В 2008 г. на экспорт поставлено более 40 истребителей «Сухого»

26 декабря компания «Сухой» официально сообщила, что произвела поставку в Индонезию первых двух истребителей Су-30МК2 в рамках выполнения подписанного 23 июля 2007 г. контракта на поставку ВВС этой страны шести самолетов – трех Су-30МК2 и трех Су-27СКМ. Предполагается, что приобретаемые индонезийской стороной самолеты будут базироваться на военной авиабазе «Хасануддин», расположенной на острове Сулавеси, где они присоединятся к закупленным в 2003 г. двум Су-27СК и двум Су-30МК (на фото внизу).

Передача Индонезии двух Су-30МК2 производства Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения (КнААПО), по-видимому, стала заключительным аккордом в программе поставок истребителей «Сухого» в зарубежные страны в 2008 г. Ранее в минувшем году, КнААПО успешно завершило выполнение контракта на поставку 24 истребителей Су-30МК2 в Венесуэлу. Последняя венесуэльская партия была отправлена с завода летом, а всего в течение прошлого года завод в Комсомольске-на-Амуре отгрузил в эту страну восемь таких самолетов. Таким образом, общий объем экспортных поставок КнААПО составил в 2008 г. десять истребителей.


Еще более успешно развивались в прошлом году программы производства на экспорт других модификаций истребителей «Сухого», которые осуществляются Иркутским авиационным заводом, входящим в состав корпорации «Иркут». Как заявлял в начале прошлого года президент «Иркута» Олег Демченко, планами на 2008 г. предусматривалась отправка с завода в Иркутске в Индию, Малайзию и Алжир 36 истребителей Су-30МКИ, Су-30МКМ и Су-30МКА (на фото вверху). В это число включены и комплекты для продолжения лицензионной сборки самолетов Су-30МКИ на предприятиях корпорации HAL в Индии.

Таким образом, общий объем производства и поставок истребителей «Сухого» в пять зарубежных стран составил в 2008 г. не менее четырех десятков самолетов. С учетом продолжения алжирского, индийского и индонезийского контрактов можно рассчитывать, что и в 2009 г. объемы поставок истребителей «Сухого» сохранятся на высоком уровне.

Так, 19 января в Индонезию с КнААПО был поставлен очередной, третий, самолет Су-30МК2. На 2009-2010 гг. намечена отправка в Индонезию и трех одноместных модернизированных истребителей Су-27СКМ по контракту 2007 г. А.Ф.


Неуловимые заправщики с Украины

В прошлом номере, ссылаясь на данные американского еженедельника «Дифенс Ньюс», мы опубликовали заметку «Пакистан получил украинские Ил-78» (см. «Взлёт» №12/2008, с. 42). С сожалением приходится констатировать, что мы несколько поспешили… Трудно представить, что мог увидеть корреспондент уважаемого американского издания в аэропорту Карачи, но редакции стало доподлинно известно, что предназначенные для поставки в Пакистан украинские (а в прошлом – советские) самолеты-заправщики Ил-78, пока никуда с территории соседней с Россией республики не улетали, и более того, еще не прошли всего объема подготовительных работ перед поставкой заказчику.

Как следует из заявления командующего ВВС Пакистана главного маршала авиации Танвира Махмуда Ахмеда, сделанного им британскому журналу «Джейнс Дефенс Уикли» 17 ноября прошлого года, первый Ил-78 с Украины в его стране планируют получить в середине 2009 г. По его словам, Пакистан уже модифицировал два истребителя «Мираж», на которых провел наземные испытания оборудования для дозаправки в воздухе. На них же, после прибытия в середине 2009 г. первого заправщика с Украины, будет продолжен комплекс летных испытаний. Получение Пакистаном оставшихся трех «Илов» ожидается в течение последующих шестидевяти месяцев.

Контракт, подписанный государственной компанией «Укрспецэкспорт» в конце 2006 г., предусматривает поставку в Пакистан четырех модифицированных самолетов-заправщиков Ил-78. Раньше они входили в состав расформированного вскоре после распада СССР 409-го авиационного полка самолетов-заправщиков ВВС Советского Союза, на вооружении которого в свое время состоял двадцать один Ил-78.

В настоящее время на базе Николаевского авиаремонтного предприятия (НАРП, аэродром «Кульбакино») проводится предпродажная подготовка планируемой к поставке техники. В прошлом году на НАРП с аэродромов «Мелитополь» и «Белая Церковь» перелетели пять самолетов Ил-78 №76670, 76675, 76682, 76730 и 76742 (серийные №49-10, 50-10, 51-10, 57-10, 59-07). В начале 90-х гг., после демонтажа специального оборудования и «демилитаризации», они сдавались Министерством обороны Украины в аренду для коммерческой эксплуатации авиакомпаниям БСЛ, «Бусол» и ATI, получив, соответственно, регистрацию гражданских воздушных судов. После выработки ресурсов по планеру и двигателям, а также длительного простоя без надлежащего технического обслуживания и сопровождения со стороны разработчика, восстановление их летной годности возможно только путем «технического каннибализма», для чего, видимо, и потребовался пятый, «сверхконтрактный» самолет.

Представители ВВС Пакистана осуществляют контроль за переоборудованием украинских самолетов, давно ставших грузовыми, и теперь превращающимися обратно в летающие танкеры. Предполагается, что они будут использоваться для дозаправки 30 модифицированных с участием французских специалистов истребителей «Мираж». Это позволит оставить последние на вооружении еще не менее десяти лет. Разрабатываемые Китаем совместно с Пакистаном боевые самолеты JF-17, так же как и истребители J-10 китайского производства, которые в перспективе планируется получить на вооружение пакистанских ВВС, уже имеют заправочные штанги и возможность принимать топливо в полете, что упростит техническую адаптацию и приобретение новых для ВВС Пакистана боевых возможностей.

Предстоящая поставка в Пакистан – уже не первый опыт Украины в продаже доставшихся ей от ВВС бывшего СССР самолетов-заправщиков Ил-78. Ранее, в 1998-1999 гг., Украина экспортировала пять самолетов этого типа со стандартными унифицированными агрегатами заправки УП АЗ-1 в Алжир, где они получили бортовые номера 7T-WIL (бывший №76610), 7T-WIQ (№76653), 7T-WIN (№76690), 7T-WIF и 7T-WIS.

В конце 2005 г. еще один самолет (№76759, серийный №64-10) был продан в США компании «Норт Американ Тэктикал Авиэйшн» (NorthAmerican Tactical Aviation Inc.), получив американский гражданский регистрационный номер N78GF. По некоторым данным, он используется там для оценки возможностей авиации потенциальных противников. Еще один такой самолет (№76767, серийный №65-10) в настоящее время проходит предпродажную подготовку на аэродроме «Кульбакино» и спустя какое-то время также отправится за океан.

Другой бывший заправщик (№76721, серийный №56-07), лишенный системы дозаправки в воздухе и других военных признаков, в настоящее время имеет документы грузового воздушного судна Ил-76ТД и эксплуатируется в интересах правительства Анголы под регистрационным номером D2-FEW.

Еще один Ил-78, переоборудованный в грузовой самолет государственного предприятия Минобороны Украины «Украинская авиационно-транспортная компания» и имевший регистрационный номер UR-UCI (бывший UR-76415, серийный №61-10), 17 июля 1998 г. потерпел катастрофу вблизи эритрейской столицы Асмары. Два других принадлежащих УАТК бывших Ил-78, переоборудованных в грузовые самолеты, UR-UCG (UR-76414) и UR-UCF (UR-76412), согласно приказу Государственной авиационной администрации Украины №559 от 13 августа 2008 г. в числе большого количества другой авиационной техники исключены из государственного реестра гражданских воздушных судов Украины в связи с тем, что на них в течение 24 месяцев не выдавались сертификаты летной годности или разрешения на выполнение полетов. Оба в настоящее время находятся на аэродроме «Запорожье».

Всего в составе ВВС Украины на 1 января 1992 г. находился 21 самолет-заправщик Ил-78, выпущенный в 1984-1988 гг., что составляло около половины самолетов этого типа в ВВС бывшего СССР. Теперь же, после предстоящих в 2009-2010 гг. поставок в Пакистан и США своих Ил-78 на Украине останется всего несколько. Но наверно и им можно будет найти достойное, по мнению украинского правительства, применение.

Обращаем внимание читателей: приводимая на этой странице фотография, уже обошедшая немало интернет-сайтов, – не что иное, как результат довольное умелого владения программой «Фотошоп». Впервые это изображение нам удалось обнаружить на одном из пакистанских оборонных интернет-форумов еще в сентябре прошлого года – задолго до того, как самолеты реально могли отправиться в Пакистан. В.С.









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх