Кризис докатился до Дальнего Востока

Второй после альянса «ЭйрЮнион» жертвой кризиса на российском авиационном рынке к концу нынешнего лета стала хабаровская авиакомпания «Дальавиа», к моменту сдачи этого номера фактически прекратившая перевозки пассажиров. Как и в случае с альянсом «ЭйрЮнион» (подробнее о ситуации с ним – в отдельном материале этого номера), из-за накопившихся долгов за аэропортовое обслуживание и заправку топливом базовый аэропорт компании в Хабаровске отказался отпускать ей авиакеросин.

К концу июля долг «Дальавиа» аэропорту составлял более 70 млн руб., и руководство последнего пригрозило с 1 августа прекратить заправку самолетов авиакомпании. В ситуацию вмешался губернатор Хабаровского края, с участием которого ситуацию временно удалось стабилизировать, был составлен график погашения долгов, и Хабаровский аэропорт продолжил обслуживать полеты некогда составлявшей с ним единое целое авиакомпании. Но с 20 августа «Дальавиа» снова прекратила выплаты за заправку самолетов, и к 10 сентября долг перед аэропортом возрос примерно до 230 млн руб. В этой ситуации Хабаровский аэропорт, предварительно предупредив все необходимые инстанции, с 8 сентября перестал отпускать топливо для местных рейсов «Дальавиа», выполняемых на Ан-24 (при этом дальние рейсы на Ту-214 и Ту-154 в Москву, Краснодар, Сочи и за границу еще продолжали заправляться). Но предупреждение не подействовало, и с 10 сентября ОАО «Хабаровский аэропорт» полностью прекратил обслуживание всех воздушных судов компании. Ситуацией с «Дальавиа» серьезно занялась прокуратура, против нее было возбуждено уголовное дело по статье «Незаконное предпринимательство».

Из-за невозможности заправки в базовом аэропорту руководство «Дальавиа» пошло на ухищрения: рейсы на Камчатку, в Магадан, Краснодар и т.п. стали выполняться с посадкой в Благовещенске, где (по некоторым данным, под кредит «Аэрофлота») самолеты перевозчика еще продолжали заправлять. А рейсы «Дальавиа» из Хабаровска в Москву взял на себя «Аэрофлот» на своих Ил-96-300. Но так продолжалось недолго, и вскоре «на помощь» коллегам пришла довольно успешная (и к тому же находящаяся в хороших «партнерских» отношениях с «Аэрофлотом») «Владивосток Авиа», к которой хабаровский губернатор предложил присоединить терпящую бедствие «Дальавиа». В результате часть рейсов хабаровской компании стал выполнять «Аэрофлот» на Ил-96-300 и Ту-154М, а другую – «Владивосток Авиа» на своих Ту-154М. За самой «Дальавиа» осталось только несколько зарубежных рейсов, заправку которых до поры до времени еще можно было произвести в Благовещенске или из запасов Минобороны.

Но 17 сентября стало известно, что арбитражный суд рассмотрел иск ОАО «Хабаровский аэропорт» к ОАО «Дальавиа», и по результатам дела судебные приставы наложили арест на банковские счета авиакомпании. В эфире местного телевидения была названа ориентировочная сумма кредиторской задолжности «Дальавиа» – по предварительным оценкам она достигла 1,5 млрд руб.! Стало также известно о принятии решения о прекращении с 17 сентября продаж билетов на все рейсы компании и отставке генерального директора ОАО «Дальавиа» Валерия Чичилимова.


19 сентября в Хабаровск прибыли руководители ОАО «Владивосток Авиа», которые будут участвовать в «разруливании» возникшего кризиса. Пока речи об объединении двух перевозчиков не идет, однако очевидно, что поглощение фактически обанкротившейся «Дальавиа» владивостокской компанией не за горами. А далее, как полагают эксперты, объединенная дальневосточная компания может быть включена в состав нового авиахолдинга, который в партнерстве с московским «Атлант-Союзом» предполагается создать на основе активов трех авиакомпаний альянса «ЭйрЮнион» с одновременным присоединением еще нескольких находящихся в государственной собственности перевозчиков, в числе которого называют даже такого гиганта, как ГТК «Россия».

На момент кризиса авиапарк ОАО «Дальавиа» включал пять дальнемагистральных самолетов Ту-214, шесть Ил-62М, шесть среднемагистральных Ту-154М и два Ту-154Б, а также семь региональных Ан-24РВ и пару Ан-26. Эти машины могут стать «солидной прибавкой» к флоту ОАО «Владивосток Авиа», состоящему из шести Ту-204-300, четырех А320 и пяти Ту-154М (последние, правда, планировали уже к 2009 г. вывести из эксплуатации, заменив еще на несколько «Эрбасов»). А.Ф.


Олег ПАНТЕЛЕЕВ, главный редактор агентства АвиаПорт Фото Алексея Михеева









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх