Глава 14


Порывы лёгкого ветерка нежно касались верхушки векового баньяна.

Несмотря на свой почтенный возраст, исполин до сих пор радовал людей своим цветущим видом, давая приют тысячам живых существ, начиная от колоний насекомых и заканчивая стаей небольших обезьянок, живущих в его огромном дупле и целыми днями играющих под сводами тенистой кроны.

Один из самых уважаемых Учителей скального храма, наблюдая за птицей, сидящей на ближайшей к нему ветке дерева, наслаждался ее мелодичной трелью. Ощущая внутри себя тепло и покой, он прошел к огороженному садику, который состоял из маленьких деревьев, выращенных в стиле кэйкань, что по-вьетнамски означало "дерево на ладони". Хотя здесь были образцы неодинаковых размеров: начиная от крохотных, в несколько сантиметров, и заканчивая довольно большими экземплярами, стоявшими в глиняных кадках с замысловатым плетеным орнаментом.

Многие деревца росли между камней (символизирующих скалы), миниатюрных озер и домиков. Небольшой можжевельник жил прямо на оголенном валуне. Его крона-каскад свисала с камня, как с настоящего утеса. У всякого, кто бы ни посмотрел на эту композицию, возникало чувство, что деревце выросло не в этой своеобразной оранжерее, а в суровых горных условиях, наперекор всем противодействующим силам природы.

Седой монах задумчиво стоял среди гармонично расположенных растений, с удовольствием отмечая искусную, тонкую работу братьев. Его ученики, жившие в монастыре, были для него точно этот чудесный сад, о котором они постоянно заботились. А он — о них.

Вспомнив о повседневных делах, он нахмурился, и по его лбу, как тучки по ранее безоблачному небу, промелькнули отпечатки сегодняшних забот. Однако мрачное выражение было редким гостем на его лице, и вскоре Наставник словно наполнился лучами светлых мыслей.

Он прошел в самую любимую часть оранжереи, где был сооружен маленький водопад, утопающий в тенистой зелени миниатюрного парка. Вода журчащими струями падала в озерцо, вытекая из него извилистой речушкой, которая своей упоительной прохладой наполняла весь сад.

Присев на лакированную скамеечку, на спинке которой были вырезаны играющие с рыбками драконы, Старец подумал о том, что, похоже, в его саду зарождается новое дерево. Конечно же, он вспомнил о Стефане, который вот уже вторые сутки, хоть и медленно, но верно возвращался из столь долгого пребывания в небытие.

Солнце уже полностью отделилось от линии горизонта, когда старик вышел из своих медитативных размышлений, очевидно, придя к верному решению. Словно очнувшись ото сна, он оглянулся на раздавшийся негромкий звук, похожий на хруст гальки под чьей-то легкой ногой. В дальнем уголке сада он увидел мальчика лет семи, который, ловко орудуя бамбуковыми граблями, собирал обломившиеся ветки и листву.

Недалеко от мальчугана стояла уже наполовину заполненная корзина. Улыбка тронула мужественное лицо Наставника, а взгляд наполнился теплом. Ребенок, будто что-то почувствовав, повернул голову в его сторону, и тут же его лицо озарилось ответной улыбкой.

— Какой же он все-таки молодец, — подумал Старец о мальчике. — Ведь он еще даже не послушник, а просто живет здесь, но, как всегда, старателен и сосредоточен. Да, из него выйдет толк. Нужно будет подобрать для него хорошего Учителя, Старшего брата, — и старик тут же подумал о Занге. — Вот, кстати, сейчас их и соединю, — принял решение Наставник и махнул парнишке рукой.

Тот, поняв, что его позвали, быстро и аккуратно положил грабли на землю. Подбежав, мальчик остановился на почтительном расстоянии, склонившись в традиционном для их монастыря поклоне.

— Подойди ко мне, — произнес Старец, и, погладив склоненную голову мальчика, сказал, — пойди на тренировочную площадку, где занимается Занг, и передай ему, что его хочет видеть Учитель.

— Я мигом, — звонко ответил мальчуган и, подпрыгивая, вскоре скрылся из виду.

Прошло всего несколько минут, и перед Наставником уже стоял его любимый ученик, обнимая за плечи ребенка, голова которого едва доставала ему до локтя.

— Учитель, Вы меня звали? — спросил Занг.

— Да. Я подумал о том, что тебе уже пора иметь своего ученика — Младшего брата.

Уверен, что Тхао — так звали мальчика — будет способным и прилежным учеником. С этого момента ты станешь учить и опекать его, оттачивая при этом свое собственное учительское мастерство.

О методике, по которой ты начнешь с ним заниматься, мы поговорим отдельно. А сейчас, — Наставник плавным жестом отправил светящегося счастьем Тхао к его прежнему занятию, — я хочу поговорить с тобой вот о чем, — и, встав со скамьи, он пошел по аллеи, приглашая ученика следовать за ним.

Занг, идя почти рядом, следуя за Наставником, сконцентрировался, приготовившись слушать.

— Что ты думаешь о нашем подопечном? — старик повернулся к ученику и внимательно взглянул на него.

— Об этом белом человеке? — переспросил Занг.

— Да, да, именно о нем, — утвердительно кивнул Старец.

— Я думаю, что это хороший человек, смелый и честный, — отвечал Занг, вспоминая лицо Стефана. — Я видел его душу, когда он открывал глаза. Хорошо, что мы сумели вернуть летчика к жизни. Тем более сама судьба распорядилась так, чтобы он остался целым, упав с большой высоты.

— Верно, это была рука судьбы, — усмехнулся Наставник, — мало того, эта рука имеет конкретное имя.

— Имя? — удивился Занг. — Что ж это за имя?

— Это имя моего Старшего брата.

— Настоятеля Биня? — переспросил Занг. — Но ведь он же…

— Да, ушел, — закончил за ученика Старец, — но, уходя, он остался, своей духовной силой оберегая и защищая нас.

— Так это он спас белого человека?

— Да, он так решил, и поэтому мы обязаны завершить начатое им дело.

— Как это здорово! — восхитился Занг. — Значит, Учитель Бин сохранил свою сознательность, — и глаза молодого монаха заметно увлажнились.

— И все-таки, — продолжал Учитель, — как ты видишь дальнейшую судьбу нашего подопечного?

— Я?

— Да, ты.

— Ну, прежде всего его надо как следует подлечить, а затем помочь вернуться обратно в родной для него мир, ведь там у него друзья, там его корни.

— Конечно, в этом ты прав, — ободряюще кивнул Наставник, — он — человек другой расы, живет в другой стране, и можно смело утверждать, что у нас с ним больше различий, чем сходства. Но, невзирая на это, мы видим, что он оставил дома все свои личные дела, пришел в нашу страну и протянул руку помощи в тяжелое для Вьетнама время.

— Все верно, — подтвердил Занг, — я же об этом и говорю.

— Нет, — мягко, но решительно остановил его Учитель, — ты говоришь не о том. Смысл твоих слов сводится к тому, что пострадавшему человеку нужно оказать помощь. Правильно, это так, но я говорю немного о другом.

Я говорю о том, что человек издалека, с другой части Земли, бросив личные дела и примчавшись к нам, рискуя жизнью, стал оказывать посильную помощь. Как ты думаешь, это благородно или нет?

— Естественно, да, — согласился Занг. — Однако я никак не могу понять, что мы еще можем для него сделать?

— Поставить его на ноги и помочь вернуться в родной мир — это наш долг, как монахов, перед любым человеком, попавшим в беду. Но во имя того, что Стефан пришел на нашу землю с желанием помочь, мы обязаны отблагодарить его, познакомив с нашей культурой, обычаями и философией. Однако даже это еще не все. Мы передадим ему наши секреты мастерства жизни.

— Но Вы же сами сказали, что они секретные. Как же мы будем их ему открывать, если он — человек из другого мира, других жизненных понятий? Ведь даже в нашем народе в них посвящают лишь избранных.

— Вот мы и посвятим его, потому что Стефан, преодолевая возникавшие на его пути препятствия, показал себя человеком высоких духовных качеств. Те же разъединяющие нас характеристики, перечисленные тобой ранее, да и подобные им, можно обозначить более кратко.

Все они образуют кастовые и расовые градации, характеризующиеся стереотипным представлением о человеке с другой кожей, политическими или религиозными предпочтениями, да и просто принадлежностью к другому социальному слою.

Я не думаю, что именно такие чувства ты испытывал, когда говорил о различиях между нами и Стефаном, но ты правильно затронул очень серьезную проблему, которая является причиной многих разногласий, буквально сотрясающих человечество. Предлагаю тебе посмотреть на этот вопрос с другой точки зрения.

Ведь все различия, о которых мы с тобой говорили, принадлежат к телесному, нижнему слою человечества, как вида, а в духе мы все подобны. Поэтому человека нужно оценивать не по тому, какого цвета его кожа или в какой стране он родился, а по тому, к чему тяготеет его "Личностное Я".

И если оно, как, например, у Стефана, стремится к высшему, не обращая внимания на различия, то этот человек — твой брат по духу, а значит, передать ему знания — наша святая обязанность и необходимость.

— Но почему же именно обязанность и необходимость? — не мог понять Занг.

— Да потому что, на данном этапе развития землян, они между собой делятся, увы, не по душевным качествам и уму, а по расовой и кастовой принадлежности, что является причиной многих конфликтов.

Еще довольно долго люди будут жить по разные стороны баррикады, называемой стереотипным восприятием. Эти шоры мешают им понять, что в духе все человечество — едино.

Следовательно, знания об этом должны проникать в сознание человечества, для того чтобы начался процесс изменения взглядов на этот вопрос. Это будет происходить не сразу, не за один год.

И до тех пор, пока существуют такие графы социальных слоев, как раса, кастовость, национальность, вероисповедание, а также элитарность, — они будут являться незыблемыми основами раздоров и притеснений. Вот почему очень важно начать расшатывать этого монолитного монстра в сознании землян, а это лучше всего делать с верхушки создавшейся иерархии.

— С чего же начинать, с какого постулата? — старался разобраться Занг.

— Когда люди поймут и проникнутся идеей, что не кастовость определяет прогресс, не то, в какой семье кто родился, — говорил Наставник, — а какое сознание у человека, тогда рухнет первый бастион разобщенности человеческой популяции. Нарушив кастовый принцип, люди займут достойные их возможностей жизненные ячейки.

Когда они будут способны смешивать свои генотипы, невзирая на национальную принадлежность, сможет рухнуть и второй бастион. В стране будет спокойно жить не представитель какой-либо национальности, а просто ее гражданин.

Третий же бастион разъединения исчезнет после того, как падет препятствие в виде политических предпочтений.

Четвертый — когда люди будут способны расширить свою генетическую базу за счет отмены деления групп по религиозному принципу.

И только после всех этих изменений разрушится последний, пятый, самый мощный камень преткновения. Это произойдет тогда, когда люди сумеют полностью интегрироваться, невзирая на расовую принадлежность.

И после всех этих метаморфоз они наконец-то смогут жить единым духом — тогда установится на Земле мир и настанет "Золотой век" человечества. Все люди будут представителями одной популяции — землянами или даже гражданами Вселенной.

— Да, — вздохнул Занг, — можно смело позавидовать тому поколению людей, которому незачем будет вести войны. Всю свою энергию они смогут направить на саморазвитие. Но невольно на ум приходит мысль о том, что заставить людей это сделать — почти непосильная задача.

— А кто сказал, что людей нужно к чему-то принуждать? — быстро уточнил Учитель.

— Ну а как можно по-иному изменить стереотип их мышления, который является причиной кровавых войн и необоснованных конфликтов между разными группами людей? — удивился Занг. — Запомни: при решении проблем нежелательно использовать насилие! Даже в борьбе со злом. Ведь, пользуясь таким методом, ты сам порождаешь зло, которое уже обоснованно требует мщения. Действовать необходимо по воле, и только по ней. Именно в этом залог успеха всего дела.

— Я понимаю, — сказал ученик, — что волевое действие по своей эффективности намного превышает насильственное, но в вопросе с преодолением стереотипов всего человечества мне трудно понять, как можно это сделать, если не бить "по рукам" людей, не разрешая им проявлять свою неуемную агрессивность?!

— И, тем не менее, это возможно. Твоя ошибка заключается в том, что ты эту болезнь человечества стремишься вылечить оперативным вмешательством. А ведь давно известно, что лучше не лечить болезнь, а не позволять ей возникнуть.

— Но она уже существует!!! Именно по ее вине каждый день гибнут люди!

— В этом ты прав. Однако взгляни на этот вопрос с иной позиции. Ведь каждый день рождаются дети, у которых нет подобного деления. Они приходят в мир с чистыми, как белый лист, сознаниями. Это потом, в процессе неправильного воспитания, они заражаются стереотипным отношением друг к другу — изначально же у них нет предубеждений.

Ответ на поставленный мною вопрос кроется в том, что необходимо изменить идеи воспитания. И делать это нужно с самого верха общественной пирамиды. Там, в политической элите реформаторов, должна раскрыться и утвердиться такая идея.

И она должна носить глобальный характер, так как в ином случае будут возникать конфликты между теми, кто уже принял новую концепцию, и теми, кто еще находится под гнетом старого уклада жизни.

С самого раннего детства необходимо провозглашать то, что неважно, к какой из социальных групп относятся родители, белой ли они кости либо неприкасаемые, а важно, что собой представляет ребенок, какие у него задатки.

Если он в потенциале гениален, то ему необходимо сразу же предоставить прямую дорогу наверх — к тому делу, к которому у него наблюдаются склонности, — и такой подход должен стать законом. Причем "наверх" не должно означать, что он будет принадлежать к сливкам общества.

Главное, чтобы человек полностью справлялся с делом, был мастером. Именно мастерство станет критерием оценки. Не должно иметь значения, родился ли человек арабом или африканцем, в католической семье, протестантской или мусульманской — различать людей необходимо по их личным качествам.

Еще в детстве психологам, в ходе бесед, нужно выявлять предрасположенность каждого ребенка к определенному роду занятий, и грамотно подвести к мысли о том, что жить правильно — значит заниматься тем делом, к которому имеется призвание. И такая диагностика должна проводиться в творческом, нестандартном, индивидуальном подходе к каждому ребенку.

— А если при таком изучении характера в нем четко прослеживается авантюрное начало? — спросил ученик. — Где можно найти ему применение?

— Детей, рождающихся со склонностью к риску, опасностям, частой перемены места жительства, не так уж и много, и для них существует достаточное количество лояльных к закону профессий. В них люди с такими качествами просто необходимы, будь-то спасатель в горах либо исследователь саванны; геолог или журналист.

Но вернемся к обсуждению основной темы нашего разговора. Итак, в обществе не должно быть различий: мастер-купец этот человек или мастер-плотник. Должна быть одна элита мастеров кунфу. Хочешь быть в ней? Пожалуйста: учись, старайся, занимайся тем делом, к которому у тебя есть способности, и жизнь твоя будет обеспечена.

— Простите, Учитель, что я Вас опять перебиваю, — извинился Занг, — но мне непонятно, как же можно сравнивать благосостояние плотника и зажиточного дельца? Ведь они оперируют разными денежными суммами, и, возможно, плотнику за всю свою жизнь не заработать столько денег, сколько торговец оборачивает в день.

— Хорошо, что ты увидел и эту сторону вопроса, — довольно отметил Наставник. — Конечно, суммы, с которыми каждый имеет дело, различны, но подумай о том, что человеку необходимо для жизни не так уж и много. И мастер должен иметь возможность удовлетворять свои потребности достойно своему труду.

Естественно, купец может приобрести десять домов, но дело в том, что для жизни ему необходим только один. Всю остальную наличность он, как правило, пускает в оборот для того, чтобы деньги работали.

Постепенно в сознании всех землян необходимо прорастить желание заниматься любимым делом, самосовершенствоваться через него. Людям незачем отвлекаться на те внешние различия, которые для общего ментального развития несущественны. Главное, чтобы в духовном мире каждый мог свободно расти, соразмеряясь с индивидуальными предпочтениями.

При таком отношении поэтапно разрушатся все бастионы, о которых мы с тобой говорили ранее, и появится возможность для удовлетворения высших, духовных потребностей человека. Потому что настоящий мастер — это творец жизни, маг, который превращает все свои действия в совершенный жизненный поток, насколько это возможно на Земле.

Именно это состояние параллельности, в котором расправляет свои крылья духовная сила магичности, и станет единственной общечеловеческой ценностью, венчающей все остальные устремления и чаяния.

— Вот здорово! — воскликнул ученик. — Жаль, что это произойдет не скоро, — и уже грустно добавил, — ох, как не скоро…

— Верно, это достижение не завтрашнего дня и даже не ближайшего века, предстоит долгий и суровый путь, но двигаться в этом направлении необходимо уже сегодня.

Вернемся теперь к нашему гостю. Он человек из другого, во многом непонятного для нас слоя времени. И поэтому, через цепь испытаний придя в наш монастырь для восстановления сил и возврата жизненности, Стефан должен будет впоследствии вернуться назад, в свой мир.

Но не таким, каким он пришел из него к нам, а с качественно иным сознанием, неся в себе знания, которые, я уверен, он будет способен не только понять и оценить, но и полноценно передать тем, кто окажется достоин такой чести.

Конечно, определяющее значение будет иметь его согласие, но с нашей стороны он не встретит препятствий — это решено уже сейчас. А теперь — после всего, о чем мы с тобой говорили — как ты думаешь, ради этого стоит дать ему те сведения, которые обычно держатся в тайне?

— Да, несомненно! — от величия нарисованной картины у Занга захватило дух, и он с восхищением посмотрел на своего убеленного сединой Учителя.

Внимательно наблюдая за состоянием ученика, старик, усмехнувшись в усы, сказал:

— Однако и это еще не все. В будущем, когда активизируется процесс интеграции и объединения, каждый народ в новом обществе займет равноценное его вкладу место.

Поэтому очень важно, чтобы люди увидели тот довольно мощный пласт психофизических и духовных знаний, которые уже теперь имеет Восток и которых не хватает и ещё долго не будет хватать западному обществу, с его мощно развитой промышленно-технической базой.

— Я и не думал, что этот случай, занесший Стефана к нам в гости, может иметь столь значимое продолжение, — тихо произнес Занг.

— И все же это так. Кроме того, существует еще одна важная проблема. Дело в том, что люди, давно живя на Земле, накопили огромный запас опыта, но, к сожалению, он передается только в виде произведений искусств, сказаний, обычаев… Давай разберемся, как это происходит.

Человек, воспринимая что-либо, осознает это и тем самым вносит в получаемую информацию свой, субъективный взгляд, то есть искажает ее. Затем он старается воплотить свое понимание воспринятых явлений в скульптуру, стих, картину…

После этого созданное им произведение если и просуществует достаточно долго, чтобы стать интересным для потомков своей древностью, оно, как правило, побывает в руках реставраторов. А если это устное творение, то оно неизбежно исказится в устах тысяч людей (которые частенько ради своей выгоды умышленно изменяют даже смысл, стержневую идею шедевра).

И, наконец, через сотни лет человек, который будет изучать это произведение, с иной культурой и уже иным языком, также сделает это сквозь призму субъективного восприятия. Таким образом, информация из глубины веков, дошедшая до конкретного настоящего, оказывается настолько искаженной, что в какой-то степени ее можно считать ложной, а древнюю вещь — наполовину копией.

— Как же так! Ведь в структуре передачи духовных знаний важно все! И если даже каким-то чудом будет сохранена буква, но утратится дух творения, то справедливо можно будет считать, что все пропало! Неужели нельзя придумать какой-нибудь способ, при котором можно было бы избежать искажения бесценных знаний? — обескуражено спросил Занг.

— Что касается субъективности человеческого восприятия, то нет. Оно всегда будет присутствовать в той или иной степени до тех пор, пока будет существовать сам человек.

Относительно же временных искажений, то здесь положение дел более обнадеживающее. Разгадка заключается в том, чтобы выработать в сознании способность построения тоннеля, напрямую соединяющего прошлое и настоящее, тем самым имея возможность узнать истинное положение дел интересующего временного пласта.

— Я помню, — воскликнул Занг, — что мы об этом говорили, но я никогда не сталкивался с реально происходящими явлениями такого характера.

— Ну что ж, теперь это произошло. Ведь этот белый человек — из будущего, и он прошел к нам именно через подобный тоннель.

— А мы, кто для него мы?

— Мы для него — лики прошлого. Ведь сейчас по западному летоисчислению у нас только начинается семнадцатый век, а в его мире уже недалеко до конца двадцатого.

Очень важно, чтобы он, научившись здесь истинным знаниям, затем сумел бы передать их в то время, где потомки смогут познавать историю напрямую.

Приобретенный таким образом опыт даст возможность в начале следующей эры сделать мощный скачок в развитии человечества — к тому времени качество сознательности людей будет гораздо выше, и зерна лягут в готовую к плодородию почву.

— А разве знания о способе вхождения в иное время нельзя передать обычным путем, из поколения в поколение?

— К сожалению, эти знания намного опережают способность большинства наших современников их воспринимать. Более того, в будущем ожидаются великие катаклизмы и войны, в которых эти познания могут просто исчезнуть.

Тот пласт времени, откуда прибыл Стефан, и является подготовительным к тому качественному подъему, когда необходимость в магических познаниях будет ощущаться так остро, как никогда прежде…

После некоторого молчания Наставник спросил:

— Ты понял все то, о чем мы с тобой говорили?

— Да, — уверенно и твердо ответил ученик.

— Хорошо. Теперь можешь идти отдыхать, а также поразмыслить обо всем этом еще раз, стараясь проникнуть в глубину затронутых вопросов, — закончил беседу Учитель. Сердечно попрощавшись, он пошел в сторону скального храма. Занг же, развернувшись, мерной походкой зашагал вглубь сада.











 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх