• ПРЕПАРАЦИЯ ТАНТРЫ
  • ТРИ ШКОЛЫ ТАНТРЫ
  • ТАНТРА «ЛЕВОЙ РУКИ». «ЛЕВЫЙ ПУТЬ». «ВАМА-МАРГА»
  • ТАНТРА «ПРАВОЙ РУКИ». «ПРАВЫЙ ПУТЬ». «ДАКШИНА-МАРГА»
  • ТРАДИЦИИ И КОМПРОМИСС
  • ТАНТРИЧЕСКИЙ КУЛЬТ
  • ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ТАНТРЫ
  • ПРИРОДА ШАКТИ
  • ПРИРОДА ШИВЫ
  • ТАНТРИЧЕСКАЯ ЭКСПАНСИЯ

    ПРЕПАРАЦИЯ ТАНТРЫ

    Особым направлением индуизма тантризм является доаточно условно, благодаря тому, что тантристы принимают ряд общеиндуистских основ вероучения и культовой праики.

    Различий же между основным индуизмом и тантриом куда больше.

    Например, брахманисты отстаивают непогрешимость жрецовб рахманов, кастовую систему и общий характер индуизма, какнациональной религии индийцев, принаежать которой можно лишь по праву рождения. Таристы, же, напротив, считают индуизм (в тантричеой его форме) универсальной системой для всех людей вне зависимости от их национальной принадлежности.

    В одной из наиболее почитаемых Тантр – «Маханирвана-Тантра» * говорится:

    ...«Все люди на земле - от высокорожденных браанов и нижайших неприкасаемых - способны следовать вечному Пути Тантры».

    Тантризм не только слабо подвергался влиянию иных религиозных традиций, но, напротив, сам существенно влиял на них.

    В результате прямого влияния шактистского таризма сформировались тантризированные направления в вишнуистской и шиваистской ветвях, а также фоа северного буддизма Ваджраяна*, наиболее распространение получившая в Непале и особенно в Тибете.

    Среди вишнуистских школ наиболее тантризироваыми являются:

    Панчаратра*; и

    Сахаджия* – одни из течений Чайтаньайшнизма*.

    И буддизм и брахманистский ортодоксальный индуизм, так и не смогли полностью поглотить собой чисто тантрические культы.

    ТРИ ШКОЛЫ ТАНТРЫ

    > самайамат – имеющая ведические корни (напрер «Упанишады»), опирается на жертвоприношения и покаяния.

    > кауламат – «путь для героев». Те, кто способен оаваться уравновешенным и спокойным при столкновении с испытаниями, могут одновременно наслаждаться и йогой, и бхогой (чувственными наслаждениями).

    Этот раздел представляет собой развитую сущность, пребающую в недвойственном сознании и постоянном состнии осознанности. Для него «Панча-Макара-Садхана» * или пять «М»:

    – «мадйа» ( вино ) для него – это страсть;

    – «манса» ( мясо ) для него – это гнев, алчность и прязанности;

    – «матсйа» ( рыба ) для него – это созерцание и стыивость;

    – «мудра» ( пшеничные зерна ) для него – это стяжельство, беспокойство, страх, ревность, и завть;

    – «майтхуна» ( совокупление ) для него – это соединие Кундалини ( см. дальше ) и Шивы.

    > мишрамат – смешанный путь, сочетающий в себе йогу, тапас (аскетизм) и мантры. Для обеспечения эмиональной вовлеченности практикующего также включаются и местные обычаи, и племенные обряды. Согласно этой школе, вызываемое знаниями:

    знание представляет собой горячительный напиток;

    – исходящее во время садханы безмолвие, есть мясо;

    – остановка непрерывного течения Ганги* и Йамуны* ( иды и пингалы )( см. дальше )является рыбой;

    – драгоценное обретение опыта являются пшеничными зернами;

    – а высшее знание как единение.

    ТАНТРА «ЛЕВОЙ РУКИ». «ЛЕВЫЙ ПУТЬ». «ВАМА-МАРГА»

    Большинство Тантр предписывают практику, которая вступает в сильное формальное противоречие с привычными предписаниями индуизма. Иа этого брахманисты не всегда правильно понимают тантрическую традицию и иноа относятся к ней с предубежденностью.

    Для большинства индийцев Тантра, а особенно Тара «Левой Руки» представляет собой доктрину, демотрирующую антагонизм между неведическим кулом и арийской ведическобрахманической сиемой.

    Это поэтому, что «левосторонняя» Тантра это культ женского начала, поклонение Богу женского рода. Так было первоначально, у истоков Тантры при матриархате.

    Затем, в патриархальном обществе, когда возникла часая собственность, мужчины стали доминировать. Началось поклонение мужским богам. Вот поэтому и стала «левосторонняя» Тантра неправильная, опасная, рисковаая, одним словом «левая».

    Тем не менее, в настоящее время большинство тантристов почитают женский аспект божества, Шакти или Святую Мать.

    Мужское начало – это сила воли, самообладание и соконтроль. С женским началом ассоциируется красота природы: лес, цветы, горы, океан, небо.

    В Тантре «Левой Руки» они используются натурально, как есть, на физическом и энергетическом уровне.

    На самом деле «левосторонняя» Тантра это предпочтие или поклонение универсальному женскому началу и обожествление женщины.

    «Левое течение», упрочивая древний доарийский культ, включает в себя секс, являющийся неотъемлемой частью жизни: всякое мировозрение, девальвирующее этот аспект жизни и Космоса, оторвано от жизни.

    «Риг-Веда» *, кстати, признает, что «Левый Путь» – пуществу тантрическое течение, и называет его «Вама»левый») по имени доарийского бога Шивы.

    В тантрическом течении «Левой Руки» часто усматрают и зловещих персонажей, предающихся сексуальным оргиям, черной магии и жаждущих человеческих жертв. В таком контексте «левый» вполне вписывается значие латинского слова «sinister», ставшего синонимом дурного предзнаменования, опасности, мрачного состоия, катастрофы, несчастья, несчастного случая.

    В Индии левая рука считается нечистоплотной, нристойной: ею нельзя прикасаться к пище, она предназнена лишь для подмывания укромных местечек. Любой нищий откажется от подаяния протянутого левой рукой, даже если она тысячу раз вымыта в антисептике.

    Точно также индийцы находят отвратительной еврейскую привычку рукопожатий. Лишь незначительное европеизированное меньшинство снизойдет (впрочем, с крайней нерешительностью) пожатия правой руки «саха».

    Название «левая рука» намерено претенциозно, т. к. пятие «Вама-Марга» (иначе «Вамачара») означает проо «путь», ничего общего не имеющего с «рукой», как чаью тела. Оно лишь объясняет положение женщины в ритуе – слева от мужчины.

    В символе двуполая женская половина тела всегда сла – это всего лишь путь к женской половине, и ничего более.

    Тех, кто открыто объявляет себя сторонником пути «Левой Руки», в Индии и Непале немного. Основной шкой «Вамачары» является традиция «Шри-Кали-Кула», другие названия: «Каула», «Каула-Дхарма», «Кулачара».

    Самая почитаемая форма Шакти для них – Кали *. Ваейшее место в поклонении занимают мистерии Бхайрави - Чакра*, Шакра - Пуджа* ( см. дальше ), Кали-Пуджа* и др.

    На самом деле не только ритуальный секс, но много дрих техник «левосторонней» Тантры связаны с нарушием правил, традиций, существующего порядка вещей. Это как бы все то, что делается левой рукой, когда основная, рабочая, правильная рука правая.

    Справа то, что по правилам, привычно, знакомо и допуимо.

    Слева – то, что выходит за рамки правил, обычаев, прычек, стандартов и условностей. Тантра «Левой Руки» – это путь восторга и экстаза.

    ТАНТРА «ПРАВОЙ РУКИ». «ПРАВЫЙ ПУТЬ». «ДАКШИНА-МАРГА»

    Брахманизм противопоставляет тантризм «Левой Руки» более «пристойную» в их глазах Тантру «Правой Руки», «Дакшина-Марга» (иначе «Дакшиначара») которая представляет собой компромисс меу тантрической и брахманистской формами индуизма.

    В Тантре «Правой Руки» возможно взаимодействие только на ментальном и энергетическом уровнях. Таническая традиция утверждает, что женщины изначально, от рождения наделены духовными качествами.

    «Правосторонняя» Тантра отдает предпочтение мукому началу. Божество не имеет пола, а совершенное сество или дживукти* гармонично сочетает в себе как женское, так и мужское начало.

    Последователи этого направления отказались от ряда дреетантрических еще доарийских практик: сексуалых ритуалов, элементов «черной магии» и других приемов, формально противоречащих ведической и ведантистской обрядовости. Часто даже не называя ся тантриками, предпочитают именоваться «шак тахинду» – «шактндуисты».

    Важнейшей и самой интересной является школа «Шри – Видья-Кула», часто распространяемая на все линии Тантры «Правой Руки». Ее последователи, обычно происходящие из брахманических каст, сочетают практику почания Шакти (обычно в форме трипурасундара Шриянтра* и шестнадцатислоговой Шри-Видья-Мантры* с методами«Веданты». Также большое знение придается практике внутреннего поклонения и медитации. Вся эта практика носит чистый, рафиниранный, выхолощенный характер. Признаются только те Тантры, которые не вступают в противоречие с «Ведами»и «Ведантой».

    Тантра «Правой Руки»путь тишины. Йога с панером, медитации, работа с тонким энергетическим телом, с янтрами и мантрами, растворение в Боге, или ритуальный сексуальный контакт и яростное стремление к Богу любой ценой, дело выбора.

    Наиболее почитаемые тексты этой традиции – «Шубхагама - Панча ка» *, состоящая из пяти Тантр, создаых на основе ведического учения («Санака - Кумара-Самхита», «Санака-Самхита», «Шукра - Самхита», «Васиштха-Самхита»), а также «Саундарья - Бахари» *, созданное Шанкарой, «Лалита - Пранама» * и комментарий к ней Бхаскарарайии* и его же «Ва ривасья» *, и другие, например, «Трипура-Рахасья» *.

    Так же к системе Тантры «Правой Руки» относятся и народные индуистские культы шактистского типа, в которых привычными индуистскими способами почаются все местные формы Шакти и другие тантреские божества.

    ТРАДИЦИИ И КОМПРОМИСС

    С другой стороны, приверженцы «Вама-Марга» или Тантры «Левой Руки» внешне соблюдают предписания Тары «Правой Руки» и практикуют эзотерические ритуалы втайне, поскольку Тантры предписывают скрывать подоые практики от взоров ограниченных людей.

    Очень часто те, кто выбрал путь «Левой Руки» деградуют, т. к. их «Вамачара» является лишь прикрытием бального потакания своим низменным чувствам, ибо они не поняли, что Тантра это не только секс, и не столько секс, а контроль над чувствами и сложнейшая работа над психикой и психической энергией. Именно так дегрировали некоторые тантрические школы «Левой Руки», выродившись в сборища суеверных развратников и пьяниц, практикующих черную магию.

    А те, кто предпочел более саттвизированную * и предантическую «чистую» «Дакшиначару», также постепенно отходят от Тантрического Пути и фактически рано или поздно перестают быть тантриками, становясь просто ренегатами, «шактинду».

    Некоторые эротические и оргиаистические культы, кажущиеся загадочными и соблазнительными для совренного человека, появились на свет из нездоровых мотивий и антисоциальных тенденций. Однако они ни в коей мере не характеризуют подлинную ориентацию Тантры.

    В определенный период времени попытки увидеть миический смысл в том, что является абсурдным и экстравантным, превысили все разумные пределы. Под видом эзерических тантрических культов зачастую маскировись различные тайные общества, занимающиеся экзотичеими и необузданными сексуальными практиками (нример, Гухья-Самадж *) и запланированными убийстви людей.

    Некоторые ученые, в большинстве неиндийского прсхождения, с серьезным видом утверждают, что «копуляция делает дыхание ритмичным, способствует концентрации и, таким образом, заменяет пранаму».

    Они всегда могут привести в собственную поддержку определенные тантрические тексты неизвестной даты и сомнительной авторитетности.

    Однако признание данного аспекта Тантры, прежде всего, говорит об ее ошибочном понимании.

    ТАНТРИЧЕСКИЙ КУЛЬТ

    Много тысяч лет назад, среди изумительных по своей кроте тропических долин, окруженных вечными снегами виких Гималаев и наполненных благоуханием цветов и пием птиц, на берегах чистейших горных рек, Парвати* спрашивала своего возлюбленного Шиву:

    ...«О, Шива ! В чем заключается твоя подлинная сущность ?

    Что есть эта наполненная чудесами Вселенная ?

    Что составляет начало всего ?

    Что есть центр колеса Вселенной ?

    Что есть та бесформенная жизнь, которая пронизывает все формы ?

    Как можем мы войти в нее полностью, вне пространства и времени, вне имен и описаний ?

    Избавь меня от сомнений !».

    Шива отвечал на вопросы дочери царя Гималаев, и их диалоги легли впоследствии в основу текстов Тантры.

    Тантрический культ насквозь магичен, и эта магия не «чеая» и не «белая», она тотальна. Тантрический опыт трует максимальной открытости, готовности вместить в ся любое переживание, но без надлежащей защиты адт рискует быть подвержен настолько сильному переживию, что оно просто «взорвет» изнутри неподготовлеого человека.

    Подлинный Тантрический Путь неизбежно многтадиен, представляя собой постепенный переход от ачары к ачаре, т. е. от одного отрезка пути – к другому. Сам этот переход не терпит «рывков» или резких «скачков», хотя и может идти весьма ускоренными темпами. И говность к следованию садхане (системы духовной праики) той или иной ачары определяется не столько сотвенными желаниями или предпочтениями, сколько натренированностью идущего.

    Многие, вместо того, чтобы аккуратно приступить к обротке поверхностных слоев психики и последовательно углубляться в подсознание до полного освобождения от аффектов, – дерзко ныряют в мрачные пучины бессознельного, выкорчевывая корни страстей и пагубных влечений.

    Этот путь опасен, как подъем к вершине по канату, поешенному над горными ущельями с ревущим потоком, а если наблюдается еще и патология, то малейшая ошибка может привести к безумию.

    Однако путь Тантры способен, при правильном примении, устранить все дисфункции, т. к. он является глобалой трансформации личности в целом.

    Основой тантристского воззрения является правильный и эффективный образ жизни, сдерживающий крайности.

    Тремя целями, которым всегда уделялось постоянное внимание, были сохранение здоровья, обретение сил для полноценной жизни и защита общества от агрессии иивидуальной личности.

    Контроль дыхания обеспечивал достижение первых двух, тогда как контроль инстинктов, в особенности сексуального, заботился о третьей.

    В традиции Тантры много техник с использованием сексуальной энергии. Но большинство из них к эротике, в западном понимании, они отношения не имеют. Тантра это, прежде всего, путь «быть и чувствовать», а не раышлять, рассчитывать, калькулировать, сравнивать, сопоавлять, представлять, взвешивать, дробить.

    В Тантре реальная жизнь всеохватывающая, единая, воорженная и трагичная.

    ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ТАНТРЫ

    Существует два основных препятствия в изучении Таны: с одной стороны, энтузиасты создают образ в высшей степени эзотеричной и мистической «Тантры», что даже ученые не в силах разобраться в ее сложнейших концеиях. С другой стороны, их оппоненты выпячивают разлиые аморальные и непристойные элементы псевдантреских культов.

    На самом деле лишь немногие понимают, что взгляд эузиастов на Тантру не подтвержден, а их оппонентов – нбоснован и неоправдан. Некоторые тексты Тантры на сом деле рассматривают в высшей степени абстрактные идеи, используя тщательно разработанный символизм. Вео и также, что некоторые ритуалы Тантры являются неычными, странными и даже отвратительными.

    Древнеиндийское учение Тантры своими корнями ухит в глубокое прошлое, питаясь из народной почвы. Эленты абстракции в нем сведены к минимуму. Это учение ставит акцент на проблеме человека и его повседневной жизни.

    Экстравагантность и значительная эзотеричность в повении человека никогда не одобрялась. Ведическая кулура скорее связывает себя с идеалом «спокойной созеательной жизни», чем с идеалом «радостной жии» в этом и других мирах. Это ясно видно из ведических гимнов.

    В действительности темперамент экстатической ритуалой вовлеченности был в значительной степени обуздан. Мы можем увидеть это в идеологии Упанишад.

    Таким образом, особое значение в тантрической традиции приобретает индивидуальный контекст: живущие внутри каждого человека инстинкты, импульсы, устремления и ограничения необходимо организовать таким образом, чты они функционировали наиболее эффективно, целенапрленно и едино.

    С помощью подобной реорганизации внутренних сил човеческая личность может не только преодолеть естесенные ограничения, но и в значительной степени повысить свою природную эффективность.

    Действия, вовлеченные в эту организация или реинтегрию, представляют собой определенные символические и суггестивные ритуалы.

    Тантру не следует интерпретировать как собрание миических культов, содержащих довольно необычные идеи.

    Санкхья-Йога*, Аюр-Веда* и тексты ранних Упанишад дают гораздо более истинное представление о тантреской традиции, чем все мистические культы, которые обычно подразумеваются под Тантрой.

    ПРИРОДА ШАКТИ

    Происхождение тантризма первоначально связано с кулом Шакти, Великой Богини-Матери, оно имеет корни в доарийской дравидской культуре.

    Ранний тантризм складывался под влиянием ведической религии, более поздний – брахманизма и буддизма, однако черты древнего почитания Богини-Мери хорошо сохранились и поныне.

    В «Нируттара-Тантре» * сказано:

    ...«Невозможно достичь освобождения без постижения Шакти».

    В Гайатри-Тантре* говорится:

    ...«С помощью соединения с Пракрити* вся Вселенная обладает энергией, поэтому она называется «Шакти».

    Тантристы стремятся поставить себя в идеальное отнение с Шакти, а через нее – и с Шивой.

    Санскритское слово «шакти» происходит от глагола «шак» – «иметь силу, быть способным».

    Божества традиционного индуистского пантеона в тарических изображениях оставались узнаваемыми, но принали гораздо более грозный облик, появляясь с атрибути орудий убийства, в огне, крови, истощенными, пожирими сырое мясо, пьющими вино и кровь, украшенными чепами и костями, бродящими среди горы трупов.

    Милость таких богов можно было получить, принося кровавые жертвы, умерщвляя плоть, практикуя обычаи, яяющиеся для непосвященных ужасными и отвратитьными.

    Изображения тантрических божеств часто напоминают персонажи из фильмов ужасов. Причем, нет никаких сомний, что эти кошмарные, на взгляд европейца, существа яяются объектами поклонения. Вот как описывает «Кали-Кавача» * Богиню Кали:

    ...«Я видел Ее Многообразную, Четырехрукую, Играющую языком, Облаченную в Стороны Света, Обнаженную, Прекрасную и Темную, как лепестки синего Лотоса.

    Подобную полной Луне, Разбивающую полчища врагов, а также Череп, Меч, Лотос, Жест Блословения.

    Бесстрашную, Кроваволикую, Оскалившую ужасный лик, Безудержно Хохочущую, Стоящую на Трупе и Украшенную Гирляндой из Черепов.

    Так, созерцая Великую Кали, следует прочесть Кавачу («броня»)».

    Однако Тантрические образы не следует понимать буально – здесь видны лишь персонифицированные те или иные состояния психики и символы. Например:

    > «четырехрукая» символизируют четыре состояния сознания:

    турийа – «четвертое», трансцендентное состояние;

    сушупти – бессознательное состояние;

    свапна – сон со сновидениями; и

    джаграт – бодрствование.

    Четыре руки – символ четырех уровней речи, божесенного Логоса:

    паравак – высший, невыразимый, причинный урень речи;

    пшийапти – уровень, в котором появляется первичный образ идеи;

    вайккари – собственно речь, произносимая органами;

    чадхйама – средний, промежуточный уровень.

    > «играющая языком» – очень красноречивый эротеский жест, указывающий на биполярную природу Кали. С одной стороны, Она – Мать и Возлюбленная, постнно пребывающая в восторге нежности и любовного воуждения, с другой стороны, Она – «хищница», облизающаяся на очередную жертву, втретьих, Она демоница, своими чарами околдовывающая мир и дразнящая его.

    > «облаченная в стороны света», «обнаженная» ( дигамбари ), означает «истину без покровов», первоанную силу, заставляющую все замереть в ужасе, любви, желании, отвращении и нежности одновременно.

    > «безумно хохочущая» (аспект Кали-Трипура-Бхаави* ) – символизирует сворачивание форм, ангиляцию, молниеносное просветление. Поклонение ей абсолютно беолезно ради достижения материальных благ, власти, батства и прочего.

    Смех ( хаса ) означает одновременно и радость, и ужас, сержащийся в самой Кали. В ее мантре также звучит ее победный «сатанинский» смех: «ХАСАЙМ, ХАСАКА - РИМ, ХАСАЙМ».

    > «стоящая на трупе» – под трупом подразумеваея сам Шива, который кинулся под ноги Кали, дабы усмирить ее буйство, и она замерла в блаженном изуении. Так родился образ Дакшина-Кали – «Благой Кали». Шива в образе трупа шавасана, символизирует сознание Абсолюта, а Кали – динамическую энергию. И еще: «Шива без Шакти – труп», таково тантрическое учение.

    > «украшенная гирляндой из черепов» – символирует пороки и различных демонов, побежденных Кали, а также пятьдесят букв санскритского алфита.

    > «человеческий череп» или голова, иногда чаша из чера ( нарамунди ) – символизирует умерщвленное и отсечеое эго или малое «Я» непросветленного существа. Чаша из черепа – символ Единства Бытия и Сознания.

    Пространство снаружи и внутри чаши едино, и только тонкая перегородка отделяет миропроявление от Абсолюта, частное от всеобщего, внутреннее от внеего, которые в действительности представляют собой едую полноту Бытия и Сознания.

    > «меч» ( кадга ) – символ преобразующей силы, отсекщей привязанности, рассекающей скорлупы, умерщвлщей сознание плотского человека. Меч имеет серповиую форму и это не случайно.

    Эта форма соотносится с серпом луны, которая является унерсальным архетипом женского начала. Кроме того, кда концы этого серпа обращены вверх, то это является сиолом воды. Именно этот символ визуализируется в сваистане ( см. дальше ), соотносящейся с сексуальностью, водой и пр.

    > «лотос» ( падма ) – символ чистоты, духовного роста, инициатического восхождения.

    > «жест благословения» – ( варадамудра ) – поднятая вверх рука, ладонью вперед, означает защиту, покровителтво, заверение в безопасности.

    В иконографии для четырехруких форм божества хараерно то, что в двух руках Бог держит предметы, связанные с насилием и наказанием, а в двух других руках предметы защы и благословения.

    Текст «Кали-Кавачи» прямо указывает на защиту:

    ...«Ом ! Да уничтожит моих врагов Богиня Калика, Образ ужаса, исполняющая все желания, Благая Богиня, прославляемая всеми богами !

    Освобождает от смерти и от рождения, да зитит нас везде Богиня Махакали*, воплощение биджи* Хум !

    Ради уничтожения врагов почитаю ту Кали - Воюбленную Ша нкары, которой был убит великий демон Нишумбха* и великий Дайтья Шумбха*. Да пожрут моего ненавистника Брахми*, Шайви *, Варахи*, Нарасимха*, Кумари*, Айндри* и Чамунди *.

    О, Калика ! Ужасная, Скалящаяся ! Любящая кровь ! О, та, чьи уста полны крови, и кровью покрыты груди !

    Моих врагов: Пожри ! Пожри ! Убей ! Убей ! Умертви ! Умертви ! Рассеки ! Рассеки ! Разорви ! Разорви ! Изгони ! Изгони ! Удали ! Удали ! Иссуши ! Иссуши ! Во благо предлагаю Кали моих врагов, во благо !».

    > «темная, как лепестки синего лотоса»: очень часто высшие божества индуистского пантеона изображтся с телами черного, синего или голубого цветов. Таков Кришна, Шива, Кали и некоторые другие. Темный или черный цвет символизирует метафизическую, апофатичеую тьму, символ непознаваемого и трансцендентно. Голубой или синий – цвет неба, цвет пространства сознания ( чид акаша* ).

    О черном цвете богини Кали, воплощении Паати Рамакришна говорил:

    ...«Можно ли сказать, что Кали черная ? Она кажется черной на расстоянии, но если истинно ее почувствовать она совсем не черная.

    Акаша ( эфир ), небо, воздух не имеет цвета, но если смотреть из глубокого колодца – кажется черным.

    Вода океана кажется голубой, но зачерпните нного воды рукой и вы увидите, что она на сом деле не имеет никакого цвета.

    Разве моя Божественная Мать черна ?

    О, ум, что говоришь ты ?

    Хотя и черная, Она своими развивающимися волосами, освещает лотос сердца».

    ПРИРОДА ШИВЫ

    Культ Шивы, высшего бога в тантризме, по всем признакам так же стар, как и сам человеческий род.

    Уникальность Шивы выражается тем, что в индуиском пантеоне Шива сохраняет свой отчужденный хараер. Он обитает на севере, вдали от населенных мест, на ге Кайлас* в Гималаях, где пребывает как божествеый подвижник, погруженный в медитацию, отрешеый от всего Мира.

    В образе Шивы, получает наиболее яркое воплощение единство аскетичного и эротичного начал.

    На священных изображениях древних Тантр Шива был представлен с рыжими волосами и рыжей бородой. Его голову украшал медный шлем с козлиными рогами, руки и ноги вымазаны кровью, а тело покрыто пеплом. В оой руке он держал человеческий череп, в котором было налито вино, в другой – палицу, на которой остались остатки головы.

    В Шиве видится суровое и страшное божество, Боаушитель. Он представляет собой разрушающую, униожающую силу природы. Ужасна его сила и вместе с многочисленными толпами своего окружения он угрожает своим врагам всякого рода бедствиями.

    Образ Шивы уникален. Он обладает всеми разнообраыми аспектами и чертами, имеет множество форм и имен: Махешвара ( Великий Господь ), Махабхаава ( Беспощадный, Владыка Смерти ), Рудра ( Ревущий, Тот-Кто-Заставляет-Плакать ), Ишана ( Ужасный ), он карающий людей, творящий Высший Суд.

    Он непоколебимый Судия и Владыка всех живых и мертвых, он четырехрукий Шива-Лила Танцующий Шива», уничтожающий эту материальную Вселенную ).

    «Тантра, Постижение Высшей Реальности» так описывает его:

    ...«Я знаю его, древнего, свободного от немощи. Он – душа всего.

    Он – всепроникающ и наполняет Собой все.

    В связи с ним говорят о нерожденности.

    О Нем говорят как о Вечном».

    «Кайвалья-Упанишада» * говорит:

    «Я меньше малого и подобен Великому.

    Я весь этот многообразный мир.

    Я – древний.

    Я – Пуруша*.

    Я – Золотой Владыка, наделенный образом Шивы».

    «Маханирвана-Тантра» * говорит так: «Медитируем на образ Бхайравы, который носит серьги в своих ушах и змею, как священный шнур, пояс из змей и змей в волоса х, чье тело – синее, как вечернее небо.

    Он носит красную гирлянду из черепов, искусно украшающее его тело.

    Он держит капалу* в своих руках.

    Он держит в руках кинжал, и его глаза пылают огнем.

    При любых жертвоприношениях Он - защитни к, устраняющий все препятствия, он дарует уех и победу.

    Он обитает на кладбища х, поедая плоть трупов.

    В своих руках Он держит череп, из которого пьет кровь и пьянящие напитки.

    Он обнажен, но неодолим.

    Он принимает облик скелета.

    Совершенный, Он дарует сиддхи ( см. дальше ) и почитается сиддхами.

    Он наставник духов и повелитель всех демониц.

    Он – нищенствующий Прашупати*, которому слат бхуты* и якши*.

    Третий глаз Его пылает огнем и как покровитель Трех Миров, имеет три головы.

    Он тощий и глаза его желтого цвета.

    Он обладает утешающим нравом, но может и разрушать.

    Все его три глаза тогда наливаются кроваво-красным огнем.

    Он Господь духов, как признанный учитель, их сущность.

    Он знает все, что существует во Вселенной, будучи ее покровителем.

    Как величайший воин,

    Он дарует и владение и власть.

    Он – Учитель Высшего Знани я, Уничтожитель времени и смерти.

    Он проявление Бога Шивы и живет во мраке.

    Бесстрашный Супруг Богини Кали-Майи, Дурги-Бхайрави.

    Он податель всех богатств.

    Он упражняется в своем умении околдовывать людей, привязывая их ко всему бренному, отнимая у них жизнь,

    ражая их бессознательностью и бездеятельностью и оставляя затем в гором разочаровании.

    Он – защитник всего мира, вечный и обладающий властью творить любые виды иллюзий».

    «Ниларудра-Упанишада» * говорит:

    ...Я видел Его, спускающегося с неба вниз на землю.

    Я видел сметающего злого Рудру с синей шеей и пучком волос на голове.

    Страшный Он спустился с неба и твердо ступил на землю.

    Люди ! Смотрите на Него с синей шеей, темнокрасного.

    Он идет, не причиняя людям зла, Рудра с целительным лекарством.

    Да уйдет от тебя глазная болезнь, что погубила твои глаза.

    Да будет слава Твоему блеску !

    Да будет слава Твоему духу !

    Да будет слава Твоим рукам !

    И также – слава твоей стреле.

    Стрелу, которую Ты, о, Обитатель гор, держишь в Своей руке, чтобы метнуть ее.

    Сделай ее благодетельной, о, Хранитель гор, не причиняй вреда моим людям. С благодетельной речью, о, Житель гор, мы обращаемся к Тебе, чтобы все живое у нас было здоровым и довольным.

    Твоей благодетельнейшей стрелой, Твоим Луком, Твоим благодетельным выстрелом – всем милостиво дай нам жить !

    Твой благодетельный образ, о, Рудра, не ужасен, не являет зла.

    Воззри на нас этим несущим покой образом, о, Обитатель гор !

    Toт, кто темный, красноваторичневый, а также – рыжеватый, темнокрасный, и те, что воуг со всех сторон тысячами примыкают к Рудре – поистине их гнев мы смягчаем мольбами».

    Вот как описывает «Шримад-Бхагаватам» появление Шивы:

    ...«В начале Брахма* произвел на свет четырех мудрецов Санаку*, Сананду*, Санатану* и Санат-Кумара*.

    Ни один из них нисколько не испытывал ни малейшего желания заниматься материальной деятельностью - все они были необыкновенно возвышенными личностями, поскольку их семя двигалось вверх, и они отказались исполнить просьбу отца – производить потомство.

    Ум Брахмы охватил великий гнев. Но как ни старался Брахма сдержать свой гнев, он не смог этого сделать, гнев вырвался у него из межбровья и принял форму ребенка с телом красносинего цвета.

    Появившийся на свет ребенок закричал: «О, вершитель судеб и учитель Вселенной, назови мое имя и место !».

    Всемогущий Брахма, родившийся в цветке Лотоса, успокоил ребенка ласковыми речами и, отвечая на его просьбу, сказал: «Не плачь. Я нременно исполню твое желание.

    О, повелитель полубогов ! За то, что ты так отчаянно кричал и плакал, люди станут называть тебя Рудрой.

    Сын мой, я уже определил места твоего будущего пребывания, ими станут: сердце, чувства, жизненный воздух, небо, воздух, огонь, вода, земля, солнце, луна и аскезы.

    Мой мальчик, у тебя будет также одиннадцать других имен: Манью, Ману ( прародитель человечества ), Махинаса, Махан, Шива, Ратидхваджа, Уграрета, Бхава, Кала ( Всепожирающий, Время ), Вамадева и Дхритаврата.

    Кроме того, о, Рудра, у тебя будет одиннадцать Рудрани*: Дхи, Дхрити, Расала, Ума, Ниют, Сарпи, Ила, Амбика, Парвати, Свадха и Дикша.

    Мальчик мой, прими своих жен и отпраяйся в отведенные места пребывания: поскольку теперь ты - один из повелителей живых существ, тебе надлежит значительно увеличить население Вселенной».

    Безгранично могущественный Рудра, тело, которого было красносинего цвета, произвел на свет многочисленное потомство, и все его отпрыски были точьв - точь похожи на него - внешностью, силой и неистовым нравом.

    Потомки Рудры, заполонившие все места, стали вести себя агрессивно.

    Обращаясь к Рудре, Брахма сказал: «О, лучший среди полубогов, тебе не следует больше производить на свет подобных существ.

    Извергая из глаз языки пламени, они стали опуошать все вокруг и даже осмелились напасть на меня.

    Сын мой, будет лучше, если ты посвятишь себя аскезам.

    Это принесет благо всем живым существам и сделает счастливым тебя самого.

    Только благодаря аскезам ты сможешь сотворить Вселенную такой, какой она была прежде.

    Только совершая аскезы, можно приблизиться к личности Бога, Господу, который пребывает в сердце у каждого живого существа и вместе с тем остается недоступным чувствам».

    Получив от Брахмы приказание, Рудра обошел вокруг своего отца, повелителя «Вед».

    Выразив свое согласие, Рудра отправился в лес и стал совершать суровые аскезы».









     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх