик - это взбесившийся раб.

? Самый несчастный тот, кто считает себя всегда правым.

? Не спрашивай человека, совершившего ошибку, почему он так поступил: он этого не знает.

В чем их смысл? Верны ли они?

30. Так называемое золотое правило педагогики гласит: никогда не сравнивай людей друг с другом, сравнивай человека только с самим собой.

Почему это так?

31. Существует так называемый закон Джемса - Ланге: мы не потому смеемся, что нам смешно, а нам потому смешно, что мы смеемся.

Верно ли это? Самостоятельный ли это закон?

32. Существуют так называемые факторы педагогического риска. Вот некоторые из них:

? Дефицит общения.

? Для мальчика - физическая слабость.

? Для девочки - рано появившаяся физическая красота.

? Явная, рано проявившаяся одаренность в чем-либо.

Почему это факторы педагогического риска?

33. Вот некоторые типичные ошибки «рядовых необученных»:

? То, что я делаю, - верно.

? Я такой, и другим быть не могу.

? Душевные страдания - признак высшей натуры.

? Я хочу, чтобы он был хорошим, и пытаюсь что-то делать для этого, но он остается плохим - значит, он меня оскорбляет.

? Я не могу ничего изменить, потому что другие делают плохо.

? Он плохой, поэтому я не буду ему помогать.

Действительно ли это ошибки? Почему?

34. Психолог пришел в гости к своим друзьям - мужу и жене, у которых маленькая дочка. Они рассказали ему, как недавно дочка, сидя на горшочке, играя дверью, прищемила палец и, конечно, стала плакать. Жанна (так зовут маму), испугавшись, бросилась к ней с криком, Жанна, утешала. Олег (папа), напротив, проявил полное Хладнокровие, посмеиваясь над женой и говоря, что девочка потому и плачет, что та ее так жалеет, а что на самом деле ей вовсе не больно. Вышел спор. Теперь они «интересуются: кто из них поступил правильно? Что ответит психолог?

35. Маленький Андрейка (ему года) - очень живой и общительный мальчик. Но общительность его проявляется в весьма своеобразных формах, удивляющих его родителей. Дело в том, что иногда он всех: просит, чтоб ему давали какие-то приказы, и точно выполняет их, а иногда напротив, проявляет упрямство и непослушание, причем периоды упрямства чередуются с периодами послушания. В чем причина?

36. Некоторые родители на Новый год и другие праздники дарят своим детям кучу подарков, а сами никаких подарков не получают. Верно ли они поступают?









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх