Дебют ТВ3-117ВМА-СБМ1В

Запорожская компания «Мотор Сич» впервые в России продемонстрировала на выставке «Двигатели-2008» свою новую разработку – авиационный вертолетный турбовальный двигатель ТВ3-117ВМА-СБМ1В, недавно прошедший сертификацию АР МАК: документ, подтверждающий его соответствие требованиям сертификационного базиса по нормам АП-33 за подписью заместителя председателя АР МАК был выдан разработчику 5 сентября 2007 г. Модернизированный двигатель, разработанный на базе турбовинтового ТВ3-117ВМА-СБМ1В и узлов выпускаемых в Запорожье популярных турбовальных ТВ3-117ВМА предназначен в основном для применения на вертолетах семейства Ми-17 (Ми-8МТВ/АМТ), но может также применяться на Ка-32 и боевых Ми-24, Ка-50 и др.

По утверждению президента, председателя совета директоров «Мотор Сич» Вячеслава Богуслаева, с этим двигателем разработчики в буквальном смысле вышли на новый уровень. «Такого двигателя еще не было – он только появился, – подчеркнул в беседе с корреспондентом «Взлёта» глава запорожской двигателестроительной фирмы. – Причем мы здесь восстановили историческую справедливость в отношении вертолетных двигателей: ведь высотный двигатель ТВ3-117В был в своем время создан по заданию военных именно в Запорожье – под началом главного конструктора Александра Красникова. И все последующие серийные вертолетные двигатели – это модификации ТВ3-117В. Так что мы решили замкнуть эту линейку – от варианта «В» до «ВМА-СБМ1В». Мы к нему делаем новую турбину, новую камеру сгорания и новую систему управления – все на более высоком уровне».

ТВ3-117ВМА-СБМ1В имеет сухую массу 295 кг и на чрезвычайном режиме развивает мощность 2800 л.с., на взлетном режиме – от 2000 до 2500 л.с. (указанная мощность поддерживается при температуре +51 и +35°С соответственно), а на крейсерском режиме – от 1500 до 1750 л.с., в зависимости от настроек системы управления. При этом удельный расход топлива на взлетном режиме составляет не более 0,209-0,220 и кг/л.с.ч.

Но судьба у двигателя пока складывается достаточно непростая. Дело в том, что российские чиновники пока отказывают ему в праве на «прописку» в нашей стране, аргументируя необходимостью вложения определенных средств для установки его на модернизируемые вертолеты.

Как представляется, такая позиция не совсем совпадает с национальными интересами Российской Федерации. Тем более что вместе с украинской компанией российские вертолетостроители могли бы, как говорится, с новыми силами и новыми предложениями выйти на международный рынок.

«Мы провели испытание нашего двигателя в барокамере, затем сделали официальное предложение Роспрому, – подчеркивает Вячеслав Богуслаев. – При этом мы говорим, что с этим двигателем вертолет станет еще лучше и без потери мощности он будет способен работать при температуре +51 °С. Мы ожидаем, что вертолет типа Ми-17 с нашим новым двигателем установит новые рекорды по высоте, грузоподъемности и другим параметрам».

К тому же двигатель, имеет новую систему управления, что позволяет, как утверждают разработчики, при ремонте на российских заводах придавать вертолету новые качества. Во-вторых, после установки на вертолете ТВ3-117ВМА-СБМ1В полезная нагрузка возрастет на тонну, а потолок по сравнению с базовой машиной будет на 1,5 км больше. И, что самое важное, по установочным узлам в точности соответствует ТВ3-117 предыдущих серий, т.е. не требует никаких серьезных затрат на установку.

В итоге сегодня принято решение об установке нового двигателя «Мотор Сич» на вертолетах марки «Ми», эксплуатирующихся украинскими организациями, а также подписано соглашение с инозаказчиком, имеющим вертолеты семейства Ми-17. Вероятно, что речь идет о Китае – особенно, если учесть, что недавно запорожское предприятие посещал и активно интересовался данным двигателем руководитель авиационной промышленности Поднебесной.

ТВ3-117ВМА-СБМ1В сегодня осваивается в серийном производстве на ОАО «Мотор Сич» – к апрелю уже выпущено 30 таких изделий, и до конца 2008 г. вертолет с новым двигателем разработчики обещают поднять в воздух.

Во время обхода экспозиции замминистром промышленности и энергетики России Денисом Мантуровым, на стенде ОАО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев еще раз акцентировал внимание на данной проблеме и, как стало известно «Взлёту», замминистра пообещал в ближайшее время собрать совещание и обсудить этот вопрос с заинтересованными сторонами. Позже, на брифинге, Денис Мантуров особо подчеркнул, что противопоказаний для сотрудничества с украинской промышленностью нет и налаженную российско-украинскую кооперацию стоит сохранить.

«Россия и Украина должны сотрудничать в экономической области – для общей выгоды», – с уверенностью подчеркнул президент Международной ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» (АССАД) и генеральный директор выставки «Двигатели-2008» Виктор Чуйко. ВЩ.









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх