Российские перспективы АН-148

В Воронеже состоялась презентация первого Ан-148 российской сборки

27 июня, в рамках Первого Воронежского инвестиционного форума, состоялось подписание нескольких договоров, касающихся постройки и поставок новых российско-украинских региональных самолетов Ан-148 производства Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО). Общая сумма заключенных сделок превысила 40 млрд рублей (около 1,7 млрд долл.). Кроме того, приглашенным в Воронеж представителям авиакомпаний – будущих эксплуатантов Ан-148 и журналистам был продемонстрирован находящийся на заводе на сборке первый серийный самолет Ан-148-100 российского производства, который должен выйти на испытания до конца этого года. А планом на ближайшие пять лет предусмотрена постройка на ВАСО уже 96 таких самолетов. В Воронеже побывал корреспондент «Взлёта».

Основополагающим документом, подписанным 27 июня в Воронеже, стало соглашение между ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) и лизинговой компанией «Ильюшин Финанс Ко.» (ИФК), согласно которому ИФК приобретет в течение 2008-2011 гг. у ОАК 34 самолета семейства Ан-148 с целью их дальнейшей поставки в лизинг авиакомпаниям-заказчикам, а так же дополнительно 30 самолетов в течение 2011-2012 гг. Со стороны ОАК соглашение подписал Президент корпорации Алексей Федоров, со стороны лизинговой компании – генеральный директор ИФК Александр Рубцов. Как сообщил глава ИФК, наличие крупного стартового заказа на данный тип самолета позволяет ОАК развернуть полномасштабное серийное производство Ан-148 на ВАСО, в связи с чем в ближайшие дни соответствующий заказ будет оформлен между ОАК и ВАСО. Напомним, что твердый контракт о закупке «Ильюшин Финансом» у воронежских авиастроителей 34 самолетов Ан-148 был подписан 23 августа прошлого года в ходе авиасалона МАКС-2007 (тогда же для комплектации этих машин силовыми установками ИФК заключила договора купли-продажи с ОАО «Мотор Сич» о приобретении 74 двигателей Д-436-148 и 37 вспомогательных силовых установок АИ-450-МС). Теперь прошлогоднее соглашение оформлено уже не только со стороны ВАСО, но и всей ОАК, что придает ему еще более весомый статус.

Второй заключенной на воронежском форуме сделкой стал договор лизинга самолетов Ан-148, подписанный генеральными директорами ОАО «Ильюшин Финанс Ко.» Александром Рубцовым и ОАО «Авиакомпания «Московия» Михаилом Алексеевым. Согласно этому документу, «Московия» приобретет в течение 2008-2013 гг. в финансовый лизинг у ИФК 15 самолетов Ан-148-100Е с увеличенной дальностью полета, из которых на 10 самолетов с авиакомпанией подписан твердый контракт, а на пять – опцион.



Производство Ан-148 в ближайшие годы обещает стать ключевым для воронежского авиазавода: спрос на эти самолеты среди российских и зарубежных авиакомпаний растет. На сегодня у ИФК, как основного заказчика и поставщика в лизинг гражданских самолетов российского производства, уже подписан ряд твердых контрактов с авиакомпаниями на поставку более трех десятков Ан-148.

Как известно, стартовым заказчиком региональных лайнеров данного типа в нашей стране стала Государственная транспортная компания «Россия», подписавшая на МАКС-2007 твердый контракт на приобретение у ИФК в лизинг шести Ан-148 (с опционом еще на шесть машин), которые должны заменить в парке компании выводимые из эксплуатации Ту-134. Этот контракт стал развитием заключенного в августе 2005 г соглашения на поставку авиакомпании «Пулково» восьми Ан-148-100В (с опционом еще на десять машин). После объединения ГТК «Россия» и «Пулково» соглашение не было забыто и, более того, перешло в форму твердого контракта, по которому уже произведены авансовые платежи. Это подтвердил корреспонденту «Взлёта» в Воронеже генеральный директор ГТК «Россия» Сергей Михальченко, который сообщил также, что в ближайшие несколько лет его компания планирует получить все 12 предусмотренных контрактом и опционом Ан-148, часть из которых, возможно, будет выполнена в варианте повышенной комфортности.

Другой заказчик Ан-148 – воронежская компания «Полет», заключившая 20 июня 2007 г. с ИФК твердый контракт на поставку в лизинг десяти Ан-148-100В. Этот контракт стал развитием соглашения, подписанного в августе 2005 г. и предусматривавшего передачу в лизинг в период до 2010 г. 15 пассажирских Ан-148-100В и пяти грузовых Ан-148Т. Теперь к этим двум заказчикам добавилась еще и авиакомпания «Московия», которая в рамках твердого контракта должна начать получать со следующего года в лизинг свои первые десять Ан-148-100Е.

Несколько сложнее обстоит дело с одним из первых заказов на Ан-148, о котором было объявлено еще в апреле 2005 г. Напомним, тогда соглашение на десять Ан-148-100В с опционом еще на пять Ан-148-100Е заключила авиакомпания «Красэйр», ныне входящая в ОАО «ЭйрЮнион». Создание альянса «ЭйрЮнион» и ряд изменений в жизни авиакомпании привел к тому, что твердый контракт на Ан-148 за прошедшее с 2005 г. время заключен так и не был, а в декабре 2006 г. «ЭйрЮнион» подписал контракт на 15 самолетов «Суперджет». В то же время к Ан-148 уже несколько лет проявляет серьезный интерес другая авиакомпания, входившая в альянс «ЭйрЮнион», но которая, скорее всего, не станет частью создаваемого по Указу Президента России от 2 мая 2007 г. одноименного ОАО. Речь идет о базирующейся в Красноярске и специализирующейся на региональных авиаперевозках «Сибирской авиатранспортной компании» («Сибавиатранс»). В настоящее время она располагает парком из четырех Ту-134, шести Ан-24РВ, а также 11 вертолетов Ми-8 и весьма заинтересована в замене активно эксплуатируемых Ту-134 значительно более экономичными Ан-148.

Как сообщил корреспонденту «Взлёта» генеральный директор «Сибавиатранса» Виктор Король, переговоры с ИФК по вопросу лизинга Ан-148 ведутся уже два года и при достижении взаимного согласия по цене сделки авиакомпания может в ближайшем будущем также присоединиться к числу эксплуатантов Ан-148. К одному из главных преимуществ Ан-148 над устаревшим Ту-134 Виктор Король относит в первую очередь лучшую топливную экономичность, ставшую особенно актуальной при нынешнем росте цен на авиакеросин: средний часовой расход топлива у Ту-134 составляет 2700-2800 кг/ч, в то время как у Ан-148-100В – всего 1600 кг/ч, а расход топлива в расчете на пассажиро-километр – соответственно 43-44 и около 25 г/пасс.-км. Лучшая почти на 75% экономичность, более высокая крейсерская скорость, меньшая потребная длина ВПП, большая дальность полета с аналогичной загрузкой, современный комплекс оборудования и отсутствие ограничений на полеты в страны Европы – все это говорит в пользу Ан-148. «Если бы только он был подешевле…» – сетует Виктор Король, не теряющий, однако, надежды договориться с поставщиком о взаимовыгодных условиях сделки.



Необходимо отметить, что рост спроса на Ан-148 в значительной степени связан с недавними решениями российско-украинской межгосударственной комиссии о сотрудничестве двух стран в области развития кооперации по производству самолетов Ан-148 и возобновлению серийного производства Ан-124. В основу межправительственных решений легли договоренности между главами Объединенной авиастроительной корпорации и Государственного авиастроительного концерна «Авиация Украины» в сфере совместных разработок перспективной авиатехники, а так же в области производства, сертификации и эксплуатации самолетов Ан-148 и Ан-124. В частности, была согласована программа российско-украинского кооперационного производства Ан-148 на период до 2015 г, а так же решен вопрос о передаче всей необходимой технической документации от разработчика, АНТК им. О.К. Антонова, производителю – ВАСО.

Кроме того, недавними решениями руководства ОАК и Внешторгбанка воронежскому авиазаводу была открыта кредитная линия в размере 1,1 млрд рублей (более 45 млн долл.), а непосредственно из бюджета ОАК заводу выделяется еще 1 млрд рублей. Указанные средства ВАСО направляет на развитие производства и модернизацию мощностей завода. Все эти решения позволяют воронежскому заводу наконец приступить к долгожданному полномасштабному серийному производству Ан-148, предусмотренному перспективным планом гражданского самолетостроения Объединенной авиастроительной корпорации, согласно которому в ближайшие пять лет, в 2008-2012 п., здесь планируется изготовить уже 96 таких самолетов, а в последующие три года, в 2013-2015 гг., еще 108 машин. Развертывание полномасштабного серийного производства снимет у потенциальных заказчиков опасения в реализуемости проекта и, как ожидается, подтолкнет авиакомпании к заключению новых контрактов.

О том, как развивается программа серийного выпуска Ан-148 на ВАСО руководители заинтересованных авиаперевозчиков и представители прессы могли воочию убедиться 27 июня в сборочном цехе завода.

Сейчас здесь находится головной серийный Ан-148-100 воронежской сборки (его №40-03). У самолета уже состыкован фюзеляж и завершаются работы по стыковке крыла. В течение июля-августа на головной машине закончится монтаж механизации крыла, оперения, зализов и обтекателей, пилонов и остекления. В конце августа ее установят на собственное шасси, а еще через месяц смонтируют люки и двери. В ноябре-декабре после окончательной сборки, монтажа всех систем и окраски головной воронежский Ан-148-100 поступит на заводскую летно-испытательную станцию (ЛИС) и после проведения необходимого объем испытательных полетов сможет отправиться к стартовому заказчику.

Параллельно на ВАСО ведутся работы по изготовлению следующих серийных Ан-148. Вторая машина (№40-04) поступит на сборку в сентябре этого года и будет передана на ЛИС в феврале-марте 2009 г. За ней последует третья (№40-06), сборку которой планируется выполнить в период с декабря 2008 г. по май-июнь 2009-го. Всего же до конца следующего года на ВАСО предполагается изготовить шесть серийных Ан-148 – один в этом году и пять – в 2009-м. Часть агрегатов для них пока поставляют украинские партнеры. Так, отсеки фюзеляжа Ф1 и Ф2 и консоли крыла для первых воронежских машин приходят с киевского завода «Авиант», а центроплан – с ХГАПП. Однако, начиная уже с самого первого серийного самолета в Воронеже сами изготавливают отсек фюзеляжа Ф3, оперение, механизацию крыла, пилоны двигателей и мотогондолы, многочисленные люки и обтекатели из композиционных материалов.

В дальнейшем локализация производства Ан-148 в Воронеже будет значительно усилена. Для этого в июле на ВАСО начинается изготовление собственной оснастки для постройки отсеков фюзеляжа Ф1, Ф2 и крыла, которое должно завершиться в течение этого и следующего годов. Кроме того, для расширения объемов производства, в сентябре на ВАСО приступят к изготовлению дублирующей оснастки, которая должна быть полностью готова к середине 2010 г.

Благодаря этому уже начиная с 6-й серийной машины воронежские Ан-148 будут иметь отсек фюзеляжа Ф1 собственного производства, «местный» отсек Ф2 получат 9-я, 11-я, а начиная с 13-й и все последующие машины. 16-й Ан-148 будет иметь уже воронежское крыло (сначала им будут комплектоваться только «четные» машины, а для «нечетных» крыло еще некоторое время будет по-прежнему поставлять «Авиант», но начиная с самолета №26 все воронежские «Анны» будут выходить из цеха уже только с «российским» крылом). Таким образом, первым Ан-148, полностью изготовленным из воронежских агрегатов, станет 16-й серийный самолет, передача которого на испытания запланирована на лето 2010 г. А начиная с 26-й машины (расчетный срок готовности – конец 2010 г.) все Ан-148 смогут собираться в Воронеже уже без использования украинских агрегатов.

В то же время, связи с предстоящим увеличением загрузки ВАСО другими программами (освоение производства Ил-112В, участие в программе производства в России Ил-76, а также выпуск деталей и агрегатов из композиционных материалов для «Суперджета» и т.д. наряду с продолжением выпуска Ил-96) планируется развивать кооперацию российских заводов по проекту Ан-148. Поэтому в перспективе изготовление отсека фюзеляжа Ф1 (за исключением носового обтекателя), а также люков и дверей планируется передать на Саратовский авиационный завод, а центроплана – на самарский «Авиакор». Поставщиком шасси станет самарский «Авиаагрегат». На самом же ВАСО останется изготовление отсеков Ф2 и Ф3, крыла с механизацией, оперения, пилонов с мотогондолами и всех деталей из композитов, а также, разумеется, сборка самолетов.


В результате принимаемых мер по перевооружению производства и изготовлению оснастки, в 2010 г. на ВАСО планируется выпустить уже 18 самолетов Ан-148 (по самолету в месяц в первой половине года и по два – во второй), а в 2011 г. темп производства достигнет расчетных 36 машин в год (по три машины в месяц) и будет сохраняться на таком уровне по крайней мере до 2015 г. Благодаря этому предполагается выполнить план ОАК по выпуску в Воронеже в 2008- 2012 гг. первых 96 самолетов данного типа, а в 2013-2015 гг. – 108 последующих машин (в общей сложности 204 самолета за восемь ближайших лет).

Общий же объем рынка на период до 2022г. оценивается разработчиком машины в 590 самолетов Ан-148 различных модификаций. Из них 270 самолетов (46%) может быть востребовано российскими авиакомпаниями, 110 (19%) – другими странами СНГ, в т.ч. и Украиной, намеренной продолжать собственный (и в кооперации с российским ВАСО) выпуск Ан-148 на киевском заводе «Авиант», 150 (25%) – странами Азии, Африки и Ближнего Востока и 60 (10%) – государствами Европы и Америки.

Немаловажно, что помимо уже осваиваемого в серийном производстве базового варианта Ан-148-100В, рассчитанного на перевозку 68-73 пассажиров при двухклассной компоновке салона и 75 – при одноклассной (до 80-85 при более плотной компоновке рядов кресел), а также его вариантов Ан-148-100Е с увеличенной дальностью полета и Ан-148-100А с меньшей дальностью, на рынок предполагается предложить целое семейство машин, в значительной степени унифицированных по конструкции, силовой установке, бортовому оборудованию и системе эксплуатации. Так, на презентации программы Ан-148 в Воронеже 27 июня генеральный конструктор АНТК им. О.К. Антонова Дмитрий Кива впервые довольно подробно рассказал об удлиненной версии машины – Ан-148-200, отличающейся наличием двух вставок в фюзеляж общей длиной 1,7 м, благодаря чему вместимость самолета возрастет до 86-89 пассажиров при двухклассной компоновке салона и до 92-99 при одноклассной. По словам Дмитрия Кивы, первый Ан-148-200 может быть готов к проведению испытаний уже в следующем году (по мнению экспертов, для его постройки в этом случае используют один из двух имеющихся у АНТК опытных Ан-148).

Кроме того, на базе Ан-148-100 планируется создание делового самолета с повышенным комфортом на борту и увеличенной дальностью полета Ан-148-100АВ1 (Antonov Business Jet). В зависимости от компоновки салона на борту Ан-148-100АВ1 с высоким комфортом сможет размещаться 10, 14, 18, 28 или 39 пассажиров. По специальным требованиям заказчика могут быть созданы и поставляться варианты серийного Ан-148 с альтернативными системами бортового оборудования (например, фирм «Ханиуэлл» и «Коллинз») и силовыми установками (типа CF34-10, BR710, SaM146 и т.п.).

Отдельная группа возможных будущих модификаций Ан-148 связана с адаптацией самолета для грузовых перевозок. Наиболее простая из них – Ан-148С-100 грузоподъемностью чуть более 10 т, оснащенная боковым грузовым люком. Более серьезная модификация, сохраняющая при этом высокую степень унификации с пассажирским Ан-148-100, а по ряду систем – и с транспортным Ан-74, – многоцелевой транспортный самолет Ан-148Т грузоподъемностью 13,5 т, оснащенный кормовой рампой. И, наконец, дальнейшим развитием «грузового» направления семейства Ан-148 может стать новый транспортный самолет Ан-148Т-100 грузоподъемностью 20 т с увеличенным сечением фюзеляжа и возросшей до 62 т взлетной массой (у Ан-148Т – 45 т). Увеличение размерности машины требует уже значительно более радикальных изменений конструкции, а также применения более мощной силовой установки (на нем планируется устанавливать двигатели АИ-727М тягой 11 тс). На базе транспортных Ан-148Т и Ан-148Т-100 в дальнейшем возможно создание широкого ряда модификаций различного назначения, а также вариантов с альтернативными двигателями и авионикой.

Но все это – в будущем. Пока же на заводе в Воронеже ведется сборка головного серийного Ан-148-100. Но увиденное на заводе и заключенные в тот же день новые соглашения внушают определенный оптимизм в перспективы программы Ан-148 на российском рынке. Как отметил 27 июня в Воронеже президент ОАК Алексей Федоров, «подписанию сегодняшних документов предшествовала большая подготовительная работа. Мы уверены, что для развертывания серийного производства Ан-148 на ВАСО есть все необходимые предпосылки, как технологические, так и финансово-экономические. Это один из первых проектов, организатором и гарантом которого является ОАК. Для нас важно то, что серийный выпуск Ан-148 в Воронеже – это один из элементов возрождения крупного предприятия, которое, пройдя технологическую модернизацию, станет ключевым участником нескольких перспективных программ ОАК. Этот проект осуществляется при непосредственной поддержке как федеральных, так и региональных властей».










 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх