• Обслуживание в гостиницах
  • Обслуживание по предварительному заказу
  • Организация праздничных вечеров
  • Примерное меню для встречи Нового года
  • Праздничный ужин в день 8 Марта
  • Именины и дни рождения
  • Масленица
  • Свадьба
  • Обслуживание с выездом
  • Формы быстрого обслуживания
  • Глава 8. Специальные формы обслуживания

    Обслуживание в гостиницах

    Ресторан при гостинице или отеле – это необходимая и важная часть отельного сервиса. В первую очередь ресторан при гостинице предназначен для обеспечения питанием проживающих в ней гостей. Однако когда в ресторане есть свободные места, залы могут быть открыты и для других посетителей.

    На этажах гостиниц работают буфеты, в оборудование которых входят электрические плиты, холодильники, охлаждаемый прилавок, раковина с холодной и горячей водой для мытья посуды, кипятильник, запас посуды, приборов, салфеток, весы и т. д. Мебель такого буфета составляют несколько столов с гигиеническим покрытием и стулья. К услугам проживающих в гостиницах в буфетах должны быть холодные закуски, молочнокислые продукты, гастрономия, фрукты, кондитерские изделия, минеральные воды, несложные горячие закуски – яичницы, сосиски и др. Буфеты, как правило, оборудованы кофеварками, соковыжималками, печами СВЧ, грилями и прочей аппаратурой для быстрого приготовления и подогрева несложных блюд и блюд из полуфабрикатов. Расчет производится непосредственно с буфетчиком.

    Доставка заказанных по порционному меню блюд и напитков в номер – характерная черта работы ресторана при гостинице. Для такой формы обслуживания используют чаще всего вспомогательные буфеты. К такому буфету прикрепляется несколько официантов, которые работают посменно, через день, и обслуживают определенное количество номеров. Оборудование вспомогательного буфета включает электро– или газовые плиты, холодильники, весы, мерную посуду, серванты для хранения белья, посуды, приборов, столы для подсортировки продуктов и доготовки некоторых закусок и блюд, напитков, оборудование для доставки их из ресторана в номер.

    Обычно поэтажные буфеты связаны с раздачей ресторана лестницей, служебным лифтом, телефоном. Оборудуется сигнализация для вызова официанта в номер.

    Прием заказов и доставка блюд в номер имеет свои особенности. Официант, явившись по вызову в номер, предлагает гостю меню и принимает заказ, записывая его на бланке. Для экономии времени он сразу же по телефону может передать его на производство и, пока готовятся горячие блюда, подобрать посуду, приборы, сервировать стол, поставив на него холодные закуски и напитки, которые есть в буфете. Затем он получает на кухне горячие блюда и подает их в номер, пользуясь лифтом.

    Бывает, что в гостинице организуется диспетчерский пункт, где диспетчер по телефону принимает заказы от проживающих в номерах. По сигналу диспетчера, принявшего заказ, официант, предварительно постучав и получив разрешение войти, входит в номер.

    Подают в номер блюда и напитки обязательно в закрытой посуде, хлеб, закуски покрывают салфеткой. Для облегчения работы официантов могут использоваться специальные тележки с двумя полками: верхней – для готовых блюд, чистой посуды, приборов и нижней – для использованных посуды и приборов.

    Официант при отсутствии тележки несет заказ на подносе, который держит на левой руке, а правой снимает принесенные блюда и напитки и ставит их на стол. По желанию заказчика официант должен разложить принесенное блюдо по тарелкам, откупорить бутылки, налить минеральную или фруктовую воду, вино и другие напитки.

    Поднос


    Официант должен попросить разрешение убрать посуду, так как проживающий в номере может пожелать оставить у себя кое-что из посуды или продуктов. За доставку блюд в номер взимается отдельная плата.

    Метрдотель осуществляет контроль за обслуживанием в ресторане, в номерах и буфетах, расположенных на этажах гостиницы. Он же принимает заказы на обслуживание гостей, пришедших к хозяину номера, а также предварительные заказы для исполнения на следующий день, записывая их в специальный журнал. Такие книги ведут сами официанты или диспетчеры. В них записывается заказ на обслуживание: дата, время, номер, подробный перечень закусок, блюд, напитков.

    Случается, что проживающие в гостинице могут предварительно высказать пожелание пообедать или поужинать в ресторане. В этом случае метрдотель или официант должен забронировать столик в зале. В больших гостиницах заказ проживающего на столик в ресторане может быть передан через бюро обслуживания.

    Обслуживание по предварительному заказу

    Такой вид обслуживания создает большие удобства для посетителей, которые могут заказать на определенный день и час столик по телефону или зайдя в ресторан, уточнив при заказе меню, количество гостей и заплатив в качестве аванса определенную сумму.

    При определении меню для торжества количество блюд зависит от длительности приема и его вида – будет ли это обед, ужин или ланч. Исходят из расчета полпорции на гостя при заказе нескольких видов разнообразных закусок. Горячие блюда заказывают из расчета по полной порции. На столе, забронированном заказчиком, должна быть табличка с надписью: «Стол заказан».

    Обычно при сервировке стола для 8–12 человек составляют два четырех– или шестиместных стола. На каждого гостя должно приходиться не менее 0,6 м (если за столом сидят 12 человек). Заказчик садится посредине продольной стороны стола, справа, слева и напротив него садятся гости. Торцовая часть стола не сервируется.

    На стол ставят холодные закуски перед приходом посетителей. Иногда их ставят на подсобный стол, подавая на основной после того, как посетители займут свои места. За подачей холодных закусок следует подача горячих блюд, потом, как обычно, десерт и кофе.

    С целью ускорения обслуживания столы сервируют до прихода посетителей. В соответствии с заранее согласованным меню на стол ставят к завтраку чашки для чая или кофе, рюмки-подставки для яиц, розетки для джема, сахара, хлеб, молочнокислые продукты. Иногда во время завтрака на стол ставят чайники и кофейники, и гости наливают горячие напитки самостоятельно. К обеду на стол ставят хлеб, фруктовые и минеральные воды (охлажденные) и закуски на закусочных тарелках. Если подается несколько видов закуски, то на четырехместный столик ставят две закуски разных наименований. Горячие и сладкие блюда подают отдельно.

    Рекомендуется на столы положить экземпляры меню данного дня завтраков, обедов, ужинов и меню на следующий день. Посетители могут отметить в них блюда, которые они хотели бы заказать на завтра, а метрдотель, обобщая заказы, сообщает эти сведения заведующему производством. Такой метод обслуживания позволяет сократить время на завтрак до 30 мин и на обед – до 45 мин.

    В зависимости от выделенной суммы денег, можно составить любой вариант меню, добавив холодные закуски, соки и другие блюда.

    Организация праздничных вечеров

    Обслуживание в ресторане в праздничные дни часто осуществляется по предварительному заказу посетителей.

    Директор и метрдотель составляют план, определяя количество участников встречи, число столиков и схему размещения их в торговом зале. Столики должны быть пронумерованы. Обычно ужин организуется для 4–6 или 8–10 человек за столом. Если для удобства обслуживания столы сдвигаются, их номера сохраняются. Уточняется стоимость ужина. В нее включается определенная сумма на подарки-сувениры, различные лотереи и прочие дополнительные расходы. Предусматривается украшение зала, изменения в униформе официантов, художественное оформление помещения ресторана, в случае встречи Нового года установка у елок огнетушителей в соответствии с правилами пожарной безопасности.

    На встречу Нового года при приеме заказа в ресторане посетителя знакомят с планом размещения столиков для выбора мест. Заказчик оплачивает стоимость ужина и получает квитанцию с номером столика и количеством мест. Зал распределяется по зонам для обслуживания официантами.

    Обычно в меню включают несколько видов закусок, красиво оформленных, горячее блюдо, преимущественно птицу, дичь, сладкое блюдо и фрукты. В новогоднюю ночь обязательно подается шампанское. Так как для встречи Нового года меню для всех участников вечера одинаково, все закуски и блюда желательно подавать на все столики одновременно. Холодные закуски ставят на столы заранее.

    Повышенные требования в праздничные дни предъявляются к сервировке столов. Безукоризненно накрахмаленные белоснежные скатерти, сверкающие под ярким светом посуда и приборы, живые цветы, красиво уложенные в вазах фрукты способствуют созданию праздничной обстановки в зале и хорошему настроению гостей.

    Требуют особого внимания официанта в этот час бутылки с шампанским. За несколько минут до 24.00 все официанты подготавливают их с тем, чтобы ровно в полночь одновременно наполнить все бокалы.

    В зале до 24.00 может быть неполное освещение. Иногда на столики ставятся и зажигаются свечи. В 23.45 включают радиотрансляцию, чтобы прослушать поздравление с Новым годом. В зале зажигают полный свет. В этот момент и надо подать охлажденное шампанское. Потом официанты помогают раскладывать закуски по тарелкам гостей.

    При участии художников к новогодней встрече празднично оформляется вход в ресторан, холл и главный зал, где устанавливается украшенная гирляндами цветных лампочек и игрушками новогодняя елка. В зале развешивают новогодние поздравления от Деда Мороза и другое оформление. Заранее составляется программа выступлений приглашенных артистов, музыкантов и танцевальной музыки.

    Примерное меню для встречи Нового года

    Холодные закуски

    Ассорти мясное (ветчина, телятина, ростбиф)

    Ассорти рыбное (икра зернистая, кетовая, семга, или лососина, или кета, чавыча)

    Грибы маринованные

    Огурцы, помидоры (желательно свежие)

    Салат фирменный

    Филе индейки с консервированными фруктами


    Горячие закуски

    Жюльен из дичи или птицы


    Горячие блюда

    Осетрина отварная в томатном соусе

    Филе из вырезки с грибами


    Десерт

    Вино десертное

    Вино сухое (белое и красное)

    Водка

    Кофе черный

    Миндаль в сахаре (или с солью)

    Пломбир с печеньем. Торт (порционный)

    Фрукты (яблоки, мандарины, апельсины, виноград)

    Шампанское

    Хлеб


    Интересная встреча Нового года во многом зависит от выдумки и инициативы работников ресторана. Большое оживление вносит лотерея, в которой разыгрываются забавные сувениры, игрушки, коробка конфет, бутылка шампанского или красиво оформленное кулинарное или кондитерское изделие, например целый заливной судак, индейка, торт.

    Метрдотель, готовясь к проведению лотереи, заранее по количеству четырехместных столиков печатает талоны с их номерами. Затем эти талоны подписываются и скрепляются печатью. Их скручивают в трубочку и кладут в пустое ведерко для охлаждения шампанского, из которого гости их вынимают. К тому, кто вытащил счастливый номер, подходит метрдотель, поздравляет его с выигрышем и вручает подарок. Если это кулинарное изделие, его могут вручить повара в белых колпаках. Хорошему настроению способствуют и остроумные призы за лучшее исполнение танцев, за победу в игре и т.п.

    Может быть организована продажа вин, фруктов, шоколадных наборов с тележки, а также масок, серпантина, шаров, цветов, сувениров. Это даст возможность придать новогоднему вечеру характер карнавала. Спустя два часа после начала ужина официанты подают горячее блюдо, а затем десерт, черный кофе. Ресторан работает до 5.00, когда начинается разъезд гостей.

    Праздничный ужин в день 8 Марта

    За несколько дней до этого праздника принимаются заявки на столики, намечается программа концертных выступлений, предусматриваются призы за лучшее исполнение танцев и подарки присутствующим женщинам.

    Именины и дни рождения

    Все больше людей в последнее время отмечают в ресторане свой день рождения. Виновнику торжества рекомендуется преподнести торт, украшенный свечами соответственно количеству исполнившихся лет. Об этом следует напомнить заказчику при приеме заказа на организацию праздничного стола. В зависимости от количества приглашенных, торт может быть разного веса.

    Пока гости собираются за праздничным столом, в соседнем помещении зажигают на торте свечи. После произнесения первого тоста официант вносит торт в зал. В зале убавляют свет, оставляя лишь контрольное освещение. Торт ставят на круглое фарфоровое или мельхиоровое блюдо. В полутемном помещении, красиво оформленный, с зажженными свечами, он создает торжественное настроение. Метрдотель поздравляет именинника и вручает ему специальное приспособление для гашения свечей.

    Для того чтобы свечи быстро не таяли, их хранят в холодильнике. При подаче на стол на зажженные свечи можно надевать фарфоровые капсулы с пружинкой. Капсулы предохраняют глаза от пламени свечи.

    Масленица

    Этот праздник берет свое начало от древнеславянского праздника «Проводы зимы» и означает переход к весне и весенним земледельческим работам, по традиции отмечается русскими блинами.

    Блины – аппетитное, сытное блюдо, большой калорийности из-за сдобы в тесте и обилия сливочного масла, которым они смазываются. В блинное тесто, помимо муки, входят молоко, жиры, яйца, сахар и другие продукты. Обычно блины пекут на круглой чугунной сковороде и подают на ней же, уложив стопкой, но без крышки, так как она запотевает и блины становятся мокрыми. Стопку блинов покрывают полотняной салфеткой. К ним подают топленое масло и сметану в соусниках.

    Можно предложить посетителям обед из блюд русской кухни в воскресный день масленичной недели в ресторане. Например, в качестве холодной закуски подать заливного судака или осетрину, в качестве горячей – блины, а к ним семгу, лососину или кету, икру зернистую или кетовую. На первое – куриную похлебку с грибами, на второе – пожарские котлеты, на сладкое – яблоко в слойке, медовый напиток или хлебный квас.

    Свадьба

    У каждого народа свои сложившиеся веками свадебные обряды, свои традиции празднования свадеб. На Руси говорили «сыграть свадьбу», т. е отпраздновать ее весело, с соблюдением принятых в народе обычаев, по освященному годами ритуалу. Для того чтобы «сыграть свадьбу» в современных условиях, в обстановке ресторана, необходимо заранее продумать и составить план организации обслуживания. Прежде всего желательно иметь отдельное помещение, причем два зала для проведения свадьбы: в одном из них можно организовать встречу и сбор гостей, а затем танцы, а в другом – праздничный стол. В некоторых ресторанах для празднования свадьбы может быть оформлен банкетный зал.

    При приеме заказа метрдотель выясняет число приглашенных, дату и время торжества, примерную денежную сумму. Так как свадьба обычно продолжается дольше, чем другой банкет, в меню желательно включить более разнообразный ассортимент закусок, блюд, напитков, а также свадебный торт, который по обычаю в заключение банкета молодая хозяйка разрезает и предлагает гостям.

    Форма свадебного торта может быть самой разнообразной: его делают трехслойным, ярусным, круглым и квадратным с именами новобрачных. Делают торт в виде подковы с надписью.

    Предусматриваются закуски в меню в размере 1/4 и 1/2 порции, горячие блюда – в размере полной порции. Для приглашения на свадьбу можно использовать специальные пригласительные билеты, отпечатанные типографским способом. Пригласительные билеты для родных и друзей жениха и невесты вручаются заказчику вместе с экземпляром меню.

    Для каждого гостя при сервировке свадебного стола ставят мелкую тарелку, а на нее – закусочную, на закусочную следует положить салфетку. Слева от мелкой тарелки ставят пирожковую. Между тарелками кладут столовую и закусочную вилки, справа от мелкой тарелки – два ножа: закусочный и столовый. Из стеклянной посуды за тарелкой следует поставить рюмки для водки, вина и фужеры.

    Можно оставить между приборами для жениха и невесты несколько большие интервалы, чем для других гостей. Рюмки и бокалы обычно ставят другой формы и цвета, чтобы выделить из остального хрусталя. Против приборов молодых ставят вазы с живыми цветами, предпочтительно белыми. При входе новобрачных в зал желательно, чтобы музыканты исполняли марш Мендельсона, после тостов – туш. Программа музыкальных и развлекательных мероприятий (танцы, пляски, песни) намечается заранее. Молодые, встречая гостей, принимают цветы, подарки. В этот момент рекомендуется давать шампанское. На подсобном столике официанты наполняют бокалы и ставят их на поднос, предлагая гостям и молодоженам. Освободившиеся бокалы ставят на другой стол, затем уносят из зала.

    В случае, если гостей встречают не молодожены, а, например, родители, молодожены могут приехать к моменту приглашения гостей к столу. В этом случае можно предложить гостям аперитив (вермут, соки). Затем, при входе новобрачных, официанты, наполнив бокалы шампанским, обносят им гостей или ставят эти бокалы на стол для первого тоста. Обычно предлагается тост-здравица в честь молодых. Провозглашение тоста предоставляется старшему из гостей, обычно одному из родителей, а затем тосты произносят друзья.

    Когда на свадьбе соблюдается русский обычай встречать новобрачных хлебом-солью, хлеб-соль преподносят те родители, с которыми будет жить новобрачная пара.

    Самые почетные места по обычаю предоставляются новобрачным. С правой стороны от жениха место занимает невеста, далее садятся родные жениха, а с левой стороны жениха – родные невесты, затем почетные гости по старшинству. Супруги садятся рядом. После того как гости займут места, официанты подают шампанское, вино и закуски. Шампанское гостям во время банкета подается в бокалах, поставленных на поднос: один официант обходит стол с подносом, а другой ставит бокалы перед гостями. Иногда бокалы, расставленные на столе, наполняются шампанским перед тем, как гости садятся за стол. Если шампанское подается и к десерту, бокалы не убирают. На столе должны быть заранее поставлены блюда с холодными закусками, бутылки с вином, кувшины с соками, минеральная и фруктовая вода.

    Белые цветы и фрукты в вазах – непременное дополнение свадебного стола. Можно поставить зажженные свечи.

    Подают горячие блюда через 1–1,5 ч после начала обслуживания. Через 1,5–2 ч после начала банкета в обслуживании делается перерыв на 30–40 мин. В это время гости могут потанцевать, отдохнуть в другом зале, а официанты приводят в порядок стол, подготавливают его для подачи горячих блюд, заказывают их на кухне, проветривают помещение. Когда гости возвращаются, официанты подают горячие блюда и ставят тарелки для десерта.

    Стол должен иметь торжественный, нарядный вид в течение всего свадебного вечера, поэтому особое внимание надо обратить на своевременную уборку использованной посуды, приборов, переоформление блюд с закусками, когда оставшуюся на нескольких блюдах закуску перекладывают на одно с тем, чтобы придать блюду привлекательный вид.

    За 10–15 мин до начала свадебного торжества метрдотель сообщает устроителям свадьбы, что все подготовлено. Он или старший официант в течение всего свадебного вечера должен находиться в зале, следя за порядком обслуживания и выполняя указания устроителя свадьбы.

    С момента приглашения гостей к столу официанты тоже все время должны находиться в зале. Они встречают гостей, помогают им занять места, наливают вина, раскладывают блюда по тарелкам. Очень важно следить за тем, чтобы вовремя заменять тарелки и приборы, унося использованную посуду (и пустые бутылки) и ставя чистую.

    Обслуживание с выездом

    С целью улучшения обслуживания многие рестораны принимают заказы на выездное обслуживание свадеб, торжественных вечеров и т. д. на дому или в других помещениях. По желанию заказчика дирекция ресторана обязана предоставить ему специальное меню, в котором указывается перечень блюд и напитков, их стоимость. Заказ считается принятым после его оплаты. В нем необходимо указывать день обслуживания, часы и ответственного за организацию вечера, номер его телефона и адрес.

    При выездном обслуживания в ресторане заранее должен быть подготовлен инвентарь, посуда, приборы, белье и т. д., которые упаковываются в специальную тару (ящики для переноса и перевоза) с мягкой прокладкой для избежания боя и поломки фарфорово-фаянсовой, хрустальной и стеклянной посуды. Приборы также перевозятся в специальных ящиках. Кулинарные и кондитерские изделия упаковываются в специальные карабины из нержавеющей стали или алюминия с крышками и запорами. Для перевозки складных столов, стульев и другого инвентаря, приборов, посуды и т. д. выделяется транспорт, который оплачивается заказчиком в оба конца.

    Можно поместить по выбору рисунок зала и стола к свадьбе, Новому году или другому празднику.

    Формы быстрого обслуживания

    Экспресс-зал. Организуется в некоторых ресторанах для ускорения обслуживания посетителей с ограниченным обеденным временем. В таком зале может быть, например, 50 мест, и тогда его обслуживает бригада официантов из четырех человек. В меню включается комплексный обед из четырех блюд: холодная закуска, первое блюдо (полпорции), второе горячее блюдо и сладкое. Стоимость хлеба включена в цену обеда. Как будет называться такой набор – комплексным обедом или модным словом «бизнес-ланч», не имеет большого значения.

    При подборе блюд, составляя меню, необходимо обеспечить соблюдение требований рационального питания и чередования блюд по дням недели, чтобы сделать питание более разнообразным, так как, получая комплексный обед, посетитель лишен возможности выбора.

    К 12 ч дня все столы в экспресс зале должны быть подготовлены к приему посетителей. Обеденные столы сервируют подставочными и закусочными тарелками, приборами, ставят также фужеры, специи, салфетки. На каждый стол кладут меню.

    Желательно иметь в экспресс-зале холодильный шкаф, охлаждаемый прилавок-витрину для холодных закусок и мармитную стойку для подогрева первых и вторых блюд. Хорошо, если в зале оборудована кофеварка. Это оборудование устанавливается в той стороне зала, которая связана с производством.

    Морозильный ларь-витрина


    Как только посетители сядут за стол, официант быстро ставит закуску, сладкое (они могут быть поставлены и заранее), затем приносит первые блюда, а вслед за ними – и вторые, которые подогреваются на мармите. Обычно на такой обед посетитель затрачивает не более 15–20 мин. Стандартная стоимость обеда облегчает и ускоряет расчет посетителя с официантом.

    Стол-экспресс. Он круглый, с поворотной центральной частью, на которой устанавливают разнообразные закуски, блюда, кулинарные и кондитерские изделия, соки. Посетители, сев за стол, желая выбрать то или иное блюдо, поворачивают ручку центральной части стола. Горячие напитки приносит официант. Он рассчитывает посетителей.

    Чайный стол. Для организации чайного стола можно выделить отдельный зал, в соответствии с назначением которого должен быть оформлен интерьер, подобрана мебель, сервирован стол, разработано меню.

    Столы в чайном зале следует располагать так, чтобы можно было подключить самовар, который ставится на подносе на каждый стол. В чайном зале устанавливается декоративно оформленная буфетная стойка-прилавок, где официант получает для посетителей заказанную буфетную продукцию. Меню красочно оформляется, а реклама информирует посетителей о достоинствах различных видов чая, дает практические советы по приготовлению чая дома.

    В зале используются цветные или белые с орнаментом полотняные скатерти и салфетки. Рекомендуется ввести дополнение к общей, установленной в ресторане форме официантов, например цветной или белый с орнаментом ручник, художественный орнамент на воротничке и манжетах белой сорочки официанта и др.

    Стол саморасчета. Такой стол может быть установлен в зале ресторана из расчета один на 25–30 посетителей, пользующихся им одновременно. Стол сервируется закусочными и пирожковыми тарелками, столовыми приборами. На него ставят кефир, простоквашу, ряженку, масло, холодные закуски, ветчину, ростбиф, булочки, пирожки, хлеб, кондитерские изделия, бутерброды, фруктовые и минеральные воды и т. д., а также счеты и блокнот с карандашом, чтобы предупредить возможность возникновения ошибок при саморасчете. Буфетчик, ответственный за стол саморасчета, должен помогать посетителям, затрудняющимся при расчете, разменять им деньги. Являясь материально ответственным лицом, он следит за реализацией продукции и обеспечивает своевременное пополнение буфета товарами.









     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх