Общая оценка проекта



Линкоры типа «Ришелье» стали единственными французскими «35000-тонниками» и одними из самых удачных в мире. Их проект был хорошо сбалансирован, а большинство незначительных недостатков удалось устранить при модернизации «Ришелье» в США и послевоенной модернизации «Жана Бара». Недостаточная горизонтальная защита погребов 152-мм орудий осталась, хотя, по некоторым данным, в проекте «Гаскони» её усилили. Носовое расположение ГК являлось относительным недостатком, но и его устранили на «Гаскони». Зато башня II на «Ришелье» имела наибольший возможный среди всех линкоров угол обстрела — 312°.

Проект характеризовался многими смелыми решениями, которые, в отличие от подобных идей, например, у немцев (ненадежные высокотемпературные котлы), англичан (явно недостаточный 356-мм главный калибр) или итальянцев (отвратительная артиллерия, ПТЗ системы Пульезе), не заставили французских конструкторов раскаиваться в содеянном. Даже совершенно нового типа котлы, обеспечившие большую экономию веса и прекрасную мощность, работали вполне надежно. Система ПТЗ, особенно на «Жане Баре», оказалась лучшей в мире и вполне соответствовала расчетной сопротивляемости. Самым высоким требованиям отвечала броневая защита от снарядов, артиллерия главного и противоминного калибра. Можно смело утверждать, что в лице «Ришелье» и «Жана Бара» любой линкор второй мировой войны встретил бы достойного противника, исход поединка один на один с которым вряд ли кто мог бы предсказать. Безусловно, «Ришелье» проигрывал по артиллерии американским линкорам постройки 40-х годов, но превосходил их защитой. А полная зависимость стрельбы последних от работы электронного оборудования, оставляла неплохие шансы «французу», если не на потопление такого противника, то, по крайней мере, на изгнание его с поля боя. Повреждения американского линкора «Саут Дакота» в ночной стычке всего-навсего с тяжелыми японскими крейсерами в ноябре 1942 года неплохое тому подтверждение.

Конечно, все эти, почти что восторженные, отзывы не удалось подтвердить на практике. И «Ришелье», и «Жану Бару» только по одному разу удалось принять участие в артиллерийских дуэлях с линкорами противника (а вернее — бывших союзников, к которым французы в конце концов не могли не примкнуть). И эти перестрелки никак нельзя было назвать решительным боем «до победного конца». Фактически это были поединки «до первой крови». Для французских линкоров из-за их неполной боевой готовности (про «Жан Бар» это еще мягко сказано!) верхом успеха считалось бы даже единственное попадание. А перед англичанами и американцами вовсе не стояла задача потопить «Ришелье» или «Жан Бар» — достаточно было просто их временно нейтрализовать. Повреждения «Жана Бара» от огня «Массачусетса» действительно выглядели серьезными. Но, во-первых, еще неизвестно, скольких бы попаданий добились американцы, если бы французский линкор маневрировал на высокой скорости, удерживая выгодные для себя, а вовсе не для противника, дистанцию и пеленг, и отвечал своими мощными залпами. А во-вторых, наличие на линкоре штатного и хорошо подготовленного экипажа, а также всех устройств и систем борьбы за живучесть безусловно уменьшило бы эффект от наносимых снарядами повреждений. К тому же можно задать вопрос: а какому еще линкору довелось испытать на себе воздействие мощнейших 406-мм американских снарядов, весивших почти тонну с четвертью и имевших огромную разрушительную силу? Даже загнанный британским флотом «Бисмарк» получал попадания 406-мм снарядов с «Родни», которые были на 150 кг легче и обладали гораздо меньшей бронепробиваемостью и разрывным воздействием. А пример с «Кирисимой» вообще не следует принимать в расчет — броня устаревшего японского корабля на боевых дистанциях пробивалась главным калибром любого линкора. Так что «Жан Бар» оказался вполне молодцом, сумев после 5–7 406-мм попаданий остаться в строю, если это выражение можно применить к кораблю, ошвартованному у стенки набережной.

Неучастие в настоящих боевых действиях в переломные моменты войны, когда серьезную проблему для союзников представляла авиация противника, особенно японская на Тихом океане, не позволяет сказать что-либо хорошее о средствах ПВО «Ришелье». При сравнении их с зенитными батареями современных линкоров других стран, они представляются откровенно слабыми (слабее были, разве что, на итальянских «литторио»). И если легкую зенитную батарею, в начале войны неубедительную практически на всех линкорах, заметно усилили установкой многочисленных «бофорсов» и «эрликонов» в 1943 году, то дальняя батарея (12 100-мм зениток образца 1930 года) все равно заметно уступала аналогичным средствам ПВО союзников, немцев или японцев. Малоподвижные и недостаточно скорострельные 152-мм орудия при всех их «претензиях» на универсальность ничего бы не могли поделать с пикировщиками типа «Донтлесс», «Бэл» или «Ю-87». Зато послевоенная зенитная батарея «Жана Бара» из 24 100-мм и 28 57-мм орудий с наведением от РЛС могла считаться лучшей в мире, хотя в эпоху ракетного оружия она выглядела уже явным анахронизмом.

Так же трудно что-либо сказать о французских радарах — из-за перемирия с немцами во Франции практически прекратились работы над артиллерийскими радарами. Хотя в начале войны эта страна в данной области была среди лидеров.









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх