В Берлин с «Эйр Берлином»

Георгий СМИРНОВ

Год назад сотрудник редакции нашего журнала получил задание: опробовать на себе услуги первого отечественного «бюджетного» авиаперевозчика – компании «Скай Экспресс». Эксперимент, что называется, удался. Рейс из Москвы в С.-Петербург обошелся редакции всего в 500 рублей! И несмотря на некоторые накладки с возвращением в столицу (обратный рейс «Скай Экспресса» из-за недозагрузки был отменен, в результате наш редактор вернулся домой с опозданием на пять часов, но все равно затратив на перелет всего 500 рублей), опыт пользования первым российским дискаунтером оставил в целом только благоприятные воспоминания (подробный отчет о том путешествии можно прочесть в журнале «Взлёт» №8-9/2007, с. 94-96). Поездка на недавний авиасалон в Берлине предоставила нам возможность снова опробовать нюансы авиационного «лоукоста», правда теперь эксперимент решено было провести, воспользовавшись услугами уже не российского, а западного дискаунтера – германской компании «Эйр Берлин». Своими впечатлениями о «лоукосте по-немецки» делится директор по маркетингу нашего издательства Георгий Смирнов.


Да здравствуют авиасалоны, помогающие скрасить неизбежные «тяготы и лишения» командировок и превратить бесконечную рутину рабочего процесса во вполне терпимое занятие. Радует и то, что в отличие от обычных деловых поездок сроки проведения выставок известны заранее – как правило, за год-два, и можно настроиться и подготовиться не как обычно, по схеме «хватай мешки – вокзал отходит», т.е. билеты бери какие есть, гостиницу – какая получится, а не торопясь, обдумывая, взвешивая и учитывая такую немаловажную вещь, как бюджет.

Но бюджет – бюджетом, а подходить ко всему с точки зрения «чем дешевле – тем лучше» тоже не всегда оправдано, и идея полететь в Берлин на авиасалон ILA 2008 с помощью «Эйр Берлин» (Air Berlin), если честно, сначала не слишком меня вдохновляла. Бродили в голове обрывки воспоминаний об «ужасах» полетов «дешевыми» авиакомпаниями. А в этом широко расписанном журналистской братией понятии «лоукост» воплощались настораживающие опасения в части сервиса. Припоминалось, как с фальшивым восторгом рассказывалось об отсутствии касс и бумажных билетов (заказ – только через интернет); что в салон самолета «запихивается» как можно больше кресел – чтобы вместить максимальное количество пассажиров; что багаж взвешивается так строго, что и «Аэрофлот» позавидует, а каждый килограмм перевеса стоит приличных денег (типа, собрались путешествовать задешево – летайте налегке!); что экономить можно даже на еде (ура!?) – питание только за дополнительную плату, правда, не очень понятно, кому эти деньги доплачивать – по слухам у дискаунтеров даже стюардесс не бывает. В общем, этот мусорный ком не слишком приятных воспоминаний терзал голову, но цена, как и предсказывалось, давила на карман. И – пока я размышлял – билет уже был куплен. Через интернет. И первый пункт настороженных ожиданий воплотился в жизнь. Заранее. За три месяца.

Нельзя сказать, чтоб я так уж сильно мучился в ожидании, но некоторое напряжение оставалось и присутствовало постоянно, особенно когда, как вести с полей, приходили сообщения о новых дискаунтерах, новых рейсах и новых идеях сервиса. А также о повышении цен на керосин. О росте топливных сборов. И т.д. и т.п.



…День отлета. Домодедово. Приятно, что в Москве активно занимаются аэропортами. А «Домодедово» – флагман процесса. Вопреки опасениям – никакой очереди у стойки регистрации, багаж принимают без недовольства габаритами, правда, просят сдать наш традиционный груз – довольно крупные плакаты для оформления стенда на выставке – в негабаритный багаж. Плохой знак? На осторожный вопрос о питании на борту бодро отвечают, что сэндвич дадут. Осторожно надеюсь: наверное, не всухомятку? В смысле – хоть воды-то стаканчик нальют?

Привычная толпа на паспортном контроле и «блокпосту безопасности». Понимаю, что все время пытаюсь отыскать глазами самолет, на котором полечу в Берлин. Нахожу. Самолет как самолет, но что внутри?

А внутри встречает стюардесса. Ура! Значит, на борту мы будем все-таки не одиноки. Когда сидишь внутри «железной трубы», а «труба» болтается на высоте 10 км над землей, как-то спокойней в компании симпатичных стюардесс. А стюардессы у «Эйр Берлина» симпатичные. Прорываюсь сквозь соотечественников и иноземцев до собственного кресла. Господа! Если все дискаунтеры ставят такие кресла, как назвать то, что летало в Советском Союзе? Когда было некуда деть ноги на родных «Илах» и «Тушках», а человек весом больше 80 кг не помещался между подлокотниками соседних сидений? Так вот: в самолете компании «Эйр Берлин» – отличные широкие кожаные кресла. Откидываются. И даже не сломаны.

Пристегнулись. Пора взлетать. Со злорадством жду, как стюардессы начнут демонстрировать средства спасения «на себе» – мониторов то точно быть не должно! Ан-нет, незадолго до выруливания открываются мониторы, а после взлета на них начинают показывать фильмы. Вздыхаю «с облегчением»: хоть что-то не так – на русском ничего нет, и, кажется (не прислушивался), программа даже не на английском, а на немецком. Ну и ладно.

Изучаю содержание кармана переднего кресла – обнаруживаю меню. Омлет – 6 евро, паста – 8. Не страшно. Заказываю – принимают с улыбкой. Приносят минут через 15. И сразу начинают разносить «бесплатную» еду. Вполне неплохой сэндвич (еще и на выбор!) и напитки. Вот тебе и «лоукост»!

В общем, в Берлине я выходил из самолета в самом приятном расположении духа. Наверное, это и сыграло злую шутку. Перед посадкой все необходимые в дороге документы – билет, страховка, ксерокс приглашения и прочее – были уложены в плотный пакет с застежкой, а он – в карман пиджака. Видимо, где-то в радостном ажиотаже прибытия пакет выпал. Факт пропажи обнаружился быстро – на пограничном контроле. К счастью, паспорт лежал отдельно. Но для возвращения домой билет очень бы не помешал. Пройдя границу, бегу к стойке авиакомпании:

– Что делать?

– Не волнуйтесь. Покупали через интернет? Сейчас уточним. Вы есть в базе данных – бумажный билет не нужен. На вылете просто подойдете с паспортом к стойке регистрации.

– Точно?

– Абсолютно.

Все-таки как-то подозрительно. Легкое беспокойство покалывало всю неделю. Приходилось его мужественно оглушать и отгонять. На всякий случай решил поехать в аэропорт заранее – вдруг что-то все же будет как-то не так.

В аэропорт прибыл, когда регистрация еще не начиналась. На всякий случай выяснил, где находится бюро находок – а вдруг пакет с билетом потерян в самолете? Обхожу круглый терминал берлинского аэропорта «Тигель». Стойка «Эйр Берлина» выросла передо мной как-то не специально. И еще раз – на всякий случай:

– Потерял билет. Что делать?

– Через интернет? Когда брали? Где?

5 минут ожидания.

– Вы есть в электронной базе. Смело идите на регистрацию.

От сердца отлегло, но что делать с багажом? Перевес, «золотые» килограммы… Внутренне напряжен, но внешне беззаботен.

– Я есть у Вас в электронной базе.

– Не вижу.

(Паника!!!)

– Я разговаривал с девушкой у стойки…

– Я позвоню.

(Мучительное ожидание.)

– Вы правы! Вам место у окна или у прохода?

(А какая разница?! Лишь бы улететь!)

– У окна.

– Багаж.Спасибо…Ваш посадочный талон… Выход рядом. Счастливо пути!

Все! И не копейки (евроцента) за перевес! И даже успеваю в «дьюти-фри» – эту непременную радость улетающих из ЕС.

.Москва. Домодедово. Небольшая суматоха на границе. Некоторые традиционные «непонятки» с багажом. Такси. Дом.

В общем, если дискаунтер отличается от «нормальной» авиакомпании – при существенно меньших ценах – возможностью дозаказать на борту горячее питание (в дополнение к бесплатному холодному), а также широкими креслами и наплевательским отношением к утерянным билетам, то я больше ни на чем другом не летаю! Только вот что-то подсказывает, что таких дискаунтеров, как «Эйр Берлин», немного.









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх