• Тема 16. ЛИДЕРСТВО В ОРГАНИЗАЦИИ
  • 16.1. Тест «Лидер» [27, с. 373]
  • 16.2. Тест «Есть ли у вас задатки лидера?»[15, с. 205]
  • 16.3. Тест «Кто вы: капитан или рядовой?» [51, с. 120]
  • 16.4. Тест «Способны ли вы вовремя захватить инициативу в свои руки?» [51, с. 133]
  • 16.5. Тест «Администратор или лидер?» [28, с. 57]
  • 16.6. Ключи и результаты тестов
  • 16.7. Конкретные ситуации
  • 16.8. Контрольные вопросы
  • Тема 17. КОМАНДА МЕНЕДЖЕРА
  • 17.1. Тест «Какой вы руководитель?» [26, с. 98]
  • 17.2. Ключи и результаты теста
  • 17.3. Деловая игра «Распределение ролей»
  • 17.4. Конкретные ситуации
  • 17.5. Контрольные вопросы
  • Тема 18. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
  • 18.1. Конкретная ситуация
  • 18.2. Контрольные вопросы
  • ТЕМА 19. УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ОРГАНИЗАЦИИ
  • 19.1. Тест «Готовы ли вы к нововведениям?» [2, с. 127]
  • 19.2. Ключи и результаты теста
  • 19.3. Конкретные ситуации
  • 19.4. Контрольные вопросы
  • ЧАСТЬ III. ЛИДЕРСТВО,УПРАВЛЕНИЕ КОМАНДОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

    Тема 16. ЛИДЕРСТВО В ОРГАНИЗАЦИИ

    16.1. Тест «Лидер» [27, с. 373]

    Выберите один из вариантов ответа.

    1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих:

    а) да;

    б) нет.

    2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы:

    а) да;

    б) нет.

    3. Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы нежелание высказать свое мнение, даже когда необходимо его высказать:

    а) да;

    б) нет.

    4. Нравилось ли вам в детстве руководить играми ваших маленьких друзей:

    а) да;

    б) нет.

    5. Испытываете ли вы большое удовольствие, когда вам удается убедить кого-либо, кто вам до этого возражал:

    а) да;

    б) нет.

    6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком:

    а) да;

    б) нет.

    7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть творение небольшого числа выдающихся личностей»:

    а) да;

    б) нет.

    8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность:

    а) да;

    б) нет.

    9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в беседе с людьми:

    а) да;

    б) нет.

    10. Доставляет ли вам удовольствие, когда вы видите, что окружающие побаиваются вас:

    а) да;

    б) нет.

    11. Во всех обстоятельствах (рабочее собрание, дружеская компания) стараетесь ли вы занять такое место за столом, чтобы оно позволяло вам легче всего контролировать ситуацию и привлекать к себе некоторое внимание:

    а) да;

    б) нет.

    12. Считаете ли вы обычно, что вы производите впечатление имозантного человека:

    а) да;

    б) нет.

    13. Считаете ли вы себя мечтателем:

    а) да;

    б) нет.

    14. Легко ли вы теряетесь, если люди, которые находятся в вашем окружении, не согласны с вашим мнением:

    а) да;

    б) нет.

    15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией рабочих (спортивных, развлекательных и т. п.) групп:

    а) да;

    б) нет.

    16. Если мероприятие, которым вы занимаетесь, не дает ожидаемых результатов:

    а) вы рады, если ответственность возложат на кого-то другого;

    б) умеете взять на себя свою ответственность за решение, которое было принято.

    17. Какое из этих двух мнений приближается к вашему собственному:

    а) настоящий руководитель должен сам делать дело, вникая во все мелочи;

    б) настоящий руководитель должен уметь управлять.

    18. С кем вы предпочитаете работать:

    а) с людьми покорными;

    б) с людьми строптивыми.

    19. Стараетесь ли вы избегать горячих дискуссий:

    а) да;

    б) нет.

    20. Часто ли вы в детстве сталкивались с властностью вашего отца:

    а) да;

    б) нет.

    21. Умеете ли вы в профессиональной дискуссии привлечь на свою сторону тех, кто раньше с вами был не согласен:

    а) да;

    б) нет.

    22. Представьте, что вы заблудились в лесу вместе с друзьями. Приближается вечер. Нужно принять решение:

    а) вы считаете, что решение должен принять человек, наиболее компетентный в группе;

    б) вы просто полагаетесь на решение других.

    23. Есть выражение: «Лучше быть первым в деревне, чем вторым в городе». Если бы вы делали выбор, то что бы вы предпочли:

    а) быть первым в деревне;

    б) быть вторым в городе.

    24. Считаете ли, что вы оказываете сильное влияние на других людей:

    а) да;

    б) нет.

    25. Может ли неудачный прошлый опыт заставить вас никогда больше не проявлять значительной личной инициативы:

    а) да;

    б) нет.

    26. С вашей точки зрения, истинный лидер группы тот:

    а) кто самый компетентный;

    б) у кого самый сильный характер.

    27. Всегда ли вы стараетесь понимать (оценивать) людей:

    а) да;

    б) нет.

    28. Умеете ли вы ценить дисциплину:

    а) да;

    б) нет.

    29. Какой из двух типов руководителей кажется вам предпочтительным:

    а) тот, который все решает сам;

    б) тот, который постоянно советуется.

    30. Какой из двух типов руководства, по вашему мнению, наиболее благоприятен для эффективной работы предприятия:

    а) коллегиальный тип;

    б) авторитарный тип.

    31. Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют вашим хорошим отношением к ним:

    а) да;

    б) нет.

    32. Какой из двух следующих портретов больше соответствует вашему образу:

    а) громкий голос, экспрессивные жесты, острословие;

    б) негромкий голос, сдержанные жесты, неторопливые ответы.

    33. На рабочем совещании вы один (одна) имеете мнение, противоположное мнению других, но вы уверены в своей правоте. Как вы поведете себя:

    а) промолчите;

    б) будете отстаивать свою точку зрения.

    34. Считают ли вас человеком, который подчиняет и свои, и чужие интересы только интересам дела:

    а) да;

    б) нет.

    35. Если на вас возложена очень большая ответственность за какое-то дело, то испытываете ли вы при этом чувство тревоги:

    а) да;

    б) нет.

    36. Что вы предпочли бы в своей профессиональной деятельности:

    а) работать под руководством хорошего руководителя;

    б) работать, ощущая независимость.

    37. Считаете ли вы справедливым утверждение: «Чтобы семейная жизнь была удачной, нужно, чтобы важные решения принимались одним из супругов»:

    а) да;

    б) нет.

    38. Случалось ли вам покупать что-то, в чем вы не испытывали необходимости, под влиянием мнения других:

    а) да;

    б) нет.

    39. Считаете ли вы, что ваши организаторские способности выше средних:

    а) да;

    б) нет.

    40. Как вы обычно ведете себя, встретившись с трудностями:

    а) трудности обескураживают;

    б) трудности заставляют действовать активнее.

    41. Часто ли вы делаете резкие упреки сотрудникам, когда они их заслуживают:

    а) да;

    б) нет.

    42. Считаете ли вы, что ваша нервная система успешно выдерживает напряженный жизненный темп:

    а) да;

    б) нет.

    43. Каким образом вы предпочтете произвести реорганизацию фирмы:

    а) немедленно;

    б) постепенно.

    44. Сумеете ли вы при необходимости прервать слишком болтливого собеседника:

    а) да;

    б) нет.

    45. Согласны ли вы с утверждением «Чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»:

    а) да;

    б) нет.

    46. Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать что-то выдающееся:

    а) да;

    б) нет.

    47. Кем вам в молодости хотелось стать:

    а) известным художником, композитором, поэтом и т. д.;

    б) руководителем коллектива.

    48. Какую музыку вам приятнее слушать:

    а) торжественную, громкую;

    б) лирическую, тихую.

    49. Испытываете ли вы волнение при встрече с влиятельными личностями:

    а) да;

    б) нет.

    50. Часто ли вы считаете, что у другого человека более сильная воля, чем у вас:

    а) да;

    б) нет.

    16.2. Тест «Есть ли у вас задатки лидера?»[15, с. 205]

    Признайтесь, бывало так, что вам хотелось повести народ вперед, но вы неожиданно тушевались и слава доставалась другому? Многие потенциальные лидеры многое теряют, так и не попытавшись «подхватить знамя». Предлагаем вам проверить, готовы ли возглавить управленческую команду, отдел или группу единомышленников.

    Вы должны согласиться («Верно») или не согласиться («Неверно») с каждым утверждением, а потом посмотреть расшифровку результатов.

    1. Лидерами рождаются, а не становятся.

    Верно______ Неверно______

    2. Если я возьму на себя роль лидера, моя популярность возрастет.

    Верно______ Неверно______

    3. Настоящие лидеры предпочитают «не высовываться».

    Верно______ Неверно______

    4. Из вас получится настоящий лидер, если вы сумеете поладить с начальством.

    Верно______ Неверно______

    5. Настоящие лидеры всегда знают, что делать.

    Верно______ Неверно______

    6. Настоящий лидер должен подавлять окружающих.

    Верно______ Неверно______

    7. Моя внешность не имеет никакого или почти никакого значения для моего выдвижения в лидеры.

    Верно______ Неверно______

    8. Я предпочитаю художественную литературу нехудожественной.

    Верно______ Неверно______

    9. Если я принял решение, я буду его выполнять, даже если оно не понравится коллективу, в котором я работаю.

    Верно______ Неверно ______

    10. Способность быстро принимать решения – отличительная черта настоящего лидера.

    Верно______ Неверно______

    16.3. Тест «Кто вы: капитан или рядовой?» [51, с. 120]

    1. Дружба для вас:

    А – сотрудничество;

    Б – поддержка;

    В – альтруизм.

    2. Настоящий художник (артист) должен прежде всего обладать:

    А – талантом;

    Б – решимостью;

    В – подготовкой.

    3. На вечеринке вы чаще чувствуете себя:

    А – «петушком»;

    Б – «курицей»;

    В – «цыпленком».

    4. Если бы вы были геометрической фигурой, то были бы:

    А – цилиндром;

    Б – сферой;

    В – кубом.

    5. Когда вам нравится женщина (мужчина), вы:

    А – делаете первый шаг;

    Б – ждете, пока она (он) сделает первый шаг;

    В – делаете мелкие шажки.

    6. Вы сталкиваетесь с неожиданностью (не только сидя за рулем) и:

    А – тормозите;

    Б – прибавляете скорость;

    В – теряетесь.

    7. Если вам приходится выступать перед публикой, вы:

    А – чувствуете, что вас слушают;

    Б – выступаете с критикой;

    В – смущаетесь.

    8. В экспедицию лучше брать товарищей:

    А – физически крепких;

    Б – умных;

    В – опытных.

    9. Золушка была:

    А – несчастной девочкой;

    Б – хитрюгой-карьеристкой;

    В – брюзгой.

    10. Как бы вы определили свою жизнь:

    А – партия в шахматы;

    Б – матч по боксу;

    В – игра в покер.

    16.4. Тест «Способны ли вы вовремя захватить инициативу в свои руки?» [51, с. 133]

    Как часто вы пытаетесь добиться, чтобы люди следовали за вами как за лидером:

    А – очень часто;

    Б – часто;

    В – когда как;

    Г – редко;

    Д – очень редко.

    Как часто вы стремитесь доминировать над людьми:

    А – очень часто;

    Б – часто;

    В – когда как;

    Г – редко;

    Д – очень редко.

    Как часто вы позволяете людям контролировать свое поведение:

    А – очень часто;

    Б – часто;

    В – когда как;

    Г – редко;

    Д – очень редко.

    Много ли людей могут легко влиять на вас:

    А – очень много;

    Б – много;

    В – когда как;

    Г – мало;

    Д – очень мало.

    Много ли есть людей, которым вы позволяете контролировать важную для вас ситуацию:

    А – очень много;

    Б – много;

    В – когда как;

    Г – мало;

    Д – очень мало.

    Как часто вы стараетесь захватить лидирующую позицию в человеческих отношениях:

    А – очень часто;

    Б – часто;

    В – когда как;

    Г – редко;

    Д – очень редко.

    Как часто вы стараетесь влиять на людей, чтобы они следовали вашему образу действий:

    А – очень часто;

    Б – часто;

    В – когда как;

    Г – редко;

    Д – очень редко.

    Как часто вы позволяете другим принимать решения, касающиеся вас:

    А – очень часто;

    Б – часто;

    В – когда как;

    Г – редко;

    Д – очень редко.

    Как часто вы берете на себя ответственность за ситуации, касающиеся других людей:

    А – очень часто;

    Б – часто;

    В – когда как;

    Г – редко;

    Д – очень редко.

    16.5. Тест «Администратор или лидер?» [28, с. 57]

    При ответе на каждое утверждение возможная максимальная шкала оценки – 10 баллов, при этом:

    10 баллов – полное согласие с утверждением;

    5 баллов – согласие частичное (наполовину);

    0 баллов – полное несогласие.


    1. Я доверяю людям полностью.

    2. Я считаю, что решением социально-бытовых проблем должны заниматься сами люди, а не их руководители.

    3. Члены трудовых коллективов должны сами выбирать руководителей.

    4. Когда это необходимо, я умею заставить людей «крутиться», я это знаю.

    5. Люди знают, что я умею хранить доверяемые мне тайны.

    6. Все люди хотят одного – власти, я – не исключение.

    7. Я склонен и готов вступиться за людей всегда, когда с ними обходятся несправедливо.

    8. Думаю, что в интересах дела выгоднее, чтобы руководитель был непреклонным и жестоким (безжалостным).

    9. Я за полную гласность в коллективе

    10. Согласен, что основное для достижения успеха в управлении – умение любыми средствами принудить людей выполнять полезную работу.

    11. Я могу срабатываться даже с теми людьми, которые не вызывают у меня симпатию.

    12. Я смогу отдавать команды, распоряжения, приказы, указания всем подчиненным в одинаковой форме.

    13. Я склонен и способен использовать в интересах дела мнения, противоположные моим.

    14. Мое глубокое убеждение состоит в том, что преуспевающим может быть лишь тот руководитель, которого боятся подчиненные.

    15. Мне кажется, я смогу хорошо узнать общие нужды и проблемы своего коллектива.

    16. Мне будет легче руководить людьми, если я узнаю, что они не хотели бы выполнять мои обязанности.

    17. Я заинтересован в том, чтобы общие проблемы и трудности членов моего коллектива разрешались.

    18. Я уверен, что боязнь наказания – более сильный стимул для любого работника, чем ожидание поощрения.

    19. Я ощущаю способности и готовность действовать практически для решения общих для коллектива проблем.

    20. При необходимости я сумею сделать так, что люди согласятся со мной из опасения «нарваться на неприятности».

    16.6. Ключи и результаты тестов

    Ключ к тесту 16.1 «Лидер»

    Подсчитайте количество набранных баллов. При ответе вы получаете балл только за вариант «а» или «б» (см. таблицу).



    До 25 баллов – лидерство выражено слабо;

    26–35 баллов – средняя выраженность лидерства;

    36–40 баллов – лидерство выражено в сильной степени;

    40 баллов и более – склонность к диктату.


    Ключ к тесту 16.2 «Есть ли у вас задатки лидера?»

    Засчитайте себе по одному баллу за каждый правильный ответ.

    1. Неверно. Способность руководить не передается по наследству. Мы можем этому научиться, как учимся всему остальному в жизни, но для этого потребуются упорство и настойчивость.

    2. Неверно. Берясь за руль, вы должны быть готовы к тому, что окружающие будут испытывать к вам противоречивые чувства. Это странная смесь любви и ненависти, которую обычно испытывает «упряжка» к бегущему впереди вожаку.

    3. Неверно. Хороший лидер должен быть заметен. Присутствие лидера придает уверенность членам команды и поднимает их дух. Нельзя быть одиноким волком и вожаком стаи одновременно.

    4. Верно. Руководство, по крайней мере на работе, – это улица с двусторонним движением. Чтобы добиться успеха, нужно уметь «манипулировать» своим начальством. Как говорит консультант по менеджменту П. Друкер, честолюбивый лидер должен использовать своего шефа как «источник достижений, благодеяний и, будем откровенны, личного успеха».

    5. Неверно. Если вы пробились наверх, не думайте, что у вас на все будет готов ответ. Даже наиболее удачные лидеры порой застывают в нерешительности.

    6. Неверно. Превосходство – менее важное качество, чем наличие интеллекта и способностей к убеждению. Исследования проф. Р. Танненбаума, И. Вешлера и Ф. Массарика показали, что суть лидерства в межличностном влиянии, которое реализуется через общение.

    7. Неверно. Хотя у некоторых исторических лидеров и была заурядная внешность (Наполеон, Ганди), но это скорее исключение, чем правило. Те, кто пробивается наверх, обычно физически более привлекательны, более энергичны и выше ростом, чем их коллеги.

    8. Неверно. Люди, способные управлять действиями других, склонны к конкретизации. Художественной литературе они предпочитают документальную, а если и читают художественную литературу, то выбирают детективы.

    9. Неверно. Хорошие руководители стремятся к гармонии. Они склоны к демократии, хотя это и замедляет принятие решения, и предпочитают выслушивать все стороны, чтобы узнать причины возражений. После этого они пересматривают решение, приводя его к компромиссу между своими взглядами и мнениям окружающих.

    10. Неверно. Не расстраивайтесь, если кто-то из ваших подчиненных соображает быстрее вас. Исследования показали, что способность быстро принимать решение для лидера не так важна, как наличие здравого смысла и умения все хорошо продумать, прежде чем начать действовать.


    8-10 правильных ответов. Из вас получится отличный лидер. Вы чутко относитесь к нуждам подчиненным, и если вы до сих пор не президент, то только потому, что работаете не в полную силу.

    4–7 правильных ответов. У вас средние способности к руководству. Как и многие другие в этой категории, вы сможете чего– то добиться, если немного подучитесь.

    До 3 правильных ответов. Вы типичный подчиненный, вам не водить полки в атаку. Это не значит, что вы не сможете добиться своей цели, но вам придется нелегко, если для ее достижения понадобится кем-то руководить. Людям, набравшим немного баллов, лучше работать самостоятельно, а не руководить коллективом.


    Ключ к тесту 16.3 «Кто вы: капитан или рядовой?»

    За ответы на вопросы начисляются баллы:



    16 баллов. Вы – «рядовой». Вы слишком уважаете других и отождествляете свои слабости со слабостями ближних, поэтому не способны командовать и успешно конкурировать – ведь для этого необходимо уметь «поглощать и переваривать» чужие трудности.

    Может быть, за вашим отказом от власти скрывается страх или обманутые надежды? Тогда, прежде чем делать какие-либо выводы, проанализируйте, сколько раз ваши попытки руководить терпели неудачу.

    Если вы и без лидерства чувствуете себя прекрасно, останьтесь несколько в стороне от событий. В сущности, это не так уж и плохо – так спокойнее.

    17–23 балла. Вы находитесь между «молотом и наковальней». Вы немножко «капитан» (руководитель) и немножко – «рядовой». Вы с трудом принимаете решения, так ведь? Вам трудно добиться признания, ваши аргументы – слишком рациональны и основаны лишь на собственном опыте.

    24 балла и более. Вы – «капитан». С детских лет вы всегда в числе первых предлагали свои услуги, когда речь шла об общественных делах, не так ли? С возрастом ваше влияние на других людей крепло и особенно явственно проявлялось в трудные минуты.

    Если вы честолюбивы и не боитесь работы, благодаря этому дару вы можете занять очень высокое положение. В противном случае нужно довольствоваться тем, что вас считают прекрасным другом (подругой), и вы всегда оказываетесь в центре внимания на вечеринках.


    Ключ к тесту 16.4 «Способны ли вы вовремя захватить инициативу в свои руки?»

    За ответы на вопросы начисляются баллы в соответствии с таблицей:



    36 баллов и более. Инициатива в вас неистребима. Вы в любой момент и в любом коллективе готовы занять лидирующую позицию. Вы можете указать путь и повести за собой, вас ждет большое будущее – при одном условии: если при этом за вами идут.

    19–35 баллов. Человечеству и удалось добиться больших успехов, потому что каждый из нас готов в любой момент стать ведущим или ведомым, лидером или подчиненным. Вам обе эти роли присущи примерно в равной степени, и потому для вас найдется место в любом коллективе. Остается надеяться, что это место вас устраивает.

    18 баллов и менее. Ваша участь – добросовестное исполнение чужих инициатив. Вы привыкли чутко прислушиваться к чужому мнению и следовать генеральной линии, проложенной другими. Легко и приятно знать, что за тебя уже все решили и ответственность лежит не на тебе. Но кто знает, может вы способны на большее?


    Ключ к тесту 16.5 «Администратор или лидер?»

    Регистрационный бланк


    По шкале Л суммируют все баллы, полученные на нечетные вопросы теста; по шкале А суммируют все баллы, полученные на четные вопросы теста.

    Пример: Л = 90 баллов; А = 60 баллов.

    Сумма баллов приравнивается к 100 %.

    Л + А = 150 баллов = 100 %,

    тогда лидерство в относительных величинах будет равно:

    Л = 90 ? 100 / 50 = 60 %,

    администраторство окажется несколько ниже:

    А = 60 ? 100/ 150 = 40 %.

    Вывод. В нашем примере руководитель в большей степени лидер, а не администратор, т. е. он может опираться на свой авторитет и силу влияния, а не на должностной статус и власть.

    16.7. Конкретные ситуации

    Ситуация 1

    Вы лидер в своей команде на протяжении многих лет, но появляется молодой перспективный сотрудник, который разрабатывает интересные проекты. Ему требуется ваша поддержка. Вы видите, что этот человек явно стремится занять ваше место.

    В очередной раз, когда он обратился за помощью, вы говорите:_____________


    Ситуация 2

    Вы начальник СМУ. К вам на прием пришел бригадир бригады № 3 с жалобой на неоднократные срывы дисциплины. Причина кроется в том, что неформальным лидером является абсолютно недисциплинированный работник, который «вносит смуту в умы» остальных членов бригады, и те то не являются на работу вообще, то самовольно уходят, то в рабочее время распивают спиртные напитки и т. д.

    Вы говорите:_____________


    Ситуация 3

    Вы – начальник торговой компании. Бухгалтер компании пользуется авторитетом в коллективе (т. е. является неформальным лидером). Ваши сотрудники предпочитают высказывать свои идеи сначала главному бухгалтеру, а потом уже вам. Вам это не нравится.

    Вы вызываете главного бухгалтера и говорите:____________


    Ситуация 4

    1. Смоделируйте ситуацию, при которой человек обладает чем– то одним: либо властью, либо влиянием, либо авторитетом, либо лидирует, но не имеет ни одного из трех оставшихся качеств из тех, которые были названы. Какая из смоделированных ситуаций наиболее типична?

    2. Может ли руководитель, обладающий властью, но не являющийся лидером, успешно справляться со своими обязанностями? Почему? Приведите примеры исходя из собственного опыта. Что можно сделать, чтобы исправить ситуацию?

    3. Какие из современных лидеров вам больше всего нравятся? Проанализируйте их поведение. Есть ли общее между вашим поведением и поведением этих лидеров? В чем различия? Какие черты вы бы хотели перенять у этих лидеров? Поможет ли это вам в формировании поведения современного менеджера? Почему?

    4. Каким должно быть поведение современного лидера? Зависит ли это от призвания, миссии или целей организации? Почему? Зависит ли поведение лидера коммерческой фирмы от характера специализации этой фирмы? В случае положительного ответа определите черты, свойственные лидеру финансовой компании. Приведите примеры.

    5. Может ли менеджер быть одновременно ориентирован на задание и на работника?

    6. Какие формы поведения лидера из числа описанных в литературе вы можете назвать? Какие формы, которые нигде не были названы, вы можете привести дополнительно?

    7. Приведите примеры ситуаций, при которых поведение подчиненных заставляет лидера кардинально менять свое поведение. Можно ли считать его хорошим лидером?

    8. Часто шеф отсутствует, а его заместитель на месте. Значит ли это, что шеф вовсе не нужен?

    16.8. Контрольные вопросы

    1. Какие качества присущи лидеру?

    2. В чем различия формального и неформального лидеров?

    3. Для каких целей руководителю необходимы лидерские качества?

    4. Как вы поступите, если в вашем коллективе существует явная конфронтация между формальным и неформальным лидерами?

    Тема 17. КОМАНДА МЕНЕДЖЕРА

    17.1. Тест «Какой вы руководитель?» [26, с. 98]

    Существует много пособий, которые призваны помочь руководителю избежать наиболее типичных ошибок в работе. Но не все советы и рекомендации могут помочь. Вначале нужно определить, способны ли вы быть руководителем и собрать вокруг себя коллектив единомышленников. Для выяснения этого предлагаем тест. Ответьте «да» или «нет».


    1. Охотно ли вы беретесь за решение управленческих задач, не имеющих типовых схем решения?

    2. Трудно ли было вам отказаться от тех приемов управления, которыми вы пользовались, работая на более низкой должности?

    3. Долго ли вы отдавали предпочтение ранее возглавляемому вами подразделению, заняв более высокую должность?

    4. Стремитесь ли вы к выработке универсального стиля управления, подходящего для большинства ситуаций?

    5. Умеете ли вы (в основном безошибочно) дать целостную оценку своим подчиненным – руководителям более низкого ранга, квалифицировав их как сильных, средних или слабых?

    6. Легко ли вам выйти за рамки личных симпатий или антипатий, решая кадровые вопросы?

    7. Считаете ли вы, что универсального стиля управления не существует и нужно сочетать различные стили в зависимости от специфики управленческих ситуаций?

    8. Легче ли вам избежать конфликта с вышестоящим руководством, чем с подчиненными?

    9. Хочется ли вам сломать стереотипы управления, сложившиеся в возглавляемом вами подразделении?

    10. Часто ли оказывается верным ваше первое интуитивное впечатление о качествах человека как руководителя?

    11. Часто ли вам приходится объяснять неудачи в управлении объективными неблагоприятными факторами?

    12. Часто ли вы ощущаете, что вам не хватает времени для эффективной работы?

    13. Считаете ли вы, что если бы имели возможность чаще бывать на объектах, то эффективность вашего руководства значительно повысилась бы?

    14. Предоставляете ли вы подчиненным вам сильным руководителям значительно больше полномочий и самостоятельности в решении вопросов, чем слабым, хотя и те и другие имеют один и тот же должностной статус?

    17.2. Ключи и результаты теста

    Ключ к тесту 17.1 «Какой вы руководитель?»

    Определите количество набранных вами баллов по следующей таблице.



    До 5 баллов. Вы больше специалист, чем руководитель, и если представится возможность перейти на такую должность, как, например, главный специалист, главный инженер и т. п. – не надо колебаться!

    6-10 баллов. Нельзя сказать, что вы сильный руководитель, но если в возглавляемом вами коллективе дела идут неплохо, то лучше не предпринимать коренных реорганизаций. Не нужно также соглашаться на переход в другой коллектив. Вам следует больше прислушиваться к мнению вышестоящих руководителей и к мнению коллектива, больше внимания уделять кадровым и перспективным вопросам, шире использовать коллективные формы принятия решений, стремиться к созданию и упрочению традиций в коллективе.

    11–15 баллов. Вы относитесь к типу «руководитель-организатор», умеете сконцентрировать силы на наиболее важных проблемах. К ним вы причисляете проблемы эффективного подбора и расстановки кадров; разработки и согласования оптимального (реально выполнимого) плана. Ваша сила в том, что вы всегда отделяете главное от второстепенного, умеете во что бы то ни стало добиться решения принципиальных проблем. Дела в возглавляемом вами подразделении, как правило, идут успешно. Вам можно дать один совет: не запускайте текущие дела. Перепоручая их заместителям, время от времени контролируйте исполнение.

    16–20 баллов. Вы можете вывести из прорыва отстающее подразделение, но вам мешает «текучка». Вы стремитесь к перестройкам и преобразованиям, ориентированы на деловую карьеру. Обладая необходимыми управленческими способностями, не всегда успешно адаптируетесь, так как вам мешают излишняя категоричность в оценках и суждениях, а также, возможно, излишняя резкость в отношениях с вышестоящими руководителями.

    17.3. Деловая игра «Распределение ролей»

    Сформируйте рабочую группу для решения разных категорий задач, предложенных преподавателем, используя методику распределения ролей. Проанализируйте полученный опыт.


    Чтобы организовать, а затем и управлять дискуссиями, полезно заранее распределить роли между несколькими их участниками: два человека получают роли людей, находящихся в оппозиции, а третий – промежуточную роль. Таких триад может быть несколько.

    Триады ролей, распределяемых на различных этапах обсуждения:

    1. Восприятие предмета дискуссии.

    Роль: Интегратор.

    Действия: воспринимает предмет дискуссии в целом и создает о нем обобщенное представление.

    Средства: обобщенная информация, общенаучные понятия и категории, установка на решение проблемы в целом.

    Роль: Аналитик.

    Действия: воспринимает специальный аспект предмета дискуссии, создает детальное представление об одной его стороне.

    Средства: специальные знания, установка на решение общей задачи.

    Роль: Системный аналитик.

    Действия: те же, что у Интегратора и Аналитика, но используемые в оптимальном соотношении.

    Средства: те же, что у Интегратора и Аналитика, но используемые в оптимальном соотношении.

    2. Анализ предмета дискуссии.

    Роль: футуролог.

    Действия: дополняет имеющуюся информацию прогнозами, вводит предмет дискуссии в сценарий будущего, анализирует последствия и значение для будущего.

    Средства: интуиция, воображение, методы прогнозирования.

    Роль: Историк.

    Действия: дополняет имеющуюся информацию ретроспективным анализом, выводит следствия о предмете дискуссии из прошлого, определяет происхождение, преемственность, историческое значение предмета дискуссии.

    Средства: знание истории и развития предмета дискуссии.

    Роль: Синхронист.

    Действия: на основе имеющейся информации создает вневременное представление о предмете дискуссии, описывает его общую структуру.

    Средства: функциональный анализ, обобщенное представление о предмете дискуссии, каким он есть, был и будет.

    3. Оценка предмета дискуссии.

    Роль: Оптимист.

    Действия: преувеличенно хвалит и наиболее высоко оценивает предмет дискуссий, склонен к рискованным поспешным действиям и выводам.

    Средства: установка преувеличивать все положительное, отсутствие осторожности, приуменьшение риска и опасности.

    Роль: Пессимист.

    Действия: осторожен в оценках предмета дискуссии, не склонен рисковать и спешить с окончательными выводами, оценивает новые идеи наиболее низко.

    Средства: установка преувеличивать все отрицательное, склонность к чрезвычайной осторожности.

    Роль: Реалист.

    Действия: реалистическая оценка всех составляющих предмета дискуссии, взвешивание риска.

    Средства: установки, позволяющие не впадать в крайние оценки, владение способами, позволяющими компенсировать возможные отрицательные откровения.

    4. Принятие решения.

    Роль: Критик.

    Действия: суммирует недостатки предмета дискуссии и формулирует решение «против» новой идеи, выдвигает обвинение.

    Средства: вывод из анализа недостатков, их причин и следствий.

    Роль: Защитник.

    Действия: суммирует достоинства и формулирует решение «за» новую идею, отклоняет обвинения.

    Средства: вывод из анализа достоинств, их причин и следствий.

    Роль: Судья.

    Действия: суммирует достоинства и недостатки, по возможности компенсирует недостатки достоинствами и выносит решение.

    Средства: способы совмещения структур достоинств и недостатков.

    1. С какими трудностями может столкнуться руководитель при внедрении методики распределения ролей?

    2. Какие стратегии борьбы с деструктивными конфликтами можно выработать?

    17.4. Конкретные ситуации

    Ситуация 1

    В вашей команде появился неформальный лидер, не согласный с проводимой вами политикой и вашими действиями. Из-за этого коллектив начал распадаться на две группировки. Чтобы предотвратить негативные последствия такой ситуации, вы приглашаете неформального лидера на встречу.

    Вы говорите:_____________


    Ситуация 2

    На предприятие пришел молодой директор (35 лет), который хорошо ориентируется в современной рыночной ситуации. Он достаточно быстро вникает в суть дела. Его заместитель – человек, проработавший всю жизнь на этом предприятии (ему 50 лет), снискавший уважение работников. Довольно часто он саботирует действия директора, срывая выполняемые договоры и принося тем самым убытки предприятию. Но делает это так, чтобы нельзя было указать на него как на виновного. Директор случайно узнает об этом. Как ему поступить?


    Ситуация 3

    У вас дружная команда в организации, но вы принимаете двух работников, которые необходимы фирме на данном этапе развития и которые оказываются непримиримыми друг к другу, начиная «делить власть». Коллектив распадается на ваших глазах.

    Вы вызываете обоих и говорите:______________


    Ситуация 4

    Рабочий – активный общественник. Общественные дела часто отвлекают его от работы. Товарищи по бригаде откровенно выражают недовольство. Им приходится часто выполнять большой объем работы, а при распределении премии делить ее на равные доли.

    Как вы оцениваете ситуацию? Какие меры или действия предполагаете осуществить?

    17.5. Контрольные вопросы

    1. Что такое команда менеджера?

    2. Как распределяются роли в команде?

    3. На каких принципах формируется команда менеджера?

    4. Какие функции выполняет лидер в команде?

    5. Каковы основные характеристики команды менеджера?

    Тема 18. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

    18.1. Конкретная ситуация

    Ознакомьтесь с отдельными элементами корпоративной культуры на примере современной отечественной фирмы «Довгань» и ответьте на поставленные вопросы.


    Основные принципы философии бизнеса корпорации «Довгань»:

    • все, что делает команда, должно быть полезно самой команде и людям, в ней работающим;

    • деятельность корпорации должна быть полезна обществу.

    Основная проблема быстрорастущей компании – нехватка кадров. Подбор осуществляется практически постоянно, ежедневно, из людей в возрасте до 30 лет. Глава руководствуется при этом следующим стереотипом: требуется «заряженность» на победу, успех, «нам нужны люди, которые должны будут через пять лет создавать уникальные технологии, а для этого нужны смелость и интеллект». Как правило, через 2–3 недели новичок получает самостоятельную работу, сопряженную с высокой ответственностью, иногда делая карьеру за один-два месяца.

    Кредо руководителя: в России главный ресурс – люди. Поэтому кадровая политика играет важнейшую роль. Руководитель отвечает за жизнь, здоровье сотрудников, за благополучие их семей. Формула успеха главы фирмы: высокая работоспособность как основа появления нового взгляда на вещи. Самое главное в бизнесе – команда. За всю историю существования фирмы из нее никто не ушел. Увольняли непорядочных людей и бездельников. Сейчас сложилась универсальная команда: «У нас работают ненормальные в хорошем смысле слова люди».

    В начале своей бизнес-карьеры руководитель обратился к специалистам-психологам по подбору персонала. Два месяца в фирме трудилась целая бригада специалистов-психологов, для которых было закуплено специальное оборудование и установлены высокие гонорары. Специалисты протестировали более 100 человек с высшим образованием и отобрали двоих. Тем не менее глава фирмы вынужден был уволить их в течение первого же месяца работы. Отныне он подбирает персонал только сам – глядя в глаза человеку.


    Вопросы для размышления

    1. В чем могут быть причины неудачи психологов при подборе персонала для корпорации?

    2. Сторонником каких подходов к управлению персоналом провозглашает себя глава фирмы?

    3. Полностью ли оправдана опора только на молодых людей, не является ли это уходом от индивидуального подхода, игнорированием потенциальной эффективности сочетания молодости и опыта?

    4. Достаточно ли при подборе ключевых специалистов, членов команды руководителя только «посмотреть в глаза» претендента?

    5. Каковы элементы корпоративной культуры, нравственный потенциал, политика фирмы по отношению к обществу, которые следуют из приведенного интервью?

    6. Есть ли основания считать, что провозглашаемые главой фирмы принципы ведения бизнеса подкреплены адекватной кадровой политикой и другими элементами культуры фирмы?

    18.2. Контрольные вопросы

    1. Что такое организационная культура и из каких основных компонентов она состоит?

    2. Какую роль играет организационная культура в жизнедеятельности организации?

    3. Приведите несколько примеров российских организаций, где имеется сильная культура.

    4. Перечислите основные характеристики, наиболее ценящиеся в организации.

    5. Как формируется и поддерживается организационная культура?

    ТЕМА 19. УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ОРГАНИЗАЦИИ

    19.1. Тест «Готовы ли вы к нововведениям?» [2, с. 127]

    Хотя решение о необходимости преобразований принимается трудно, все же оно возможно. Гораздо более сложным представляется реализация решения. Предлагаемая методика позволяет выявить свои возможности влиять на развитие своей организации.

    Против номера каждого утверждения теста напишите ту оценку, которая показывает, в какой степени вы одобряете или применяете на практике данный метод.

    0 – не годится для использования в моей должности;

    1 – вызывает у меня сомнение;

    2 – никогда не использовал, но мог бы обдумать;

    3 – иногда использую;

    4 – использую всегда, когда возможно.


    1. Вы пытаетесь сделать так, чтобы начальник принял участие в учебном мероприятии или собрании, на котором будут поддерживаться ваши идеи.

    2. Вы высказываете свои мысли односторонне, из различных вариантов выделяете тот, который вам наиболее подходит.

    3. Вы просите специалиста изучить данную проблему и воплотить ее в жизнь.

    4. Вы пытаетесь сделать так, чтобы клиенты поддерживали вашу точку зрения.

    5. Вы вновь выдвигаете отвергнутое ранее предложение в несколько измененном виде. Часто люди готовы одобрить однажды отвергнутую ими мысль, если им дадут достаточно времени для раздумий.

    6. Вы предугадываете потребности и требования начальника и вовремя предлагаете идею, которую он сможет одобрить, как свою.

    7. Вы принимаете самостоятельные решения в тех областях, которые потребовали бы особой компетенции или личного опыта других работников.

    8. Вы вступаете в коалицию с другими людьми, имеющими влияние на ваши планы, путем заключения взаимных договоров о сотрудничестве и помощи.

    9. Вы обращаетесь в профсоюзную организацию или к ее руководству, чтобы оказать влияние на руководство организации.

    10. Вы проводите изменения постепенно, продвигаясь ступенчато от прямой деятельности к более многосторонней.

    11. Вы добиваетесь одобрения своих идей у начальника путем убеждения в их ценности наиболее влиятельных людей, пользующихся его доверием.

    12. Вы сами начинаете выполнять важные обязательства в отсутствие начальника.

    13. Вы нарушаете субординацию, рассказывая о своей идее высшему руководству, отвечающему за политику предприятия.

    14. Вы используете внешнего консультанта, чтобы он порекомендовал систему, поддерживающую ваши собственные идеи.

    15. Надеясь на устранение людей, препятствующих вашим планам, вы ждете сменяемости кадров, осуществляющейся естественным путем или в результате реорганизации.

    16. Вы составляете служебные записки и рапорты, подписываемые начальником, в соответствии с собственной точкой зрения. Начальник редко отказывается подписывать их, так как основная работа уже сделана.

    17. Вы начинаете экспериментальный проект, имеющий большую вероятность успеха, или решаете сложную проблему за других, чтобы показать пригодность вашего способа проработки проблемы.

    18. Вы используете любые средства, чтобы сделать свою точку зрения широко известной.

    19. Вы высказываете свои мысли людям вне предприятия, которые контролируют его деятельность.

    20. Вы спокойно воспринимаете противодействие, руководствуясь тем, что вначале всегда встречаются трудности, и надеясь на то, что впоследствии ваша точка зрения будет одобрена.

    21. Вы аргументировано высказываете свои идеи на собраниях коллектива.

    22. Вы определяете общие потребности и устремления работников и следуете им как общим целям.

    23. Вы широко включаете свое никому не известное и еще не опробованное предложение в уже одобренную программу и «выезжаете» на этом.

    24. Вы организовываете ситуацию, когда представители других предприятий рассказывают о своем успехе, достигнутом благодаря идеям, схожим с вашими.

    25. Вы отказываетесь от личного вознаграждения, чтобы одобрили вашу идею. В конце концов вы получаете повышение и тем самым право начать осуществление своих планов.

    26. Вы высказываете свою мысль в присутствии начальника своего руководителя.

    27. При формировании своих планов вы заботитесь о том, чтобы в планировании принимали участие лица, проявляющие наибольшее недоверие к этим планам. Если они принимают участие в проекте, их недоверие ослабевает.

    28. Вы создаете формальные системы для получения обратной связи или графические методы, которые помогают вам оценивать и уточнять существующую практику, а также находить возможности для расширения деятельности в других областях.

    29. Вы допускаете утечку информации к человеку, который занимается публичной критикой и которого можно использовать для достижения изменений насильственными средствами.

    30. Вы втравливаете людей, противодействующих вам, в неразумные мероприятия и наблюдаете за их неудачами.

    31. Вы показываете сотрудникам с помощью тщательно продуманной и документированной работы, что ваша идея повышает эффективность деятельности организации при сравнительно низких затратах.

    32. Вы излагаете свои предложения в области преобразования в форме служебной записки и рассылаете копии важнейшим лицам, принимающим решения.

    33. Вы мобилизуете своих союзников и докладываете вопрос руководству вместе с ними.

    34. Вы произносите речи, пишите статьи, которые концентрируют внимание на вашей идее.

    35. Вы по возможности затягиваете решения «взрывоопасных» вопросов: непредсказуемые изменения в жизни организации решат проблему естественным путем.

    36. Вы вселяете в своего начальника страх перед неприятными последствиями, которые могут возникнуть, если ваше предложение, касающееся изменений, не будет одобрено (потеря конкурентоспособности, рост авторитета других работников, появление проблем морального плана и т. д.).

    37. При появлении возможности вы склоняете людей, занимающих ключевые посты, к поддержке вашей позиции и формируете группу по вопросам изменений.

    38. Вы ищите пустоты в деятельности организации и заполняете их прогрессивными планами и программами.

    39. Вы пытаетесь воздействовать на внешние силы с тем, чтобы получить новые льготы и возможности для своей организации и реализации своих планов.

    40. Вы замедляете выполнение тех заданий или решений, которые вы не можете одобрить, чтобы привлечь внимание к своим идеям.

    41. Вы отстаиваете свои принципы, угрожая увольнением.

    42. В частной жизни вы устанавливаете отношения с людьми, обладающими властью в организации, и ищете их поддержки.

    43. Вы предлагаете объединить взаимосвязанные, но распыленные в разных отделах устремления. Затем берете дело под свой контроль и меняете их направленность.

    44. Вы организуете дело так, чтобы контролирующие органы были прежде всего партнерами фирмы, а не стремились заставить ее одобрить определенные мероприятия или спорные обязанности.

    45. Вы увольняетесь из фирмы и, возможно, забираете с собой наиболее серьезных явных своих сторонников, но планируете возвращение на предприятие сразу после существенного улучшения организационного климата.

    46. Вы доставляете своему начальнику важную информацию, которую он не знает, но которая окажет влияние в желательном для вас направлении.

    47. Вы заставляете тех, от решений, ресурсов или услуг которых вы зависите, так делать свою работу, чтобы вы могли исполнять свою.

    48. Вы проводите свои мысли в официальные доклады через подходящие каналы.

    49. Вы принимаете участие в различных общественных группах и поддерживаете организованные объединения, которые могут потребовать от своего предприятия законных изменений.

    50. Вы предоставляете организации то, что для нее важнее, чем для вас, чтобы позже получить точку опоры для осуществления своих идей.

    51. Вы советуетесь с начальником о целях и круге полномочий, а также о схеме ответственности, которая отражает полномочия лиц, ответственных за результат.

    52. Чтобы получить возможность выполнить ценные новые действия, вы отказываетесь от контроля за, возможно, менее ценными, но важными действиями.

    53. Вы устанавливаете другим отделам организации необходимый им для работы объем важной информации или ресурсов.

    54. Вы придаете своему предложению дополнительную ценность, добывая извне денежные средства для покрытия издержек.

    55. Вы осуществляете свои принципы деятельности, методы, решения, даже если все считают их непрактичными и невозможными.

    56. Вы повышаете личную квалификацию и благодаря своему авторитету заслуживаете право участвовать в принятии решений.

    57. Вы ссылаетесь на предсказуемые темы, волнующие работников, чтобы получить поддержку при сопротивлении начальника.

    58. Вы «создаете обстоятельства» для важных с точки зрения успеха людей, действуя им во благо в рамках своей рабочей роли.

    59. Вы публично продаете свою специальную компетенцию и упрочиваете положение своей продукции или услуг в качестве источника дохода.

    60. Вы ссылаетесь на критические тенденции по внешней среде (снижение продаж, успех конкурентов, государственные ограничения, забастовки, снижение производительности труда, скудость ресурсов и т. д.), чтобы заставить руководство обдумать ваши предложения.

    61. Вы ведете себя как можно более лояльно, компетентно и демонстрируете желание сотрудничать всегда, когда возможные конкуренты находятся в немилости, чтобы начальник яснее заметил противоположность между вами.

    62. Вы оказываете ценные услуги людям, занимающим ключевые посты, или важным отделам в организации, с которыми у вас есть «общий враг».

    63. Вы основываете рабочую группу, состоящую из представителей всех имеющих отношение к делу отделов, и изучаете отмеченные вами проблемы организации.

    64. Вы просите научных специалистов и сотрудничающие органы, чтобы они поддержали вас.

    65. Вы следите за своевременностью своих предложений и «куете железо пока горячо».

    66. Вы нейтрализуете влияние начальника на вас, выполняя то, чего ваш начальник не умеет делать или по крайней мере делает не так хорошо, как вы.

    67. Вы действуете демонстративно, чтобы привлечь к себе внимание.

    68. Вы добываете себе членство в органах, занимающихся планированием, формированием политики организации и принятием решений, имеющих значительное влияние, и тем самым способствуете или препятствуете проведению организационных мероприятий.

    69. Вы привлекаете на свою сторону членов различных комиссий.

    70. Вы упрочиваете поддержку, осуществляя стратегические реформы, когда появляются возможности реорганизации.

    71. Зная свои цели и интересы, вы тем не менее даете своему начальнику возможность влиять на ваше решение.

    72. Вы следуете принципу: «Чем больше предложений, тем больше из них может быть воплощено в жизнь».

    73. Вы изменяете форму собрания, служебной записки и т. п., чтобы обратить внимание на меняющиеся или значительные обстоятельства.

    74. Вы участвуете в совместных проектах с людьми, имеющими прочное положение, чтобы уменьшить риск в таких вопросах, при решении которых вы можете попасть в неловкое положение.

    75. Вы не выдвигаете на обсуждение старые затруднительные вопросы, о которых перестали говорить или решению которых противодействовали многие работники.

    19.2. Ключи и результаты теста

    Ключ к тесту 19.1 «Готовы ли вы к нововведениям?»

    Заполните таблицу, следуя указаниям, приведенным в инструкции к тесту. Отметьте галочкой те утверждения, которые вы пометили цифрами 3 и 4. Затем суммируйте галочки в каждом столбце. Отметьте крестиком вопросы с оценкой в 2 балла.




    Таблица результатов

    Впишите соответствующие числа из строки «Итоговый результат» таблицы ответов в первую графу («Ваш результат») таблицы результатов. Заполните графу «Ранг», придавая наивысшему итоговому результату первой таблицы ранг I, второму – II и т. д. Наименьший результат получит ранг V. Заполните графу «Обратный ранг», придавая наименьшему результату ранг I и т. д. Наивысший результат получит ранг V.



    Подведение итогов

    1. Постройте на основе полученной суммы баллов диаграмму в виде столбцов (см. рисунок).

    2. Выберите наиболее подходящий стиль.

    3. Отметьте вверху столбцов продолжение, отражающее потенциал развития (сумма крестиков в таблице ответов).



    Оценка возможности влияния на развитие организации:

    0-4 – незначительная;

    5-9 – средняя;

    10-15 – значительная.

    19.3. Конкретные ситуации

    Ситуация 1

    Вы выступаете перед подчиненными, объясняя свою программу изменений, которые вы хотите провести на предприятии. Из зала слышится саркастический возглас: «Да кому это надо?»

    Вы говорите:_________________


    Ситуация 2

    Один из ваших подчиненных постоянно предлагает невероятные проекты, которые явно невозможно осуществить в данных условиях. Ваши коллеги – руководители других отделов относятся к нему с сарказмом. Вы же решили поддержать этого подчиненного, объединив его фантазии и свои деловые качества. Вы считаете, что этот проект принесет большую прибыль.

    На очередном собрании вы говорите:_________________


    Ситуация 3

    В связи с тяжелым положением организации в ней появляется внешний управляющий по банкротству, довольно молодой человек, но уже имеющий достаточный опыт управления в современных условиях. Его цель – помочь предприятию преодолеть сложный период. Директор же этого предприятия всячески препятствует действиям этого человека, полагая, что его направили для разорения организации.

    Каким образом объяснить директору положительные стороны внешнего управления и приобрести в его лице союзника?


    Ситуация 4

    Фирма осваивает выпуск нового продукта и, чтобы опередить конкурентов при выходе на рынок, вынуждена наладить работу в две смены. Как руководитель вы должны получить поддержку коллектива в этом.

    На общем собрании вы говорите:________________


    Ситуация 5

    В трудовой коллектив, где имеется конфликт между двумя группировками по поводу внедрения новшеств, пришел новый руководитель, приглашенный со стороны.

    Каким образом, по вашему мнению, ему лучше действовать, чтобы нормализовать психологический климат в коллективе?

    а. Прежде всего установить деловой контакт со сторонниками новшеств, не принимая всерьез доводы сторонников старого порядка, вести работу по внедрению новшеств, воздействуя на противников силой своего примера и примера других.

    б. Прежде всего попытаться разубедить и привлечь на свою сторону сторонников прежнего стиля работы, противников перестройки, воздействовать на них убеждением в процессе дискуссии.

    в. Прежде всего выбрать актив, поручить ему разобраться в обстановке и предложить меры по нормализации обстановки в коллективе, опираться на поддержку администрации и общественных организаций.

    г. Изучить перспективы развития коллектива и улучшения качества выпускаемой продукции, поставить перед коллективом новые перспективные задачи совместной трудовой деятельности, опираться на лучшие достижения и трудовые традиции коллектива, не противопоставлять новое старому.

    19.4. Контрольные вопросы

    1. Почему необходимы нововведения в организации?

    2. В чем причины сопротивления персонала нововведениям?

    3. Из каких этапов состоит процесс внедрения нововведений?









     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх