Китай приостанавливает программу Y-8F600

Довольно неожиданным участником выставки в Чжухае стал прибывший накануне ее открытия новенький, еще пахнущий заводской краской, военно-транспортный самолет Y-8C с символикой ВВС НОАК на своих бортах. От своего прародителя – отечественного Ан-12 – он отличается полностью герметичной грузовой кабиной и кормовой рампой.

Создание китайской копии Ан-12 началось еще в 60-е гг., вслед за воспроизведением Ан-24. В первый полет построенный в Сиане опытный Y-8 поднялся 29 декабря 1975 г., а серийное производство таких машин был налажено в 1980 г. на заводе самолетостроительной компании «Шаанси» в Ханьчжуне. К настоящему времени здесь выпущено более сотни таких самолетов в более чем 30 различных вариантах.

Военно-транспортный вариант Y-8C с герметичной грузовой кабиной совершил первый полет 17 декабря 1990 г. Помимо поставок в ВВС НОАК этот самолет послужил основой для разработки ряда коммерческих версий. Среди них, например, гражданский «грузовик» Y-8F200, получивший сертификат типа в ноябре 1997 г. Дальнейшим развитием машины стал поднявшийся в воздух 25 августа 2001 г. и сертифицированный спустя год Y-8F400 с модернизированным оборудованием и сокращенным экипажем – благодаря этому новые китайские «клоны» Ан-12 лишились характерного застекленного носа.

В ноябре 2001 г. правительство КНР одобрило идею создания на базе Y-8F400 модернизированного коммерческого транспортного самолета грузоподъемностью 20 т с широким применением импортных комплектующих. Проект получил название Y-8F600, к его реализации был привлечен и «автор» исходного Ан-12 – АНТК им. О.К. Антонова. Соответствующий контракт с украинскими партнерами был подписан в ноябре 2002 г. Антоновцы спроектировали для Y-8F600 новую конструкцию кессонного крыла, изготовили продувочные модели и участвовали в проведении аэродинамических и прочностных испытаний.

Модернизированный Y-8F600 предполагалось оснастить четырьмя канадскими тубовинтовыми двигателями PW-150B мощностью 5070 л.с. с шестилопастными композитными винтами компании «Даути» (до сих пор на всех китайских «клонах» Ан-12 применялись двигатели китайского производства, повторявшие советские АИ-20М), а также «стеклянной» кабиной и авионикой фирмы «Рокуэлл Коллинз». Стартовым заказчиком самолета в ноябре 2006 г. стала почтовая авиакомпания КНР (China Postal Airlines), поставки которой планировалось начать уже в 2007 г.

До недавнего времени Y-8F600 активно рекламировался на международных выставках, поэтому казалось странным, почему на нынешнем авиасалоне в Чжухае никакой информации о нем представлено не было. Ситуация прояснилась в декабре, когда в китайской печати появились сообщения о приостановке проекта. Причины связывают с проблемами разработки системы управления двигателями PW-150B, которую отказались предоставить канадские партнеры. Кроме того, в ходе реализации программы оказалось, что Y-8F600, задуманный как значительно более совершенный самолет, чем выпускаемые сейчас в КНР предыдущие версии Y-8, на самом деле превосходит их по своим возможностям не столь существенно.

В связи с этим разработку Y-8F600 решено пока приостановить. Завод «Шаанси» тем временем продолжает создание военно-транспортного самолета Y-9 с модернизированными китайскими двигателями, шестилопастными композитными воздушными винтами и новой китайской авионикой, представляющего собой, по сути, аналог Y-8F600 для ВВС НОАК. Эти работы идут полным ходом, и в ближайшее время первый Y-9 может поступить на испытания. А.Ф.









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх