2.14 Свобода воли

Газета «Вести»

Значительная часть нашей прошлой беседы с равом Лайтманом была посвящена так называемым «духовным генам» – решимот, из которых строится наша душа и которые предопределяют все наши жизненные пути и ситуации. Эта информация вызывает естественный вопрос о свободе воли, а точнее, о ее полном отсутствии.

Поколения философов, размышляя над этой темой, нашли жаждущему свободы человечеству минимальные лазейки в беспросветной стене детерминизма и успокоились, удовлетворившись «ограниченной свободой» развитого индивидуума от общества.

При этом любой мыслитель прекрасно отдавал себе отчет, что никогда не освободится от того факта, что завтра на него может наехать трамвай или упасть кирпич, или его разобьет паралич, превратив в абсолютно свободное растение, вросшее в больничную койку.

Можно, конечно, игнорировать столь унизительное проявление несвободы, но легче от этого не становится.

Развитие генетики не прибавило оптимизма, а создало ощущение окончательно закрытой клетки, опутанной прочными цепочками генов, из которой уже никому и никогда не вырваться.

А теперь получается, что и Каббала, которая, как вы говорили, является последним этапом развития науки о мироздании, объясняет нам, что мы запрограммированы – и не на одну жизнь, а на все, какие есть и могут быть, – мощным последовательным рядом решимот, вписанных в мозг, и в кровь, и в душу.

Вопрос –  Выходит, деваться нам некуда, эти цепи нерушимы, а тогда где же «записаны» все человеческие порывы к свободе, за которую пролито столько крови? Неужели вопрос со свободой воли надо просто закрыть и выбирать из всех несвобод ту, которая каждому удобнее?

Рав М.Лайтман: Этот вопрос не только нельзя закрыть, – потому что он один из важнейших в нашей жизни, – но именно сейчас его и надо открывать и рассматривать со всех сторон, а иначе у нас не будет никакого стимула что-то менять в своей жизни и меняться самим. Нам необходимо четкое понимание того, в чем именно эта свобода есть, а что заранее предусмотрено свыше, и мы на нашем уровне развития просто не в состоянии увидеть эти ограничения.

Ведь даже если в моих поступках и решениях есть только один-два действительно свободных параметра, мне необходимо знать и понимать именно их, потому что только здесь я могу проявить свою свободу и что-то изменить в своей судьбе. А во всем остальном я останусь в подчинении законам природы – и известным мне, и вовсе неведомым.

Вопрос – Как же определяет Каббала степень свободы человека в этом мире? В чем он может по своей воле что-то изменить, а в чем не стоит и пытаться?

Сразу могу сказать, что в границах нашего материального мира мы практически полностью зависим от природы, от Высшего управления. Мы рождаемся не по своей воле. Не от нас зависит, с какими задатками родиться, с кем встретиться в этой жизни. Мы рождаемся во время, которое не выбираем, и в семье, которую не выбираем, попадаем в среду, которую не выбираем! А что же мы выбираем?

Все параметры нашей личности заданы изначально: чувства, ощущения, склонности, характер. Каждый, как говорится, рождается под своей звездой, и более того, сказано, что нет ни одного объекта внизу, в нашем мире, над которым не стоял бы ангел сверху – сила высшего мира, ангел, который его бьет, заставляя двигаться, развиваться, расти. Так есть ли вообще свобода?

Если и природа, и общество развиваются по своим законам, все космогонические изменения, все природные катаклизмы происходят сами собой – выходит, что от каждого из нас фактически ничего не зависит.

Если все эти параметры не только внутри объекта (свойства, наследственность, характер человека), но и снаружи (силы, которые его должны довести до окончательного, заранее заданного состояния – «полного исправления», «гмар тикун») определены заранее, то о какой свободе вообще можно говорить, писать, думать?

Но с другой стороны, если мы все являемся просто послушными исполнителями приказов природы, тогда вообще непонятно, для чего мы и все вокруг нас создано. Если все задано и нет свободы – нет смысла в творении!

Смысл творения ведь не в том, чтобы все так и существовало, как есть, само, а в том, чтобы достичь совершенства, причем, достичь совершенства свободным выбором этого как цели. Поэтому нам необходимо отыскать, где и в чем есть-таки свобода воли.

Мы видим, что вся природа, все живое – растительное, животное и человек – не выносит отсутствия свободы. Наперекор осознанию жестких рамок нашего мира, стремление к независимости определяет всю жизнь человека. Даже животные, лишившись свободы, если не погибают, то, как правило, хиреют в неволе. И это верный признак того, что природа не согласна ни на какой вид рабства, что все живое стремится к свободе. Совсем не случайно в последние столетия человечество пролило много крови, завоевывая личности относительную свободу.

Вопрос – Но откуда же в нас это стремление к тому, чего достичь невозможно, к тому, чего, собственно, и нет в нашем мире?

Будучи созданным по образу и подобию Творца, человек подсознательно или сознательно стремится к тому, что характеризует свойства Творца. Творцу свойственно состояние покоя – и мы стремимся к покою, а все наши движения – лишь способ достичь его. Творец единственен – и каждый из нас, вне зависимости от истинного уровня развития своей индивидуальности, заявляет о своей уникальности, о неповторимости, единственности своего «Я». Творец свободен – и нам свойственно стремление к свободе.

Наша душа, будучи частью Творца, определяет наше стремление к Нему, к тому, чего, как вы говорите, достичь невозможно. Вообще-то получается, что мы стремимся к состоянию Творца! Это и есть цель нашего существования. И если бы это было невозможно, то понятия свободы и не существовало бы вовсе.

Вопрос – Вы хотите сказать, что раз это стремление существует, значит свобода достижима, несмотря на все виды несвободы, опутавшие нас по рукам и ногам? Тогда объясните, как она достижима?

Свобода человека – его независимость – может быть только в меру его освобождения от своей природы, когда человек поднимается выше нее. Потому что вся наша природа заранее задана. Чтобы достичь истинной, абсолютной свободы, надо задействовать специальный механизм, который откроет дверь из клетки нашего материального мира в бесконечное свободное духовное пространство мироздания.

Мы усвоили, что за свободу надо бороться. Вся наша жизнь – это борьба за маленькие надуманные свободы, которые нам навязывает общество. Мы стараемся быть такими, какими нас хочет видеть общество. Ради почестей и славы мы готовы заполнить свою жизнь самыми пустыми занятиями.

Сначала мы боремся за освобождение от власти родителей, от навязываемых нам обстоятельств, от тяготящих нас обязанностей. Мы тяжело трудимся, чтобы получить суррогаты свободы. Чтобы обрести истинную свободу, свободу от своей природы, в которой все заранее задано, предопределено, необходимо потрудиться. Но эта свобода достижима – и не в каком-то загробном мире, как обещают всевозможные религии, а в этом, материальном, в этой конкретной жизни. Но для этого необходимо приложить усилия, чтобы подняться выше своей природы, т.е. выше нашего мира.

Вопрос – Так Вы же удаляетесь в высшие сферы, Вы же говорите «выше нашего мира»! А что же здесь и сейчас?

«Выше нашего мира» – означает приобретение духовных свойств, которые «выше нашего мира». В наших же свойствах, которые нам свыше навязаны, свободы воли быть не может. Все определено. Кроме одного…

Обратили ли вы внимание на такую проблему, с которой особенно болезненно столкнулись репатрианты последнего десятилетия? Мне рассказывали, что многие родители, выбиравшие школу для своих детей, шли на всевозможные ухищрения – фальшивые договоры на квартиры, переселение детей к родственникам и пр., чтобы уклониться от принципа «прописки» в нашей системе государственного образования и устроить детей в хорошие школы.

То есть они пытались создать ребенку среду обитания и такое окружение, которые, по их мнению, обеспечили бы его дальнейшее продвижение и развитие. И они абсолютно правы. Влияние среды как раз и характеризует отсутствие свободы воли, с одной стороны, а с другой – мы видим на примере этих маленьких хитростей, что интуитивно эти родители действуют в той единственной сфере, в которой у человека есть реальная свобода: выбрать, под воздействием какой среды он желает оказаться.

Многие философы пытались проанализировать, измерить степень воздействия среды на личность. Их выводы непринципиально различались, ведь интуитивно и на основе исследований и опросов они видели, сколь мощно это влияние.

Каббала дает исчерпывающий анализ воздействия среды на человека, и выводы ее однозначны: зависимость тотальная, и совершенно непринципиально, пытается ли человек противодействовать этой среде – значит, его просто тянет в другую, и тогда он всю жизнь тратит на сопротивление данной среде или на то, чтобы из нее вырваться, – или полностью подчиняется ей.

Вопрос – «В Москву, в Москву…» – это мы проходили и знаем, что вырваться удается немногим.

И все-таки мы снова и снова пытаемся, и уже одно то, что принципиально у нас есть свобода выбрать среду себе и своим детям, определяет почти все в нашей жизни в этом мире. А вот как и для какой цели надо создавать себе определенную среду – это важно понять.

Каббала раскрывает полную замкнутую картину Высшего управления нами, из которой видно, что добровольно или путем страданий и испытаний, в этой или в одной из последующих жизней каждый из нас и все человечество в целом вынуждено будет принять Цель творения за цель собственной жизни.

Вопрос – Вы с такой легкостью оперируете понятием «в этой или в одной из последующих жизней…» словно мы можем открыть семейный альбом и вспомнить наши предыдущие воплощения. Человек ничего не знает о своих прошлых жизнях, но если он верит, что зависит в этой жизни от них, то тогда он вообще повязан по рукам и ногам: ведь не он, а его неведомое прошлое определяет его настоящее. Получается, что мы тотально зависимы, и не только в пределах одной жизни…

Но вы забываете, что есть еще и последующие жизни, а не только предыдущие, и человеку дана возможность именно в этом кругообороте – в его нынешней жизни – влиять на свои последующие воплощения. Уже сейчас, сегодня. И хорошо бы каждому знать, как влиять правильно, зная законы, по которым это влияние распространяется из одного кругооборота жизни в другой.

Человек может передавать из одной жизни в другую много положительной информации и заготавливать себе лучшую следующую жизнь. Человек может идти к цели творения в течение нескольких жизней и накапливать свои достижения. Только человеку во всем мироздании дана такая возможность!

Человек может управлять своей судьбой, определять свое будущее, осознанно влиять на все вокруг. Весь наш мир существует за счет высшего света, который нисходит к нам и облачается во все вокруг. Этот невидимый нам высший свет все оживляет, все питает. Человек может управлять нисхождением этого света жизни в наш мир. Изучением Каббалы человек приобретает «экран» – возможность управлять нисхождением света. Тогда он раскрывает каббалистический молитвенник и действует по указанным там командам, а не ждет милости свыше.

Чтобы сделать это утверждение нагляднее, я хочу показать вам страницу из каббалистического молитвенника «Сидур тфила ле Раша"ш». На странице, которую вы видите, указано: «Продолжить средние части звена парцуфа Аба к сфирот кэтэр-хохма-бина-даат парцуфа Зэир Анпин и оттолкнуть к сфирот хэсэд-гвура-тифэрэт».

Затем, как выполнить это указание, приводится на всей странице более подробно, а в конце листа указано: «Создать намерение по отторжению малого света к двум низшим частям сфиры тифэрэт парцуфа Зэир Анпин». 









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх