Глава 5

ЧТО ВАЖНЕЕ: ЧУВСТВА ИЛИ РАЗУМ?

Разум, чувства и сознанье

Прочно связаны все трое.

(ШОТА РУСТАВЕЛИ)

Итак, важную роль в формировании эмоций определенных глубинно расположенных отделов мозга, относящихся к лимбико-ретикулярной системе, можно считать доказанной. Обеспечивающая высшую нервную деятельность и, в частности, процесс мышления, кора больших полушарий через посредство многочисленных нервных волокон имеет прямую и обратную связь, связана со структурами мозга, которые можно рассматривать как пусковые механизмы эмоциональных реакций. Эти связи создают возможность для циркуляции нервных импульсов как от коры к подкорке, так и в обратном направлении – от подкорки к коре.

Простые, элементарные, биологические эмоции под влиянием соответствующих раздражителей, судя по внешним реакциям, могут возникать у экспериментальных животных с удаленной новой корой. Однако осознание простых эмоций и формирование сложных, социальных эмоций происходит с обязательным участием коры больших полушарий. «Эмоции, как психический акт личности, – пишет Г. Х. Шингаров, – проявляются только в сознании, в силу их принадлежности определенной личности. На уровне человеческой психики они приобретают новые качественные особенности, благодаря которым отличаются от эмоций животных». Можно сказать, что у человека возможно осознание собственных эмоций и понимание их причины. При этом в большинстве случаев при соответствующем желании возможна коррекция их или, по крайней мере, некоторых из них. Это осознание собственного эмоционального состояния у человека оказывает несомненное влияние на характер поведенческих реакций. В результате обычные для животных двигательные акты, как правило, сопутствующие тем или иным эмоциям, у человека могут не возникать, так как проявление их может быть активно подавлено благодаря осознанным волевым процессам.

Эмоции, как и ощущения, – форма отражения действительности. Поэтому переживания человека, как и другие формы психической деятельности, не независимы, а, как правило, сопряжены с действительностью. О том, что это положение известно людям с давних времен, можно судить хотя бы по такому древнеарабскому изречению:

Коль скажет кто: «Свободна страсть вначале», —
Ответь: «Ты лжешь: все страсти – принужденье…»

Поражение тонизирующей кору больших полушарий мозга ретикулярной формации, расположенной в верхних отделах ствола мозга, ведет к снижению корковой активности. Тогда возможности корковой деятельности могут реализоваться не полностью. Это в значительной степени объясняет влияние эмоций на активность мыслительных процессов. Поэтому поражение глубинных отделов мозга может вести к психической подавленности, безынициативности, к замедленности мышления, к сужению круга вопросов, интересующих человека. «Без эмоций у меня нет мыслей», – писал Стендаль.

В таких случаях говорят о наличии у больного загруженности, заторможенности, которые могут перейти в сопор или коматозное состояние, характеризующиеся различным по глубине выраженности расстройством сознания. Если же первично страдает кора больших полушарий мозга или корково-подкорковые связи, у людей нередко приходится отмечать повышенную эмоциональность, эмоциональную неустойчивость, иногда наличие неадекватных, неконтролируемых эмоциональных реакций.

Двусторонние нервные связи между ответственным за состояние эмоциональной сферы лимбико-ретикулярным комплексом и обеспечивающей мышление корой мозга образуют своего рода замкнутое кольцо, функциональное состояние которого во многом определяет особенности психики человека.

Эмоции и мышление взаимозависимы. В связи с этим вполне обоснована известная каждому зависимость характера приходящих в голову мыслей от настроения:

В уме, подавленном тоской,
Теснится тяжких дум избыток.
(А. С. Пушкин)

Но эмоции могут не только угнетать мышление, обеспечивая его минорную тональность, но и активизировать мысль, вдохновлять:

Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет, и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем —
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут…
(А. С. Пушкин)

Если эмоции влияют на мышление, то и характер мыслей, несомненно, сказывается на состоянии эмоциональной сферы. Вы знаете, как благотворно может повлиять на ваше настроение счастливая мысль, способствующая решению стоящей перед вами сложной задачи (математической, шахматной, житейской). А сколько радости приносит удачная мысль ученому, бьющемуся над решением научной проблемы. Эта мысль – «озарение» – возникает подчас в самой неожиданной ситуации, казалось бы, случайно, а следствием ее может быть новая страница в технике, новая концепция в науке. Можно себе представить, какой восторг охватил Д. Уатта, когда, глядя на прыгающую крышку кипящего чайника, он представил себе принцип действия будущей паровой машины, или Д. И. Менделеева, мысленно уловившего зависимость свойств химических элементов от их атомного веса, что повлекло за собой создание знаменитой менделеевской таблицы.

«Без эмоций у меня нет мыслей».

(СТЕНДАЛЬ)

Кстати, мысль может не только радовать, но и способствовать возникновению плохого настроения. Размышления инженера о просчете, допущенном в составленном проекте, мысль врача о возможной ошибочности поставленного им диагноза, воспоминание руководителя о бестактности, проявленной по отношению к сослуживцу, могут испортить настроение, лишить «эмоционального покоя», вызвать чувство досады, тревоги, угрызения совести…

…совесть,
Когтистый зверь, скребущий сердце, совесть,
Незваный гость, докучный собеседник,
Заимодавец грубый, эта ведьма,
От коей меркнет месяц и могилы
Смущаются и мертвых высылают?..
(А. С. Пушкин)

Разум позволяет нам в какой-то степени контролировать состояние своей эмоциональной сферы или по крайней мере внешние проявления эмоциональных реакций. Благодаря активной сдерживающей деятельности мышления человек может не обнажать собственного эмоционального состояния и сохранять внешнюю «невозмутимость» даже в условиях большого эмоционального напряжения.

Сдерживающее влияние разума на эмоциональную сферу, являющееся волевым актом, позволяет человеку «держать себя в руках» и не становиться рабом собственных эмоций. «Например, – писал И. М. Сеченов, – при очень сильной физической боли один кричит и бьется, другой может переносить ее молча, покойно, без малейших движений, и, наконец, есть люди которые могут даже производить движения совершенно несовместимые с болью, например шутить, смеяться».

Во время артиллерийского обстрела или воздушного налета все, кто находится под огнем, испытывают выраженные отрицательные (неприятные) эмоции, которые, по сути дела, представляют собой различную степень «витального» страха (страха за жизнь). Но многие, особенно если это кадровые военные, уже не первый раз попадающие в подобную ситуацию, способны «обуздать» эмоции и разумно использовать имеющиеся средства защиты. Некоторые же проявляют слабодушие и под воздействием безудержных, ярких эмоциональных переживаний, находясь в состоянии аффекта, совершают нелепые, подчас весьма опасные для себя поступки, например, после очередного взрыва снаряда выскакивают из укрытия и бегут без оглядки «куда глаза глядят» по открытой, простреливаемой противником местности.

Сдерживающее влияние разума на эмоциональную сферу является волевым актом, позволяет человеку «держать себя в руках» и не становиться рабом собственных эмоций.

Так, в романе бывшего фронтовика Ю. В. Бондарева «Горячий снег» во время неожиданного налета вражеских самолетов солдаты и офицеры залегли, но несколько солдат, «не выдержав расстрела с воздуха, вскочили, заметались под истребителями, бросаясь в разные стороны». Эти-то, не сумевшие обуздать свой страх люди и оказались первыми жертвами вражеского нападения. «…Один упал, пополз и замер, вытянув вперед руки. Другой бежал зигзагообразно, странно оглядываясь то вправо, то влево, а трассы с пикирующего „мессершмитта“ настигли его наискосок, сверху, и прошли сквозь него, как раскаленная проволока; солдат покатился по снегу, крестообразно взмахивая руками, потом тоже замер; ватник дымился на нем».

Надо сказать, что обычные в условиях угрожающей ситуации ярко выраженные эмоциональные реакции могут отсутствовать у людей не только при достаточной информированности их о путях преодоления опасности, но и при неосведомленности об опасности и неумении прогнозировать ее приближение. Дети Мишель Флешар в романе В. Гюго «Девяносто третий год» проснулись в здании, первый этаж и чердак которого были охвачены огнем. Столпившиеся у дома люди и рыдающая, обезумевшая мать видят через окно, как трое малюток любуются ползущими по фасаду языками пламени, а лица детей при этом отражают лишь заинтересованность происходящим. «Там, где взрослым владеет страх, – отмечал В. Гюго, – ребенком владеет любопытство. Кто легко удивляется, пугается с трудом; неведение полно отваги». Но отвага ли это? По сути дела, это скорее заблуждение, обусловленное непониманием надвигающейся беды, неумением адекватно оценить ее предвестники. И потому вряд ли можно говорить об отваге человека, переходящего поле, не зная, что оно заминировано. Вряд ли можно говорить о героизме пассажиров воздушного лайнера, которые спокойно сидят в своих креслах, охваченные дремотой, или лениво перелистывают страницы иллюстрированного журнала, в то время как командир корабля радирует на землю о том, что в самолете обнаружена неисправность, делающая невозможной безаварийную посадку самолета.

Иногда, в частности, в последнем примере, неведение может стать благом, так как испуганные пассажиры способны лишь помешать пилотам совершить маневр, который позволил бы обеспечить минимальные повреждения самолета при посадке. Но гораздо чаще неведение вредит, ибо оно не дает возможности адекватно отреагировать на сложившуюся ситуацию и тем самым исключает активные действия, которые могли бы при этом быть полезны. Поэтому люди всегда стремятся к максимальной информированности, к предвидению будущего, создают экономические, политические, демографические, метеорологические и другие прогнозы, считая их необходимыми для оптимального решения самых разнообразных тактических и стратегических вопросов, которые ставит перед ними жизнь.

Столпившиеся у дома люди и рыдающая, обезумевшая мать видят через окно, как трое малюток любуются ползущими по фасаду языками пламени, а лица детей при этом отражают лишь заинтересованность происходящим.

Взаимосвязь между эмоциями и мыслительным процессом не исключает индивидуальных, личностных особенностей реакции человека в ответ на в принципе идентичные или сходные эмоциогенные ситуации. «Жизнь, – писал И. П. Павлов, – отчетливо указывает на две категории людей – художников и мыслителей. Между ними резкая разница. Одни – художники во всех их родах – писателей, музыкантов, живописцев и т. д. – захватывают действительность целиком, сплошь, сполна, живую действительность, без всякого дробления… Другие – мыслители именно дробят ее и тем как бы умерщвляют, делая из нее какой-то временный скелет, и затем только постепенно как бы собирают ее части и стараются их таким образом оживить, что вполне им все-таки так и не удается».

Люди художественного типа живут преимущественно эмоционально окрашенными, непосредственными впечатлениями. Мышление их носит характер конкретный и образно-эмоциональный. Наоборот, люди мыслительного типа воспринимают окружающую действительность скорее несколько абстрактно, теоретически. Поступки тех, кто руководствуется главным образом чувствами, нередко изобличают неуравновешенность, непоследовательность, ненадежность, они подчас всецело зависят от переменчивого настроения. Такие люди могут быть отзывчивы как на хорошее, так и на плохое; они несаморегулируемы, но зато могут быть довольно легко управляемы со стороны, легко внушаемы. Их можно найти как среди тех, кто с упоением слушает музыку Генделя и Баха, и среди тех, кто восторженно чеканит шаг под бравурные звуки неонацистского марша, среди гениальных актеров и восторженных зрителей. Представители крайнего «мыслительного» типа обычно логичны в своих поступках, но черствы, эгоистичны, окружающий мир воспринимают сухо, схематично. Такие люди часто трудны в коллективе, так как они, будучи обеднены в эмоциональном отношении, не могут понять нюансы психологического состояния окружающих их людей, а потому порой оказываются недостаточно тактичны с окружающими, не излучают «душевного тепла».

К счастью, крайние типы среди людей встречаются нечасто, большинство людей относится к промежуточному, среднему типу; но некоторое преобладание в психических процессах человека значимости проявлений мышления или эмоций можно отметить на каждом шагу. По этому признаку могут быть противопоставлены друг другу Дон-Кихот и Санчо Панса, Ленский и Онегин, Моцарт и Сальери, Манилов и Чичиков, Кирсанов и Базаров, Нагульнов и Давыдов…

Что предпочесть в человеке: чувства или мысли? Что для человека важнее? Мнения по этому поводу высказывались разные. Жан-Жак Руссо отдавал предпочтение чувствам. Г. Спенсер – разуму, утверждая, что в будущем человек утратит эмоциональное отношение к миру. Разногласия и споры на эту тему не потеряли остроты и в наше время. Об этом свидетельствует когда-то популярная дискуссия между «физиками» и «лириками».

Вероятно, «однобокость» в формировании психической сферы не может обеспечить полноценного ее развития, и идеальным является гармоничность личности. Но эта гармоничность обычно достигается не стихийно, а в процессе воспитания. Однако принятые методы воспитания и обучения в школе далеко не всегда могут быть определены как гармоничные, так как в процессе обучения и воспитания в школе основное значение обычно уделяется насыщению учащихся разнообразной информацией и умению подвергать эту информацию логической обработке. Развитию же эмоциональной сферы внимания уделяется значительно меньше. Еще Д. Дидро писал: «Мне очень хотелось бы узнать, где та школа, в которой обучают чувству». Этот вопрос не потерял актуальности и в наши дни. По сути дела, такому серьезному разделу воспитания, как воспитанию этических и эстетических чувств, во многих учебных заведениях, особенно, в частности, в технических, экономических, медицинских высших и средних специальных учебных заведениях, должного внимания не уделяется. В результате получивший образование специалист нередко оказывается, как говорил Козьма Прутков, подобен флюсу, ибо довольно богатый запас профессиональных знаний у него сосуществует подчас с недостаточно развитой эмоциональной сферой. А это неминуемо сказывается на общем кругозоре человека, снижает, в конечном счете, общий уровень его развития.

«Мне очень хотелось бы узнать, где та школа, в которой обучают чувству».

(Д. ДИДРО)

Неумение понимать произведения искусства не позволяет человеку не только получать от них духовное наслаждение, удовольствие, радость, но, что гораздо важнее, ограничивает его возможность достижения полной человеческой зрелости, которая невозможна без широкого кругозора и понимания духовной культуры человечества.

В наше время духовный мир человека не определяется его образованием. Если образованный человек эмоционально беден, он часто бывает груб с окружающими людьми, невосприимчив к их радостям и горю, от него трудно ждать высокой общей культуры, такта, умения понимать людей и уважать их поступки и чувства. Невоспитанность образованного человека воспринимается окружающими особенно остро, как и любой контраст. Это сопряжено с тем, что образование, знания придают человеку уверенность, которая при отсутствии достаточно развитых этических чувств быстро перерастает в самоуверенность, проявляющуюся в развязности, в склонности поучать окружающих, в пренебрежительном отношении к тем, кто по своему образованию и служебному положению находится на ступеньку ниже. Такому человеку в процессе общения с людьми, и особенно с людьми подчиненными, нередко свойственна грубость, а подчас и откровенное хамство.

Тот, у кого эмоциональная сфера развита слабо, обычно недостаточно чуток к людям, недостаточно тактичен в общении с окружающими. Его не интересуют поэзия, музыка. Кроме книг по специальности, он более или менее охотно читает лишь детективы, в которых его привлекают хитросплетения сюжета, художественная же ценность литературы его вообще не интересует. В Третьяковской галерее или в Эрмитаже ему скучно, а сонеты Шекспира или Первый концерт для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского навевают на него тоску. Такой специалист невольно уподобляется горьковскому персонажу из «Городка Окурова» – дремучему Вавиле Бурмистрову, который говорил: «Ерунда все это!.. Стихи, памятники – на что они мне?» Не имея возможности получать удовольствие, радость от общения с сокровищами мировой культуры, не понимая прелестей окружающей природы, он ищет примитивных развлечений, пытается воздействовать на свое эмоциональное состояние возлиянием спиртного, а иногда и опускается до увлечения наркотическими препаратами.

Знания придают уверенность, которая при отсутствии достаточно развитых этических чувств быстро перерастает в самоуверенность, проявляющуюся в развязности, в склонности поучать окружающих, в пренебрежительном отношении к тем, кто по своему образованию и служебному положению находится на ступеньку ниже.

Как же все-таки ответить на поставленный ранее вопрос: что предпочесть в человеке – чувства или разум? Чем лучше руководствоваться в жизни?

На этот вопрос можно было бы ответить так: человек не должен жить только чувствами или только рассудком. Идеальна гармоничность личности, основанная на относительном равновесии хорошо развитых эмоциональной и интеллектуальной сфер. Но равновесие эмоциональной и интеллектуальной сфер в жизни никогда не бывает стабильным, и потому даже гармонично развитый человек в своих поступках далеко не всегда в равной мере прислушивается к голосу разума и чувства. Временами (и довольно часто) они могут оказываться в состоянии противоречия. Что же в таком случае должно брать верх? Что должно побеждать? Видимо, смотря по обстоятельствам.

Нельзя постоянно подавлять чувства, превращая себя в механизм, все действия которого строго логичны и рациональны, – это противоречит природе человека. Но нельзя и распускать своих чувств, терять контроль над ними, становиться их рабом. Развитие интеллекта должно не подавлять эмоциональную сферу, а обогащать ее, расширяя диапазон причин, которые способны радовать или огорчать человека, расцвечивать чувственный мир его новыми выразительными красками. И совершенно неверно представление некоторых молодых людей, решивших посвятить себя науке, что при этом они должны отрешиться от житейских волнений и с постными лицами аскетов проходить мимо тревог и радостей бытия.

Современный человек при желании может иметь достаточные возможности для расширения сферы чувств и эмоций. И надо сказать, что многие наши современники эти возможности широко используют. К тому же с ростом информированности людей, с увеличением объема жизненных впечатлений растет и число факторов, которые могут обусловить изменения в эмоциональной сфере, став предметом разнообразных переживаний. Ведь, как говорил А. П. Чехов, «чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь».









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх