Турбореактивные двигатели для учебно-тренировочных, учебно-боевых и дозвуковых боевых самолетов


АИ-25ТЛ, АИ-25ТЛШ

Разработчик: «Ивченко-Прогресс»

Изготовитель: «Мотор Сич»

Год освоения: 1973

Применение: L-39

Ремонт: 570 АРЗ, «Одессаавиаремсервис»

Двухвальный ТРДД с трехступенчатым осевым КНД, 9-ступенчатым КВД, кольцевой КС, охлаждаемой одноступенчатой ТВД, двухступенчатой ТНД, удлинительной трубой и нерегулируемым РС. Система управления – гидромеханическая. Создан специально для чешского учебно-тренировочного самолета L-39 базе серийного ТРДД АИ-25 (1966 г.) тягой 1500 кгс, применяемого на пассажирских самолетах Як-40, и проекта ТРДД АИ-25Т для штурмовика Т-8 (Су-25). От гражданского прототипа отличается увеличенной до 1720 кгс тягой и рядом конструктивных доработок. Прошел ГИ в 1973 г. и был запущен в серийное производство в Запорожье.

Двигателями АИ-25ТЛ укомплектованы все учебно-тренировочные L-39C, учебно-боевые L-39ZO и L-39ZA (выпущено в общей сложности 2870 серийных самолетов), поставленные в 38 стран мира. В СССР в 1974-1991 гг. было поставлено 2080 L-39C. Эксплуатация большого числа этих машин по всему миру продолжается. Всего построено более 4700 АИ-25ТЛ.

Для учебно-тренировочного самолета K-8J (JL-8) производства КНР в 1997 г. создана модификация АИ-25ТЛК (1997 г.). Поставлено 58 двигателей, которыми укомплектованы самолеты ВВС НОАК (на экспорт K-8 поставлялись с двигателями американского производства).

С 2002 г. на модернизированном самолете L-39 ВВС Украины проходит летные испытания модификация АИ-25ТЛШ с дополнительным максимальным боевым режимом повышенной тяги (1850 кгс) и улучшенной приемистостью на малых высотах. В настоящее время на ОАО «Мотор Сич» осваивается серийное производство АИ-25ТЛШ для применения на самолетах типа L-39.



РД-1700

Разработчик: ТМКБ «Союз»

Изготовитель: ММП им. Чернышева

Год освоения: 2009

Применение: МиГ-УТС

Двухвальный ТРДД нового поколения с осевым двухступенчатым КНД, четырехступенчатым КВД, кольцевой КС, одноступенчатыми ТВД и ТНД и нерегулируемым сужающимся РС. Система управления – электронно-гидравлическая. ТРДД РД-1700 тягой 1700 кгс разработан для применения на учебно-тренировочных самолетах и БЛА. Проходит стендовые испытания с 2000 г. К началу 2008 г. построено девять РД-1700, один из них (№8) весной 2008 г. подготовлен к установке на борт ЛЛ МиГ-АТ для проведения ЛИ. Для применения на других типах учебно-тренировочных, учебно-боевых и легких боевых самолетов на базе РД-1700 разрабатывается более мощный ТРДД РД-2500 тягой 2500 кгс.



АЛ-55И

Разработчик: НПО «Сатурн»

Изготовитель: НПО «Сатурн», УМПО;

HAL (лицензия)

Год освоения: 2009

Применение: HJT-36

Двухвальный ТРДД нового поколения тягой 1760 кгс с трехступенчатым осевым КНД, пятиступенчатым КВД, кольцевой КС, одноступенчатыми охлаждаемыми ТВД и ТНД и общим для обоих контуров нерегулируемым РС. Создается по заказу Индии для самолета HJT-36 на базе проекта ТРДД АЛ-55 тягой 2200 кгс (разрабатывался с 1998 г. на основе моделирования проточной части ТРДДФ АЛ-31Ф). Контракт на разработку и последующее лицензионное производство в Индии ТРДД АИ-55И подписан в 2005 г., стендовые испытания первого двигателя начаты в марте 2006 г. К началу 2008 г. построено пять АЛ-55И. Двигатель №05 весной 2008 г. предполагается установить на борт ЛЛ МиГ-АТ для проведения ЛИ. Первая примерка макета АЛ-55И в мотогондоле самолета HJT-36 состоялась в Индии в ноябре 2005 г., поставка первого АЛ-55И (№07) в Индию для проведения ЛИ в составе HJT-36 намечена на 2008 г. Производство опытных и первых серийных двигателей в России осуществляется в кооперации НПО «Сатурн» (изготовление КВД, КС, ТВД, окончательная сборка и испытания) и УМПО (КНД, ТНД, РС, корпус, коробка агрегатов). Производство серийных АЛ-55И по российской лицензии будет вестись в Индии на заводе корпорации HAL. В дальнейшем предусмотрено создание по заказу Индии варианта АЛ-55И тягой 2200 кгс для самолета HJT-39. На базе ТРДД АЛ-55 также прорабатывается проект ТРДДФ АЛ-55Ф тягой 3500 кгс. Возможно оснащение всех двигателей семейства АЛ-55 системой УВТ.



АИ-222-25

Разработчик: «Ивченко-Прогресс»

Изготовитель: «Мотор Сич», ММПП «Салют»

Год освоения: 2005

Применение: Як-130

Двухвальный ТРДД нового поколения тягой 2500 кгс с двухступенчатым осевым КНД, выполненным по технологии «блиск», 8-ступенчатым КВД, кольцевой КС, одноступенчатыми охлаждаемыми ТВД и ТНД и общим для обоих контуров сужающимся РС. Система автоматического управления – типа FADEC, электронная, с гидромеханическими агрегатами нового типа. Создан в 2002 г. для самолета Як-130 на основе газогенератора нового ТРДД АИ-22 тягой 3850 кгс. Испытания первого АИ-222-25 на стенде начаты в 2003 г., летные испытания в составе силовой установки Як-130 – в 2004 г. Прошел ГИ в январе 2008 г. Серийное производство для Як-130 по заказу ВВС России ведется в кооперации заводов «Мотор Сич» (газогенератор) и ММПП «Салют» (КНД, ТНД, окончательная сборка).

АИ-222-25 – первый в семействе ТРДД и ТРДДФ нового поколения в классе тяги 25004200 кгс для перспективных и модернизированных учебно-тренировочных, учебно-боевых и легких боевых самолетов. Оно включает также: ТРДД увеличенной тяги АИ-222-28 (2830 кгс), ТРДДФ АИ-222-25Ф (4200 кгс), ТРДДФ с так называемой «короткой» форсажной камерой АИ-222-25КФК (3000 кгс). Все двигатели семейства АИ-222 могут комплектоваться системами всеракурсного отклонения вектора тяги на угол до 20°. Для будущих серийных учебно-тренировочных самолетов L-15 производства КНР разработана модификация ТРДДФ АИ-222К-25Ф тягой 4200 кгс.



Р-95Ш, Р-195

Разработчик: НПП «Мотор»

Изготовитель: УМПО

Год освоения: 1980

Применение: Су-25

Ремонт: УМПО, 218 АРЗ, «Одессаавиаремсервис»

Двухвальные ТРД с осевым трехступенчатым КНД, пятиступенчатым КВД, трубчато-кольцевой КС, одноступенчатыми ТВД и ТНД и нерегулируемым сужающимся РС. Система управления – гидромеханическая. Бесфорсажный ТРД Р-95Ш тягой 4100 кгс создан в 1976 г. на базе ТРДФ Р13-300 (изд. 95) разработки АМНТК «Союз» и НПП «Мотор» для применения на самолетах-штурмовиках Су-25. Проходил испытания с 1976 г. на опытных образцах Су-25, в 1980 г. внедрен в серийное производство.

Принят на вооружение в составе самолета Су-25 в 1987 г. С 1980 г. устанавливался на серийные самолеты Су-25, затем его модификации (Су-25К, Су-25УБ, Су-25УБК, Су-25УТГ, Су-25БМ). Эксплуатация большинства из них в ВВС России, стран СНГ и зарубежных государств продолжается.

ТРД Р-195 является модификацией двигателя Р-95Ш с увеличенной до 4500 кгс тягой, усиленным корпусом, сниженной тепловой заметностью и улучшенной эксплуатационной технологичностью. Разработан в 1986 г. для новых модификаций штурмовика – Су-25Т (ТК), Су-25ТМ (Су-39), с 1990 г. устанавливался также на серийные Су-25. Выпускается серийно с 1988 г. Находится в летной эксплуатации на самолетах Су-25Т (ТК) и Су-39.


Данные реактивных двигателей для учебно-тренировочных и легких боевых самолетов
  АИ-25ТЛ РД-1700 АЛ-55И АИ-222-25 Р-95Ш Р-195
Тяга (М), кгс 1720 1700 1760 2500 4100 4500
Суд (М), кг/кгс.ч 0,58 0,7 0,69 0,64 0,86 0,89
Суд(КР), кг/кгс.ч 0,78   0,645 0,875 1,28 1,3
m 1,98 0,78   1,19 - -
Tr, К 1310 1420 1445 1445 1148 1203
πк 9,6 14,3 19,4 15,6 8,66 9,35
Gв, кг/с 46,8 30 28,5 50,3 66 66
Dвx, мм 540 520 590 624 678 678
L, мм 3358 1975 1210 1960 2700 2880
Gcyx, кг 350 298 315 440 825 860
γф 0,203 0,175 0,175 0,176 0,201 0,191








 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх