«Фазотрон» приступил к третьему этапу испытаний РЛС с АФАР

В конце июня корпорация «Фазотрон-НИИР» приступила к третьему этапу испытаний новой многофункциональной РЛС с активной фазированной антенной решеткой «Жук-АЭ». Как сообщил корреспонденту «Взлёта» генеральный директор корпорации Юрий Гуськов, в начале месяца, после серии лабораторных исследований и доводок, станция была вновь установлена на борт демонстрационного образца модернизированного истребителя МиГ-35 (самолет №154) и теперь поступила на летные испытания. В их ходе планируется отработать общее функционирование РЛС и определить ее основные характеристики в режимах «воздух-воздух» и «воздух-поверхность» при работе непосредственно на борту самолета.

Как уже сообщал наш журнал, РЛС с АФАР «Жук-АЭ» создается «Фазотроном» для перспективного глубоко модернизированного истребителя поколения «4++» МиГ-35, который в прошлом году был представлен РСК «МиГ» на тендер ВВС Индии по закупке 126 новых многоцелевых средних истребителей в рамках программы MMRCA (подробнее о РЛС «Жук-АЭ» – см. «Взлёт» №3/2007, с. 32-35). К началу 2007 г. опытный образец РЛС «Жук-АЭ» был впервые установлен на демонстрационный экземпляр МиГ-35 (самолет №154) и в феврале того же года показан в его составе на авиационной выставке в Бангалоре, став первым реальным отечественным радаром с АФАР на борту самолета и вызвав поэтому огромный интерес индийских специалистов.

С учетом особенностей компоновки носовой части фюзеляжа опытного самолета №154 первый образец РЛС «Жук-АЭ» выполнен в варианте с АФАР диаметром 575 мм, предусматривающем установку 680 приемо-передающих модулей (ППМ) мощностью по 5 Вт каждый (170 счетверенных модулей), выпускаемых томской Научно-производственной фирмой «Микран». На первом и втором этапах испытаний, проведенных в прошлом году наряду с серией лабораторных тестов и доводок, были проверены увязка и взаимодействие РЛС с АФАР с другими бортовыми системами истребителя и выполнены первые включения радара в полете при ограниченном числе установленных ППМ. Особое внимание уделялось отработке систем питания и охлаждения РЛС, которые, наряду собственно с самими активными приемо-передающими модулями являются наиболее критическими системами радара с АФАР. Параллельно в ходе стендовой доводки осуществлялось совершенствование модулей питания (их в составе РЛС «Жук-АЭ» – 23) и других систем нового радара.

На данном этапе испытаний «Жук-АЭ» пока еще также оснащается неполным комплектом ППМ (около трети от штатного числа модулей), количество которых, тем не менее, вполне позволяет оценить функционирование РЛС с АФАР на самолете и подтвердить экспериментальным путем ее основные возможности. Такое решение принято в связи с опасностью случайного вывода из строя всего комплекта дорогостоящих ППМ (стоимость одного модуля можно оценить величиной порядка 1500 долл.) из-за тривиальной ошибки или отказа на испытаниях и неизбежной в данном случае задержки в дальнейших работах по РЛС, пока будут изготавливаться новые модули (из-за особенностей технологии это занимает определенное время).

В процессе выполнения третьего этапа летных испытаний на борту демонстратора МиГ-35 опытный образец нового «Жука» будет снова ненадолго снят с самолета и после всесторонней проверки на стенде оснащен полным комплектом приемо-передающих модулей для окончательной доводки и широкомасштабной программы испытаний в составе истребителя. Как сообщил Юрий Гуськов, установка на опытный образец самолета МиГ-35 окончательного варианта РЛС «Жук-АЭ» может состояться еще этим летом, и после необходимых испытаний и доводок до конца года МиГ-35 с полноценной РЛС с АФАР будет предъявлен индийской стороне для проведения оценочных испытаний в соответствии с требованиями тендера. Для скорейшей летной доводки радара с АФАР и самолета в целом РСК «МиГ» планирует изготовить несколько опытных образцов МиГ-35, заказав для них «Фазотрону» несколько комплектов РЛС «Жук-АЭ».

Параллельно корпорация «Фазотрон-НИИР» проводит исследования по дальнейшему развитию радара с АФАР. В частности, в дальнейшем планируется вернуться к первоначальному варианту радара с АФАР диаметром 688 мм (1064 приемо-передающих модуля) и перейти на новые ППМ с увеличенной вдвое мощностью. А под Томском ведется подготовка специального высокотехнологичного производства, которое сможет выпускать активные приемо-передающие модули для комплектации не менее трех десятков РЛС с АФАР в год – по мнению Юрия Гуськова, этого вполне достаточно для осуществления программы МиГ-35 в случае победы самолета в индийском тендере.

Немаловажно также, что к «Жуку» с АФАР проявляют интерес и отечественные ВВС. Как сообщил генеральный директор «Фазотрона», удовлетворенные испытаниями РЛС «Жук-МЭ» на самолете МиГ-29СМТ российские Военно-воздушные силы теперь рассматривают вопрос дальнейшей модернизации своих истребителей МиГ-29, в т.ч. путем оснащения их радарами «Фазотрона» с АФАР. А.Ф.









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх