ARJ21 – в воздухе!

28 ноября с заводского аэродрома в Шанхае поднялся в первый полет опытный экземпляр новейшего китайского регионального реактивного самолета ARJ21-700. Этого события ждали уже довольно давно: первоначально вылет китайского конкурента российскому «Суперджету» и российско-украинскому Ан-148 планировался еще на середину 2006 г. Но прототип ARJ21-700 удалось построить только к концу прошлого года: торжественная церемония его выкатки состоялась 21 декабря 2007 г. (см. «Взлёт» №1-2/2008, с. 17). Тогда же была объявлена новая дата первого вылета – 15 марта 2008 г. Но и этот срок не был соблюден: после нескольких очередных переносов в октябре было заявлено, что лайнер поднимется в воздух в конце ноября – начале декабря. На этот раз создатели машины сдержали свое слово. В последнюю пятницу ноября, в 12.23 местного времени (7.23 МСК) опытный ARJ21-700 с регистрационным номером B-970L впервые оторвался от бетонки шанхайского аэродрома, а спустя 61 минуту благополучно выполнил посадку.

В своей базовой версии ARJ21-700 предназначен для перевозки 78-85 пассажиров на расстояние до 2200 км (в варианте увеличенной дальности – до 3700 км). Предусматривается также создание удлиненной модификации ARJ21-900 на 98-105 мест, грузового самолета ARJ21-700F и «бизнес-джета» ARJ21-700B. Силовую установку лайнера составляют два американских двигателя CF34-10A тягой по 8200 кгс.




На сегодня на самолет имеется уже 208 твердых заказов, главным образом от китайских перевозчиков и лизинговых компаний. Первый контракт на поставку ARJ21-700 за рубеж был заключен в ходе недавней выставки в Чжухае 4 ноября этого года: американская лизинговая компания GECAS обязалась приобрести 25 таких самолетов общей стоимостью по каталогу около 733 млн долл.

Новый китайский лайнер создается в широкой кооперации предприятий авиационной промышленности КНР. Для управления процессом разработки и производства ARJ21 в рамках корпорации AVIC I в октябре 2002 г. была создана корпорация ACAC (AVIC I Commercial Aircraft Corporation). В результате реорганизации структуры управления авиапромышленностью КНР этим летом, когда обе корпорации AVIC I и AVIC II были вновь переформированы в единую Авиапромышленную корпорацию Китая AVIC (Aviation Industry Corporation of China), на базе ACAC была создана новая компания, управляющая программой ARJ21, – Корпорация коммерческих самолетов Китая COMAC (Commercial Aircraft Corporation of China).

Разработка конструкции самолета, а также интеграция основных систем и бортового оборудования выполнена в 1-м авиастроительном НИИ корпорации AVIC, разработка и производство изделий из композиционных материалов, в т.ч. носового обтекателя осуществляется НИИ специальных авиационных конструкций из композиционных материалов корпорации AVIC. Изготовление носовой части фюзеляжа, дверей и люков ведется компанией CAC в Чэнду, средней и хвостовой частей фюзеляжа, центроплана и консолей крыла – компанией XAC в Сиане, оперения и пилонов – корпорацией SAC в Шэньяне, а финальная сборка самолетов – на заводе COMAC в Шанхае. За статические, прочностные и ресурсные испытания ARJ21 (на фото вверху) отвечает Авиационный прочностной НИИ корпорации AVIC, а за летные и сертификационные испытания – Летно-испытательное учреждение Китая CFTE.

К проекту привлечены крупнейшие западные поставщики систем и оборудования. Среди них: американские «Дженерал Электрик» (двигатели CF34-10A, мотогондолы, системы реверса тяги), «Хэмилтон Сандстрэнд» (электрогенераторы и системы электрооборудования), «Рокуэл-Коллинз» (авионика и оборудование кабины экипажа), «Паркер» (топливная и гидравлическая системы), «Ханиуэл» (система управления) и «Итон» (оборудование кабины экипажа, системы освещения), германские «Либхерр» (шасси, система кондиционирования) и FACC (разработка и производство интерьеров пассажирских салонов) и др.

Как стало известно на ноябрьской выставке в Чжухае, к настоящему времени в Шанхае уже собрано (или находится на финальных стадиях сборки) пять самолетов ARJ21-700. Три из них предназначены для летных испытаний, а по одному – для статических и ресурсных испытаний. К 2012 г. годовой темп производства лайнеров должен достичь 30 машин. Всего предполагается поставить на рынок в течение 20 лет не меньше 500 таких самолетов (в т.ч. около 150 – на экспорт). А.Ф.









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх