Загрузка...



МиГ-29К – снова на «Нитке»

В Крыму начаты испытания аэрофинишеров для «Викрамадитьи»

1 сентября на крымском учебно-тренировочном комплексе «Нитка» начались испытания оборудования первого аэрофинишера, предназначенного для установки на авианосце «Викрамадитья», работы по которому во исполнение российско-индийского контракта на ремонт и модернизацию тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» по заказу индийских ВМС осуществляет северодвинское предприятие «Севмаш». Для практической отработки первого аэрофинишера на полигон «Нитка» на крымском аэродроме «Саки» из России прибыл опытный истребитель МиГ-29К №312. На испытаниях в Крыму побывал наш корреспондент Как известно, после завершения работ по ремонту и модернизации авианосец ВМС Индии «Викрамадитья» будет способен принимать на борт и обеспечивать полеты новых палубных многоцелевых истребителей МиГ-29К/КУБ, изготовление первой серийной партии которых в настоящее время ведется производственным центром РСК «МиГ» в подмосковных Луховицах. Сегодняшние МиГ-29К/ КУБ являются глубокой модернизацией палубного истребителя МиГ-29К, который испытывался уже почти два десятилетия назад, в 1989-1991 гг., в Черном море на ТАКР «Тбилиси» – нынешнем единственном российском авианосце «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Самолет тогда не был принят на вооружение, но в ходе испытаний на корабле показал высокую точность приземления на блок аэрофинишеров, поэтому при разработке проекта модернизации корабля 1143.0 для ВМС Индии было принято решение установить на его палубе только три тормозных устройства, а не четыре, что имеются на «Кузнецове».

По техническим условиям новые аэрофинишеры, которые разработаны и производятся санкт-петербургским предприятием «Пролетарский завод», перед установкой на корабле должны пройти наземную отладку с использованием реального самолета. Для этой цели было решено задействовать опытный МиГ-29К №312, в свое время летавший на «Тбилиси», и который в настоящее время используется РСК «МиГ» в интересах программы испытаний нового МиГ-2 9К/КУБ. Подобную задачу в настоящее время можно решить только на комплексе «Нитка», расположенном в Крыму и принадлежащем Министерству обороны Украины. С этой целью между российской госкомпанией «Рособоронэкспорт» и украинским «Укроборонсервисом» был заключен контракт по организации и проведению испытаний новых аэрофинишеров.

Летом этого года оборудование первого аэрофинишера было доставлено железнодорожным транспортом в Крым и смонтировано на «Нитке». В середине августа туда прибыл и МиГ-29К №312, перелет которого осуществил шеф-пилот РСК «МиГ» Павел Власов. В условиях разгоревшегося конфликта на Кавказе и обострения обстановки вокруг базирующегося в Севастополе Черноморского Флота РФ, испытания на «Нитке» были поставлены на грань срыва, но тем не менее, хоть и с недельной задержкой, все же состоялись.

1 сентября МиГ-29К под управлением летчика-испытателя РСК «МиГ» Михаила Беляева совершил первый успешный «наезд» с зацепом тормозным гаком за трос нового аэрофинишера. Спустя несколько дней, после череды зацепов, в ходе которых варьировалась масса и скорость самолета, а специалистами завода-изготовителя проводилась отладка аэрофинишера, эту работу продолжил летчик-испытатель РСК «МиГ» Николай Диордица, который имеет огромный опыт посадок на авианосец «Адмирал Кузнецов» еще со времен испытаний и освоения палубного истребителя Су-33.

Неоценимую помощь в подготовке и проведении испытаний новых аэрофинишеров, несмотря на все имеющиеся трудности, оказал опытный и высокопрофессиональный коллектив полигона «Нитка» под руководством Александра Плешкова. Эти специалисты уже не один год успешно решают задачу по обеспечению тренировок летчиков 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка Северного Флота ВМФ России.

Очередная такая тренировка летчиков-североморцев на «Нитке» должна была начаться и в минувшем августе. Палубники с «Кузнецова» уже готовились к перелету на своих Су-33 и Су-25УТГ в Крым, в Саки на Ан-12 уже прибыла передовая команда техников из Североморска… Но из-за очередного обострения российско-украинских отношений по вопросу базирования кораблей российского Черноморского флота в Севастополе – на этот раз на фоне событий в Осетии и занятой украинской стороной позиции безоговорочной поддержки Грузии – на самом высоком уровне в Украине в последний момент было принято политическое решение: российских палубников в Крым не пускать. 9 августа МИД Украины выступил с официальным заявлением, в котором назвал «нецелесообразной» в сложившихся условиях тренировку российских летчиков на тренажере в Крыму. В Киеве, по всей видимости, посчитали, что российские палубные истребители (прилетающие на «Нитку», естественно, без всякого оружия!) смогут помешать задуманному Украиной «воспрепятствованию возвращению российских боевых кораблей» на базу в Севастополе. На решение «не пущать» не повлияла даже уже сделанная российской стороной, по данным РИА «Новости», предоплата из общей суммы в 17 млн долл. за использование в этом году украинского полигона. В результате, североморские палубники в этом году, как и двумя годами раньше, по воле украинской стороны опять остались без тренировки на наземном комплексе. Нынешней осенью им придется восстанавливать навыки палубных посадок и взлетов уже только непосредственно на «Кузнецове», что затруднит ввод в строй молодых летчиков.



Группа специалистов комплекса «Нитка», «Пролетарского завода», «Севмаша» и РСК «МиГ», участвовавших в испытаниях нового аэрофинишера. Пятый справа – летчик-испытатель РСК «МиГ» Николай Диордица


Вернемся, однако, к сентябрьским испытаниям на «Нитке», которые в отличие от демарша Украины в части тренировок российских военных летчиков, все-таки состоялись. После двухнедельной отработки, в т.ч. с использованием опытного МиГ-29К, первый аэрофинишер предстояло демонтировать и отправить на «Севмаш», а ему на смену позднее будет доставлен второй, а затем и третий. Этот процесс займет определенное время, а впереди – испытания на наземном комплексе новых МиГ-29К/КУБ, летная подготовка лидерной группы индийских летчиков и, после выхода «Викрамадитьи» в море, – первые посадки на блок аэрофинишеров и взлеты с трамплина обновленного корабля.


Александр ВЕЛОВИЧ









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх