5. Формы и методы защиты нарушенных прав граждан в области охраны здоровья

Ранее были рассмотрены основные права граждан в области охраны здоровья и виды ответственности при их нарушении. В данном разделе следует остановиться на основных способах защиты прав граждан.

В соответствии с Конституцией РФ каждый гражданин может защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом. Эти способы защиты должны быть направлены на пресечение правонарушения, устранение его последствий, а также воздействие на правонарушителя.

Гражданин вправе выбирать административную, досудебную или судебную формы защиты своих прав и свобод.

Пациент может обратиться с жалобой на действия государственного органа, общественной организации, должностного лица, нарушающие его права к вышестоящим в порядке подчиненности государственному органу, общественной организации, должностному лицу, что предполагает административный порядок разрешения возникшей конфликтной ситуации.

Вышестоящие, в порядке подчиненности, государственный орган, общественная организация, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. По результатам рассмотрения жалобы может быть принято решение: удовлетворить жалобу, обоснованно отказать в ней полностью либо в части, передать жалобу другому органу на рассмотрение.

Если пациенту в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

Жалоба может быть подана самим пациентом, права и свободы которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе пациента – надлежаще уполномоченным представителем общественной организации (например, общества защиты прав потребителей медицинских услуг), трудового коллектива.

Результатом применения административного порядка может являться:

– признание права;

– восстановление положения, существовавшего до нарушения права;

– прекращение действий, нарушающих права;

– привлечение к административной ответственности лиц, виновных в нарушении, несоблюдении прав пациента.

Основанием применения досудебного порядка рассмотрения споров является факт нарушения прав пациента, причинения ущерба жизни и здоровью, сопровождаемый требованием пациента к администрации ЛПУ (врачу частной практики, СМО) об устранении нарушения его прав, о возмещении ущерба, причиненного некачественным оказанием медицинской помощи.

Обращение с жалобой не исключает права пациента одновременно обратиться с иском в суд по тому же вопросу. Такое же право сохраняется за пациентом и в том случае, если он не получил ответа на предъявленные им требования, либо полученный ответ не удовлетворяет его.

Виновная сторона в течение 30 дней должна рассмотреть жалобу пациента и дать свой ответ о полном либо частичном удовлетворении жалобы, либо об отказе в удовлетворении требований. Таким образом, выражение доброй воли виновной стороны на устранение допущенных ею нарушений чужих прав и интересов или договорных обязательств, на возмещение причиненного ущерба является определяющим признаком досудебного порядка урегулирования споров.

Разрешение спора в третейском суде

Судебная защита интересов требует немалых денежных затрат, знания процессуальных положений, связанных с оформлением исков и судебным разбирательством. В связи с этим часто используются альтернативные способы разрешения споров.

В российском законодательстве предусмотрена возможность защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав в третейском суде (ст. 11 ГК РФ).

Третейский суд хотя и носит такое название, судебным органом не является и не входит в число органов, образующих судебную систему РФ. Он избирается участниками гражданско-правовых отношений для разрешения возникшего или возможного между ними в будущем конфликтов. Он носит общественный характер, не осуществляет правосудие и не обладает процессуальной формой рассмотрения дел. Третейские суды могут быть созданы как для разрешения споров между гражданами, так и экономических споров, участниками которых являются юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Традиционно третейские суды делятся на суды, создаваемые для разрешения конкретного спора, и постоянно действующие (институциональные) третейские суды, представляющие собой органы, которым по соглашению сторон поручена организация рассмотрения конкретного спора, либо споров определенной категории дел.

Действующие в качестве негосударственного механизма разрешения споров, третейские суды, по сравнению с государственными, могут предоставлять участникам спора ряд преимуществ, таких как: быстрота и экономичность, отсутствие публичности в деятельности. В третейском суде стороны могу по своему усмотрению определить порядок разрешения споров. Дела в нем рассматриваются быстрее, при этом больше внимания обращается на разрешение конфликта, чем на соблюдение процедуры.

При рассмотрении споров по вопросам такой узкоспециализированной сферы человеческой деятельности, как здравоохранение, медицинское страхование особое значение имеет специализация в вопросах, касающихся фактических взаимоотношений сторон.

В целях осуществления наиболее эффективной защиты законных прав и интересов застрахованных граждан представляется целесообразным создание специализированных постоянно действующих третейских судов по рассмотрению споров, возникающих в системе здравоохранения.

Претензионный порядок урегулирование спора

Претензионный порядок является частным случаем (хотя и самым распространенным) досудебного порядка урегулирования спора. Это одна из форм защиты гражданских прав, которая заключается в попытке урегулирования спорных вопросов непосредственно между сторонами до передачи дела в суд.

Порядок претензионного урегулирования споров состоит в следующем: предполагаемый кредитор (будущий истец) направляет (предъявляет) предполагаемому должнику (будущему ответчику) требование (чаще всего оформленное в виде претензии) об исполнении лежащей на нем материально-правовой обязанности и ждет ответа в срок, установленный законом или соглашением сторон.

Предполагаемый должник вправе (а иногда и обязан) дать ответ на претензию в установленный срок.

Понятия «кредитор» и «должник» применимы, как правило, только к гражданско-правовым обязательствам.

Претензия представляет собой требование к лечебно-профилактическому учреждению о добровольном устранении нарушений прав пациента.

Требование к лечебно-профилактическому учреждению о добровольном устранении нарушений прав пациента (претензия) должно быть предъявлено в письменной форме, подписано пациентом или его законным представителем.

Могут быть предъявлены следующие виды требований (претензий): о возмещении морального вреда; о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью пациента; о возмещении вреда по случаю потери кормильца; о возмещении расходов по устранению недостатков медицинской услуги.

В претензии указывается фамилия, имя, отчество, адрес пациента, наименование ЛПУ, к которому предъявляется претензия, дата предъявления, обстоятельства, послужившие основанием для предъявления претензии, доказательства, подтверждающие требования пациента, требования заявителя, сумма претензии и обоснованный ее расчет, если претензия подлежит денежной оценке.

В претензии также указываются ссылки на нормативные акты, договор или иные правоустанавливающие документы, перечень прилагаемых документов, иные сведения, которые пациент считает существенными.

Претензия отправляется заказным или ценным письмом либо вручается под расписку. Претензия рассматривается администрацией ЛПУ в течение 30 дней со дня ее получения, после чего ЛПУ принимает соответствующее решение, оформляемое приказом руководителя ЛПУ. Копия приказа руководителя ЛПУ о возмещении вреда направляется заявителю вместе с ответом на претензию.

Ответ на претензию дается в письменной форме и подписывается руководителем или заместителем руководителя ЛПУ. В нем указываются при полном или частичном удовлетворении претензии признанная сумма, срок и способ удовлетворения претензии. При полном или частичном отказе в удовлетворении претензии указываются обоснованные мотивы отказа.

Обращение в прокуратуру

Генеральная прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени России надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Федерации, местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.

Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если это предусмотрено законом.

Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

Мировое соглашение сторон представляет собой одну из форм свободного волеизъявления сторон, один из способов добровольного урегулирования спора сторонами без применения государственного принуждения.

Совершая конкретные действия по досудебной подготовке, необходимо довести до сведения предполагаемого ответчика (ЛПУ) информацию о передаче спора на рассмотрение суда. Ответчику направляется копия искового заявления. Судебная практика показывает, что зачастую ответчик (ЛПУ), не дожидаясь вынесения судебного решения, идет на урегулирование спора в добровольном порядке.

Мировое соглашение сторонами спора может совершаться как на досудебном этапе, так и при осуществлении судебной защиты права (внесудебные и судебные мировые соглашения).

Субъектами мирового соглашения чаще всего являются граждане, а также граждане и юридические лица, между которыми возник спор.

Мировые соглашения могут совершаться через представителя, право которого заключать мировое соглашение должно быть специально оговорено в доверенности (ст. 54 ГПК РФ).

Внесудебное мировое соглашение – это договор о разрешении материально-правового спора на определенных условиях. Следствием заключения мирового соглашения является прекращение или изменение материального правоотношения, т. е. стороны самостоятельно разрешают спор и ликвидируют состояние спорности существующих между ними правоотношений. Внесудебное мировое соглашение предполагает добровольное исполнение обязанностей. Оно не требует обеспеченности государственным принуждением, как при заключении мирового соглашения в суде.

Стороны могут обратиться за удостоверением мирового соглашения к нотариусу или органам, выполняющим нотариальные функции.

Внесудебное мировое соглашение используется в судебном процессе как доказательство.

Вне суда может быть достигнуто соглашение и по спору, по которому возбуждено гражданское дело в суде. Такое соглашение приобретает юридическое значение только после утверждения его судом.

Судебное мировое соглашение – это соглашение сторон об условиях прекращения судебного спора без вынесения судебного решения (ст. 39 ГПК РФ). Заключается оно уже в ходе судебного процесса, утверждается судом, после чего приобретает силу судебного решения. Судебный процесс заканчивается мирным урегулированием возникшего конфликта.

Обращение в суд

Судебный порядок урегулирования споров применяется при разрешении конфликтных ситуаций возникающих между СМО и ЛПУ, другими юридическими лицами – участниками ОМС (арбитражных споров) и рассмотрении споров, возникающих между пациентом и лечебным учреждением (гражданских споров).

Заинтересованные лица могут обратиться в арбитражный суд или в суд общей юрисдикции непосредственно, не прибегая к досудебной процедуре урегулирования споров. Возможно также обращение в суд после предварительного рассмотрения спора в досудебном порядке или в третейском суде, при несогласии одной из сторон с результатами такого рассмотрения.

Систему судов общей юрисдикции составляют суды районные, республиканские, краевые, областные, Москвы, автономной области, автономных округов. В соответствии с Конституцией РФ высшим судебным органом является Верховный Суд РФ. Организация и деятельность судов общей юрисдикции определяются Федеральным конституционным законом «О судебной системе в Российской Федерации» и ГПК РФ.

Суды общей юрисдикции рассматривают, как правило, гражданские дела, одним из участников которых является гражданин.

При необходимости судебного разрешения спора истцу надлежит прежде всего установить подведомственность этого спора. Подведомственность спора определяется в соответствии с ГПК. Согласно ст. 22 общегражданским судам подведомственны споры, возникающие из гражданских (в том числе страховых) правоотношений, если одной из сторон в споре является гражданин. Здесь имеется в виду гражданин, заключивший договор в потребительских целях, а не в интересах предпринимательской деятельности.

Действующее законодательство предусматривает две основные процедуры для защиты пациентом своих нарушенных прав в суде.

Во-первых, речь идет о производстве, возникающем из административно-правовых отношений. Основанием для возбуждения данного производства служит жалоба пациента, обращенная к компетентному судебному органу.

Пациент вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

В соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с изменениями от 14 декабря 1995 г.), к действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации в результате которых:

1) нарушены права и свободы гражданина;

2) созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод.

Для обращения в суд с жалобой устанавливаются определенные сроки, которым придается значение, аналогичное сроку исковой давности. В суд можно обратиться с жалобой в течение трех месяцев со дня, когда пациенту стало известно о нарушении его прав либо в течение одного месяца со дня получения пациентом письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если не был получен на нее письменный ответ. Если установленные сроки были пропущены по причине, признанной судом уважительной, то по решению суда срок подачи жалобы может быть восстановлен.

Результатом рассмотрения жалобы в судебном порядке может быть:

– признание обжалуемого действия (решения) незаконным;

– возложение обязанности удовлетворить требование пациента;

– восстановление нарушенного права

– привлечение к ответственности лиц, виновных в совершении действий (бездействии), принятии решений, приведших к нарушению прав пациента;

– отказ в удовлетворении жалобы.

Во-вторых, защита прав пациента может осуществляться в порядке искового производства.

В соответствии с Гражданско-процессуальным кодексом, п. 2 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» иски предъявляются по выбору потребителя:

– в суд по месту жительства истца (то есть потребителя);

– в суд по месту нахождения ответчики;

– в суд по месту причинения вреда.

При отказе судьи в приеме искового заявления по мотиву неподсудности иска конкретному суду следует получить у судьи письменное определение об этом, которое подлежит обжалованию в течение 10 дней в вышестоящий суд.

Пациент вправе в принудительном порядке через суд взыскать с виновной стороны убытки, вызванные нарушением его прав, потребовать возмещения вреда, причиненного его здоровью, а также получить компенсацию за моральный вред, связанный с физическими и нравственными страданиями из-за неправомерного поведения или действия медицинских работников.

Защитить нарушенные права пациент может самостоятельно или с помощью своего представителя. Самостоятельно защищать свои права могут совершеннолетние и дееспособные граждане-пациенты.

Права и охраняемые законом интересы несовершеннолетних в возрасте от 15-ти до 18-ти лет, а также граждан, признанных ограниченно дееспособными, защищаются в суде их родителями, усыновителями или попечителями, однако суд обязан привлекать к участию в таких делах самих несовершеннолетних или граждан, признанных ограниченно дееспособными.

Права и интересы несовершеннолетних, моложе 15-ти лет, и недееспособных защищают их законные представители – родители, усыновители или опекуны.

Таким образом, несмотря на то, что в соответствии со ст. 31 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, лица старше 15-ти лет самостоятельно решают вопрос о медицинском вмешательстве и об отказе от него, защиту прав данных лиц при оказании медицинской помощи осуществляют их законные представители – родители, усыновители, попечители.

Граждане могут защищать свои права лично (самостоятельно обращаться с жалобой в ЛПУ, органы управления здравоохранением, в суд) или через своих представителей. По просьбе гражданина представлять его интересы в отношениях с другими субъектами ОМС или в суде могут физические лица, имеющие (адвокаты), либо не имеющие юридического образования или юридические лица (СМО, комитеты по защите прав потребителей).

Представление интересов пациента или организации (учреждения) в суде осуществляется представителями на основании выданной им доверенности.

Доверенность от имени организации выдается за подписью ее руководителя или иного лица, уполномоченного на это ее учредительными документами, с приложением печати этой организации.

Доверенности, выдаваемые гражданами (пациентами), удостоверяются в нотариальном порядке. Доверенности, выдаваемые гражданами (пациентами), могут быть удостоверены также предприятиями, учреждениями или организациями, где работает или учится доверитель, жилищно-эксплуатационной организацией по месту жительства доверителя, администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором гражданин находится на излечении, соответствующей воинской частью, если доверенность выдается военнослужащим. Доверенность, выдаваемая гражданином, находящимся в заключении, удостоверяется администрацией соответствующего места заключения.

Адвокаты представляют интересы пациентов и юридических лиц в суде на основании ордера, выданного юридической консультацией.

Полномочие на ведение дела в суде дает представителю право на совершение от имени представляемого всех процессуальных действий, кроме передачи дела в третейский суд, полного или частичного отказа от исковых требований, признания иска, изменения предмета иска, заключения мирового соглашения, передачи полномочий другому лицу (передоверие), обжалования решений суда, предъявления исполнительного листа к взысканию, получения присужденного имущества или денег. Полномочие представителя на совершение каждого из вышеуказанных действий должно быть специально оговорено в доверенности, выданной представителем.

Перед началом судебного разбирательства необходимо ознакомиться с документами, которые суд затребовал по ходатайству пациента у ответчика. При наличии оснований – ходатайствовать в письменной форме о назначении судебно-медицинской экспертизы. Пострадавший должен конкретизировать свои исковые требования, определить, какие вопросы должны быть отражены в заключении судебно-медицинской экспертизы. Исковые требования могут быть пересмотрены, дополнены или изменены в зависимости от результата судебно-медицинского заключения.

Суд на основе представленных и собранных доказательств проводит судебное разбирательство по заявленному иску. При удовлетворении исковых требований в стадии судебных прений пациент вправе подать ходатайство о возмещении причиненных убытков, если не было возможности указать их в исковом заявлении. В эти требования можно включить все расходы на ксерокопирование, проведенные экспертизы, оплату заказных писем, услуги юриста и прочие. Естественно, причиненные убытки должны быть документально подтверждены справками, квитанциями, кассовыми и товарными чеками и другими платежными документами.

Исковая давность есть срок, в течение которого гражданин вправе защитить свои права в суде. В соответствии со ст. 208 Гражданского кодекса РФ на требования по возмещению вреда, причиненного здоровью, исковая давность не распространяется. Однако ущерб, причиненный гражданину, может быть взыскан не более чем за трехлетний срок с момента предъявления иска.

Срок исковой давности по искам о возмещении убытков, взыскании неустойки установлен в три года. Истечение сроков исковой давности не может служить основанием для отказа в принятии искового заявления. Суд не вправе по собственной инициативе ссылаться на окончание срока давности. Это может сделать только ответчик.

Начало течения срока исковой давности определяется нормами ст. 200 ГК. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200).

По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока их исполнения.

По обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, течение срока исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства. А если должнику предоставляется льготный срок для исполнения такого требования, исчисление исковой давности начинается по окончании этого срока.

Застрахованный при обращении в суд обязательно представляет копии следующих документов:

– заявление о том, что он обращался с просьбой выдать копии всех медицинских документов;

– заявление с просьбой о добровольном возмещении причиненного материального ущерба;

– письменный отказ, если таковой будет выдан.

Застрахованный составляет исковое заявление о взыскании с медицинского учреждения причиненного материального ущерба, убытков и компенсации морального вреда. Очень важно определиться, что желает получить пациент в качестве возмещения материального ущерба, например, можно потребовать оказания повторных бесплатных медицинских услуг в этом же медицинском учреждении или их оплату в другой клинике.

Также надо оценить, какой моральный вред был причинен, возможно, человек стал инвалидом, возможно, произошли какие-то психические нарушения, он испытал сильные нравственные и физические страдания. Все медицинские диагнозы должны быть подтверждены соответствующими документами, а требования о компенсации морального вреда – четко аргументированы.

Помимо заявления необходимо заявить ходатайство о том, чтобы суд в порядке досудебной подготовки истребовал с медицинского учреждения копию истории болезни, описание снимков, все документы, необходимые для проведения судебно-медицинской экспертизы.

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законами о налогах и сборах.

По искам, связанным с нарушением их прав, согласно п. 2 ст. 46, п. 8 ст. 89 ГПК РФ, ст. 17 Закона «О защите прав потребителей», застрахованные освобождаются от уплаты государственной пошлины. Если судья отказывается принимать исковое заявление без оплаты госпошлины, следует получить об этом письменное определение суда, которое можно обжаловать в течение 10 дней в вышестоящий суд.

Следует помнить, что гражданин полностью освобожден от уплаты госпошлины по искам, связанным с нарушением его прав, т. е. госпошлина не может быть с него взыскана ни при каких обстоятельствах, даже в случае проигрыша дела.









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх