Китайские перспективы «Сухого»

Как всегда, одним из центральных российских участников выставки в Чжухае стала компания «Сухой», что определяется тем местом, которое занимало на протяжении полутора постсоветских десятилетий в ее производственных программах сотрудничество с Китаем. Именно с КНР в 1991 г. началась экспортная «карьера» самолетов семейства Су-27. В 1992 и 1996 гг. в Китай было поставлено 48 истребителей Су-27СК/УБК, а в 2000-2002 гг. – еще 28 учебно-боевых Су-27УБК. Кроме того, в 2000-2003 гг. ВВС НОАК получили 76 двухместных многоцелевых истребителей Су-30МКК, а в 2004 г. в авиацию ВМС НОАК произведена поставка 24 модифицированных Су-30МК2 с расширенными возможностями бортового комплекса оборудования и управляемого вооружения.

Помимо этого, в 1996 г. был заключен контракт на лицензионную сборку в КНР двухсот одноместных истребителей Су-27СК, получивших в Китае собственное название J-11. Первый собранный в КНР из российских комплектов J-11 поднялся в полет в конце 1998 г. Однако после завершения производства 105 самолетов Су-27СК Китай прекратил дальнейшие закупки сборочных комплектов в России, ограничившись приобретением авиадвигателей, отдельных агрегатов и систем оборудования – официально для поддержания эксплуатации имеющегося парка. Но, по мнению некоторых экспертов, КНР использует их для самостоятельного производства китайского аналога самолета Су-27СК – J-11В (на фото справа). На протяжении двух последних лет в печати появилось немало сообщений о том, что КНР проводит испытания модернизированного истребителя J-11B, оснащаемого комплексом оборудования и вооружения собственной китайской разработки. По некоторым данным, на самолете проходит испытания и самостоятельно создающийся в Китае двигатель WS-10A «Тайхан» класса АЛ-31Ф (по лицензионному контракту 1996 г. права на сборку двигателей АЛ-31Ф в КНР не передавались).


Таким образом, в последние несколько лет ситуация для компании «Сухой» на бывшем для нее традиционным в 90-е и начале 2000-х гг. китайском рынке осложнилась. Прекращение китайских закупок в России новых самолетов семейства Су-30МК и комплектов для лицензионной сборки Су-27СК укладывается в общую стратегию КНР, получившую развитие в последние годы и предусматривающую перевооружение своих ВВС авиатехникой преимущественно собственного производства. По мнению экспертов, даже с учетом приобретенных в России и произведенных в КНР самолетов Су-27СК/УБК, Су-30МКК/МК2, а также запущенных в производство отечественных J-10, в НОАК в ближайшей перспективе потребуется заменить более 2000 боевых самолетов тактической авиации второго и третьего поколений. Однако пока китайской промышленности не под силу произвести в ограниченные сроки такое количество самолетов, да и еще не все типы современных авиационных комплексов могут выпускаться предприятиями КНР. В связи с этим, в «Сухом» надеются, что компания сохраняет шансы на возвращение на китайский рынок – тем более, что в КНР по-прежнему проявляют большой интерес к новому многофункциональному истребителю Су-35.

В связи с началом осуществления в КНР собственной программы строительства авианосцев, может оказаться востребован и корабельный истребитель Су-33 (по данным экспертов, попытки самостоятельного создания корабельного истребителя силами китайской авиапромышленности путем копирования полученного от Украины одного опытного самолета Су-33, оставшегося там после распада СССР, успеха не принесли). На авиасалоне в Чжухае стало известно, что в начале этого года Китай обратился к «Сухому» с очередным предложением о приобретении ограниченной партии самолетов Су-33 и Су-27КУБ (по данным одного издания, распространявшихся на выставке, речь шла о 14 истребителях – по семь каждого типа). Однако компания «Сухой» заинтересована в том, чтобы закупки подобных самолетов Китаем носили не штучный, а более массовый характер, ведь самолеты Су-33 не выпускались в России со второй половины 90-х гг. и для возобновления их серийного производства на КнААПО на современном технологическом уровне требуются серьезные финансовые затраты, которые могут окупиться только при заказе довольно крупной партии. По мнению экспертов, всего Китаю в ближайшие годы может потребоваться порядка сотни корабельных истребителей. Переговоры по этой теме продолжаются. А.Ф.









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх