Аспекты развития ГЛОНАСС

Отечественная глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС) начала создаваться еще два десятка лет назад, но «каток» 90-х гг. годов привел ее в упадок. Несмотря на предпринимаемые со стороны государства усилия, по состоянию на начало сентября 2007 г. на орбите активно функционировали только семь спутников системы. Между тем, полноценная эксплуатация ГЛОНАССа возможна при развертывании всего «созвездия» из 24 аппаратов.

Учитывая важность проблемы, 17 мая 2007 г. Президент РФ Владимир Путин подписал Указ «Об использовании глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития Российской Федерации», который, в частности, предоставляет доступ к навигационным данным гражданских пользователей, в т.ч. иностранным.

В соответствии с Указом, функции координатора работ по поддержанию, развитию и использованию системы ГЛОНАСС в интересах гражданских потребителей возложены на Федеральное космическое агентство. Кроме того, Правительству РФ дано поручение до 31 декабря 2007 г. определить полномочия федеральных органов исполнительной власти в части, касающейся поддержания, развития и использования системы ГЛОНАСС, а до конца 2011 г. утвердить соответствующую федеральную целевую программу на 2012-2020 гг. (подробнее об этом – см. «Взлёт» №6/2007, с. 46).

В ходе визита на авиасалон МАКС-2007 Президент Путин посетил стенд РНИИ КП – головного предприятия формируемой в настоящее время Российской корпорации ракетно-космического приборостроения и информационных систем – и ознакомился с ходом работ по ГЛОНАССу, показав, что интерес государства к приведению системы спутниковой навигации в работоспособное состояние – не простая декларация. Глава Роскосмоса Анатолий Перминов продемонстрировал натурный макет перспективного спутника «Глонасс-К» в экспозиции НПО ПМ им. М.Ф. Решетнева, навигационную аппаратуру потребителей и ознакомил Президента с ходом работ по системе в целом.

По информации НПО ПМ, новые аппараты будут оснащены аппаратурой межспутниковых измерений, использование которой позволит повысить стабильность работы группировки. Запуск «Глонасса-К» намечен на 2009 г.

В ходе выставки руководитель Роскосмоса подписал соглашение о сотрудничестве с Внешэкономбанком. Оно предусматривает взаимодействие и координацию усилий, направленных на проработку схем организации финансирования проектов Роскосмоса – и, прежде всего, на выполнение федеральной целевой программы ГЛОНАСС.

Начинается, пусть и небыстрое, внедрение отечественной навигационной системы в повседневную жизнь. Московское КБ «Компас» представило на авиасалоне первый российский GPS/ ГЛОНАСС-навигатор. Изначально прибор разрабатывался для нужд Минобороны, он устойчив к искусственным помехам, высоким и низким температурам, а также к ударным воздействиям. Компактный навигатор НПИ сделан из российских комплектующих, за исключением немецкого ЖК-экрана, который в ходе предполагаемого серийного производства будет заменен на отечественный. Стоимость прибора в зависимости от масштабов производства составит 500-1500 долл.

Особенно актуальным стало внедрение спутниковых навигационных систем в авиационной технике, что повышает безопасность полетов, а применительно к военной авиации – и эффективность боевого применения. Рост интенсивности воздушного движения делает все более актуальным вопрос о точности соблюдения воздушными судами маршрута и выделенных воздушных коридоров, что во многом определяет уровень безопасности полетов. Действующие стандарты зонального эшелонирования предусматривают соблюдение воздушного коридора в одну милю по маршруту. Включение ГЛОНАСС в единую систему навигации и определения координат воздушного судна позволяет сверяться с заданным маршрутом в режиме реального времени. Каждые пять секунд система корректирует заданный маршрут воздушного судна, что позволяет соответствовать всем требованиям по навигации воздушных судов.

Авиакомпания «Атлант-Союз» первой из российских авиаперевозчиков установила на свое воздушное судно – Ту-154М RA-85740 – оборудование ГЛОНАСС. Специалисты Внуковского АРЗ №400 смонтировали на самолете бортовую многофункциональную систему (БМС), разработанную ВНИИРА «Навигатор» (г. С.-Петербург). Помимо ГЛОНАСС, БМС работает по сигналам американской (GPS) и европейской («Галилео») спутниковых систем и спутниковых функциональных дополнений GNSS-SBAS (WAAS, EGNOS, MSAS). В ходе испытательных полетов, выполненных воздушным судном, оборудование подтвердило свою эффективность и работоспособность.

Кроме того, МКБ «Компас» спроектировало систему посадки для авианесущих кораблей – первую в России, построенную на базе ГЛОНАСС/GPS. При ее создании разработчики добивались максимального уровня надежности и помехозащищенности, а также – в перспективе – адаптации к нуждам гражданского сектора. Эта система, в частности, сможет быть использована на морских буровых платформах, гражданских судах, в небольших аэропортах.

На 2007 г. бюджетные расходы на систему ГЛОНАСС запланированы в объеме около 10 млрд. рублей. В 2008-2009 гг. число работающих на орбите российских навигационных спутников намечено довести до 18, а к 2011 г. и до необходимых 24. При этом точность определения местоположения пользователей системы достигнет, как и у GPS, 1-5 метров (пока она на порядок ниже). Очередные шесть аппаратов системы ГЛОНАСС планировалось вывести на орбиту двумя пусками носителя «Протон» в конце 2007 г. Однако сентябрьская авария ракеты «Протон-М» ставит эти планы под сомнение.

Дмитрий Воронцов





 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх