Финансовая мощь российской авиации и космонавтики

В октябре 2007 г. журнал «Эксперт» (в №36) опубликовал рейтинг 400 крупнейших предприятий России, составленный по финансовым итогам 2006 г. Из всего списка мы выбрали компании, которые прямо или косвенно относятся к аэрокосмической отрасли. Таких оказалось 21 – всего 5% от общего числа.

Базовый рейтинг составлен по объему реализации – т.е. по объему годовой выручки от продажи продукции, работ и услуг, а потому и в нашем списке по единому показателю финансовой «мощности» выстроены и производители (их в общем списке 12), и авиаперевозчики (их 8), и поставщики услуг. Второй год подряд в отраслевом списке лидируют – с двух-трехкратным отрывом от основной группы – авиакомпания «Аэрофлот» и Концерн ПВО «Алмаз-Антей». Однако надо учесть, что «Объединенная авиастроительная компания» в 2006 г. только создавалась, и предприятия, вошедшие в нее, в рейтинге 2006 г. представлены самостоятельно – в отличие, например, от предприятий, составивших в 2002 г. корпорацию «Тактическое ракетное вооружение». Впервые в рейтинге представлены два недавно созданных объединения: концерн «Оборонпром» и поставщик ГСМ для авиакомпаний – группа компаний «Аэрофьюэлз».


Место в рейтинге «Эксперта»
Место в рейтин­ге «Эксперта» Компания Объем реализации продукции, млн руб. Темп при­ роста, % Прибыль в 2006 г., млн руб.
2007 г. 2006 г. 2006 г. 2005 г. до налого­обложения чистая прибыль
1 35 33 «Аэрофлот» 81 099,6 71 469,0 13,5 10 547,0 7017,7
2 51 49 «Алмаз-Антей» 62 170,4 50 252,5 23,7 7081,9 4928,2
3 102 137 «ВСМПО-Ависма» 28 364,4 16 800,4 68,8 8119,6 5859,9
4 115 113 «Сибирь» 24 968,6 19 651,8 27,1 32,8 61,1
5 128 - 0ПК «Оборонпром» 22 899,0 20 569,8 11,3 757,3 409,9
6 129 108 «Иркут» 22 625,0 20 133,8 12,4 1520,6 1188,9
7 143 131 «Шереметьево» 20 775,1 17 526,3 18,5 н.д. 512,9
8 153 148 «Сухой» 19 488,3 15 898,8 22,6 907,4 325,8
9 158 140 «Аэрокосмическое оборудование» 19 220,9 16 548,5 16,1 3873,3 2817,3
10 162 223 Корпорация «ТРВ» 18 696,3 12 880,9 45,1 2010,1 1484,9
11 168 182 «Волга-Днепр» 17 942,6 13 234,6 35,6 592,4 439,3
12 197 213 «ЮТэйр» 16140,2 11 272,6 43,2 277,3 263,9
13 213 238 УМП0 14 995,5 10 458,4 43,4 1904,8 1486,0
14 233 249 «Трансаэро» 13 629,4 9888,0 37,8 386,3 304,7
15 244 246 «Красэйр» 12 821,6 10 082,6 27,2 118,7 7,5
16 266 228 НПО «Сатурн» 11 460,3 11 588,1 -1,1 -252,1 -62,4
17 291 296 ЦСКБ «Прогресс» 10147,9 7876,9 28,8 469,6 231,1
18 334 353 PKK «Энергия» 8699,0 6297,5 38,1 789,0 509,5
19 346 - «Аэрофьюэлз» 8238,6 7355,4 12,0 н.д. 136,0
20 363 370 «Домодедовские авиалинии» 7642,0 5996,4 27,4 -640,0 -495,6
21 379 322 РСК «МиГ» 7271,2 6955,3 4,5 624,6 292,8
Жирным шрифтом выделены предприятия воздушного транспорта (авиакомпании, аэропорты, предприятия топливного обеспечения воздушного транспорта), желтым - предприятия промышленности (авиастроение, производство средств ПВО, ракетно-космической техники и аэрокосмическая металлургия)

Объем реализации продукции ведущих предприятий аэрокосмической промышленности в 2006 г., млн руб.

Чистая прибыль ведущих предприятий аэрокосмической промышленности в 2006 г., млн руб.

Обращает на себя внимание, что практически у всех представленных в рейтинге компаний (кроме НПО «Сатурн» и РСК «МиГ») темп прироста выручки превышает уровень годовой инфляции. А это значит, что спрос на отечественную аэрокосмическую продукцию и – в еще большей степени – на перевозки существенно вырос и дает предприятиям отрасли возможность развиваться количественно и качественно. При этом большинство крупнейших авиаперевозчиков заметно поднялись в общефедеральном рейтинге или, как минимум, сохранили практически прежние позиции. В то же время производители аэрокосмической продукции разделились примерно поровну на поднявшихся вверх и сдавших позиции. Такое движение косвенно свидетельствует о том, что спрос на авиаперевозки растет быстрее роста экономики страны в целом, в то время как производственный сектор аэрокосмической отрасли, представленный в данном случае производителями преимущественно оборонной продукции, поставляемой на экспорт, живет своей самостоятельной жизнью и не испытывает позитивного влияния от роста внутреннего спроса. Таким образом, по финансовым данным рейтинга можно судить о том, что в 2006 г. разрыв экономических (а следовательно, и технических и технологических) связей между отечественными авиаперевозчиками и отечественным авиапромом еще более возрос. СЖ.









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх