МКС теперь под женским началом

Очередная пересменка на орбите

На МКС состоялась пересменка. В октябре экипаж длительной орбитальной экспедиции впервые в истории космонавтики возглавила женщина – астронавт NASA Пегги Уитрон. вместе с ней и россиянином Юрием Маленченко на MKС прибыл и первый космонавт Малайзии – Шейх Мусзафар Шукор. Он провел на орбите 11 дней, вернувшись на Землю с экипажем МКС-15 – космонавтами Олегом Котовым и Федором Юрчихиным.

Очередной российский космический корабль отправился к Международной космической станции 10 октября. Ракета-носитель «Союз-ФГ» с «Союзом ТМА-11» стартовала с 1-й площадки Байконура в 17.22 по московскому времени, а двое суток спустя, 12 октября в 18.50 МСК, корабль в автоматическом режиме пристыковался к функционально-грузовому блоку «Заря» российского сегмента МКС. На станцию прибыли члены экипажа основной 16-й экспедиции – российский космонавт Юрий Маленченко и астронавт NASA Пегги Уитсон, а по программе 13-й экспедиции посещения – первый «ангкасаван» Малайзии (angkasawan – от малайского слова angkasa, которое означает «космос») Шейх Мусзафар Шукор.

Все трое – космонавты с историей. Маленченко впервые побывал на орбите в 1994 г., отработав 126 суток на станции «Мир». Свой второй полет он совершил в сентябре 2000 г. в качестве специалиста полета шаттла «Атлантис» (миссия STS-106) по программе подготовки МКС к прибытию первого постоянного экипажа. В третий раз Маленченко отправился на станцию в апреле 2003 г. как командир экипажа 7-й основной экспедиции. Причем, будучи на орбите, космонавт успел жениться (брак Маленченко и американки русского происхождения Екатерины Дмитриевой был оформлен заочно – по законам штата Техас в момент «свадьбы» невеста находилась в Центре управления полетами в Хьюстоне). И это была первая в истории космонавтики заочная свадьба на орбите.

Для Пегги Уитсон нынешний полет так же не первый. В 2002 г. она полгода отработала на МКС в качестве первого астронавта-исследователя (Уитсон провела 21 эксперимент в области микрогравитации и медико-биологических исследований). Однако на этот раз ее полномочия значительно расширились: Уитсон стала первой в истории МКС женщиной-командиром экипажа. В течение полугодовой вахты ей предстоит командовать экипажем из двух мужчин. Один из них – Маленченко, а место второго бортинженера – сменное. До конца октября его занимал астронавт NASA Клейтон Андерсон, прибывший на станцию на корабле «Индэвор» миссии STS-117 в августе этого года. 25 октября на смену Андерсону на шаттле «Дискавери» миссии STS-120 прибыл американец Дэниел Тани, который останется на МКС до декабря этого года. Затем Тани сменит астронавт Европейского космического агентства Леопольд Эйартц – планируется, что он отправится на орбиту на борту шаттла «Атлантис» (STS-122). И, наконец, в феврале 2008 г. во время полета корабля «Индэвор» (STS-123) Эйартца сменит американский астронавт Гарретт Рейзман.

Экипажу МКС-16 под командованием Уитсон предстоит сложная и особенно насыщенная программа. С прибытием челнока «Дискавери» на МКС начал ся новый этап строительства – шаттл, командиром которого тоже, кстати, является женщина – астронавт NASA Памела Мелрой, доставил на орбиту второй узловой модуль – «Ноуд-2» (Node 2). Первый, «Юнити», находится в составе станции с 1998 г. «Ноуд-2», построенный в Италии, соединит три лабораторных модуля: американский «Дестини», европейский «Колумбус» и японский «Кибо». «Колумбус» будет доставлен на МКС в декабре этого года, а «Кибо» войдет в состав станции в начале 2008-го. Это значительно расширит возможности МКС и позволит увеличить постоянный экипаж станции с трех до шести человек. Экипажу во главе с Уитсон также предстоит принять два грузовика «Прогресс» и первый европейский грузовой корабль ATV «Жтоль Верн», старт которого запланирован на январь 2008 г. Как всегда в программе основной экспедиции – несколько десятков научно-исследовательских экспериментов.

Третий член экипажа «Союза ТМА-11», малазиец Шукор, побывал в космосе впервые, но его «космическая эпопея» уже вошла в историю Малайзии. Обсуждение возможности космического полета представителя этой страны началось еще в конце 80-х гг. – тогда с таким предложением выступило руководство СССР. Однако только в 2002 г. Национальное космическое агентство Малайзии заявило, что готово выполнить все необходимые для этого требования. Космический полет малазийца был отдельно обговорен в большом пакетном соглашении между двумя странами (по нему Малайзия закупает в России истребители Су-30МКМ на сумму почти в 1 млрд. долл. и отправляет своего гражданина в космос). Вскоре после заключения договора в Малайзии начался прием заявок от желающих стать первым ангкасаваном. Заявки принимались через интернет, и изъявить свое желание полететь в космос мог любой житель страны старше 21 года. В итоге из 11 тыс. претендентов были отобраны около 3,7 тыс., соответствующих требованиям по возрасту и образованию, а затем путем дополнительных испытаний и медицинского отбора остались четверо, в т.ч. одна женщина. Из них специалисты выбрали двоих – Шейха Музсафара Шукора, который и отправился на МКС с экспедицией посещения. Его дублером был Фанз Бин Хал ид.

35-летний Шукор – врач-ортопед. Он преподает медицину в университете Кебангсаан. Во время своего 10-дневного космического полета он провел серию экспериментов, в т.ч. по исследованию раковых клеток, белков и микробов, а также эксперимент с официальным названием «Малайзийская пища в космосе». Правда, еды было очень мало – укладка из девяти блюд национальной кухни Малайзии, приготовленных в соответствии с нормами ислама (халяль), весила 550 г, но ангкасавану все же удалось угостить коллег на орбите сразу после завершения священного месяца Рамадан. Кстати, т.к. Шукор был и первым мусульманином, оказавшимся в космосе в дни Рамадана, малазийские богословы разработали для него первую в мире «памятку космонавта-мусульманина», в которой ему было разрешено совершать намаз по специальным правилам.



При этом Малайзию настолько вдохновил космический полет Шукора, что вице-премьер страны прибыл в Россию, чтобы встретить ангкасавана, а заодно начать переговоры об отправке на МКС второго представителя Малайзии – Фанза Хал и да. Эта инициатива стала для Роскосмоса «приятной неожиданностью», отметили представители агентства. Правда, другую «неожиданность» приятной назвать нельзя – посадка спускаемой капсулы «Союза ТМА-10» с малазийцем на борту прошла по варианту баллистического спуска. Утром 21 октября Олег Котов и Федор Юрчихин, входившие в состав 15-й основной экспедиции на МКС, а вместе с ними и Шукор покинули станцию и отправились на Землю. В 14.37 МСК спускаемая капсула корабля должна была совершить посадку в 85 км к северу от города Арка лык (Казахстан). Но в 14.18, через две минуты после входа капсулы в атмосферу, Олег Котов доложил в ЦУП, что бортовой компьютер по неизвестным причинам перевел спуск в режим баллистического.



Примерно минуту спустя после этого доклада экипаж капсулы испытал на себе перегрузку в два раза больше штатной – около 8,5. Как рассказал позднее Котов, во время спуска в корабле искрилась аппаратура, и шел небольшой дым. В 14.20, на две минуты раньше, чем при автоматическом управляемом спуске, сработала основная система парашютирования. «Пока я говорил Шейху, что нужно держаться, мы уже сели», – поделился впечатлениями от баллистического спуска Федор Юрчихин. Примерно на минуту раньше расчетного времени на капсуле сработали двигатели мягкой посадки, и в 14.36 она приземлилась в 10 км от казахстанского поселка Толыбай, не долетев до плановой точки более 300 км. И уже в 14.49 первый вертолет совершил посадку возле лежавшего на боку «Союза». Экипаж не успел даже толком испугаться. По данным медиков, пульс малазийского ангкасавана составлял 72 удара в минуту, а у Юрчихина и Котова – 80-90 ударов в минуту. Вскоре все трое были переправлены в Звездный городок, а выяснением причин баллистического спуска занялась техническая комиссия, созданная в РКК «Энергия».

Отметим, что последний раз по баллистическому варианту российский корабль «Союз» совершил посадку в мае 2003 г., когда с МКС возвращались Николай Бударин, Кеннет Бауэрсокс и Дональд Петит. Им пришлось испытать перегрузку в 8.1 единиц и приземлиться в 460 км от штатного района. Как выяснила позднее комиссия, причиной перехода в режим баллистического спуска стала неадекватная реакция блока управления спуском (БУСП-М), входящего в состав системы управления спуском, на сигналы с гироскопа КИОО-18 и измерителя угловых скоростей. На этот раз, как заявил сразу после посадки «Союза» глава Роскосмоса Анатолий Перминов, причины спуска по баллистической траектории не те, что в 2003 г. «Скорее всего, повлияло состояние атмосферы и положение, в котором находился корабль», – предположил Перминов. Впрочем, истинные причины выяснит комиссия, но глава Роскосмоса уже выразил уверенность, что инцидент никак не повлияет на очередь из желающих полететь в космос на российском «Союзе».









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх