«Салют»: от завода к холдингу

Как уже сообщал наш журнал, 11 августа этого года Президент России Владимир Путин подписал Указ №1039 «О Федеральном государственном унитарном предприятии «Научно-производственный центр газотурбостроения «Салют», в соответствии с которым на базе ММПП «Салют» предстоит создать первый в стране двигателестроительный холдинг (см. «Взлёт» №8- 9/2007, с. 66). Впоследствии, после создания еще трех холдингов, планируется сформировать и единую двигателестроительную корпорацию России, прогнозируемый годовой оборот которой составит около 2 млрд. долл.

В развитие президентского указа Правительство России выпустило 22 сентября распоряжение за №1264-р о переименовании ФГУП «Московское машиностроительное производственное предприятие «Салют» после его реорганизации и увеличения уставного фонда в ФГУП «Научно-производственный центр газотурбостроения «Салют», к которому присоединяется реорганизуемое ФГУП «Омское моторостроительное объединение им. П.И. Баранова». Кроме того, в уставный фонд нового холдинга вносятся находящиеся в федеральной собственности акции открытых акционерных обществ: Гаврилов-Ямский машиностроительный завод «Агат» (Ярославская обл.)- 25,5%, КБ «Электроприбор» (г. Саратов) – 38%, НПП «Темп» им. Ф. Короткова (г. Москва) – 25,5%, Институт технологии и организации производства (г. Уфа) – 38%.

В ходе недавнего международного аэрокосмического салона в Дубае корреспонденту «Взлёта» представилась возможность побеседовать с генеральным директором «Салюта» Юрием Елисеевым и узнать подробности сложного процесса объединения московского и омского двигателестроительных предприятий.

По словам генерального директора «Салюта», на омском предприятии после начала объединения уже создано около 1100 новых рабочих мест. Увеличивается и загрузка мощностей завода – по оценке Юрия Елисеева, в следующем году объем производства на заводе им. Баранова будет минимум в три раза больше, чем в нынешнем. На омском предприятии уже активно идет освоение двигателя Д-436, там будут производиться вся серия 20-мегаваттных стационарных электростанций. Естественно, что для этого приходится переносить в Омск отдельные производства из Москвы, исключая их дублирование. К тому же на сегодня из Москвы в Омск передано более 20 единиц современных высокопроизводительных станков с ЧПУ.

«Мы планируем, что в течение трех-четырех лет мы доведем численность рабочих мест на предприятии как минимум до 12-13 тыс.- с тех 6 тыс., которые там имелись до решения об объединении», – отметил Юрий Елисеев. Причем кадры подбираются на месте, а не «завозятся» из Москвы или других регионов, как прогнозировали многие эксперты. Хотя, конечно, на первом этапе московские специалисты «Салюта» принимают в данном процессе активное участие.

В перспективных планах- создание в Омске филиала конструкторского бюро предприятия, а также вывод туда большей части серийного производства из Москвы. За Москвой же останется разработка двигателей, изготовление опытных образцов, их отладка и последующая передача на серийные заводы. Кроме того, в Москве будет действовать и «салютовский» инженерно-технический учебный центр, в котором будут проходить обучение и повышать свою квалификацию специалисты со всех филиалов «Салюта» – на сегодня их уже 11. Одновременно будут восстанавливаться и учебные центры в регионах.

Что касается будущей организации двигателестроительного холдинга «Салют», то Юрий Елисеев не исключил возможности включения в него новых предприятий. «Сама жизнь заставит нас прийти к решению укрупняться. Да и желающие еще есть», – подчеркнул руководитель холдинга. – «Самое главное не превратить этот процесс в одну сплошную революцию, не забыть за процессами интеграции и создания интегрированных структур главную цель – создание конкурентоспособных продуктов для этой структуры».

Задача холдинга «Салют» – наполнение имеющихся площадей производством, увеличение объема выпуска продукции, создание новых рабочих мест. «Та продукция, которую мы производим – газотурбинные двигатели – является стратегической для нашей страны: для обороны, для транспорта, для энергетики», – отметил Юрий Елисеев. – «По нашим оценкам, даже для нужд России мощностей заводов по выпуску газотурбинных двигателей уже не хватает. Поэтому тот же омский завод вместо 50 млн долл. должен через два-три года давать продукции как минимум на 500 млн долл.».

Временные рамки создания холдинга были определены Указом до мая 2008 г. Однако, по мнению Юрия Елисеева, данный процесс будет успешно завершен даже раньше запланированного срока. В т.ч. и благодаря тому, что проект включения омского завода в холдинг активно поддержал губернатор Омской области Леонид Полежаев. «Мы планируем в этом году полностью завершить процесс оформления необходимых документов по вопросу объединения с омским заводом», – отметил гендиректор «Салюта». – «А что касается нашей текущей работы, то мы выступили с инициативой, и она была поддержана руководством Минобороны России, чтобы до конца текущего года выполнить все наши обязательства по ремонту и модернизации двигателей АЛ-21, АЛ-31 и РД-33, которые были запланированы на 2008-2010 гг.».

Кроме того, начинается государственное финансирование ММПП «Салют» и НПО «Сатурн» по программе создания демонстратора двигателя для истребителя пятого поколения. Предъявить демонстратор конкурсной комиссии обе компании должны к 2009 г. «Для нас участие в данном конкурсе – это приоритетнейшая задача, мы ни на миг по ней работать не переставали», – говорит Елисеев.

Следующий приоритет «Салюта» – создание нового двигателя для гражданской авиации – «двенадцатитонника». «В данном проекте головным определено пермское предприятие, а за нами в ходе предварительной разработки закреплена тема создания компрессора высокого давления. В ближайшее время этот вопрос будет решен окончательно», – сообщил Юрий Елисеев. ВЩ.









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх