• Шлемы и пластинчатые доспехи
  • Кольчуги и чешуйчатые доспехи
  • Кольчуги и доспехи
  • Щиты
  • Конские доспехи
  • Африканские народы под арабским влиянием
  • Глава 4

    Средний Восток

    Шлемы и пластинчатые доспехи

    Сирийские лучники, изображенные на колонне Траяна, носят те же шлемы, что и римляне, которым они помогали в качестве союзников. Отличие заключается в том, что их шлемы тоньше и всегда изготавливались из отдельных сегментов. Фактически они почти идентичны сегментным шлемам (spangenhelm) варваров, использовавшимся во всей Европе в IV–XII вв.

    Население Среднего Востока служило Римской империи в качестве лучников и кавалерии. Пешие или конные воины носили конический шлем и пластинчатые нательные доспехи, изготавливавшиеся из бронзы или железа. Для пышных процессий или парадов кавалерия использовала шлем с плотно прилегающей к лицу маской, заимствованный от греков во время оккупации их страны Александром Великим. Этому обычаю следовали и другие народы, служившие в римской кавалерии.

    Поэтому в лагерях и поселениях при фортах, расположенных по всей территории Римской империи, находят замечательные шлемы и маски. Некоторые изготовлены из желтой бронзы, они не отличаются изысканным узором и деформированы. Сделанные же из темной бронзы или из железа, напротив, прекрасно скованы и искусно гравированы, по тонкости рельефа они во многом сходны с вооружением, предназначавшимся гладиаторам.





    Рис. 38. Сирийские лучники-наемники (а, б), сарматские всадники (#, г) с колонны Траяна, II в. н. э.


    Конечно, перед нами римские доспехи, но конический шлем и пластинчатая lorica – традиционный доспех пешего воина, сохранившийся со времен египетских и ассирийских завоеваний. Известны два таких римско-египетских шлема. Они представляют собой коническую конструкцию, состоящую из четырех железных сегментов, приклепанных к раме из крестообразно пересекающихся полосок, усиленных полосой, образующей нижний край. К ним прикреплены навесные щитки для щек типично римского типа.

    Отмеченные нами шлемы находятся в разных местах, один в Лейденском музее, второй, найденный в Дер-эль-Медине, сегодня хранится в Каирском музее. Различие заключается в том, что у последнего образца сохранилась лицевая пластина с прорезями для глаз и выступом для носа. Почти аналогичные шлемы в огромном количестве найдены в Восточной Европе и южной части России. Оба образца датируются концом III или самым началом IV в.


    Рис. 39. Римско-сирийский шлем с железным куполом (черепом) и серебряной маской, I в. (Дамасский музей)


    Относящиеся также к римско-кельтской культуре кольчуги проникли на Средний Восток, где их производство превратилось в процветавшее ремесло, самым известным центром изготовления такого оружия считается Дамаск.

    Кольчуги и чешуйчатые доспехи

    Использовавшаяся во II в. римскими вспомогательными войсками простая кольчужная рубашка стала стандартной формой доспеха на Среднем Востоке. Насколько можно судить, ее предпочитали арабы, внеся небольшие изменения в покрой и конструкцию. Кольчуга (dir) считалась большой ценностью и нередко воспринималась как семейная реликвия, бережно передававшаяся от одного поколения к другому. Насколько можно судить по сохранившимся экземплярам из Судана, она использовалась до тех пор, пока кольца не начинали самопроизвольно ломаться.



    Рис. 40. Римско-египетские шлемы, около 300 г.: а – из Лейденского музея; б – из Каирского музея


    Арабы, кочевавшие по пустыням, были давно известны народам Сирии и Персии как суровый и воинственный народ. Практически не используя доспехов, за исключением кожаных щитов, арабы воевали с помощью пики, прямой сабли, лука и стрел. Они славились молниеносными атаками, которые совершали на быстрых скакунах или одногорбых верблюдах. Большую часть своего вооружения, в основном доспехи, арабы приобретали, грабя поселения и форты, расположенные на северных границах их неосвоенных мест проживания.

    Иногда греки из Сирии и персы, удерживавшие укрепленные границы, располагавшиеся вдоль этой пограничной полосы, брали арабов на службу, ибо считали их храбрыми воинами. Поэтому вовсе не удивительно, что, когда в IV в. Мухаммед отправился в пустыню, чтобы собрать племена и приступить к объединению Аравии, руководствуясь верой в Аллаха, он начал с образования военной силы, которой со временем было суждено господствовать над большей частью мира.

    Пророк умер в 632 г., и власть захватил его тесть Абу Бакр, который продолжал военные действия в течение двух последующих лет до собственной смерти. Более энергичный Омар вдохновил объединившихся к тому времени арабов присоединиться к нему, объявив джихад, или священную войну. Он начал с обращения «всего мира» в ислам, заняв в 635 г. Персию. За ней последовало покорение Сирии, Палестины и Египта. Когда обширная империя образовалась под управлением новых правителей, простой араб оказался жителем городов и поселений, расположенных вдалеке от его родины, со временем ему было суждено стать и землепашцем.

    Он стал меняться под влиянием персидской, греко-римско-сирийской и египетской культур. Поглощение новыми сообществами также означало, что арабы начали исчезать с ответственных постов, в то время благодаря своим исключительным способностям приветствовались, скорее, евреи и христиане. Именно зороастрийцы с их образами первыми почувствовали на себе удары преследователей.


    Рис. 41. Каменная фигура солдата, XII в. из дворца Омейядов в Хирбет-аль-Мафджир


    Необходимо оговориться, что в настоящей главе говорится только о мусульманах Среднего Востока и Северной Африки. Вначале на них повлияло военное вооружение греко-римско-сирийского типа. После образования в 661 г. династией Омейядов Арабского халифата со столицей в Дамаске персидская культура и техника начала распространяться по всей территории арабского мира. К сожалению, немногочисленны источники, в которых говорится о вооружении мусульманских воинов во время расцвета их могущества. Следуя законам ислама, праведные мусульмане воздерживались от создания каких-либо изображений людей или животных. Поэтому мы практически не располагаем достоверным материалом, охватывающим данный период истории.

    Продолжали использовать коническую разновидность шлема, во времена династии Омейядов он выделывался из одного куска. На удивительном фрагменте скульптуры, видимо, XII в. из дворца в Хирбет-аль-Мафджире показаны два воина. Они одеты в высокие шлемы с желобчатыми коническими куполами на плотно прилегающих шапках. Скорее всего, детали нательных доспехов были нарисованы красками, сохранилась только одна скульптурная деталь – перевязь, проходящая через правое плечо на левую сторону, а также часть пояса пропущена вокруг талии.

    Вероятно, чешуйчатые доспехи появились в ходе турецкого вторжения в 1163–1191 гг. Об этом свидетельствует следующий факт. На рельефе того времени, сегодня находящемся в Чинли-кешк в Стамбуле, изображены турецкие воины с коническими шлемами и короткими кольчугами, вооруженные прямыми саблями. Нашу точку зрения подтверждает и сделанный в XVIII в. рисунок круглого окна XII в., раньше находившегося в церкви Сен-Дени в Париже. На нем изображены одетые в кольчуги крестоносцы, сражающиеся с сарацинами, носящими конические шлемы в виде купола, доспехи из чешуек и круглые шлемы.

    К XII в. относится и сохранившийся фрагмент на бумаге из Фостата (Египет), сегодня находящийся в Британском музее, где изображена битва между крестоносцами и мусульманами (рис. 42, б). На сарацинских воинах надеты круглые шлемы или тюрбаны и пластинчатые рубахи с длинными рукавами.



    Рис. 42. Сарацинские воины, XII в.: а – по изображению на рукописи из Фостата, Египет (Британский музей); б – по гравюре на окне, XVIII в. (раньше находилась в церкви Сен-Дени, Париж)


    Как и у крестоносцев, они держат щиты каплевидной формы. В руках они держат изогнутые луки и длинные прямые сабли. У пехоты – копья и щиты, они не носят никаких доспехов.

    Кольчуги и доспехи

    Мамелюки (дословно «приобретенные») происходили из рабов тюркского племени бакритов, которых египетские правители закупали для службы в армии. Постепенно они получили большое влияние и стали замещать важнейшие должности в государстве. В 1250 г. они убили Туран-шаха, свергнув династию Аюбидов, и привели к власти эмира Айбека, основав новую династию Багридов. Имено с армией мамелюков связаны существенные изменения в конструкции доспехов.

    О вооружении айюбидского эмира мы знаем по интереснейшим «Запискам» Усамы ибн Мункыза, современника короля Ричарда I Английского. Он пишет, что вооружение знатного воина было таково: шлем (khawdba), пластинчатая рубаха (dir'), гамаши (sak al-muza), сапоги (khuff) и шпоры (mihmaz). В руках он держал саблю (saif), копье (rumh), кинжал (sikh или nimdja), дротик (harba) и щит (turs или daraka). Для защиты тела, как и у персов, использовалась кольчужная или пластинчатая рубаха, поверх которой иногда надевалась короткая кожаная куртка, расшитая золотом или усиленная металлическими заклепками. Усама подробно описывает устройство этой защитной одежды. Он указывает, что кольчуга или пластины могли вставляться между двумя слоями ткани, причем снаружи использовалась более богатая материя, как и в kazakhand, которую использовали турки (см. главу 3).

    Во времена мамелюков наблюдается постоянное совершенствование конструкции доспеха. С помощью ремней или шнуров к кольчуге прикреплялись небольшие пластины, способные выдержать удар сабли. Такую рубаху называли джавшан (djawshan). Пластинчатые доспехи мамелюков легко отличить от других аналогов по плоским кольцам с поперечинами, которые попарно или по одному склепывались в каждом последующем ряду, последующие ряды делались без поперечин, поскольку кольца выбивались из стального листа. Кольца украшались узором из концентрических окружностей или надписью.

    Прекрасный образец второй половины XV в. хранящихся в Тауэре доспехов состоит из рядов колец, проходящих по плечам, верхней части груди и спине до середины рукава, на них выбиты цитаты из Корана.

    Поясные доспехи изготовлены из плоских колец, между грудью и курткой расположены вертикальные ряды горизонтальных чешуек, соединенных узкими полосками кольчуги. Пластины гравированы арабесками и лиственным орнаментом, сохранились и остатки серебра, которое было нанесено на поверхность. Распахивающееся спереди одеяние застегивается шестью ремешками и пряжками (вклейка VII, а). Находящийся в собрании автора доспех в основном состоит из больших кусков проволоки, скрепленных с концентрическими кольцами, благодаря короткой застежке на плече его надевали через голову.

    Доспехи персидско-турецкого типа для конечностей состоят из жестких плоских наручей для предплечий с удлинением для прикрытия плоской стороны руки. Они соединялись небольшими пластинами и крепились на руке ремнями или приклепывались к кольчуге. Бедра защищались расположенными вертикальными рядами горизонтальными чешуйками, соединенными с пластинами. Они прикреплялись к круглым дискообразным наколенникам.

    Традиционно на нижнюю часть ног надевались кожаные сапоги. Но среди доспехов из Константинополя в настоящее время находится сапог, составленный из вертикальных металлических полос. Он может быть как мамелюкским, так и персидским, о чем свидетельствует выгравированный на пластинах орнамент. Когда мы пытаемся выяснить происхождение сотен отдельных фрагментов, рассеянных по множеству музеев Европы и Америки, мы встречаемся с одной, но существенной проблемой.

    Мамелюкский шлем имел традиционную коническую форму с кольчужной бармицей и наносником или без таковых. Примерно с начала XV в., скорее всего под турецким и персидским влиянием, мамелюкские оружейники начали разрабатывать конструкцию глубокого шлема с сплошной кольчужной или пластинчатой бармицей, имеющей вырезы для глаз в области лица.

    Подобные изделия следует классифицировать как «тюрбанный» шлем, поскольку его величина предполагала, что он надевался поверх тюрбана или тяжелой валяной или стеганой шапки. Купол составлялся из вертикальных и наклонно расположенных полос.


    Рис. 43. Пара наручей мамелюка Кансу аль-Хури, XV в. (дворец Топкапа, Стамбул)


    Поверхность украшалась роскошной гравировкой из арабесок в виде листьев и необыкновенно витиеватых надписей, покрытых золотом или серебром. Дополнительно лицо защищалось плоским наносником. Не отмечаются трубки для перьев, но спереди приделывался съемный крючок, чтобы приподнимать бармицу. Она прикреплялась с помощью ряда отверстий или петель по нижнему краю купола. Так же как это делалось у европейских буддистов второй половины XIV в., появившись на Среднем Востоке, они могли использоваться как образцы местными мастерами.

    Столкновения между южными европейцами и мусульманами приводили к обмену идеями. Возможно, что различные виды мамелюкских доспехов появились под влиянием венецианских оригиналов, полученных в ходе морских стычек. Сначала отметим чешуйчатый доспех с прикрепленными для прочности и надежности пластинами. В XIV в. европейские солдаты носили кирасы из небольших пластинок, соединенных с тканой основой в верхней части. В конце XIV в. пластинки делались небольшими, головки гвоздей золотились, их число увеличилось, снаружи, особенно спереди, доспехи покрывались роскошным бархатом. Так постепенно появилась бригандина, применявшаяся вплоть до XVI в.

    Позволю выдвинуть предположение, что на основании платья из пластинок, которое европейцы обычно носили поверх кольчужной рубахи, арабские оружейники создали джавшан (djawshan) – смешанную конструкцию, сочетающую кольчужную рубаху и доспех из пластинок. Она вытеснила менее прочные чешуйчатые доспехи, которые легко разрывались, что потребовало их замены пластинами. По краям пластин проделывались отверстия, с помощью которых они и соединялись. Чтобы образовать нужную форму, пластины располагались горизонтально, а не вертикально. Так постепенно изменился и внешний вид доспехов.

    Бригандина была практичным, нарядным и удобным в носке доспехом, что и привело к ее широкому распространению, особенно в Италии. В начале XV в. использовавшиеся мамелюками бригандины назывались karkal. В достаточно ясном описании Калкашанди (XIV в.) они представлены как изготовленные из железа чешуйчатые доспехи, покрытые красной или желтой парчой (дибадж).

    На персидских миниатюрах XIV–XV вв. мы часто встречаемся с избражениями богатых одежд, которые носили поверх доспехов. Иначе обстоит дело с обитыми гвоздями платьями в форме бригандин – они появляются только в XV в., что соответствует сведениям об использовании их мамелюками. Сказанное позволяет нам сделать вывод, что karkal мамелюков и персов изготовлялись по европейским формам бригандин.

    В течение XV в., при крестоносцах и мамелюках, начали доминировать шлемы с шпилями, подвижными наносниками, огромными нащечниками и небольшими пластинчатыми доспехами для шеи. Как полагает Кал-кашанди, турки, изготовившие шлем по монгольским образцам, сильно усовершенствовали его, а у них эту форму скопировали арабы, венгры, поляки и русские. В XVI в. южные германские и австрийские оружейники стали копировать форму шлема для использования в турнирных доспехах, отчего шлем получил широкое распространение при европейских дворах. Позже, в начале XVII в., он трансформировался в шишак с конским хвостом у новых драгун.

    Покойный профессор Майер называл эти шлемы «мухаммедско-ибн-куланскими», наверное, потому, что они были введены во времена этого правителя (1293–1294). Совершенно точно можно установить одну особенность: шлем имел высокую коническую форму, иногда с желобками. Во времена черкесских мамелюков добавились особенности, свойственные турецким шлемам. Так, на шлеме султана Барсбея (умер в 1438 г.), находящемся в Лувре в Париже (рис. 44), чаша была достаточно высокой (58 см), верхняя часть наносника выделана в форме лилии. Он назывался кавнас (kawnas).



    Рис. 44. Шлем мамелюкского султана Барсбея, умершего в 1438 г. Высота 58 сантиметров (Лувр, Париж)


    В конце XV в. круглые купола начали замещать высокие конические. Большинство сохранившихся образцов плоские, иногда они золотились или серебрились, украшались гравированным лиственным орнаментом и надписями. У шлемов имелись небольшие и плоские пики с выступавшим точно подрезанным краем, приподнятый край принимает форму гребня, он склепан с куполом. В центре шлем выдолблен, чтобы вставить плоский наносник. Кроме того, сам шлем склепан с прямоугольной впадиной, которая плотно прилегает к носовой части. Благодаря силе трения он удерживался в поднятом или опущенном положении.



    Рис. 45. Нащечники: а – мамелюкского или турецкого шлема с секциями, прикрепленными поверх тканой основы, XV – начало XVI в.; б – с секциями, склепанными вместе и прикрепленными к шлему с помощью ремней, XVI–XVII вв.


    Нащечники или защита для ушей прикреплялись с помощью двух коротких ремней с внутренней части шлема слева и справа. Они состояли из четырех кусков, широкая центральная часть богато украшалась накладкой в виде капли, иногда в ней проделывались отверстия, чтобы можно было слышать. С каждой стороны располагалась полукруглая пластина, она близко подходила к лицу носившего ее воина – так создавалась возможность и для бокового обзора. Последний сегмент представлял собой небольшую остроконечную пластинку, к которой прикреплялся подбородочный ремешок.

    Отмеченные нами детали первоначально с небольшим запахом укреплялись на подкладку шлема, постепенно они сгнили и маленькие кусочки утратились. Пока шлемы находились в Арсенале святой Ирены, их куски склепали, и так удалось сохранить всю конструкцию.

    Прекрасный образец поздней разновидности мамелюкского шлема, сегодня находящийся в музее Топкапу-Сарай, когда-то принадлежал последнему губернатору Алеппо Хаирбеку, предавшему свою страну и отдавшему ее султану Селиму I в 1515 г. Он представляет собой низкую закругленную разновидность, называвшуюся муваама (muwa'ama). Для человека знатного происхождения шлем выглядит слишком простым.

    Мамелюкские доспехи выделялись благодаря своим прекрасным качествам, великолепной отделке и изысканным узорам. Хотя они выполнялись по турецким образцам, ряд особенностей отличает их даже при отстутствии гравированных надписей. Прежде всего это четкий геометрический или растительный орнамент, напоминающий украшения в рукописях. Он всегда наносился весьма тщательно, даже на самые прочные материалы. Орнаментированы даже плоские кольца кольчуги. На ранних образцах листья имеют явное утолщение и загибаются на вершине. Так украшали доспехи вплоть до первой четверти XV в.

    Щиты

    Щиты (tur) обычно были круглой формы, края укреплялись с помощью обвязки или полоски металла. В центре они оснащались простым захватом для руки, на лицевой стороне располагались одна или несколько выпуклых блях. В качестве материала использовали дерево, металл или кожу. Кожаные щиты назывались daraka, их издавна использовали кочевники. Деревянные щиты покрывались лаком. Когда использовались различные виды дерева для изготовления одного и того же щита, слои сшивались вместе хлопковой нитью.

    Обо всем сказанном мы можем судить по изображениям на каирских воротах Победы (Баб-ан-Наср) (1087 г.) и Калат аль-Гуюнди в Сирии (1187 г.), поскольку реальные артефакты не сохранились. Щиты довольно большие, круглые, слегка выпуклые. На некоторых бронзовых изделиях, изготовленных в Каире, видны изображения воинов с щитами явно конической формы.

    Как мы могли убедиться на основании фрагмента живописи из Фостат, сарацины использовали «нормандские» щиты, сужающиеся снизу. Он продолжал использоваться вплоть до конца XIV в. как геральдическое обозначение арабов.

    В Тауэре находится прекрасный образец мамелюкско-го железного щита из Арсенала святой Ирины. Он представляет собой конической формы изделие с прикрепленной в центре вогнутой бляхой, к которой, в свою очередь, прикреплены центральный флерон или острие. Хват для руки представляет собой трубчатую железную петлю, укрепленную с каждой стороны двумя декоративными заклепками. Имеются и другие шесть заклепок, усиленных лепестковыми шайбами с лицевой стороны щита, предназначенные для ручных ремней или шейной петли.

    Вся наружная поверхность покрыта арабесками и переплетающимся орнаментом, бляшки-умбоны опоясывают надписи, по внешнему краю находится ряд медных заклепок, фиксирующих подкладку. Вероятно, раньше край щита был обшит шелковой бахромой, традиционным украшением арабских и турецких доспехов.

    Конские доспехи

    Самые ранние упоминания доспехов для защиты лошадей относятся ко временам пророка Мухаммеда, когда у арабов появилась кавалерия, созданная по персидскому образцу, и мастера стали изготовлять соответствующее снаряжение для полной защиты всадника – муджаффаф (mudjaffaf). Для защиты лошадей стали использовать доспехи из фетра тиджифаф (tidifaf), возможно похожие на те, что представлены на рельефах Ардашира I в Фирузабаде.

    Скорее всего, изготавливая доспехи для лошадей, арабские мастера следовали персидским образцам. Однако ни источники, ни находки, ни памятники искусства не указывают на их применение. Скорее всего, доспехи для лошадей не употреблялись вплоть до XIII в.

    Среди доспехов из Арсенала святой Ирины, находящихся сегодня в европейских коллекциях, имеется несколько доспехов для лошадей, сконструированных из рядов горизонтальных железных чешуек, соединенных узкими полосками кольчуги. В течение длительного времени их определяли как турецкие просто потому, что они поступили из Арсенала святой Ирины. Сегодня полагают, что они мамелюкского происхождения. Лучшие образцы находятся в Дрездене (один экзепляр), Турине (один), Флоренции, Музее Штибберга (два), Берне (два), парижском Музее армии (один). Кроме того, что находится в Берне, который только частично мамелюкского типа и включает прекрасный «тюрбанный» шлем с бармицей, все остальные доспехи предназначались для полностью вооруженного турецкого всадника.

    Обозначенные нами доспехи можно сравнить с доспехами, изображенными на страницах «Шах-наме» (около 1440 г.) из библиотеки Королевского азиатского общества. На миниатюрах доспехи кажутся непропорционально большими, но принцип устройства и характер покрытия практически те же самые.

    Шамфроны обычно состояли из жестких центральных лицевых пластинок с отверстиями для глаз и носа с двойными или цельными нащечниками, прикреплявшимися полосками кольчуги. Иногда нащечники составлялись из горизонтально расположенных чешуек.

    Африканские народы под арабским влиянием

    После завоевания арабами Северной Африки их культура начала постепенно распространяться вдоль побережья. Благодаря купцам, торговавшим во многих портах Красного моря, многие африканские народы обратились в ислам. Арабы повлияли на многие стороны их жизни.

    Наиболее продвинутыми в восприятии чужой культуры оказались оседлые сообщества в Судане и Северной Нигерии, где стеганые одеяния и кольчужные рубахи продолжали использоваться дольше, чем где-либо в мире.

    Превосходные образцы суданских доспехов появились в Англии после возвращения солдат, воевавших против Махди и его сторонников во время кампании, которая закончилась сражением при Омдурмане в 1898 г. У суданских воинов были закругленные шлемы с бармицей из склепанных чешуек и тяжелым неподвижным наносником, установленным поверх лицевого щитка, доходившего до уровня глаз. На тело они надевали длинную стеганую джуббу, поверх которой могли носить кольчужную рубаху.

    Кольчужные рубахи изготавливались по одному и тому же образцу: имели короткие рукава, круглое отверстие – горловину и длинную юбку, спереди и сзади разделявшуюся на уровне луки седла. Разделенные части сужались книзу, чтобы обеспечить надежную защиту ног всадника. Все образцы юбок сильно изношены и имеют множество заплат в виде грубых соединений с помощью проволоки или сведенных колец уже из европейских мастерских. Все кольца заклепаны, за исключением самых изношенных из-за постоянного использования, которые можно легко переломить пальцами.

    Обычно стеганые одеяния представляли собой простые рубахи с длинными рукавами, разрезом спереди или сзади и длинными полами. Чаще всего использовался грубый белый хлопок с цветными краями, к которым подвязывались или подбивались обычно не очень толстые завязки из хлопковой шерсти. Стежки шли вертикально и горизонтально, составляя от половины дюйма до дюйма.

    Залатанные одеяния дервишей часто представляли собой копии богатых одежд с вставками из прекрасной парчи, таких как великолепное одеяние, захваченное в палатке Махди. Сегодня оно хранится в Тауэре, шлем напоминает образцы, изготовленные в Бирмингеме для полка «железных людей» египетского вице-короля (хедива)[8].


    Рис. 46. «Чертеж» типичной суданской кольчужной рубахи


    Доспех представлял собой кольчужную рубаху, изготовленную из сведенных колец. Во время боя хрупкие кольца разбивались пулями, что приводило к появлению ужасных ран. Поэтому суданцы использовали только захваченные у египтян шлемы, предпочитая старые рубахи новым, чтобы уберечься от ран.

    В лондонском Тауэре находятся необычные доспехи, они представляют собой типичный суданский шлем, к которому пришита плотно простеганная материя, доходящая до плеч. Прикрывая нижнюю часть лица, она переходит в кирасу, с которой связывалась ремнями в области левой руки.

    Рассказывают, что, когда суданского кузнеца спросили, не знаком ли тот с методикой изготовления кольчуг, он предложил изготовить образец рубахи. Вместе с сыновьями он сделал кольчугу с короткими рукавами. Внешне она ничем не отличалась от старинных доспехов, но на самом деле все кольца были просто согнуты, а не склепаны.

    В Нигерии известно два соседних племени, которые постоянно воевали друг с другом на протяжении столетий. В обоих имелись постоянные армии, вооруженные, как и всадники-копьеносцы, в соответствии со старой арабской традицией, – они продолжали носить и доспехи.

    Первое племя, называвшееся борну, отличалось почитанием короля, которого всегда сопровождала многочисленная свита. Все придворные носили длинные белые стеганые распахнутые спереди одеяния с высокими воротниками, поднимавшимися сзади, и длинными рукавами. Под одеждой или поверх нее надевалась кольчуга. Одна из таких одежд борну хранится в Тауэре. На белой хлопковой ткани видны следы ржавчины от кольчуги в области плеч и по бокам.

    О ношении кольчуги под одеждой мы знаем и из записок Ибн Тахриберды. Он пишет, что один правитель умер, простудившись от ношения холодной кольчуги, надетой прямо на тело. Кольчужные рубахи различались и по качеству, похоже, что они все арабского происхождения. На кольцах хранящейся сегодня в музее Лагоса мамелюкской кольчуги выгравированы коранические надписи.

    Нигерийских шлемов известно мало. Недавно в Тауэре обнаружен образец, изготовленный из покрытой оловом меди с любопытным фиксированным наносником и остатками бармицы, прикрепленной через отверстия в нижней кромке. Несколько сохранившихся колец из железной проволоки заклепаны.

    Второе племя – бегхарми – специализировалось на изготовлении позолоченных доспехов как для всадника, так и для лошади. Их любили описывать авторы того времени, приписывавшие их средневековым рыцарям и крестоносцам, предполагая, что те были знакомы с ними в столь смутные времена.






    Рис. 47. Стеганый подшлемник (а) и шлемы (б, в, г и д) из меди и бронзы с подкладкой из ткани и султанами из перьев (из Бегхарми, Нигерия)


    Романтики полагали, что кольчужные рубахи и прямые сабли с золотыми рукоятками из Судана явно относятся к крестоносцам, два таких экземпляра помещены над алтарем в известной лондонской церкви в качестве их символов. Нам же известно, что все сказанное относится к области досужих вымыслов, но в то же время очевидно, почему романтики придерживались именно такой точки зрения.

    Воины бегхарми носили длинное стеганое платье, накрывали лошадей длинными попонами, доходившими до колен. На голове воин носил стеганую шапку или колпак, сверху которых надевался медный шлем, похожий на перевернутое ведро с пересекающимися обода-ми и размещенной по центру трубкой с пышным султаном из перьев. На лошадь надевали подбитый кожей медный шамфрон с необычной формы поперечным разрезом на уровне глаз животного. Передняя часть украшалась бляхами и небольшими пластинками с чередующимися шашечками и скреплялась ремнями.

    Такой тип шамфрона также использовался и борну, но вместо доспехов они использовали изысканные нагрудные щитки, воротники и подхвостники.

    Стеганые доспехи бегхарми усиливались рядом пришитых концентрических колец, суданцы и борну использовали небольшие квадратики. Снаружи доспех напоминал лоскутное одеяло с двухцветным геометрическим орнаментом.









     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх