Воздушный праздник сибиряков

Антон ПАВЛОВ фото автора

21 июля в небе над аэродромом совместного базирования «Толмачёво» (Новосибирск) состоялось авиационное шоу посвященное 55-летию образования 14-й Армии ВВС и ПВО России. Благодаря грамотной организации праздника тысячи жителей Новосибирска и других близлежащих городов смогли беспрепятственно посетить военную базу и вплотную приблизиться к современной российской авиационной технике. На наземной экспозиционной площадке для свободного осмотра были представлены практически все типы самолетов и вертолетов, эксплуатируемых в Сибирском военном округе. Желающие имели возможность спокойно заглянуть в салоны и кабины пилотов вертолетов Ми-8, Ми-8МТВ2 «салон», Ми-24, а также самолетов Ан-12, Ан-26, Ту-134А. Особенно терпеливые посетители, отстояв немалые очереди, смогли посидеть в кабине штурмовика Су-25, фронтового бомбардировщика Су-24М, истребителя МиГ-29 и перехватчика МиГ-31. Но, безусловно, главной изюминкой этого дня стало авиашоу.


Предваряя начало воздушного показа, перед гостями праздника выступил командующий 14-й Армией ВВС и ПВО генерал- лейтенант Николай Данилов: «Сибирская земля еще не знала такого праздника, такого яркого мероприятия по пропаганде традиций военной службы и профессии военного летчика! В наших рядах проходят службу высочайшие профессионалы своего дела, настоящие патриоты России, мужественные люди. Наша 14-я армия по своему составу и зоне ответственности является одной из самых крупных в ВВС и ПВО России. Ее соединения и части расположены в 14 субъектах Российской Федерации, протяженность границ с севера на юг более 3300, а с запада на восток 3500 км. Армия прикрывает более 30% территории России. Помимо сугубо боевых задач по предотвращению угрозы вторжения на территорию России нежелательных «гостей», с помощью средств ПВО ежегодно осуществляется проведение свыше 20 тыс. воздушных судов различных типов, следующих в воздушном пространстве Сибири».

После этого началось основное действо. На плацу с развернутым знаменем маршем прошел сводный отряд из офицеров местного гарнизона, а в небе появились парашютисты с флагами России и ВВС. Зрители не успевали перевести дух от сменявшихся перед ними всё новых и новых выступлений. Задрав головы, тысячи людей наблюдали, как в небе крутили индивидуальные программы легкие спортивные самолеты Як-52 и Як-55. Вслед за ними красиво прошла пара вертолетов Ми-2.




Наступившую небольшую паузу и тишину разорвал грохот от пролетевшего прямо над головами бомбардировщика Су-24М. Пилотируемый летчиком- испытателем первого класса Валерием Баташевым самолет творил настоящие чудеса, демонстрируя собравшимся максимум своих возможностей. Изменяя геометрию крыла, машина представала каждый раз в новом облике и, выполняя очередную фигуру высшего пилотажа, срывала законные аплодисменты. Но всё это было лишь прелюдией к основному шоу – от взлетно-посадочной полосы уже оторвалась взлетающая четверка МиГ-29. Совершив перестроение «правый пеленг», «МиГи» обошли летное поле по дальней дуге и вынырнули из-за спин зрителей. Эффект неожиданности сработал на все 100%, вызвав восхищенный вздох и овации.



Комментатор объявил, что в небе над Сибирской землей выступает пилотажная группа «Стрижи». Это вызвало некоторое недоумение публики, так как все ожидали увидеть яркие красно-бело-синие «МиГи» из подмосковной Кубинки, а пилотаж в новосибирском небе крутили строевые машины в характерном камуфляже с акульими пастями под носом. Но все объясняется достаточно просто. По сложившейся традиции, элитная пилотажная группа ВВС России, уже второй раз выступая в Новосибирске, пользуется самолетами 120-го гвардейского истребительного полка, базирующегося на аэродроме Домна под Читой. И связано это не столько с тем, что перегонять свои самолеты на достаточно большое расстояние экономически нецелесообразно, а в большей степени с высоким уровнем доверия, которое оказывают подопечные Николая Дятла и он сам авиаторам из Забайкалья. Вот и в этот раз технический состав во главе с майором Александром Фесиком – капитан Олег Матвеев, лейтенанты Игорь Фомин, Игорь Тимченко, Вадим Карелин, Александр Просяников и другие, командированные полком для выполнения столь ответственного задания, с честью справились с поставленными задачами, обеспечив надежную работу своих «зубастых» МиГ-29.

Возвращаясь к показательной программе, продемонстрированной четверкой «Стрижей» на забайкальских «МиГах», нужно обязательно отметить, как целостно и энергично смотрелось их выступление. Динамично перестраиваясь из одной фигуры в другую, летчики ни разу не увели свои машины из поля зрения собравшихся гостей праздника. Завершением воздушного шоу стал сольный пилотаж МиГ-29УБ с бортовым №84, в кабине которого находились командир кубинской группы гвардии полковник Николай Дятел и самый молодой «стриж» гвардии капитан Денис Кузнецов. По отзывам зрителей, это было неописуемое по своей красоте и насыщенности выступление. Самолет буквально творил невозможное и чувствовалось, что небо это его жизнь, его родная стихия!

В заключение, как бы того не хотелось, но надо вернуться на землю и констатировать факт, что поддержание техники в достойном состоянии дается нашим авиаторам с каждым годом всё тяжелее. По всеобщему признанию уже скоро летчикам просто не на чем будет летать и охранять наши воздушные границы. Редкие факты передачи в войска самолетов, прошедших ремонт и модернизацию практически пока не касаются МиГ-29, а ведь именно они составляют большую часть истребительного парка ВВС России. На том же празднике в Толмачево из уст заместителя главнокомандующего ВВС России Анатолия Ноговицына прозвучали заверения о том, что поставки вооружения по авиационной составляющей и средствам ПВО «спланированы до 2015 г.». «Что касается самолетов, то в 14-й армии после 2010 г. будет замена техники. Безоружными сибиряков не оставим», – заявил генерал Ноговицын.

Остается верить в это заявление заместителя главкома и надеяться, что спланированные поставки самолетов смогут не только поддержать «налету» наши боевые полки, но и вдохнуть в них новую жизнь.


14 -я Армия ВВС и ПВО России*

14-я Армия ВВС и ПВО сформирована в конце 90-х гг. в рамках реформирования ВВС и войск ПВО России на территории Сибирского военного округа на основе 14-й Отдельной Армии ПВО (Новосибирск), 23-й Воздушной Армии ВВС (Чита) и 50-го отдельного корпуса ПВО (Чита). Зона ответственности 14-й Армии представляет собой огромную территорию, простирающуюся на 3500 км с запада на восток и более 3300 км с севера на юг. Авиационная техника армии сосредоточена в основном в южной части округа, вдоль границ с Казахстаном и Монголией. Командует армией генерал-лейтенант Николай Данилов.

Основная авиационная ударная сила объединения – 21-я смешанная авиадивизия, включающая полк фронтовых бомбардировщиков Су-24М в Джиде, полк самолетов-разведчиков Су-24МР в Баде и полк штурмовиков Су-25 в Степи (Оловянная). Истребительная компонента армии представлена авиаполками истребителей МиГ-29 в Домне под Читой и истребителей-перехватчиков МиГ-31 в Канске. Пара вертолетных полков армейской авиации, укомплектованные вертолетами Ми-8 и Ми-24, находятся в Бердске и Чите. На аэродроме Толмачево, на котором расположен и главный новосибирский аэропорт, базируется отдельная смешанная авиаэскадрилья самолетов Ан-26 и другой транспортной авиационной техники объединения.

* по материалам журнала AirForces Monthly, август 2007 г., с. 63-64


Примечания:



Воздушный праздник сибиряков

Антон ПАВЛОВ фото автора

21 июля в небе над аэродромом совместного базирования «Толмачёво» (Новосибирск) состоялось авиационное шоу посвященное 55-летию образования 14-й Армии ВВС и ПВО России. Благодаря грамотной организации праздника тысячи жителей Новосибирска и других близлежащих городов смогли беспрепятственно посетить военную базу и вплотную приблизиться к современной российской авиационной технике. На наземной экспозиционной площадке для свободного осмотра были представлены практически все типы самолетов и вертолетов, эксплуатируемых в Сибирском военном округе. Желающие имели возможность спокойно заглянуть в салоны и кабины пилотов вертолетов Ми-8, Ми-8МТВ2 «салон», Ми-24, а также самолетов Ан-12, Ан-26, Ту-134А. Особенно терпеливые посетители, отстояв немалые очереди, смогли посидеть в кабине штурмовика Су-25, фронтового бомбардировщика Су-24М, истребителя МиГ-29 и перехватчика МиГ-31. Но, безусловно, главной изюминкой этого дня стало авиашоу.


Предваряя начало воздушного показа, перед гостями праздника выступил командующий 14-й Армией ВВС и ПВО генерал- лейтенант Николай Данилов: «Сибирская земля еще не знала такого праздника, такого яркого мероприятия по пропаганде традиций военной службы и профессии военного летчика! В наших рядах проходят службу высочайшие профессионалы своего дела, настоящие патриоты России, мужественные люди. Наша 14-я армия по своему составу и зоне ответственности является одной из самых крупных в ВВС и ПВО России. Ее соединения и части расположены в 14 субъектах Российской Федерации, протяженность границ с севера на юг более 3300, а с запада на восток 3500 км. Армия прикрывает более 30% территории России. Помимо сугубо боевых задач по предотвращению угрозы вторжения на территорию России нежелательных «гостей», с помощью средств ПВО ежегодно осуществляется проведение свыше 20 тыс. воздушных судов различных типов, следующих в воздушном пространстве Сибири».

После этого началось основное действо. На плацу с развернутым знаменем маршем прошел сводный отряд из офицеров местного гарнизона, а в небе появились парашютисты с флагами России и ВВС. Зрители не успевали перевести дух от сменявшихся перед ними всё новых и новых выступлений. Задрав головы, тысячи людей наблюдали, как в небе крутили индивидуальные программы легкие спортивные самолеты Як-52 и Як-55. Вслед за ними красиво прошла пара вертолетов Ми-2.




Наступившую небольшую паузу и тишину разорвал грохот от пролетевшего прямо над головами бомбардировщика Су-24М. Пилотируемый летчиком- испытателем первого класса Валерием Баташевым самолет творил настоящие чудеса, демонстрируя собравшимся максимум своих возможностей. Изменяя геометрию крыла, машина представала каждый раз в новом облике и, выполняя очередную фигуру высшего пилотажа, срывала законные аплодисменты. Но всё это было лишь прелюдией к основному шоу – от взлетно-посадочной полосы уже оторвалась взлетающая четверка МиГ-29. Совершив перестроение «правый пеленг», «МиГи» обошли летное поле по дальней дуге и вынырнули из-за спин зрителей. Эффект неожиданности сработал на все 100%, вызвав восхищенный вздох и овации.



Комментатор объявил, что в небе над Сибирской землей выступает пилотажная группа «Стрижи». Это вызвало некоторое недоумение публики, так как все ожидали увидеть яркие красно-бело-синие «МиГи» из подмосковной Кубинки, а пилотаж в новосибирском небе крутили строевые машины в характерном камуфляже с акульими пастями под носом. Но все объясняется достаточно просто. По сложившейся традиции, элитная пилотажная группа ВВС России, уже второй раз выступая в Новосибирске, пользуется самолетами 120-го гвардейского истребительного полка, базирующегося на аэродроме Домна под Читой. И связано это не столько с тем, что перегонять свои самолеты на достаточно большое расстояние экономически нецелесообразно, а в большей степени с высоким уровнем доверия, которое оказывают подопечные Николая Дятла и он сам авиаторам из Забайкалья. Вот и в этот раз технический состав во главе с майором Александром Фесиком – капитан Олег Матвеев, лейтенанты Игорь Фомин, Игорь Тимченко, Вадим Карелин, Александр Просяников и другие, командированные полком для выполнения столь ответственного задания, с честью справились с поставленными задачами, обеспечив надежную работу своих «зубастых» МиГ-29.

Возвращаясь к показательной программе, продемонстрированной четверкой «Стрижей» на забайкальских «МиГах», нужно обязательно отметить, как целостно и энергично смотрелось их выступление. Динамично перестраиваясь из одной фигуры в другую, летчики ни разу не увели свои машины из поля зрения собравшихся гостей праздника. Завершением воздушного шоу стал сольный пилотаж МиГ-29УБ с бортовым №84, в кабине которого находились командир кубинской группы гвардии полковник Николай Дятел и самый молодой «стриж» гвардии капитан Денис Кузнецов. По отзывам зрителей, это было неописуемое по своей красоте и насыщенности выступление. Самолет буквально творил невозможное и чувствовалось, что небо это его жизнь, его родная стихия!

В заключение, как бы того не хотелось, но надо вернуться на землю и констатировать факт, что поддержание техники в достойном состоянии дается нашим авиаторам с каждым годом всё тяжелее. По всеобщему признанию уже скоро летчикам просто не на чем будет летать и охранять наши воздушные границы. Редкие факты передачи в войска самолетов, прошедших ремонт и модернизацию практически пока не касаются МиГ-29, а ведь именно они составляют большую часть истребительного парка ВВС России. На том же празднике в Толмачево из уст заместителя главнокомандующего ВВС России Анатолия Ноговицына прозвучали заверения о том, что поставки вооружения по авиационной составляющей и средствам ПВО «спланированы до 2015 г.». «Что касается самолетов, то в 14-й армии после 2010 г. будет замена техники. Безоружными сибиряков не оставим», – заявил генерал Ноговицын.

Остается верить в это заявление заместителя главкома и надеяться, что спланированные поставки самолетов смогут не только поддержать «налету» наши боевые полки, но и вдохнуть в них новую жизнь.


14 -я Армия ВВС и ПВО России*

14-я Армия ВВС и ПВО сформирована в конце 90-х гг. в рамках реформирования ВВС и войск ПВО России на территории Сибирского военного округа на основе 14-й Отдельной Армии ПВО (Новосибирск), 23-й Воздушной Армии ВВС (Чита) и 50-го отдельного корпуса ПВО (Чита). Зона ответственности 14-й Армии представляет собой огромную территорию, простирающуюся на 3500 км с запада на восток и более 3300 км с севера на юг. Авиационная техника армии сосредоточена в основном в южной части округа, вдоль границ с Казахстаном и Монголией. Командует армией генерал-лейтенант Николай Данилов.

Основная авиационная ударная сила объединения – 21-я смешанная авиадивизия, включающая полк фронтовых бомбардировщиков Су-24М в Джиде, полк самолетов-разведчиков Су-24МР в Баде и полк штурмовиков Су-25 в Степи (Оловянная). Истребительная компонента армии представлена авиаполками истребителей МиГ-29 в Домне под Читой и истребителей-перехватчиков МиГ-31 в Канске. Пара вертолетных полков армейской авиации, укомплектованные вертолетами Ми-8 и Ми-24, находятся в Бердске и Чите. На аэродроме Толмачево, на котором расположен и главный новосибирский аэропорт, базируется отдельная смешанная авиаэскадрилья самолетов Ан-26 и другой транспортной авиационной техники объединения.

* по материалам журнала AirForces Monthly, август 2007 г., с. 63-64









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх