«Контрафакт в авиации – риск для пассажиров»

Генеральный директор ЗАО «НК Авиасинтез» о суровых буднях отечественного рынка авиаГСМ

Кандидат технических наук Аида Хурумова среди производителей авиационных ГСМ личность известная и колоритная. Корреспондент «Взлёта» Артём Кореняко попросил г-жу Хурумову рассказать о путях выхода из кризиса, сложившегося на российском рынке авиаГСМ.

Аида Федоровна, каков по Вашим подсчетам процент контрафактных масел на российском рынке ГСМ?

Думаю, огромный. Но даже небольшой процент контрафактных ГСМ в авиационной технике – это небезопасность эксплуатации, это риск для пассажиров и техники.

Причин много – объективных и субъективных. А главное – безнаказанность, бесконтрольность, жажда к наживе любым путем некоторых предпринимателей, и никакие защищенные этикетки и упаковки не решат этой проблемы.

Я ни в коем случае не выступаю за полный госконтроль, но государство должно знать, где, что и как выпускается, какой ресурс сырья и других компонентов, что закупается за рубежом и какого качества. Это должно быть обеспечено законодательной базой или особыми правилами, разрешающими как допуск по производству и применению ГСМ, так и обеспечение его сырьем.

Проблему контрафактной продукции можно решить совместными усилиями следующих госструктур: Минпромэнерго, где должны быть все сведения о выпускаемой продукции; Роспрома, под контролем которого находятся КБ и заводы и который ответственен за эксплуатацию авиатехники; Ростехнадзора, функция которого – контролировать законность производства продукции; ФГУП «Стандартинформ», которому необходимо обратить внимание на ГОСТы, ТУ советского периода, переработать их под требования современной и перспективной техники с учетом существующего в настоящий момент качества нефтей, нефтехимической и химической продукции.

Вопросы стандартизации и сертификации на международном уровне особенно актуальны; необходимы меры по реорганизации нормативно-правовой системы научно-технической документации, по надзору производства, контролю качества товарной продукции и ее сырьевой базы.

Насколько сегодня отечественные ГСМ конкурентоспособны на мировом рынке?

В последнее время сокращен не только ассортимент смазочных материалов, но и ухудшилось их качество. Для этого есть объективные причины: в худшую сторону изменилась по качеству добываемая нефть, практически нет передовых нефтехимических производств по выпуску экологически безопасных высококачественных базовых компонентов и присадок, свернуты научные исследования. Вдобавок к этому – общероссийская болезнь – кадровый голод.

Следует отметить также, что наша отечественная продукция, даже уникальные по качеству смазочные материалы, производимые в настоящий момент, не признаются за рубежом. Для признания требуется определенная работа и борьба.

И первой мерой в этом направлении должно быть законодательное обеспечение непременного применения на импортируемой авиатехнике отечественных смазочных материалов, специально для нее разработанных и зачастую превосходящих по качеству зарубежные масла и смазки.

Каким образом мы можем составить конкуренцию зарубежным смазочным маслам на мировом рынке ГСМ?

Необходима государственная программа, необходимо помнить, что мы – нефтяная держава. Необходимы инвестиции со стороны больших нефтяных компаний, от известных банков, от зарубежных партнеров, которые готовы вкладывать деньги, но при государственной поддержке и заинтересованности, обеспечивающих правовое поле и их надежность. Необходимо усиление роли науки, заинтересованность нефтяных компаний и фирм в новых научных разработках и программах, возрождение их на базе отраслевого института ОАО «ВНИИ НП», где десятилетиями создавалась их научная основа. Тем более что современная и перспективная техника ужесточили требования к ГСМ по режиму эксплуатации: высокие температуры, давления, скорости и т.д. За рубежом в этих случаях давно эксплуатируются только синтетические смазочные материалы.

Готовы ли сегодня российские заводы по производству ГСМ к производству качественных синтетических масел?

Нет, не готовы – по причине отсутствия необходимого сырья. Рассмотрим, например, производство авиационных масел. Так, дозвуковая авиация использует в ГТД нефтяное масло, работоспособное до температур 150-175°С, сверхзвуковая – синтетическое полиальфаолефиновое масло или масло на базе эфира дии- зооктилсебацината (работает до 200°С). Но для двигателей перспективной техники требуются масла на базе сложных эфиров, обеспечивающих работоспособность при температурах выше 200°С (225-240°С). К сожалению, в России нет производства сложных эфиров, как и высококачественных полиальфаолефиновых базовых компонентов, хотя и те, и другие давно широко используются за рубежом в смазочных материалах не только для авиационной техники, но и для наземной – в автомобильной, компрессорной, турбинной, холодильной, текстильной и многих других отраслях промышленности.

Для решения проблемы создания ассортимента высококачественных конкурентоспособных синтетических смазочных материалов и жидкостей необходимо разработать смазочные композиции на основе сложных эфиров, внедрить их и создать рынок сбыта; построить заводы по производству базового сырья – сложных эфиров и высококачественных полиальфаолефинов, используя рентабельные передовые технологии. Для быстрого внедрения в жизнь, не изобретая заново «велосипед», лучше использовать отработанные зарубежные технологии, т.к. отечественная разработка, проектирование, освоение и т.д., как показала практика советского времени, занимает много времени и требует огромных затрат.

Как Вы работаете в сложившихся условиях?

Мы производим и разрабатываем новые синтетические масла на основе сложных эфиров французской фирмы NYCO. Разработана композиция масла Б-3В, которая прошла полный цикл испытаний – квалификационные, стендовые, эксплуатационные. Масло внедрено и широко эксплуатируется на вертолетах (как единое для редукторов и двигателей) и на объектах ВМФ. Мы гордимся качеством этого масла. Разработаны композиции, испытаны и организовывается промышленное производство синтетических масел ЛЗ-240 и холодильного ХФ22с-16. Разработана композиция синтетического масла НК-225, работоспособного до температур 225-240°С для сверхзвуковых истребителей, которая находится на испытаниях. Выпускается широко распространенное авиационное масло МС-8п и авиационные маслосмеси.

У нас есть планы создания и организации производства новых масел улучшенного качества, для решения которых необходимо участие авиационных конструкторских бюро и государственных заказчиков.

Хурумова Аида Федоровна – генеральный директор ЗАО «Новая Компания Авиасинтез», кандидат технических наук. С 1965 г., после окончания Московского института нефтехимической и газовой промышленности им. И.М. Губкина, работала во Всесоюзном научно-исследовательском институте по переработке нефти (ВНИИ НП). А.Ф. Хурумова – один из разработчиков авиационных масел ИПМ-10, Петрим, МС-8п, ВО-12, ТСгип, Б-ЗВ, ЛЗ-240 и др. Автор 9 патентов на авиамасла и более 50 публикаций, лауреат премии АССАД им. А.А. Микулина 1996 г. С 1998 по 2004 гг., являясь генеральным директором ООО «Квалитет-Авиа», организовала промышленное производство масел МС-8п, МС-8рк, ТСгип, АУ, АУп, ТАП-15В, СМ-4,5. С 2005 г. возглавляет ЗАО «НК Авиасинтез».





 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх