Легендарному полету «Бурана» – 20 лет

15 ноября исполняется 20 лет с момента успешного полета в автоматическом режиме орбитального корабля «Буран», ставшего своего рода вершиной технических достижений нашей страны. В этот день в 1988 г., стартовав на орбиту на тяжелой ракете-носителе «Энергия», корабль «Буран» без экипажа на борту совершил два витка вокруг Земли на высоте 250-260 км над ее поверхностью и спустя 89,5 минуты блестяще выполнил автоматическую посадку на ВПП аэродрома на Байконуре, при этом отклонение точки посадки от расчетной составило всего 15 м по дальности и 3 м от оси полосы!

Чем дальше от нас это событие, тем очевиднее тот факт, что успех программы стал не счастливой случайностью, а закономерным результатом государственного подхода к решению задач такого масштаба. Именно четко организованное руководство позволило осуществить согласованную и эффективную работу обширной кооперации предприятий, научно-исследовательских институтов и учреждений. Был развернут широкий фронт работ по капитальному строительству для создания практически новых производственных мощностей и уникальной лабораторно-стендовой базы, был построен аэродром на Байконуре, многочисленные НИИ разрабатывали новые технологические процессы, программное обеспечение, проводился большой объем натурных испытаний в аэродинамических трубах и на аэродроме ЛИИ. Новизна и сложность задачи создания планера орбитального корабля потребовала образования специализированного предприятия. В 1976 г. под руководством Г.Е. Лозино-Лозинского было создано НПО «Молния».

«Буран» строила вся страна. НПО «Энергия», «Энергомаш», ТМЗ, ЭМЗ им. В.М. Мясищева, ЦАГИ, НПО «Технология», ВИАМ, НИАТ, НИИХиммаш, ЛИИ – вот далеко неполный список участников программы.



«Буран» стал первым отечественным пилотируемым космическим аппаратом многоразового использования, открывшим новое направление в развитии космических транспортных систем, способных снизить стоимость транспортных операций и увеличить интенсивность космической деятельности.

Но наибольшая ценность программы – не создание конкретной системы выведения, а подготовленные за эти годы высококвалифицированные научно-технические кадры, до сих пор определяющие потенциал аэрокосмической отрасли.

События 1991 г. и последующий экономический кризис не позволили продолжить летать «Бурану» и затормозили создание более совершенных авиационно-космических систем. За эти годы, стремясь выжить по одиночке, мы научимся топить наши космические станции, превращать в склады производственную и стендовую базу, распиливать на металлолом и сплавлять в иностранные музеи наши орбитальные корабли, начнем готовиться к суборбитальным туристическим полетам на чужих космопланах…

Но спираль истории имеет свойство возвращаться, и наступает пора вспомнить, кем мы были 20 лет назад.

Сложная современная геополитическая обстановка ставит для России на первое место вопрос самовыживания, напрямую связанный с обеспечением обороноспособности государства. Как и прежде, необходимой базой для этого являются передовая наука, высокотехнологичная промышленность и кадровый потенциал. Одним из основных условий возрождения такой базы должен стать новый технический прорыв. Хотелось бы верить, что он будет сконцентрирован в новом национальном проекте, подобном по масштабу программе «Энергия – Буран». Иного не дано. ВЩ.










 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх