ГЛОССАРИЙ

А

–  Абхинавагупта – автор «Шайвадгама»; теоретик кашмирского шиваизма, жил в X-XI вв., предпринял широкий синтез тантрических доктрин и практик и создал оригинальную эстетическую концепцию;

–  Абхишека – ритуалы посвящения в брахманы;

–  Аватар а – «тот, кто нисходит», воплощение на Зее Верховного господа или его представителя;

–  Агама – «то, что снизошло»неведические триционные писания, особенно «Шайва Шактагама»;

–  Агни ведический бог огня;

– «Адвайта-Веданта» – реформированное учение индуизма;

–  Адвайтедантисты – последователи учения «Адвайта-Веданта»;

–  Айндри – демон;

–  Аканта – один из видов вибраций, возникающий при воспевании мантр;

–  Акаша – «то, что проникает во все» – пространсо, главный из пяти элементов ( таттва );

–  Амрита – бессмертие (от «а» – отрицание, «мритью» – смерть);

– «Амританандамайа»см. «Апасампрадайи»;

–  Ананда – высшее блаженство;

–  Анандамурти – см. «Апасампрадайи»;

– «Анандамайа»см. «Апасампрадайи»;

–  Апана – разновидность жизненной энергии ( прана ), осуществляющей выделения;

–  Апасампрадайи – течения, которые признают изначьные «Веды» – отвергают всю прочую ведическую литературу;

–  Апсара – небесная нимфа, дух воды;

–  Ардханаришвара – андрогин, мужская и женская суость Шивы;

– «Арьясамадж»см. «Апасампрадайи»;

–  Асана – буквально: «место, трон», йогическое пожение, поза»;

–  Асур – демон;

–  Атман – «сущность, или основа жизни», в широком смысле – душа человека (в этом случае с маленькой буквы);

–  Атхарваведа см. «Веды»;

–  Ахамкара – в санккхья, принцип «эго»;

–  Ачарья – синоним гуру, наставник;

–  Ашвамедха – лошадь в качестве жертвоприношения;

–  Ашрам – уединенное место; этапы жизни;

–  Аштангайога – см. Патанджали;

–  Аюрведа – от «аю» – «жизнь», и «веда» – «наука», традиционная индийская медицина;

Б

–  Бидж антра – «начало, рождение, семя, спеа»;

–  Бинду – тонкая энергия, находящаяся в муладхаре. Также означает точку, мгновение;

–  Брахма – в индуистском треугольнике (триединства) Создатель;

–  Брахмачари – в брахманической системе не состоий в браке ученик, последователь;

–  Брахми – демоны;

– «Брахмосамадж»см. «Апасампрадайи»;

– «Брихад-Йони-Тантра»см. «Агамы»;

–  Бхага – вульва;

–  Бхаскарарайя – см. «Агамы»;

–  Бхагават - Гита – «Великая песнь Господа», пятая глава «Махабхараты», в котором дается суть «Вед»;

–  Бхайрава «ужасающий», одна из форм Рудра - Шива;

–  Бхакти от «бхай»: «благочестие, восхищение, привязанность, благоговение», одно из направлений йоги;

–  Бхога «наслаждение, радость, утеха»;

–  Бхута – низшие элементы материи;

–  Бхуты – демоны;

–  Будда – «пробужденный, озаренный, светящийся» имя, данное принцу Гаутама Шакья-Муни;

–  Буддхи в санкхья: «довод, человеческая правда»;

В

–  Ваджра «молния»;

–  Вайшнавы – последователи Вишну;

– «Ва ривасья» – см. «Агамы»;

–  Валлабхи – см. «Апасампрадайи»;

–  Варахи – демоны;

– «Веданта-Сутра» – краткое изложение теистической философии, написанное Вйасадевой в форме афоризмов; недуалистическая философская система. Конец «Вед»;

– «Веды» – знания, священные арийские тексты; Ригведа. священные гимны; Самведа, священные песни для жертвоприношений; Йаджурведа. священные магичеие формулы, Атхарваведа, знание магических формул, а также «Упанишады», «Шастры», «Веданта-Сутра», «Шрути» (наставления) и «Итихасы» (исторические хрики);

–  Виджайа – «высшее знание», возбуждающий напиток;

–  Вивекананда Свами – см. «Апасампрадайи»;

– «Вишвассара-Тантра»см. «Агамы»;

Г

–  Гайатри-Тантра см. «Агамы»;

–  Ганеша – сын Шивы; бог мудрости с головой слона;

–  Гаруда – орел с телом человека; на нем летает Вишну;

–  Гуны – качества материальной природы: саттва благость, раджас страсть, тамас невежество;

–  Гуру – «тот, кто посвящает» – учитель, наставник;

– «Гухьясамадж»см. «Апасампрадайи»;

Д

– «Даршана - Шастра»см. «Агамы»;

–  Дайтья Шумбха демон;

–  Джнана-Мудра большой и указательный пальцы образуют кольцо;

–  Джива-Мукти – «джива» – «живое существо»; «мукти» – «освобождение из круговорота повторщегося рождения и смерти»;

И – Й

–  Имперсонализм – философия безличности Бога;

–  Индра – в индуизме бог воды, дождя;

–  Инь – женский аспект в философии Дао;

– «Итихасы»см. «Веды»;

– «Йони-Тантра»см. «Агамы»;

–  Йони – детородный орган женщины;

К

– «Кайвалья-Упанишада»см. «Упанишады»;

–  Кайлас – гора на Тибете ( центр Мира );

– «Кока-Шастра» – свод эротических писаний;

–  Кали – экспансия, другая сущность Парвати;

–  Кали-Пуджа – жертвоприношения животных;

– «Кама-Сутра» – «кама» – «похоть, плотская любовь», «сутра» – «изречение», автор трактата Ватсйаяна;

–  Кали-Трипура - Бхайрави – ритуал поклонения Кали;

–  Картикейя – бог войны;

–  Кришна – в индуизме Верховная Личность Бога. Около пяти тысяч лет назад он явился на Землю в своей изначальной двурукой форме, которая является источником всех других экспансий и воплощений Верховного Госпа;

–  Кришнамурти – см. «Апасампрадайи»;

– «Куларнава-Тантра»см. «Агамы»;

–  Кумари – поклонники Кумаров, преданных Кришны;

Л – М

– «Лалита-Пранама»см. «Агамы»;

–  Лингам – «знак», указывающий на созидающую энеию Шивы, соединенного с Шакти; мужской половой оан (в состоянии эрекции), помещенный в йони;

– «Линга-Пурана»см. «Агамы»;

–  Мадхвачарйа – один из учителей Шрампрадайи;

–  Майа – материальная причина создания, космическая способность создания форм. Способность скрывать реальнть; в широком смысле – иллюзия;

– «Майтрейя-Упанишада»см. «Упанишады»;

–  Мандала – в Индии, Непале, Тибете разновидности янтр;

–  Мандара – священная гора в шиваизме;

– «Мандукья-Упанишада»см. «Упанишады»;

–  Махабхарата – «Великая песнь Господа». см. «Веды»;

– «Маханирвана-Тантра» – см. «Агамы»;

–  Махешвара – Шива;

–  «Миссия Рамакришны» – см. «Апасампрадайи»;

–  Мриданга – глиняный барабан в бамбуковой оплетке;

Н

–  Нама-Рупа – «Нама» – «имя», «Рупа» – «форма»;

–  Нанда – священный белый бык, на котором ездит Шива;

–  Нарасимха – Человеев, воплощение гнева Кришны;

–  Нигамы см. «Агамы»;

–  Нирвана – «гашение, тушение»; угасание всех желий; ментальная пустота;

– «Ниларудра-Упанишада»см. «Упанишады»;

– «Нимбарки» – см. «Апасампрадайи»;

– «Нируттара-Тантра»см. «Агамы»;

–  Нишумбха – демон;

П

–  Парам-Шива – Шива в своем высшем проявлении;

–  Парвати – супруга Шивы;

–  Панчавактра-Шива – пятиголовая форма Шивы;

–  Панчаратра» – см. «Апасампрадайи»;

–  Патанджали – основатель «Аштангоги», восьмтупенчатой йоги;

–  Пранавайу – жизненная энергия, один из воздушных потоков;

–  Параматма – изначальная Высшая душа, аспект Гоода;

–  Парашакти – подчиненная Господу женская энеия;

– «Пураны»см. «Веды»;

–  Падма – лотос;

–  Пашупати – «повелитель животных» – одно из звий Шивы;

–  Пингала – солнечная нади, тантрическая энергия, поупающая через правую ноздрю;

–  Пракрити – созидающий женский принцип, природа;

–  Пранава – другое название «ОМ»;

–  Пуджа – знак почитания, культ с помощью цветов;

–  Прашупати – воплощение отрешенности;

–  Пуруша – «человек, человечество», символ бескечной чувственной любви;

Р

–  Рамануджа – духовный учитель ХII в., основатель оой из школ вишнуизма, «Шрисампрадайи», начаий теистическое движение на монотеистическую теию Шанкарачарйи;

–  Рамачарака см. «Апасампрадайи»;

– «Рамаяна» – эпическое произведение, сродни «Махабхарате»;

– «Риг-Веда»см. «Веды»;

–  Рудрани – другие воплощения Парвати;

С

–  Самадхи – последний этап Раджайоги;

– «Самведа»см. «Веды»;

–  Сансара – круговорот рождений и перевоплощений;

–  Сансканал – (здесь) энергетический канал;

–  Сатья Саи-Баба см. «Апасампрадайи»;

– «Саундарья-Бахари»см. «Апасампрадайи»;

– «Сахаджия»см. «Апасампрадайи»;

–  Сватмарама – автор трактата о йоге «Хатха-Йога-Прадипика»;

–  Сиддхи Самскара – «зарождение, источник действия, совершенство». В широком смысле исключитьные возможности тела и духа, приобретаемые в ходе йической практики;

–  Сканда-Пурана – трактат о воинском искусстве;

– «Смрити-Шастры»см. «Веды»;

–  Субраманья – другое имя Картикейи, бога войны;

–  Сутра – «нить», в широком смысле афоризм, изречение;

Т

–  Тантрики – тантристы, поклонники богини Шакти;

–  Тара – мантра – см. «Агамы»;

–  Тарака – демон;

–  Таринимантра – см. «Агамы»;

–  Таттва – субтильный, хрупкий элемент; ингредиент таического ритуала;

– «Таттва-Пракаша»см. «Веды»;

– «Трипура-Рахасья»см. «Агамы»;

–  Тилопа – автор трактатов «Океан наслаждения для мудрого», «Алмазные четки» и др., принадлежал к тантрическому течению Северного Буддизма «Ваджраяна»:

У – Х – Ч

–  Удгита – одна из форм воспевания АУМ;

–  Упанишада – трактаты эзотерической мудрости, глаым образом в форме притчи или рассказа, см. «Веды»;

– «Хагакурэ» – «сокрытое в листве» (японск.) – кодс чести самурая;

– «Харивамша»см. «Агамы»;

– «Хевайа-Тантра»см. «Агамы»;

–  Чамунда – демон;

– «Чхандогья-Упанишада»см. «Упанишады»;

Ш

–  Шайви демоны;

–  Шакти-Деви – Богиня-Мать, объект поклонения в тантризме;

–  Шанкара – одно из имен Шивы, «черный»;

–  Шанкарачарйа – основатель теории имперсонализма, теории безличного аспекта бога. Последователи считают его инкарнацией Шивы;

– «Шарада-Тилака-Тантра»см. «Агамы»;

– «Шастры»см. «Веды»;

–  Шива – в индуистском треугольнике (триединства) Разрушиель;

– «Шивасамхита»см. «Агамы»;

–  Шивананда Свами – последователь «Шайва-Адвайта»;

–  Шри Ауробиндос м. «Апасампрадайи»;

– «Шримад-Бхагаватам»см. «Веды»;

–  Шри-Видйа - Мантратрипурасундара мантра, заключающая в себе все основные тантрические мантры;

–  Шри Рамакришна см. «Агамы»;

– «Шрути» – «то, что услышано и передано звуком», см. «Веды»;

–  Шри - Чайтанйа – воплощение Верховного Господа, явившееся в образе преданного Кришны;

–  Шри-Чинмой см. «Апасампрадайи»;

–  Шри-Янтра – главная янтра в тантризме;

– «Шубхагама - Панча ка»см. «Агамы»;

Э – Я

–  Эгрегор – энергоинформационное поле;

–  Якши демоны;

–  Ян – мужской аспект в философии Дао.









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх