История проектирования

Вашингтонский морской договор 1922 года, установивший предел стандартного водоизмещения линкоров в 35000 т («длинных» тонн по 1016 кг) и предел калибра их орудий в 406 мм, объявил так называемые «линкорные каникулы», запрещавшие строительство кораблей этого класса до 1930 года. Франции и Италии в виде компенсации за отказ закончить строительство начатых в годы мировой войны новых линкоров было разрешено начать постройку «договорных» кораблей до истечения указанного срока. Тяжелая экономическая ситуация и постоянно проводимые дипломатические переговоры долгое время не позволяли обеим странам взяться за дело, хотя конструкторские проработки проектов велись с должной интенсивностью. Только в 1932 году французский парламент санкционировал закладку первого линкора нового поколения — «Дюнкерка», а спустя два года и однотипного «Страсбурга». По многим причинам, как экономическим, так и политическим, их стандартное водоизмещение (26500 Т) оказалось гораздо ниже разрешенного, но в проект были заложены те конструкторские концепции, которые стали основой и для более мощных кораблей.

На формирование мнения Высшего Совета флота, отвечавшего за кораблестроительную политику, относительно облика будущих линкоров наибольшее влияние оказали два события. В 1933 году Германия приступила с постройке третьего корабля серии так называемых «карманных линкоров» и было известно, что планируются еще два. А в 1934 году лидер фашистской Италии Бенито Муссолини объявил о намерении построить два 35000-тонных корабля, вооруженных 380-мм орудиями. Наряду с уже начавшейся модернизацией двух старых итальянских дредноутов типа «Джулио Чезаре» (ответ на постройку «Дюнкерка») это означало, что Франция сталкивается с перевооружением своих главных соперников по Атлантике и Средиземноморью.

25 июня 1934 года Высший Совет обсудил сложившуюся ситуацию и спланировал ответные действия. Двух быстроходных линкоров типа «Дюнкерк» с 330-мм орудиями главного калибра (ГК) вполне хватало, чтобы противостоять германским дизельным «карманникам» с 283-мм артиллерией, но для сохранения баланса сил на Средиземном море следовало построить два 35000-тонных линкора, вооруженных 380-мм или 406-мм ГК, Проект корабля, удовлетворявшего вашингтонским лимитам, получил официальное обозначение «PN 196» и 24 июля к нему сформулировали следующие требования:


Проектные требования к линкору в 35000 т

Стандартное водоизмещение — 35000 т (35562 т)

Вооружение — 8 или 9 380-мм или 406-мм в 3- или 4-орудийных башнях; универсальные пушки среднего калибра, расположенные как на «Дюнкерке»

Скорость — 29.5-32 узла

Защита — пояс 360 мм с наклоном 11,3°, главная палуба 160+15, нижняя 40, скосы 50; противоторпедная как на «Дюнкерке»


Как видно, в требования были сразу заложены многие черты проекта «Дюнкерка» с той лишь разницей, что толщина брони и калибр орудий увеличивались. Хотя на первом этапе не исключалось и расположение ГК в 2-орудийных башнях. Основываясь на этих требованиях, Техническая Служба Кораблестроения во второй половине 1934 года приступила к работе и сначала подготовила эскизный проект корабля с минимальной скоростью 29,5 узла. К 27 ноября некоторые характеристики проекта были уточнены:

— скорость должна быть не менее 31,5 узла;

— расположение главной и вспомогательной артиллерии как на «Дюнкерке» (с 380-мм орудиями впереди в двух башнях);

— толщина брони в соответствии с требованиями от 24 июля 1934 года;

- калибр вспомогательной артиллерии следует по возможности увеличить со 130 мм до 138 или 152 мм (в последнем случае пять 4-орудийных 130-мм башен, планировавшихся первоначально, заменялись на пять 3-орудийных 152-мм);

- размещение самолетов как на «Дюнкерке» при модификации ангара под самолеты «Луар-Ньюпор 130» (ни при каких обстоятельствах ангар не должен мешать действию вспомогательных орудий).

В качестве легкого зенитного вооружения Высший Совет потребовал установки не менее четырех спаренных 37-мм автоматов или, в качестве альтернативы, следовало рассмотреть возможность установки многоствольной системы «Ле Прие». Предлагалось приложить все усилия для начала работ на верфи в середине 1935 года. Испытания головного корабля планировались на 1938 год, а полностью ввод в строй — на 1939-й. В кораблестроительной программе 1935 года постройка линкора в 35000 т получила высший приоритет.

13 февраля 1935 года в связи с предполагаемой установкой на новые корабли 75-мм зенитных орудий Высший Совет потребовал исследовать состав и расположение вспомогательной батареи, чтобы определить оптимальное число зениток с точки зрения их сочетания с числом башен универсальных орудий. Следовало рассмотреть три основных схемы:

— пять защищенных башен с 152-мм (одна по диаметральной плоскости — ДП — в корме и по две с каждого борта);

— четыре такие башни (две по ДП и по одной с борта);

- пять защищенных башен с 130-мм орудиями (расположение как на первой схеме).

К 12 апреля по проекту первого французского «договорного» линкора приняли некоторые окончательные решения и наметили для дальнейшей проработки отдельные спорные элементы. Остановились на вспомогательной батарее из пяти 3-орудийных башен 152-мм калибра, орудия в которых должны быть универсальными — то есть иметь соответствующие приспособления для заряжания при углах возвышения 90° и выше, а также высокие скорости горизонтальной (ГН) и вертикальной (ВН) наводки. Толщина брони башен колебалась в пределах 90-120 мм. Требовалось провести исследования по определению состава зениток ближнего радиуса действия: новых 75-миллиметровок с возвышением 90е, 37-мм автоматов, комбинации из них или орудий промежуточного калибра. На суммарный вес системы ближней ПВО отводилось 100 Т.

Французские кораблестроители, как и их коллеги в других странах, в желании обеспечить мощное вооружение, достаточную защиту и высокую скорость «договорных» линкоров столкнулись с проблемой превышения лимита водоизмещения в 35000 т. При этом принимались самые различные решения — от применения технических новинок до самого элементарного сокрытия истинных цифр весовых нагрузок. Французы, к их чести, менее других грешили последним. На ранней стадии проектирования они рассматривали следующие меры по снижению веса:

— главные траверзы вертикальной защиты изготовить из 147-мм плит брони «класса А» (цементированной) вместо планировавшихся сначала 160-мм «класса В» (или STS — стали специальной обработки);

— из-за получаемой экономии в 300 т было решено изучить вопрос об использовании новых котлов с наддувом при горении, над которыми уже работала фирма Индрэ;

— уменьшить толщину главного броневого пояса на 20 мм при сохранении угла наклона 11,3°;

- определить возможность снятия 200–250 тонн брони с башен 152-мм орудий.

При этом последние две меры следовало применить только в случае недостаточной эффективности первых. Рассматривалась также возможность использования для главной броневой палубы 140-150-мм цементированной брони вместо 150-170-мм гомогенной (однородной), что одновременно усиливало защиту. Но изготовление такой брони всё еще сталкивалось с трудностями. Для принятия окончательного решения в Бресте и Гавре начали соответствующие эксперименты.

К ноябрю 1934 года стало ясно, что для сохранения желаемой защиты и скорости 29,5 узлов ГК из восьми 380-мм орудий следует расположить в двух 4-орудийных башнях, а при варианте 6 406-мм — в двух 3-орудийных. Во всех эскизных проектах башни ГК группировались в носу, а вспомогательного калибра — в корме. Высший Совет предпочитал ГК из 9 406-мм орудий, ссылаясь на английские «Нельсон» и «Родни», но конструкторы ясно дали понять, что такое вооружение в сочетании с требуемыми защитой и скоростью хода в пределах договорных 35000 т водоизмещения просто невозможно и что англичане не случайно оставили «нельсонов» с 23 узлами. Существовал еще один немаловажный довод против трехорудийных башен ГК, абсолютно новых для французского флота — их еще нужно было спроектировать, изготовить и испытать. А механизмы заряжания и вертикальной наводки сулили множество проблем, на разрешение которых требовалось время.



Большие дискуссии развернулись и по поводу батареи универсальных орудий среднего калибра (СК), поскольку выбор её калибра влиял на число и калибр зениток ближней ПВО. В результате выяснилось, что перспективы разработки универсального орудия 130-138-мм калибра меньше, чем 152-миллиметрового. Также установили, что такие орудия нельзя обеспечить унитарным патроном. Трудным делом оказалось и размещение 75-мм зениток, 37-мм и 13,2-мм автоматов, которые должны были обеспечить полную полусферическую защиту корабля от авиации, но оказывались в районах, подверженных воздействию дульных газов орудий ГК и СК. Наиболее безопасными в этом отношении оказались полубак и часть надстройки между 152-мм башнями.


После завершения всех дискуссий базовый проект получил следующие характеристики:

Стандартное водоизмещение 37960 т (38580 т)

Полное водоизмещение 44385 т (45110 т)

Длина/ширина по ватерлинии (ВЛ) 242/33,08 м

Проектная осадка 9,17 м

Вооружение 8 380/45 (2x4), 15 152/55 (5x3), 8 37-мм (4x2), 24 13,2-мм (6x4), 5 гидросамолетов «Луар-Ньюпор 130»

Скорость 31,5 уз. (при 1/3 топлива)

Мощность на валах 150000 метрических л.с.

Запас топлива 6300 т нефти

Дальность 14300 миль (15 уз.), 9900 миль (18 уз.)

Защита пояс 340 мм с наклоном 11,3°, палубы 170 (погреба)/150 (механизмы) мм (от попадания 500-кг бомб, сброшенных с высоты 4000 м)

Подводная защита должна выдерживать взрыв 300-кг заряда в любом месте цитадели



Многое в проекте осталось от «Дюнкерка»: 11-метровый отсек между башнями ГК для уменьшения вероятности их вывода из строя одним попаданием, чертежи самих башен 380-мм орудий, их погребов и элеваторов подачи боезапаса. Похожим было и расположение башен СК: одна по ДП за кормовым турбинным отделением, две — по бокам и еще две бортовых — на миделе.

Но озабоченное возможными политическими проблемами руководство признало водоизмещение чрезмерным и на совещании 12 апреля 1935 года снова было выдвинуто требование попытаться, где возможно, сэкономить вес. Поскольку испытания новых котлов Сюраль-Индрэ (Норгэ) с использованием наддува при горении топлива прошли успешно, решили остановиться на них. За счет их меньших габаритов одновременно удалось сократить число котельных отделений (КО) с трех до двух, разместив в каждом по не по два, а по три котла. При такой перегруппировке энергетической установки (ЭУ) удалось добавить в корме, сразу перед 152-мм погребами, второе отделение турбогенераторов. При этом длина броневой цитадели сокращалась на 4,85 м. Тем не менее, в полном грузу нижняя бронепалуба оказывалась в опасной близости от ВЛ и снова посыпались призывы снизить водоизмещение. После очередных дискуссий решили еще на 10 мм уменьшить толщину пояса, одновременно придав ему больший наклон — 15,5?, чтобы эффективная толщина не менялась. Снизили толщину и главных броневых траверзов в оконечностях цитадели, а также стен боевой рубки (с 350 до 340 мм). Не обошли вниманием и башни СК: толщину барбетов уменьшили до 100 мм, лобовых плит — до 120 и крыш — до 70 мм.

В то же время исследования защиты башен ГК показали, что 420-мм лобовые, 280-мм боковые и 170-мм верхние плиты могут оказаться недостаточными в условиях повышения точности бомбометания с большой высоты и использования на кораблях вероятных противников типов «Бисмарк» и «Витторио Венето» мощных 380-мм орудий. Предполагалось, что экономия на бронировании других частей позволит усилить его на башнях ГК без роста водоизмещения. Надо сказать, что перегруженность этих линкоров беспокоила кораблестроителей и моряков в течение всей их службы и, в конце концов, уже в послевоенный период, это привело к модернизации «Жана Бара».

После завершения предварительных проработок французский парламент санкционировал выделение средств на постройку первых двух кораблей нового типа: первый, получивший название «Ришелье», должен был строиться на военной верфи Бреста, а второй — «Жан Бар» — в Сен-Назере совместно верфями Пенойё и Луар. Вообще-то в практике французского флота уже утвердилось правило давать имена линкорам по названиям провинций, а в честь исторических лиц называли крейсера. Однако в данном случае, как и впоследствии с «Клемансо», сделали исключение (имя «Ришелье» в 70-х годах прошлого века уже носил один из рангоутных броненосцев, чуть позже в составе французского флота появился и бронепалубный крейсер «Жан Бар»).

В январе 1935 года Франция отказалась от дальнейшего соблюдения условий Вашингтонского договора и сообщила, что впредь не будет придерживаться ограничений относительно тоннажа её линкоров. В июне Великобритания без консультаций со своим союзником — Францией — вступила в переговоры с Германией относительно перевооружения флота последней. 18 июня в Лондоне был подписан договор, разрешавший Германии в дополнение к прочим типам боевых кораблей начать строительство двух линкоров по 26000 Т (будущие «Шарнхорст» и «Гнейзенау»). А поскольку из-за политики премьер-министра Лаваля ухудшились отношения с Италией, Франция внезапно оказалась перед лицом новой угрозы как со стороны Северного моря, так и со стороны Средиземного. Оставалось надеяться на прочность союза с Британией и на её мощный, хотя и морально стареющий флот.

В декабре 1935 года состоялась Вторая Лондонская Морская конференция, призванная установить новые «лимиты» по водоизмещению кораблей основных классов (так общие, так и по отдельным кораблям). Франция оказалась в числе стран, подписавших новое соглашение. Но после отказа Японии, обстановка в военно-морских кругах всех стран накалилась. Тем не менее, Франция предпочла соблюдать договорные ограничения, чтобы не провоцировать новый виток гонки морских вооружений на европейском театре. Её пример не возымел действия и уже в 1936 году Германия приступила к постройке «Бисмарка» и «Тирпица», а Италия в следующем заложила ещё два корабля типа «Витторио Венето».

Перед лицом такого поведения всех «стран Оси» в 1938 году представители Франции, США и Великобритании встретились в Лондоне для обсуждения возможных отступлений от военно-морских договоров. «Владычица морей» желала ограничить калибр орудий линкоров 406 мм, а водоизмещение — 40000 т. Именно такие характеристики имели планируемые к закладке её новые корабли типа «Лайон». Франция хотела 406 мм и 35000 т, однако англичане указывали на то, что это несовместимо с 30-узловой скоростью. Французы на примере «Ришелье» и так это знали, но им трудно было смириться с напрасностью уже проделанной титанической работы по экономии веса на своих последних линкорах, постройка которых шла полным ходом. США, соглашаясь с 406-мм ГК, проталкивали предел водоизмещения в 45000 т. И именно их предложения после долгой дискуссии приняли 30 июня.

Для Франции это мало что значило, поскольку разработка нового проекта требовала значительного времени, а обстановка в Европе накалялась с каждым месяцем. После подписания Мюнхенского соглашения, которое практически развязывало руки Гитлеру для прямых агрессий в соседние страны, французы решили заказать еще два линкора по 35000 т, получивших названия «Клемансо» и «Гасконь». Первый собирались заложить на Брестской военной верфи сразу после спуска «Ришелье», второй — на верфи Шантье де ла Луар в Сен-Назере сразу после спуска «Жана Бара». К этому времени все уже ясно понимали возросшую угрозу воздушных атак, поэтому необходимость в усилении «чисто» зенитного вооружения не вызывала сомнений. Тем более, что заряжание 152-мм орудий, поспешно названных «универсальными», при угле возвышения свыше 75° вызывало определенные трудности. Пришлось снизить указанный в проектных требованиях угол в 90° до 75°, а зенитное вооружение дополнить проверенными 100-мм спаренными установками за счет снятия двух 152-мм башен в средней части. Сначала хотели обойтись без последней меры, но весовые соображения и недостаток места для получения хороших углов обстрела заставил эти башни снять. Увеличивалось и число 37-мм автоматов — еще две спаренные закрытые установки помещались сразу перед 2-й башней ГК.


Окончательные характеристики «Ришелье»

Стандартное водоизмещение — 37832 т (38450 т)

Полное водоизмещение — 44708 т (45438 т)

Длина/ширина по ватерлинии (ВЛ) — 242/33,08 м

Проектная осадка — 9,17 м

вооружение — 8 380/45 (2x4), 9 152/55 (3x3), 12 100/45(6x2), 12 37-мм (6x2), 24 13,2-мм (6x4), 3 самолета «Луэр-Ньюпор 130», 2 катапульты

Скорость — 31,5 уз. (при 1/3 топлива)

Мощность на валах — 150000 метрических л.с.

Запас топлива — 6900 т нефти

Дальность — 10000 миль на 15 узлах

Защита — пояс 330 мм с наклоном 15,5°, палубы 170 (погреба)/150 (механизмы) мм

броня пояса — «класса А», палуб — «класса В»



При выборе проектов для двух следующих кораблей, постройку которых одобрили 2 мая 1938 года, рассмотрели 12 вариантов расположения вооружения, разбитых на три группы. Проекты группы «А» имели обе башни ГК в носу, группы «В» — в обеих оконечностях, а проекты группы «С» имели ГК в трех 3-орудийных башнях (2 в носу и 1 корме). Так как уже имелись предварительные оценки весов с Брестской верфи, где строился головной «Ришелье», для третьего корабля выбрали проект А2, где число 152-мм башен было уменьшено до четырех, при полном отказе от авиационного вооружения (ангара, катапульт, самолетов). Это позволяло установить шесть 100-мм спарок новейшего типа 1937 года, шесть спаренных 37-мм автоматов и 9 счетверенных 13,2-мм, дав им хорошие углы обстрела (по другим данным 4 кормовых 13,2-мм установки заменялись на две 4-ствольные 37-мм). Улучшались и углы обстрела 152-мм орудий: расположение двух башен по бортам на миделе и двух линейно-возвышенных по ДП давало в бортовом залпе те же 9 стволов, что и при пятибашенном варианте.



Проект четвертого корабля — «Гаскони» подвергся более решительным изменениям. В течение 1939 года, по мере достройки «Ришелье», проблема перегрузки становилась все острее. Фирме Луар поручили провести исследование для определения лучшего размещения зенитных орудий и рекомендовать пути снижения веса. Формой корпуса «Гасконь» не должен был отличаться от предыдущих кораблей, но при размещении башен ГК на нем вернулись к традиционной схеме, разделив их поровну между оконечностями. Все башни среднего калибра перемещались в ДП: две возвышенно над носовой башней ГК, третья — возвышенно над кормовой (проект 83). За счет еще большего сокращения числа 152-мм орудий удавалось более удачно расположить зенитки (16 100-мм в 8 спарках, 20 37-мм автоматов в спаренных и счетверенных установках и 20 13,2-мм в счетверенных) в местах, не подверженных воздействию дульных газов орудий ГК и СК. Тем не менее, как и на «Клемансо», 37-мм спарки планировались в закрытых установках. Все зенитки, включая и 152-мм калибр, могли стрелять изолированными группами и их огнем управляли четыре директора. Перераспределение вооружения на 3,65 м увеличивало длину броневой цитадели и дополнительный вес решили компенсировать утончением пояса до 320 мм и модификацией противоосколочной защиты. Броню барбетов 152-мм башен увеличили до 150. а их лобовые плиты — до 155 мм. Более компактное расположение башен позволило дать 152-мм погребам такую же горизонтальную защиту, что 380-мм. Но толщина главной броневой палубы уменьшалась со 150–170 мм на типе «Ришелье» до 140–150 мм. Снова восстановили авиационное вооружение: 2 самолета должны были помещаться в подпалубном ангаре в самой корме, свободной от воздействия дульных газов кормовой башни ГК; за ангаром планировалась одна поворотная катапульта и кран для подъёма гидросамолетов с воды и установки их на катапульту. Хотя наиболее заметным на «Гаскони» было перераспределение башен ГК и СК, равное по важности изменение сделали в ЭУ, сдвинутой из-за этого на 19,4 м в нос.

15 апреля 1940 года флот предложил постройку еще двух линкоров типа «Гасконь» с закладкой первого в 1941-м и второго в 1944 году. Премьер-министр этот план одобрил, но после падения Франции под натиском германских войск спустя всего два месяца его, естественно, пришлось аннулировать.

Но и на этом история проектирования крупной серии французских быстроходных линкоров, родоначальником которой стал «Ришелье», не закончилась. В начале 1940 года флот приступил к проработкам следующих линкоров большего размера, чтобы «подтянуться» в этом отношении к другим державам. Немцы, заканчивая строительство «Бисмарка» и «Тирпица», уже заложили первые из планируемых шести гигантских линкоров типа «H» (Аш). В ответ Высший Совет флота решил начать работы над проектом ещё более мощно вооруженных и защищенных кораблей. Рассматривались три варианта со стандартным водоизмещением 40000 Т (как у британских «лайонов»), 45000 т (верхняя граница, установленная Лондонским договором 1936 года) и промежуточный 42500 т (характеристики проектов даны в таблице).





Хотя французский флот и не решил, по какому из вариантов строить новые линкоры, по мнению многих специалистов, в частности американцев Р. Дулина и У.Гартцке, при полном отсутствии опыта проектирования и производства трехорудийных башен крупного калибра с раздельным наведением стволов в условиях войны французы предпочли бы третий вариант. Форма корпуса и система защиты, скорее всего, была бы аналогична предыдущим кораблям, но толщина палуб и пояса (на варианте 3), уменьшенная на типе «Ришелье» из-за перегрузки, увеличивалась.

15 апреля 1940 года французский парламент одобрил постройку этих линкоров и были даже выбраны названия «Эльзас», «Норманди», «Фландр» и «Бургонь». Тогда же предложенные к постройке два корабля типа «Гасконь» названий так и не получили.

Вариант проекта Водоизмещение [станд. /норм.), Т Длина/ширина, м Вооружение (число- калибр в мм) Бронирование (борт /палубы), мм Мощность, л. с. =скорость, уз.
1 40000 / 45500 252 / 35,0 9-380,9-152,16-100 330/170-180 + 40 170000=31
2 42500 / 47800 256 / 35,5 9-406,9-152, 16-100 330/170-180 + 40 190000=31
3 45000 / 51500 265 / 35,5 12-380,9-152.24-100 350/170-180 + 40 220000=32








 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх