• Глава 1 Рейд на Сен-Назер
  • Глава 2 Рейд на Дьепп, или как Крысоловы сами оказались крысами
  • Глава 3 Прорыв линкоров «Шарнхорст» и «Гнейзенау» через Ла-Манш
  • Раздел III

    Битва за Атлантический вал 1941–1942 гг.

    Глава 1

    Рейд на Сен-Назер

    Как мы уже знаем, Гитлер был напуган дезинформацией Черчилля о вторжении в Норвегию и заставил адмирала Редера отправить туда линкор «Тирпиц». Британское же Адмиралтейство опасалось, что «Тирпиц» может прорваться в Атлантику и затем прийти в одну из баз в Западной Франции. Такой базой, имевшей док нужных размеров, стал Сен-Назер.

    В связи с этим англичане составили план рейда на Сен-Назер с целью уничтожения внешнего батопора[39] и как можно большего количества доковых механизмов. Операция представлялась весьма рискованной. Атакующим силам предстояло пройти 400 миль открытым морем, а потом еще 5 миль вверх по устью хорошо защищенной реки. Вряд ли переход морем и по устью реки останется незамеченным противником.

    Предусматривалось, что британский эсминец «Кэмпбелтаун» (бывший американский эсминец «Бучнан», переданный в 1940 г. Англии), груженный тремя тоннами взрывчатки, с взрывателем, который должен сработать через 2,5 часа после тарана эсминцем батопорта, будет максимально облегчен, чтобы, минуя фарватер, пройти в устье по прямой через многочисленные песчаные балки. Это уменьшало навигационные трудности и увеличивало элемент внезапности, но одновременно означало, что рейд можно выполнить только в момент наивысшего прилива.

    В момент тарана батопорта сторожевые катера должны были высадить диверсионную группу.

    В состав рейдовых войск входили: артиллерийский катер в качестве штабного корабля, 16 сторожевых катеров, часть которых доставляла войска, а часть была вооружена торпедами, и торпедный катер для торпедирования батопорта на случай неудачи тарана «Кэмпбелтауна». В качестве эскорта шли два эсминца. На обратном пути к ним должны были присоединиться еще два эсминца. После утверждения плана все участвующие в рейде силы прошли специальную подготовку.

    В полдень 26 марта рейдовые силы и эскортные корабли вышли из британского порта Фалмут. Курс следования был выбран с таким расчетом, чтобы избежать обнаружения морскими и воздушными патрулями немцев. Утром 27 марта эскортный эсминец атаковал германскую подводную лодку U-593, но безуспешно. В 14 ч 00 мин эта лодка всплыла на поверхность и донесла об эсминце, а также сообщила о движении британской эскадры. Чтобы ввести немцев в заблуждение, командир рейдовых сил изменил курс на юго-запад, это заметили с лодки и сообщили своему командованию.

    Рейд на Сен-Назер 27–28 марта 1943 г.


    Получив это донесение, немцы и не подумали, что обнаруженные U-593 силы двигаются в Сен-Назер. Низкая облачность оказалась как нельзя кстати. В районе Сен-Назера находилось пять немецких торпедных катеров, но те, получив донесение подводной лодки, ушли на ночное патрулирование в прибрежных водах.

    К тому времени в Сен-Назере еще не было береговых батарей, а город и порт защищались от нападений с воздуха тринадцатью 4?см и двадцатью восемью 2?см зенитными автоматами.

    После захода солнца британские соединения построились в ордер подхода к цели рейда и пошли на северо-восток, чтобы воспользоваться навигационным ориентиром, которым являлась поставленная на позицию в районе устья реки подводная лодка. Ее обнаружили в 22 ч 00 мин, и вскоре эскортные эсминцы оставили рейдовые силы. Теперь 18 катеров и «Кэмпбелтаун» должны были действовать самостоятельно. На них находилось 62 офицера и 291 матрос, а также офицеры (44 человека), рядовые и старшины отряда коммандос (224 человека).

    В полночь впереди по курсу рейдовых сил был отмечен огонь зенитной артиллерии. Это зенитная артиллерия ПВО порта вела огонь по самолетам британских ВВС, производившим налет на порт с целью отвлечь внимание противника от моря. Но результат оказался прямо противоположным, так как низкая облачность не позволила осуществить прицельное бомбометание, а сам налет привел всю оборону базы в боевую готовность.

    Тем не менее диверсионным силам удалось приблизиться к цели на 2 мили, прежде чем немцы подали сигнал тревоги и включили прожекторы.

    В 1 ч 30 мин 28 марта свет прожекторов осветил всю британскую эскадру, но немцы не сразу открыли огонь.


    Рейд на Сен-Назер 28 марта 1942 г. Подход сил


    Командир диверсионных сил капитан 3?го ранга Райдер, чтобы выиграть время, стал подавать фальшивые опознавательные сигналы. Но это продолжалось недолго. Сначала немцы открыли огонь неуверенно, но затем последовал шквал огня, на что катера так же ответили огнем.

    В 1 ч 34 мин, с опозданием на 4 минуты, «Кэмпбелтаун» таранил ворота шлюза и плотно засел в них. Находившийся на нем отряд коммандос приступил к уничтожению механизмов дока.

    Высадить солдат со сторожевых катеров оказалось труднее из-за огня зенитных автоматов и стрелкового оружия, который обрушили на них немцы. Правая колонна сторожевых катеров должна была высадить диверсантов у старого входа в закрытую часть акватории порта Сен-Назер, а левая колонна — на старый мол.

    Из состава правой колонны, которая понесла тяжелые потери, только два катера (СК-177 и АК-314) сумели высадить диверсантов в соответствии с планом, а из левой колонны только катер СК-457 высадил группу коммандос. СК-177 и артиллерийский катер Райдера приняли на борт большую часть экипажа «Кэмпбелтауна». Но при отходе вниз по реке СК-177 был потоплен, а оставшиеся в живых люди захвачены в плен.

    Райдер, высадившись и убедившись, что «Кэмпбелтаун» сидит правильно, приказал катеру ТК-74 выпустить торпеды по воротам шлюза у старого входа. К этому времени раздались взрывы на берегу, говорившие о работе подрывников, и сразу стало ясно, что снять диверсантов с берега не удастся.

    В 2 ч 50 мин Райдер, имея на борту своего катера много тяжелораненых, решил отходить. Через 5 часов он встретился в назначенном месте с эсминцем «Атерстоун». Около 6 ч 30 мин произошел короткий безрезультатный бой между эсминцем «Тайнедейл» и подошедшими пятью немецкими торпедными катерами.

    Потери англичан составили эсминец и 14 катеров. Из их команд было убито или попало в плен 34 офицера и 157 рядовых. Из отряда коммандос убито или попало в плен около 200 человек.

    Вина за происшедшее лежит, безусловно, на германском командовании, не уделявшем должного внимания обороне важной базы ВМС. Одна батарея калибра 10–15 см с нормальной ПУС легко уничтожила бы суда с диверсантами еще на подходе.

    Глава 2

    Рейд на Дьепп, или как Крысоловы сами оказались крысами

    Рейд на Дьепп стал одной из самых уникальных операций Второй мировой войны. У этой операции изначально отсутствовала… цель. Да, да! Я совсем не шучу и не ерничаю! С самого начала было ясно, что суммарные потери нападающих будут больше, чем у обороняющихся. Отвлечь силы и средства противника или, по крайней мере, внимание от других операций? Нет, западные союзники не вели никаких операций, да и отвлечь какие-нибудь силы немцев в ходе столь кратковременной акции было невозможно.

    По мнению ряда западных историков, целью британского премьера было успокоить русских союзников и свой собственный народ, что британские вооруженные силы способны вести борьбу с немцами.

    На мой же взгляд, главной целью Черчилля было доказать Сталину, что германский Атлантический вал неприступен. Хотя на самом деле «вал» еще и не начал толком строиться.

    Идея провести рейд на французский город Дьепп появилась еще в апреле 1942 г. Вскоре операция получила название «Раттер» («Крысолов»).

    В районе Дьеппа располагались РЛС, аэродром для истребителей и четыре береговые батареи. Кроме того, там был порт, доки и различные военно-морские и военные сооружения, уничтожение которых вызвало бы определенные трудности в деятельности порта. К тому же Дьепп находился в радиусе действия британской истребительной авиации, что являлось немаловажным условием исполнения любой морской десантной операции.

    Правда, скептики из числа штабных офицеров указывали, что Дьепп — далеко не идеальный объект для рейда. Он был сильно защищен с обеих сторон гавани, а высокий, круто обрывающийся берег обеспечивал ему командное положение в отношении подходов с моря. В отвесном береге имелось всего несколько небольших проемов, пляжи были узкие, а каменистые рифы ограничивали возможности подхода к берегу десантно-высадочных средств во время прилива. А сам город от вторжения с моря и от самого моря защищала сплошная стена.

    В апреле 1942 г. в штабе морских десантных операций началась разработка плана рейда на Дьепп. Рассматривались два варианта. Первый вариант предусматривал фронтальную высадку основной части десанта непосредственно в Дьепп с одновременной высадкой групп морского и воздушного десантов с флангов. Второй вариант не содержал действий по высадке десанта с фронта. Армейский штаб стоял за фронтовой десант главным образом потому, что фланговые десанты высаживались настолько далеко от города, что ко времени атаки главного объекта всякая внезапность пропадала.

    Морское командование беспокоила высадка десанта с фронта, но они считали такую высадку возможной, если сухопутные войска согласны пойти на известный риск.

    Разногласия возникли и при обсуждении вопроса о том, производить ли воздушную бомбардировку города и гавани непосредственно перед высадкой десанта. В это время британский кабинет из пропагандистских целей стремился избегать бомбардировок французских городов в ночное время, и хотя для данного случая Черчилль согласился на бомбардировку, ее все же решили не проводить.

    Считалось, что бомбардировка только приведет противника в боевую готовность, как это случилось во время рейда на Сен-Назер. К тому же разрушенные бомбами дома стали бы большим препятствием для прохода в город танков ночью. Однако последующие события показали, что все эти аргументы были не совсем правильны.

    Есть все основания считать, что именно отказ от ночной бомбардировки стал причиной неудачи операции «Крысолов». Как ни странно, но решение не наносить удара по городу с воздуха не повлекло за собой требования усилить соответственно артиллерийскую поддержку, то есть привлечь артиллерию линкоров и крейсеров. Однако лорды Адмиралтейства боялись использовать тяжелые корабли, опасаясь люфтваффе и береговых батарей.

    3 июля 1942 г. личный состав и техника 4?й и 6?й канадских пехотных бригад, а также танкового полка Калгари были уже погружены на штурмовые корабли и десантные суда, для переброски их через пролив. Подготовка к рейду вступила в ту стадию, когда отмена операции казалась просто немыслимой. Но позже вновь начались распри между командованием армии, флота и ВВС, и назначенная на 4 июля высадка была отменена.

    А 7 июля германский самолет сбросил бомбы, которые попали в два корабля первого эшелона десанта, стоявшие с войсками на борту на якоре в районе Ярмута (остров Уайт). Британское командование посчитало, что противник осведомлен о готовящейся операции, хотя позже выяснилось, что это было не так. Погода не благоприятствовала действию воздушно-десантных групп, и рейд был отменен.

    В июле 1942 г. переработанный план рейда на Дьепп вновь обсуждался британским командованием. Кстати, он получил новое название — операция «Юбилей». Черчилль решительно поддерживал идею рейда на Дьепп. Проблема была в том, удастся ли подготовку к операции провести в тайне от немцев, учитывая, что перед отменой рейда с планом его проведения были знакомы многие. Поэтому для уменьшения риска никаких дополнительных бумаг не писалось, а Черчилль принял решение о проведении рейда, проконсультировавшись лишь с адмиралом Маунтбаттеном — начальником управления морских десантных операций, и комитетом начальников штабов.

    Новым планом операции предусматривалась высадка трех десантных групп на каждом фланге Дьеппа и двух групп с фронта. Парашютные десанты были отменены, а вместо них ввели отряд коммандос.

    17 июля капитан 1?го ранга Хьюджес-Холлетт был назначен командиром соединения кораблей. Еще до этого командовать войсковыми отрядами и авиацией были назначены соответственно генерал-майор Робертс, командир 2?й канадской дивизии, и вице-маршал Лей-Меллори. В состав сил флота, выделенных для выполнения рейда, входили 8 эсминцев, 9 пехотно-десантных кораблей, 39 кораблей прибрежного действия (канонерские лодки, катера и т. п.), 179 десантновысадочных средств, два вспомогательных судна. Всего 237 вымпелов. Эти силы должны были перевезти, высадить и затем снять десант численностью 4961 человек канадской армии, 1057 человек частей коммандос и небольшой диверсионно-разведывательный отряд США.

    Авиация поддержки состояла из 67 эскадрилий, из них 60 истребительных.

    В окончательном виде план рейда предусматривал высадку двух десантов с каждой стороны Дьеппа на рассвете. За ней через полчаса следовала высадка главного десанта в город. Атаки на внешних флангах имели целью захват батарей тяжелых орудий, которые находились вблизи места высадки этих десантов, а атаки на внутренних флангах — захват еще одной батареи и укрепленного пункта, после чего десант должен был атаковать расположенные позади города и господствующие над ним высоты. Часть подразделений фланговых десантных групп должна была атаковать аэродром истребительной авиации и ее штаб. В задачу главного фронтального десанта входили захват города и удержание его в течение определенного времени.

    Огневая поддержка возлагалась на эсминцы, вооруженные 102?мм орудиями, а ближнее огневое сопровождение высаживающегося десанта — на некоторые специально оборудованные для этой цели десантновысадочные средства. Но все эти средства были вооружены артиллерией калибром не свыше 102 мм, причем большая часть из них имела артиллерию значительно меньшего калибра.

    Британское командование считало, что расположенные вблизи города пять артиллерийских батарей насчитывали около 20 орудий, в большинстве своем представлявшим 15?см морские установки. Кроме того, предполагалось у немцев большое число зенитных батарей, часть которых могла быть использована для стрельбы по наземным целям.

    Руководство боевыми действиями британской авиации в Дьеппской операции возлагалось на командира 11?й авиагруппы Истребительного командования вице-маршала авиации Ли-Мэллори. В его распоряжение было выделено 56 истребительных эскадрилий (истребители «Харрикейн», «Спитфайр» и «Тайфун»), четыре эскадрильи тактической разведки (новые истребители-бомбардировщики «Мустанг») и пять бомбардировочных эскадрилий (двухмоторные бомбардировщики «Бленхейм» и «Бостон») из состава 2?й авиагруппы, на которые была возложена задача по оказанию непосредственной авиационной поддержки своим войскам и по постановке дымовых завес.

    Замечу, что самолеты «Тайфун» и «Мустанг» должны были впервые применяться в бою.

    Британский историк Роскилл писал: «Сейчас ясно, что план рейда имел серьезные недостатки. Во-первых, слишком многое возлагалось на полную внезапность в условиях, при которых она вряд ли была возможна. Даже если бы атаки с флангов застали противника врасплох, гарнизон города успел бы прийти в полную боевую готовность до начала главного наступления. Во-вторых, огневая поддержка, как ближняя, так и дальняя, была совершенно недостаточной, чтобы справиться со столь мощной и плотной обороной. И, наконец, в-третьих, план рейда был чрезвычайно сложным. И не только из-за большого числа указанных в нем различных объектов ударов и требований точнейшего по времени выполнения задач, но и потому, что во многих отношениях он не имел нужной гибкости. Например, успех высадки основного десанта зависел от успеха действий фланговых десантных групп и от способности нашей авиации и кораблей подавить артиллерию, установленную на командных высотах. Танки десанта не могли ворваться в город до тех пор, пока саперы не взорвут противотанковые заграждения, установленные позади морского вала. А если танки не могли войти в город, чтобы подавить укрепленные пункты противника, то высадившийся на пляжи десант, прижатый огнем в месте высадки, не мог бы продвигаться вперед.

    План был составлен так, что, если нарушался график времени решения какой-то значительной задачи или что-то не ладилось в достижении начальных целей, под угрозу выполнения ставился весь план рейда. Противник, который захватил, быстро перевел и распространил оперативный приказ, считал, что уже сама чрезмерная детализация плана таила в себе опасность провала рейда при возникновении непредвиденных трудностей и что рейд выполнялся с излишне большой точностью по времени и педантичностью.

    Командир соединения кораблей, казалось, предвидел всю рискованность подобного рейда. Незадолго до выхода сил в море он назвал рейд „необычайно сложным и опасным“. Вероятно, сказанное им отражало мнение участвовавших в планировании рейда морских офицеров. Они считали, что фронтальная атака вполне возможна, но сопряженный с ней риск очень велик. Военно-морской флот Англии на опыте столетий научился понимать всю опасность атак с моря хорошо защищенных береговых объектов с приведенным в боевую готовность личным составом»[40].

    Утром 17 августа был отдан приказ о выходе в ночь на 19 августа назначенных в рейд сил. В 4 ч 50 мин должны были высадиться фланговые десантные группы, а через полчаса — главные силы. Посадка войск и погрузка 55 тяжелых танков «Черчилль» состоялась 17 и 18 августа и прошла по плану.

    Первыми в море вышли две флотилии тральщиков, которые имели задачу протралить фарватер в минных заграждениях противника. К моменту подхода рейдовых сил тральщики закончили траление фарватеров.

    Корабельный состав был разбит на 13 групп, большая часть которых включала различные типы десантных кораблей и катеров. Все они вышли из Портсмута, Ньюхейвена и Шорхема. Эскортная группа, она же группа кораблей огневой поддержки, включала 8 эсминцев типа «Хант» и ряд судов артиллерийской поддержки десанта (канонерские лодки и катера). Командиры соединения кораблей и десанта шли на эсминце «Кэлпи».

    Луна зашла перед полуночью, и потому большую часть пути рейдовые силы шли в темноте. Но, несмотря на это, эскадра лишь незначительно отклонилась от сложного расписания. Выйдя из района минных заграждений на чистую воду, корабли и десантновысадочные средства начали перестроение в ордер для подхода в район высадки.

    К 3 часом ночи 19 августа в голове вместе с эскортными кораблями шли десантные корабли. На пехотно-десантных кораблях находились: на «Принс Альберте» — 4?й отряд коммандос для высадки на западном внешнем фланге; на «Принсес Биатриксе» и «Инвикте» — канадский пехотный полк для высадки на западном внутреннем фланге; на «Куин Эмме» и «Принсес Астриде» — канадский пехотный полк для высадки на восточном внутреннем фланге; на группе десантновысадочных судов — 3?й отряд коммандос для высадки на восточном внешнем фланге; на «Гленгиле», «Принс Чарльзе» и «Принс Леопольде» — пехотные части для высадки на дьеппский плацдарм и на «Дьюк ов Веллингтоне» шли подкрепления на восточный внутренний фланг. За ними следовали эсминцы «Кэлпи» и «Фёрни», канонерская лодка «Лоукаст» с отрядом морской пехоты на борту, а дальше располагались сторожевые катера с подкреплениями для западного внутреннего фланга и плавучий резерв. Танкодесантные корабли замыкали рейдовые силы.

    В указанное время десантные корабли подходили к назначенным им позициям примерно в 10 милях от берега. Между 3 ч 00 мин и 3 ч 20 мин корабли спустили десантновысадочные средства, и на них были посажены штурмовые группы десанта. Затем десантные корабли, выполнив почти точно по графику свою задачу, взяли курс на Англию. Спущенные десантновысадочные средства построились для следования в намеченные пункты высадки десанта. Одновременно в районе Булони проводились боевые действия отвлекающего характера.

    В тот момент, когда, казалось, внезапность была достигнута, так как противник все еще ничем не проявил себя, произошло непредвиденное. В 03 ч 47 мин группа десантновысадочных средств, шедшая для высадки на восточный внешний фланг отряда коммандос, встретилась с немецким конвоем. Завязался бой, в результате которого произошла задержка в движении группы и нарушился боевой порядок. Неизвестно, в какой степени в действительности этот инцидент повлиял на готовность гарнизона Дьеппа. Морской штаб в Дьеппе сначала решил, что это одна из обычных боевых встреч в море легких сил сторон.

    Согласно Роскиллу: «Старший офицер эскортной группы кораблей пытался огнем проложить себе путь через ведущие бой корабли, но его корабль вышел из строя. Эсминцы, в задачу которых входила охрана десантновысадочных средств, не вмешались в бой, потому что старший офицер ошибочно принял огонь кораблей за обстрел с берега. В результате этого инцидента только 7 десантновысадочных средств из 23 сумели дойти до пункта высадки десанта на берегу и высадить десант.

    Совершенно необъяснимым в этой внезапной встрече и последовавшем за ней суматошном бою является то, что ни один радиолокатор на кораблях не обнаружил приближавшийся к десантным силам конвой противника. Правда, при ведении боевых действий в Ла-Манше мы полагались главным образом на информацию о движении сил противника, передаваемую на корабли береговыми радиолокационными станциями. К тому же присутствие большого числа дружественных судов, возможно, затруднило наблюдение показаний радиолокаторов на кораблях. Тем не менее за час до встречного боя командующий Портсмутским военно-морским округом предупредил командира соединения кораблей о том, что в районе десантных сил находится группа неопознанных кораблей и что она следует курсом, который может привести к встрече с группой десантновысадочных средств. Значение этого предупреждения, кажется, поняли на эсминце „Фёрни“, но не на эсминце „Кэлпи“. В результате на восточном внешнем фланге высадилась лишь небольшая группа десантников, которая не могла решить задачу захвата батареи „Геббельс“, поставленную перед 3?м отрядом морской пехоты.

    Рейд на Дьепп 19 августа 1942 г.


    Таким образом, с самого начала атака на восточном внешнем фланге полностью провалилась, хотя небольшая группа „коммандос“ и приблизилась к батарее. Решительно атаковав и заставив батарею временно замолчать, они все же вынуждены были возвратиться на десантные катера и отойти. Высадка на восточном внутреннем фланге, от которой во многом зависел успех высадки главных сил десанта, была выполнена с опозданием на 16 минут, когда уже начинался рассвет. Весь расчет здесь был на внезапность, и никакого огневого прикрытия не планировалось. Десант сразу же попал под шквальный огонь противника и понес тяжелые потери. Только небольшой группе десантников удалось уйти с пляжа. Высадка на этом участке полностью провалилась, что должно было серьезно отразиться на фронтальном десанте. Были предприняты отчаянные, но напрасные усилия снять десант с участка восточного внутреннего фланга, при этом канадский королевский полк понес ужасные потери — 26 офицеров из 29 и 459 рядовых из 516 были убиты, ранены или пропали без вести.

    К счастью, хотя и не в такой мере, чтобы компенсировать провал на восточном фланге, на западном внешнем фланге был полный успех. Здесь высадился 4?й отряд „коммандос“ в составе 250 человек под командованием подполковника Ловата. Десант высадился своевременно, не встретив сопротивления, и захватил штыковой атакой батарею „Гесс“. В 07.30 отряд возвратился на десантновысадочные средства, захватив с собой раненых. Здесь потери были незначительными, и данная высадка могла служить образцом для проведения подобного рода рейдов в будущем.

    На западном внутреннем фланге высадка канадского южносаскачеванского полка и канадских камерунских горцев прошла успешно. Десант атаковал намеченные объекты и часть из них захватил. Однако начальный успех нельзя было развить из-за наращивания сил противником, а также из-за того, что не состоялось соединения этой части десанта с десантными частями и танками, которые должны были прийти со стороны города. Мы еще расскажем, как храбро, хотя в значительной мере и безуспешно, пытались примерно в середине дня снять эту часть десанта. А сейчас нужно сказать о результатах высадки главных сил десанта. Неудача на восточном фланге и частичный успех на западном фланге привели к тому, что артиллерийские батареи и укрепленные огневые точки на господствующих над Дьеппом высотах с обеих его сторон остались полностью в руках противника. Тем не менее высадка фронтального десанта была произведена.

    Десантно-высадочные средства подошли к пунктам высадки почти точно по времени. Как только артобстрел со стороны эсминцев и удары авиации прекратились, противник открыл убийственный кинжальный огонь по участкам высадки десанта из огневых средств, укрытых в отвесном берегу. За штурмовыми отрядами десанта пошли танки, но они несколько запоздали, а этого оказалось достаточно, чтобы вызвать весьма серьезные последствия. Тяжелые потери понесли танкодесантные корабли, но все же в первой волне на берег вышли 27 танков из 30. При планировании рейда считалось, что морской мол окажется серьезным препятствием для танков, однако теперь мы знаем, что это было не так. Исключение составляет центральный участок, где перед стеной имелась траншея. Справа и слева от нее танки свободно преодолели мол, высота которого не превышала 0,6 метра. Около половины из 27 танков, достигших берега, успешно вышли на плато позади мола, но здесь их остановили надолбы. Саперы безуспешно пытались взорвать их. Ни один из танков так и не смог пройти через плато в город»[41].

    Замечу, что англичане возлагали очень большую надежду на танки «Черчилль», имевшие боевой дебют в Дьеппе. Они имели довольно слабую 40?мм пушку, но очень толстую броню: лоб 89—101 мм, борт и крыша 89 мм. Броню «Черчилля» на ближних дистанциях (до 1000 м) могла пробить только противотанковая пушка Pak 36(r), то есть переделанная 76 мм пушка Грабина Ф-22 обр. 1936 г., но таких пушек во Франции у немцев не было. Танк имел существенные недостатки ходовой части. Осмотрев его, Уинстон Черчилль сострил перед журналистами: «У танка „Черчилль“ больше недостатков, чем у меня самого!»

    Неудача «Черчиллей» подорвали моральный дух британских пехотинцев. Эсминцы, десантновысадочные средства и корабли прибрежного действия делали все возможное, чтобы поддержать десант огнем и подавить огневые точки немцев, но мощность их орудий была недостаточной, чтобы справиться с этой задачей. Ни разу в ходе выполнения рейда огневая поддержка кораблей не была достаточно эффективной для обеспечения решения боевых задач

    Неудача была полной, а цена этой неудачи весьма высокой. Англичанам не удалось даже должным образом укрепиться на пляжах в пунктах высадки. Тем не менее около 7 часов утра генерал Робертс, который имел очень скудную информацию о событиях на берегу, выслал к месту высадки резервные части. Те высадились на берег под таким сильным огнем противника, что сделать что-либо значительное не смогли и при этом понесли большие потери. Отряд частей коммандос, предназначавшихся для высадки в гавани, передали в распоряжение командира десанта. Очевидно, на штабном корабле не имели сколько-нибудь ясного представления об отчаянном положении десанта на берегу, потому что там в это время было принято решение послать на участки высадки десанта подкрепление из частей коммандос.

    В 8 ч 30 мин десантновысадочные средства с подразделениями коммандос на борту в сопровождении патрульного судна и под прикрытием дымзавесы пошли к берегу. Выйдя из-за дымовой завесы, суда попали под шквальный огонь противника. Подполковник Филипс, командовавший отрядом, перед тем как был убит, дал приказ шедшим сзади десантновысадочным средствам повернуть обратно и таким образом спас около 200 человек. На этом фронтальная атака Дьеппа кончилась. Оставалось попытаться спасти оставшихся в живых. К 9 часам утра командир десанта пришел к заключению, что захват высот маловероятен, и главная атака поэтому неминуемо сорвется. Оставшиеся танки по этой причине отослали в Англию.

    По плану отход десантных сил намечался на 11 ч 00 мин, но когда командиры сил рейда захотели ускорить его на полчаса, было указано, что это нарушит расписание постановки дымовых завес авиацией. Так негибкость плана обрекла десант на берегу на дополнительные потери.

    «Незадолго до 11 часов двенадцать десантных судов были отправлены на берег для снятия десанта, высадившегося на западном внутреннем фланге. Под сильным огнем противника остатки южносаскачеванского полка и камерунских горцев попытались добраться до высадочных средств. Многие вошли прямо в воду, что замедлило посадку. Когда десантные суда подходили к пляжу, десантники иногда слишком поспешно старались взобраться на них, что создавало на сходнях пробки.

    Некоторые высадочные средства, получив повреждения, вышли из строя и остались на берегу, другие были потоплены артиллерией противника на отходе. Эсминцы и канонерские лодки делали все возможное, чтобы огнем прикрыть отход десантных средств, но их было слишком мало, к тому же артиллерия их была слаба. Тем не менее два штурмовых десантных катера совершили три рейса на берег, пока арьергард полка под командованием подполковника Meритта сдерживал натиск противника. Арьергард вел бой до тех пор, пока полностью не израсходовал боеприпасы. В 12.15 последний катер подошел к берегу, но снимать уже было некого.

    В районе собственно Дьеппа действия по снятию десанта проходили не лучше. Дымовая завеса, сносимая в направлении берега, закрывала десантные катера, пока они находились вблизи берега, и одновременно частично затрудняла артиллерии противника вести прицельный огонь. Но эта же дымзавеса мешала вести огонь и нашим кораблям поддержки. Как только десантные катера выходили из дымзавесы, они попадали под ураганный огонь огневых средств противника. Планом предусматривалась переброска десанта на десантных катерах на танкодесантные корабли, которые должны были находиться на расстоянии мили от берега. Это было по плану. А сейчас многие из указанных кораблей погибли. Попытка более крупных кораблей подойти ближе к берегу кончилась плачевно, их постигла участь первых. Как и в случае с некоторыми десантными катерами, десантники скопом бросались на подходивший к берегу корабль, что было очень опасно, хотя и объяснимо.

    В 11.30 эсминцы пошли ближе к берегу, чтобы усилить огневую поддержку, но это привело к тому, что „Броклсби“ и „Фёрни“ вскоре получили попадания. Десантный катер № 186 примерно около полудня побывал в районе обоих пунктов высадки у Дьеппа и подобрал из воды 30 человек. На берегу были замечены только двое живых, а пляжи представляли собою кладбище разбитых десантных катеров, горящих танков и оборудования, усеянное мертвыми телами английских и канадских десантников. Это был последний катер, отошедший от берега.

    В 12.20 отвечавший за отход десанта офицер доложил, что все возможное сделано, и через 10 минут отвел оставшиеся десантно-высадочные средства. В этих чрезвычайно трудных и опасных условиях удалось спасти 1000 человек. Если учесть, что противник вел по участкам высадки десанта ураганный огонь, сделанное десантными средствами представляется просто поразительным[42]. В 12.40 „Кэлпи“ приблизился к берегу, чтобы еще раз проверить, можно ли еще что-нибудь сделать для снятия людей с берега. На него обрушился шквал огня, а десантников в тех местах, откуда их можно было бы снять, видно не было.

    В 13.00 начался общий отход оставшихся кораблей и десантновысадочных средств. В это время немецкая авиация почти непрерывно наносила удары. Эсминец „Беркли“ получил попадания, и его пришлось затопить. Эсминец „Кэлпи“ был поврежден. Однако вскоре, по мере отхода основного состава десантновысадочных средств и кораблей прибрежного действия, их надежно прикрыла истребительная авиация ВВС. При подходе рейдовых сил к Англии их встретили эскортные корабли, причем малые суда были направлены в Ньюхейвен. Эсминцы и канонерская лодка „Лоукаст“ прибыли в Портсмут вскоре после полуночи, имея на борту свыше 500 раненых.

    Начавшийся сравнительно небольшой воздушный бой в течение дня принимал все более мощный и более ожесточенный характер. Бомбардировка нашей авиацией береговых батарей противника была слабой и не смогла сколько-нибудь существенно повлиять на их боеспособность. Бомбардировщики противника сосредоточили свои удары по нашим кораблям, но, кроме потопления „Беркли“, ничего существенного не добились»[43].

    В ходе операции «Юбилей» королевские ВВС потеряли 106 самолетов, из них 88 истребителей. По британским данным, был сбит 91 германский самолет. На самом деле немцы потеряли 25 бомбардировщиков и 23 истребителя.

    Потери канадских частей и частей коммандос были очень тяжелыми. Из участвовавших в десанте 4961 канадца потери составили 3363 человека, или 68 %, а из 1057 морских пехотинцев — 247 человек. Правда, из пропавших без вести 2200 человек оказались в плену.

    Кроме того, флот потерял эсминец, 33 десантных судна и 550 человек, а ВВС — 190 человек. Были потеряны все 33 танка «Черчилль», которые вышли или пытались выйти на берег.

    По британским оценкам, немцы потеряли 600 человек, на самом деле потери оборонявшихся были еще меньше.

    Неудача рейда на Дьепп все же имела два весьма существенных политических момента для Уинстона Черчилля. Во-первых, у него появился лишний аргумент против открытия второго фронта во Франции. А во-вторых, Гитлер и ряд генералов вермахта утвердились во мнении, что вторжение во Францию обязательно начнется с захвата крупного морского порта.

    Глава 3

    Прорыв линкоров «Шарнхорст» и «Гнейзенау» через Ла-Манш

    Как уже говорилось, британская разведка постоянно пугала Гитлера вторжением союзников в Норвегию. 17 сентября 1941 г., когда адмирал Редер докладывал Гитлеру свои соображения по использованию немецких линкоров в Атлантическом океане, последний предложил свой план. Согласно этому плану, основные силы немецкого военно-морского флота должны быть размещены в Норвежских фьордах, где они, обороняя Норвегию, находились бы в гораздо большей безопасности, чем в Бресте. Эта идея Редеру не понравилась, и он довольно упорно отстаивал свою точку зрения. Но через несколько дней Редер вынужден был уступить фюреру.

    22 мая 1941 г. линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» вышли в рейдерство в Северную Атлантику и, утопив два десятка британских судов, прибыли 22 марта в порт Брест.

    Там линкоры, а также прибывший несколько позже тяжелый крейсер «Принц Ойген» подверглись налетам британской авиации.

    12 января 1942 г. Гитлер принял окончательное решение о прорыве «брестской эскадры». При планировании операции, получившей название «Церберус», соблюдались все меры предосторожности и дезинформации о возможных перемещениях этих кораблей. В конце месяца назначенный командующим операцией вице-адмирал Отто Цилиакс получил детально разработанный план прорыва.

    Британские адмиралтейство и министерство авиации давно разработали план действия на случай возможного прорыва немецких кораблей через Ла-Манш. 3 февраля этот план был введен в действие. Для удара по «Тирпицу», на случай его прорыва в Норвегию, на базе Льюхарс в Шотландии в готовности находилась 42?я эскадрилья торпедоносцев в составе 14 «Бофортов». 12 февраля она перелетела в Норфолк на аэродром Восточной Англии. 12 самолетов «Бофорт» из состава 86?й и 217?й эскадрилий находились в Сент-Ивэле (Корнуолл) и 7 — на острове Торней вблизи Портсмута.

    На аэродромах восточного берега было около дюжины «Ходсонов». Бомбардировочное командование имело в своем распоряжении около 240 самолетов, которые располагались на различных аэродромах страны и которые можно было использовать для дневных ударов, но ни один из этих самолетов не был должным образом подготовлен к тому, чтобы опознавать боевые корабли в море и атаковать такие цели. Истребительное авиационное командование располагало на юге 550 самолетами, в большинстве своем это были «Спитфайеры».

    Германская эскадра под флагом адмирала Силиакса вышла из Бреста в 22 ч 45 мин 11 февраля. Ночь была темной, дул легкий юго-западный ветер, по небу плыли рваные облака. Сразу после полуночи три немецких корабля, идя 27?узловым ходом, обогнули остров Ушант и направились в Ла-Манш. Немцы шли под защитой береговых батарей Нормандских островов. В 5 ч 30 мин 12 февраля они миновали остров Олдерней и затем повернули еще восточнее.

    На рассвете над германской эскадрой появилась первая группа воздушного прикрытия в составе 16 истребителей. Британский патрульный самолет «Хадсон», высланный для патрулирования в районе Бреста, в 19 ч 30 мин 11 февраля вернулся на базу из-за неисправности радиолокатора. Через два часа тот же экипаж вылетел в район патрулирования на другой машине. Самолет патрулировал почти до полуночи, пока его не сменил другой «Хадсон». Послевоенным анализом установлено, что лишь в течение нескольких минут ранним утром 12 февраля германские корабли находились в зоне действия радиолокатора этого самолета, но контакт с ними установлен не был.

    Немецкие линкоры и «Принц Ойген» вошли в Канал после полуночи, по-прежнему держась в зоне действия батарей Атлантического вала. На 27?узловой скорости они прошли вдоль французского побережья и в 6 ч 30 мин в районе Шербура к ним присоединилась флотилия миноносцев.

    Тесное взаимодействие флота и авиации обеспечивалось генералом Адольфом Галландом, который на каждый крупный корабль назначил для связи офицера люфтваффе. Чтобы дезориентировать английские радары, самолеты люфтваффе кружились над самыми мачтами своих кораблей. Кроме того, немецкие самолеты мешали работе британских радаров, сбрасывая отражатели из фольги. В 13 ч 00 мин эскадра без сопротивления прошла скалы Дувра, но спустя 34 минуты ее атаковали шесть торпедоносцев «Суордфиш» в сопровождении истребителей «Спитфайр». Мощное воздушное прикрытие связало боем «Спитфайры», а тихоходные торпедоносцы подверглись атакам других самолетов и мощному зенитному огню кораблей. Все шесть самолетов были сбиты, так и не добившись попаданий.

    В 11 ч 55 мин из Дувра вышли пять британских торпедных катеров. Через 30 минут они обнаружили эскадру противника и атаковали ее торпедами с дальней дистанции, не пройдя завесу эскортных кораблей. Все торпеды прошли мимо.

    В 12 ч 25 мин вышли еще три торпедных катера. Они обнаружили только эскортные корабли, но из-за ухудшившейся погоды и неполадок с моторами повернули назад, так и не выпустив торпеды.

    Авиация берегового командования с острова Торней также нанесла несколько ударов по германским кораблям. Между 15 ч 40 мин и 18 ч 00 мин четыре самолета «Бофорт» 217?й эскадрильи атаковали противника, но безрезультатно. В 15 ч 30 мин девять «Бофортов» 42?й эскадрильи с аэродрома в Льюзарсе с подвешенными торпедами вместе с пятью «Хадсонами», нагруженными бомбами, в сопровождении истребителей с Мэнстона пошли на цель. Семь торпедоносцев и несколько бомбардировщиков атаковали немецкие корабли, но попаданий не добились.

    В 17 ч 40 мин двенадцать самолетов «Бофорт» без истребительного прикрытия вылетели из Сент-Ивэла в район цели. К моменту прилета в назначенный район уже наступили сумерки. Англичане не атаковали противника, но потеряли две свои машины.

    Всего в атаках на соединение участвовало 242 английских самолета, из которых на цель смогли выйти всего 39. Хотя в крупные корабли попаданий не было, два корабля эскорта получили осколочные повреждения и были вынуждены вернуться в базы.

    В 16 ч 17 мин пять британских эсминцев вышли в безрезультатную атаку на «Гнейзенау» с дистанции 3700 м. Линкор открыл огонь из 28?см орудий девятиорудийными залпами. Затем к нему присоединились 20,3?см орудия «Принца Ойгена». Один из эсминцев — «Уорчестер» — сблизился на дистанцию 2200 м, но, пораженный 28?см и 20,3?см снарядами, остановился, оказавшись в течение 10 минут под концентрированным огнем немецких кораблей.

    На «Гнейзенау» из-за сильного ветра, гнавшего собственный дым в сторону цели, с трудом различали всплески от своих снарядов, что, возможно, спасло «Уорчестер» от гибели. Тем не менее он получил тяжелые повреждения надстроек, лишился обеих мачт. Несколько 28?см снарядов прошили его корпус насквозь, оставив в бортах огромные пробоины. Сильный обстрел и плохая погода помешали британским эсминцам провести решительную атаку.

    Тем временем давший ход «Шарнхорст» отстал от главных сил на 23 км. В 16 ч 08 мин состоялась атака, в которой приняли участие около ста бомбардировщиков «Гудзон» и «Бофорт». Попаданий в корабли опять не было, а немцы сбили не менее пяти самолетов.

    В 18 ч 06 мин один из британских торпедоносцев прорвался сквозь плотный зенитный огонь, но выпущенная им торпеда шла близко к поверхности, и корабль смог от нее уклониться.

    С наступлением темноты соединение в течение 30 минут подвергалось атаке бомбардировщиков «Веллингтон», которых удалось отогнать, сбив несколько машин. Налеты немного задержали продвижение немецкого соединения, так что британская авиация успела поставить мины в устье Эльбы и на подходе к Кильскому каналу.

    На одной из мин, сброшенных несколькими днями ранее около Тершеллинга (Голландия), в 19 ч 55 мин подорвался шедший 27?узловым ходом «Гнейзенау». Взрыв пришелся перед кормовой башней, в результате в корпусе образовалось несколько вмятин, некоторые сварные швы и листы обшивки дали трещины. Произошла потеря мощности средней турбины, и командир приказал остановить корабль. Коридор правого гребного вала оказался затопленным, центровка вала нарушенной, из-за чего разбило некоторые набивочные сальники. Началась фильтрация забортной воды внутрь корпуса, но крен и дифферент оказались незначительными. Щели в сальниках быстро заделали непористым материалом, а поступившую воду стали откачивать помпами. От удара вышло из строя некоторое навигационное оборудование, но орудия и механизмы не пострадали. Через 30 минут корабль дал ход и на малой скорости продолжил движение. В 3 ч 50 мин 13 февраля «Гнейзенау» вместе с двумя эсминцами стал на якорь в Гельголандской бухте.

    Успеху прорыва во многом способствовало взаимодействие с люфтваффе, выделившего для воздушного прикрытия 252 истребителя. Это был один из немногих случаев успешного взаимодействия люфтваффе и кригсмарине. Это почувствовали и англичане, потерявшие в налетах на прерывавшуюся «брестскую эскадру» более 40 самолетов.

    «Гнейзенау» покинул якорную стоянку, чтобы вместе с «Принцем Ойгеном» перейти в Киль. Вход в Кильский канал был блокирован тяжелым льдом, из-за чего оба корабля задержались в Брунсбюттеле. При маневрировании в гавани «Гнейзенау» ударился о подводную скалу, получив пробоину перед выходом правого вала из корпуса. Снова затопило коридор гребного вала, а при маневрировании во льдах повредило лопасти гребного винта, который требовалось заменить.

    В конце концов, «Гнейзенау» прошел в Киль, где на военной верфи начал ремонт. Работы закончились 26 февраля, а выход в Норвегию намечался на 6 марта. Корабль погрузил боезапас и был готов к доковым испытаниям. Однако в ночь на 27 февраля его атаковали британские бомбардировщики. Одна 454?кг бронебойная бомба под углом 20° к вертикали ударила в верхнюю палубу между правым и средним орудиями носовой башни, в полутора метрах от диаметральной плоскости. Она взорвалась в неприкрытом отверстии небольшого вентилятора, и раскаленный осколок воспламенил несколько зарядов в погребе. В результате взрыва серьезно пострадала башня и погреб, а пожар охватил заряды в отделении готового боезапаса. Силой взрыва сбросило крышу башни, а всю вращающую структуру приподняло на полметра, а затем бросило на роликовый погон. Это выяснили при обследовании повреждений, когда оказалось, что некоторые боевые посты, обычно не мешавшие вращению башни, оказались повреждены. Дальнейшая проверка показала, что ролики, по которым при повороте катилась башня, выскочили из неподвижной обоймы и в беспорядке лежали на ней.

    Боезапас в погребах не взорвался, но в соседних с ними топливных цистернах начались пожары. Вентиляционная система в этой части корабля была полностью уничтожена, бронированный люк подачи воздуха разрушен, пострадали многие плиты башенной брони. Огромная температура от горящей нефти и 230 зарядов главного калибра нарушила структурные свойства материала обшивки и броневых плит на большой площади в районе башни «Антон», что требовало их полной замены. Пожар полностью опустошил башню, но губительного взрыва удалось избежать частичным затоплением снарядных погребов. Вне башни и погребов деформировало нижнюю броневую палубу, бимсы и настил верхней палубы вспучило кверху, противоторпедную переборку избороздило складками и трещинами, а слабые места ее соединений разрушило. Повреждены оказались все соседние палубы, платформы и переборки. Из-за интенсивной борьбы с огнем носовая часть корабля на длине 42 метра заполнилась водой.

    Энергетическая установка не пострадала, но из-за затоплений лишились энергии якорные устройства, отливные забортные и пожарные насосы, другое электрооборудование. Часть электросистем удалось восстановить силами экипажа еще до начала ремонта. Наиболее серьезной оказалась потеря пожарных насосов, способных быстро погасить пожар в погребах.

    При взрыве погибло 112 человек и еще 21 ранило. При ремонте следовало заменить башню «Антон», ее погреба, а также множество плит закаленной брони, листов обшивки и переборок. По оценкам ремонт требовал два года, и долгий выход «Гнейзенау» из строя стал серьезным ударом для германского флота.

    Стоит отметить, что при проходе Канала британские береговые батареи несколько раз открывали огонь по германской эскадре, но ни один снаряд не попал ни в линкоры, ни в крейсер.

    В свою очередь, дальнобойные батареи Атлантического вала вели огонь на подавление британских батарей, а также периодически обстреливали вражеские корабли в Канале. Особых потерь англичане от их огня не понесли, но огонь береговых батарей в известной мере сковывал действия британских судов.

    Как уже говорилось, англичане задолго до выхода линкоров из Бреста знали о готовящейся операции. Тем не менее британские адмиралы не рискнули ввести в Канал свои линкоры и крейсера. Позже их адмиралы будут оправдываться, что флот Метрополии вышел из Скапа-Флоу к Хваль-фиорду (Исландия), чтобы занять наилучшую позицию для перехвата немцев, если бы те попытались прорываться через северную Атлантику. Ядро этих сил составили линкоры «Кинг Джордж V» и «Родни», а также авианосец «Викториес».

    Самое мягкое определение подобных высказываний — «детский лепет на лужайке». Немцы что, законченные идиоты? Вместо того чтобы просто выйти на просторы Атлантики из Бреста, решили прогуляться по Ла-Маншу, Северному морю и т. д.? А, кроме того у Англии хватало кораблей, чтобы устроить заслоны и в Ла-Манше, и на позиции между Фарерскими островами и Исландией.

    Гросс-адмирал Редер по поводу прорыва заявил, что немецкий военно-морской флот, «одержав тактическую победу, потерпел стратегическое поражение».

    С этим высказыванием нельзя не согласиться. «Шарнхорст» и «Гнейзенау» в Бресте нависли «дамокловым мечом» над британскими конвоями. А для защиты их в порту от налетов вражеской авиации следовало увеличить число зенитных батарей и истребителей, а также активнее использовать пассивные средства, как то: средства радиопротиводействия, задымление и т. п.

    Наконец, в самом худшем случае, то есть при сильном повреждении линкоров и крейсера, их можно было разобрать прямо в Бресте. А их артиллерию, механизмы, средства связи и т. д. использовать для усиления Атлантического вала между Шербуром и Гавром. Нетрудно подсчитать, что если бы все орудия этих трех кораблей оказались бы на местах 6 июня 1944 г., то исход высадки мог бы быть совсем иным.


    Примечания:



    3

    Там же. С. 112. Курсив Дж. Батлера.



    4

    Батлер Дж. Большая стратегия. Сентябрь 1939 — июнь 1941. С. 117.



    39

    Батопорт — плавучий гидротехнический затвор, применяемый главным образом в воднотранспортных сооружениях (доки, шлюзы и др.)



    40

    Роскилл С. Флот и война. Т. 2. С. 215–216.



    41

    Роскилл С. Флот и война. Т. 2. М.: Воениздат, 1967. С. 217–221.



    42

    Поразительным был весь этот бессмысленный и исключительно плохо подготовленный рейд на Дьепп. Создается впечатление, что политическая цель рейда, провал которого был очевиден еще до выхода сил, состояла в том, чтобы показать сторонникам открытия второго фронта, что пока это невозможно. Для канадских войск это было, по существу, наказание за стремление сражаться с врагом: «Рейд проводился в районе, где могла действовать английская истребительная авиация, и, следовательно, можно было организовать надежную ПВО и привлечь тяжелые корабли для поддержки десанта.»



    43

    Роскилл С. Флот и война. Т. 2. С. 222–224.









     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх