Ракетно-космические новинки МАКС-2007

Ракетно-космическая техника по традиции стала одной из важнейших составляющих нынешнего авиакосмического салона МАКС-2007. Правда настоящих новинок в этот раз было не так много.

Так, например, в экспозиции ГРЦ «КБ им. академика В.П. Макеева» был представлен макет многоразовой ракетно-космической системы (МРКС) «Россиянка» (на фото справа). Этот проект, без сомнения, стал «ракетной сенсацией» МАКСа. Разработка, выполненная в 2006 г. в соответствии с Федеральной космической программой (ФКП) России на 2006-2015 гг., проведена в кооперации с КБХА, КБХМ, НИИмаш (Нижняя Салда), НПОА и КБТМ. Согласно ФКП, частично-многоразовая ракета-носитель должна обеспечить выведение на низкие околоземные орбиты космических аппаратов массой 25-35 т при снижении удельной стоимости запуска в 1,5 раза и кардинальном уменьшении числа полей падения. Особенностями «Россиянки» являются: многоблочная компоновка первой ступени, состоящей из четырех баков диаметром 4,1 м каждый, скомпонованных вокруг хвостового отсека и межступенчатого переходника; возвращение первой ступени к месту старта по баллистической траектории и вертикальная беспарашютная посадка с использованием маршевых и управляющих двигателей; использование в качестве ракетного горючего сжиженного природного газа (СПГ) или метана (из которого СПГ состоит на 90% и более).

При длине 35,6 м ракета имеет стартовую массу 750 т и массу полезного груза 21,5 т. Первая ступень может использоваться до 25 раз. Грузоподъемность носителя можно поднять до 35 т за счёт увеличения размерности или использования кислородно-водородной второй ступени. При этом конструктивно-компоновочная схема МРКС и принцип возвращения первой ступени сохраняются.

Маршевые двигатели (однотипные, на первой ступени имеют тягу по 210 тс, на второй – 240 тс) разрабатываются в КБХА, рулевые двигатели тягой 11 тс – совместно КБХМ и КБХА, а двигатели ориентации – НИИмаш.

Общие расчетные затраты на создание МРКС составляют порядка 670-750 млн долл., а стоимость одного пуска не должна превысить 19 млн долл. Ракета сможет стартовать с космодромов Капустин Яр или Байконур. В последнем случае возможно использование наземной инфраструктуры от РН «Энергия». Некоторой неожиданностью стало то обстоятельство, что на макете в качестве полезного груза был установлен бескрылый вариант пилотируемого корабля «Клипер». Судьба последнего, как известно, окончательно не определена.

В экспозиции ГРЦ был представлен и макет нового варианта РН комплекса «Воздушный старт», ступени которого – в отличие от предыдущей конфигурации – выполнены в одном диаметре (2,66 м). Причиной такого решения является стремление использовать технологическую оснастку блока «И» (третья ступень РН «Союз»), имеющуюся на самарском заводе «Прогресс». Посетители салона также смогли увидеть макет «старой» РН семейства «Штиль», созданной на основе БРПЛ.

ГКНПЦ им. М.В. Хруничева показал макеты линейки РН семейств «Ангара» и «Протон». Эти ракеты давно знакомы специалистам и знатокам аэрокосмической техники. Однако и здесь не обошлось без новинок в виде двухступенчатой РН «Ангара-5П», предназначенной для выведения на орбиту пилотируемого комплекса, разрабатываемого Центром на основе задела по пилотируемым кораблям ТКС, и целых трех разных вариантов легкой РН «Ангара-1» (на фото в середине).






 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх