Боевые БЛА за рубежом: современное состояние

Денис ФЕДУТИНОВ, uav.ru, Андрей ФОМИН


Оба построенных экземпляра экспериментального БЛА X-45A компании «Боинг»


Ниже приводится краткий обзор основных зарубежных программ создания боевых БЛА, активно развивавшихся в последние несколько лет.


X-45A


Для демонстрации технологии создания ББЛА компанией «Боинг» было построено два экспериментальных аппарата X-45A, которые предполагалось использовать для отработки возможностей применения ББЛА в ударных операциях и при подавлении системы ПВО противника. Программа UCAV была начата агентством DARPA в апреле 1998 г., а спустя год, 24 марта 1999 г., компании «Боинг» был выдан контракт на постройку двух экспериментальных аппаратов Х-45А. Сборка первого из них была завершена в сентябре 2000-го, и в ноябре того же года он был доставлен в испытательный центр NASA «Драйден» (военно-воздушная база «Эдвардс», шт. Калифорния). Спустя полгода, в мае 2001 г., за ним последовал второй Х-45А.

После серии наземных отработок начались летные испытания. Первый полет первого Х-45А состоялся 22 мая 2002 г., а спустя полгода, 21 ноября 2002 г., в воздух поднялся и второй экземпляр экспериментального БЛА «Боинга».

БЛА X-45A выполнен в малозаметной конфигурации, имеет схему «бесхвостка» без оперения и плоское управляемое сопло. Аппарат имеет один отсек для размещения вооружения и один – для блоков оборудования. В состав вооружения Х-45А могут входить управляемые авиабомбы JDAM, противорадиолокационные ракеты HARM и другое оружие класса «воздух-поверхность». Длина аппарата – 8,1 м, размах крыла – 10,3 м. Масса пустого БЛА – около 3600 кг, максимальная взлетная – чуть более 5500 кг (в т.ч. топливо – около 1200 кг и полезная нагрузка – около 700 кг). В качестве силовой установки использовался бесфорсажный реактивный двигатель F124-GA-100 тягой 2850 кгс.

28 февраля 2003 г. завершился первый этап летных испытаний БЛА Х-45А, а спустя два месяца DARPA запустило объединенную программу J-UCAS, в рамках которой в ноябре того же года Х-45А поступил на второй этап летных испытаний. 20 марта 2004 г. с него была сброшена первая неуправляемая авиабомба (с инертным боевым снаряжением), а уже 18 апреля того же года – первая управляемая бомба со спутниковым наведением. В августе 2004 г. был успешно осуществлен первый групповой полет пары БЛА Х-45А, а в декабре того же года – первый полет с управлением через спутник, находящийся на расстоянии около 1500 км от БЛА. Во время 52-го полета Х-45А в мае 2005 г. впервые была решена задача автономного планирования боевой задачи: бортовая интеллектуальная система аппарата самостоятельно определила наиболее подходящий маршрут полета в зоне проведения боевых действий, провела идентификацию и атаку наземной цели. 63-й и 64-й полеты двух Х-45А в августе 2005 г. завершили программу летных испытаний по демонстрации боевых возможностей ББЛА фирмы «Боинг» в летно-испытательном центре «Драйден».

В соответствии с изменившимися требованиями ВВС США, предусматривавшими увеличение массы боевой нагрузки и улучшение характеристик ББЛА по программе UCAV, фирма «Боинг» планировала создать усовершенствованный БЛА X-45B. При сохранении той же компоновки он представлял собой увеличенную версию предыдущего X-45A: длина аппарата увеличилась на 14%, а площадь крыла – на 63%. К 2006-2007 гг. планировалось построить первые образцы Х-45В, пригодные для опытной эксплуатации в ВВС, а к 2008 г. предусматривалось изготовить уже 14 таких аппаратов. Однако с 2003 г. финансирование программы было прекращено, и в апреле того же года DARPA предложило «Боингу» доработать проект Х-45В для удовлетворения новым требованиям ВВС, предусматривавшим увеличение дальности полета и времени патрулирования перспективного ББЛА, и одновременно требованиям ВМС США, предъявлявшимся к ББЛА по программе UCAV-N. В результате «Боинг» приступил к разработке значительно измененного БЛА Х-45С – уже в рамках объединенной программы J-UCAS.


Х-45С


Модифицированный экспериментальный ББЛА X-45C разработан фирмой «Боинг» в рамках программы J-UCAS. Он является развитием нереализованного проекта Х-45В, в нем также использованы наработки по проекту БЛА X-46, который разрабатывался «Боингом» по программе UCAV-N для ВМС.

Х-45С унаследовал от Х-45В центральную часть корпуса и все основные бортовые системы. Вместе с тем форма аппарата в плане стала совершенно другой, приблизившись к треугольной. Одновременно значительно увеличился запас топлива. Благодаря этому при сохранении той же, что и у Х-45В, боевой нагрузки существенно – почти втрое – возрос расчетный радиус действия ББЛА.

X-45C – крупный ББЛА с размахом крыла около 15 м, длиной около 12 м и взлетной массой более 16 т (масса пустого аппарата – 8200 кг). Он может нести около 2 т боевой нагрузки, в качестве которой могут быть использованы до 8 бомб SDB калибра 250 фунтов (113 кг), а также управляемые бомбы JDAM со спутниковым наведением. Аппарат предполагалось оснастить одним ТРДД F404-GE-102D – бесфорсажным вариантом двигателя, которым оснащается, например, южнокорейский учебно-боевой самолет Т-50. Полноразмерный макет БЛА Х-45С был впервые показан на авиасалоне в Фарнборо в июле 2004 г.

С «Боингом» был заключен контракт общей стоимостью около 800 млн долл. на постройку в рамках программы J-UCAS трех демонстрационных экземпляров Х-45С. К сборке первого компания приступила в июне 2004 г. Его выкатка была намечена на март 2006 г., а начало летных испытаний – на 2007 г. Однако когда аппарат уже был практически полностью готов, в феврале 2006 г., в связи с прекращением программы J-UCAS, министерство обороны США приняло решение свернуть и программу Х-45С. Аппарат, таким образом, так и не поднялся ни разу в воздух.

Тем не менее, руководство «Боинга» не теряет оптимизма. «Эти программы [разработки ББЛА] в течение нескольких последних лет полдюжины раз отменялись, затем снова возобновлялись или реструктурировались», – говорит Джеймс Албау, президент «Боинг Интегрейтед Дифенс Системз» – подразделения корпорации «Боинг», осуществлявшего разработку Х-45. – «И мы готовы встретить во всеоружии новый этап программы, когда она рано или поздно снова возобновится, пусть и в значительно измененном виде». Поэтому компания продолжает исследования по своему проекту Х-45. В частности, прорабатывается его вариант, адаптированный к требованиям ВМС США, который может составить конкуренцию Х-47В, создаваемый по ныне действующей программе UCAS-D.

Кроме того, еще в 2004 г. «Боинг» официально заявила о том, что прорабатывает вариант Х-45С, названный X-45D и предназначенный для решения стратегических ударных задач. От предшественника его отличают существенно увеличенная дальность полета и большая грузоподъемность. Предложение по X-45D было подготовлено в числе ряда других перспективных проектов в ответ на запрос на информацию, направленный ВВС США компании «Боинг» по тематике перспективных ударных систем дальнего (глобального) действия.



X-47A


В рамках работ по созданию боевого БЛА для американского флота, проводимых Агентством DARPA совместно с ВМС США, компанией «Нортроп-Грумман» был построен и испытан один экспериментальный беспилотный аппарат X-47A. Официальный контракт фирме-разработчику был выдан 30 июня 2000 г., а уже через год, 30 июля 2001 г., завершилась постройка и проведена выкатка опытного Х-47А. Серия наземных испытаний и доводок продолжалась полтора года, и 23 февраля 2003 г. Х-47А впервые поднялся в воздух.

БЛА взлетной массой около 2500 кг (масса пустого – 1740 кг, запас топлива 720 кг) выполнялся по схеме «летающее крыло» без оперения и имел в плане ромбовидную форму (размах крыла и длина аппарата – около 8,5 м). В качестве силовой установки использовался один бесфорсажный реактивный двигатель JT15D-5C тягой 1450 кгс фирмы «Пратт-Уитни».

На основе опыта разработки и начального этапа испытаний экспериментального аппарата Х-47А в апреле 2003 г. была разработана и представлена концепция перспективного ББЛА для ВМС США по программе UCAV-N, получившего название Х-47В. Новый аппарат предполагалось создавать с учетом значительного увеличения массы целевой нагрузки, радиуса действия и продолжительности полета. Значительно больший по размерам, по сравнению с Х-47А, новый беспилотный аппарат должен был в наибольшей степени соответствовать требованиям ВМС США, имея комплекс бортового оборудования с разнообразными датчиками и вооружение, размещаемое в двух внутренних отсеках. Дальнейшая разработка Х-47В велась уже в рамках объединенной программы J-UCAS, объявленной 28 апреля 2003 г.


X-47B


Объединенная команда разработчиков компаний «Нортроп-Грумман» и «Локхид-Мартин», приступившая в 2003 г. к разработке ББЛА Х-47В по программе J-UCAS для ВМС и ВВС США с самого начала отдавала приоритет версии аппарата для флота, предназначенной для использования с авианосцев. В требованиях DARPA к X-47B отмечалось, что БЛА по составу оборудования и вооружения должен соответствовать общим требованиям к единой беспилотной системе J-UCAS для выполнения разведывательно-ударных операций (разведка с проникновением в защищенную зону противника и нанесение точечных ударов с морских и наземных баз). Специальные требования по обеспечению эксплуатации с авианосца предусматривали необходимость интеграции и взаимодействия ББЛА с кораблем, включая выполнение многократных взлетов с катапульты, посадок на аэрофинишер, операций в воздушном пространстве авианосца, управление, связь и др.

Сохранив прежний цифровой индекс, Х-47В качественно отличается от предшествовавшего ему Х-47А как по своей компоновке, так и по размерности. По форме в плане он больше походит на разработанный в свое время «Нортропом» малозаметный стратегический бомбардировщик В-2. По сравнению с Х-47А длина аппарата возросла более чем на треть, размах крыла – в 2,2 раза, а взлетная масса – более чем в 7,5 раз! Весящий на взлете около 19 т и принимающий на борт более 2 т боевой нагрузки Х-47В является самым крупным в ряду боевых БЛА, создаваемых в настоящее время в США. В качестве силовой установки на нем используется ТРДД F100-PW-220U – бесфорсажная модификация двигателей, устанавливаемых на истребители F-15 и F-16.

Полноразмерный макет Х-47В был впервые представлен публике на авиасалоне в Фарнборо в июле 2004 г. А в июне 2005 г. «Нортроп-Грумман» приступила к постройке первого из трех планировавшихся по программе J-UCAS опытных Х-47В. Испытания планировалось начать в 2007 г. Однако в начале 2006 г. ВВС США решили временно отказаться от программы перспективного тяжелого боевого БЛА, программа J-UCAS была свернута, а Х-47В переориентировали исключительно на решение задач флота.



Наконец, 3 августа этого года «Нортроп-Грумман» официально объявила о получении шестилетнего контракта стоимостью 635,8 млн долл. на постройку и проведение испытаний на авианосце ВМС США двух опытных ББЛА Х-47В по новой программе UCAS-D (Unmanned Combat Air System Carrier Demonstration). Первая из этих машин должна подняться в воздух в конце 2009 г. После серии испытаний в условиях аэродромного базирования компания приступит к первым полетам Х-47В на корабле. Первая посадка ББЛА на палубу запланирована на конец 2011 г., а вся программа должна быть выполнена к 2013 г.


Характеристики американских боевых БЛА семейств X-45 и X-47
  X-45A X-45C X-47A X-47B
Длина, м 8,1 11,9 8,5 11,6
Размах крыла, м 10,3 14,9 8,47 18,9
Максимальная взлетная масса, кг 5530 16 600 2500 19 000
Скорость полета М=0,75 М=0,85 М<1 M<1
Максимальная высота полета, м 10 700 12 200 9100 12 200
Дальность полета, км 920 2400 . 6500
Тип двигателя Honeywell F124-GA-100 General Electric F404-GE-102D Pratt & Whitney JT15D-5C Pratt & Whitney F100-PW-220U
Тяга, кгс 2850 5000 1450 6600

«Нейрон»


Во время авиасалона в Ле-Бурже в июне 2003 г. министр обороны Франции Мишель Альо-Мари объявила о намерении ее страны создать боевой беспилотный летательный аппарат.

Основной контракт заключен между французским агентством DGA и компанией «Дассо» (Dassault Aviation), которая стала головным разработчиком по программе. Выбор головной фирмы неслучаен. В 1999 г. «Дассо» запустила программу LOGIDUC, направленную на создание боевого БЛА, использующего технологию «стелс». Первым БЛА, созданным по этой программе, стал «Петит Дюк» (Petit Duc – по-французски это означает небольшая сова сплюшка), поднявшийся в воздух в июле 2000 г. На втором этапе реализации программы LOGIDUC в 2001 г. компанией был создан БЛА «Мойен Дюк» (Moyen Duc – «ушастая сова»). Оба беспилотника имели относительно небольшие размеры и предназначались для начальной отработки технологий. Полноразмерный аппарат предполагалось создать в ходе третьего этапа. Его название – «Гран Дюк» (Grand Duc – на сей раз уже «большая сова») – в свете придания программе общеевропейского статуса, было вскоре заменено на более звучное – «Нейрон» (nEUROn).

В 2005 г. к программе присоединились шведская SAAB и итальянская «Алениа Аэронаутика». Обе компании имеют опыт в области беспилотных систем, в их арсенале имеются наработки в области перспективных скоростных боевых БЛА. Так, в Швеции разработан и проходил испытания экспериментальный БЛА «Филур», а в Италии – БЛА «Скай-X». В 2006 г. к числу стран, участвующих в проекте «Нейрон», присоединились Испания, Греция и Швейцария.

В соответствии с планом работ в 2009 г. должны завершиться все НИОКР и в начале 2010 г. планируется собрать первый прототип «Нейрона». Его летные испытания намечены на 2011-2012 гг., в их ходе планируется выполнить более 100 полетов.

Макет «Нейрона» был впервые показан публике на авиасалоне в Ле-Бурже в июне 2005 г. Как и американские X-45C и X-47B, БЛА «Нейрон» выполнен по схеме «летающее крыло», для снижения радиолокационной заметности – без вертикального и горизонтального хвостового оперения. Длина аппарата – 9,5 м, размах крыла – 12,5 м. Максимальная взлетная масса «Нейрона» оценивается в 6 т. БЛА будет оснащаться одним бесфорсажным реактивным двигателем, который создается компаниями «Роллс-Ройс», «Турбомека» и «Снекма» на базе ТРДДФ M88, применяемого на истребителях «Рафаль». Скорость аппарата дозвуковая, не будет превышать М=0,8.

На борту БЛА будет устанавливаться как разнообразная аппаратура наблюдения, так и высокоточное оружие для ударов по наземным и морским целям. Оружие будет размещаться во внутреннем отсеке.

Проект оценивается в 405 млн евро. Из этой суммы Франция выделяет половину – 202,5 млн евро. Вклад Швеции оценивается в 75 млн евро, из которых 66 млн дает компания SAAB. Еще 35,5 млн евро с 2007 по 2012 гг. вложит в проект Испания. Как предполагается, стоимость БЛА «Нейрон» должна составить порядка 25 млн евро.


Экспериментальный малоразмерный реактивный БЛА «Филур» (FILUR), разработанный шведской компанией SAAB по контракту минобороны Швеции стоимостью 9,75 млн долл., предназначался для отработки технологий снижения радиолокационной и тепловой заметности перспективных боевых беспилотников. Первый полет «Филура» состоялся 10 октября 2005 г., программу испытательных полетов планировалось завершить к концу 2006 г.


Дебютант прошлогоднего авиасалона в Берлине, германско-испанский экспериментальный реактивный БЛА «Барракуда» (Barracuda), по всей видимости, дальнейших перспектив уже не имеет. Судьбу этой инициативной разработки EADS, впервые взлетевшей в феврале 2006 г., предрешила авария опытного образца 23 сентября прошлого года. Существовавшая в единственном экземпляре «Барракуда» при заходе на посадку на испытательный аэродром в Испании упала в море и была полностью разрушена. Совсем недавно, 13 сентября 2007 г., глава подразделения EADS по разработкам в области обороны и безопасности Стефан Цоллер официально заявил, что его компания не намерена строить второй экземпляр «Барракуды», а собирается сконцентрироваться на новом проекте перспективного европейского БЛА, контракт на который ожидается вскоре получить от германского оборонного ведомства. Имеющая длину 8,25 м, размах крыла 7,22 м и максимальную взлетную массу 3250 кг, «Барракуда» могла совершать полет со скоростью, соответствующей числу М=0,85.


Экспериментальный реактивный БЛА «Скай-Х» (Sky-X) разработан на собственные средства итальянской компании «Алениа Аэронаутика» и рассматривается как демонстратор технологий для создания будущих боевых и разведывательных БЛА. Первый полет аппарата выполнен 29 мая 2005 г. на полигоне вблизи Полярного круга в Швеции, с февраля этого года «Скай-Х» проходит испытания в Италии. Имеющий длину 7,8 м, размах крыла 5,8 м и максимальную взлетную массу 1400 кг, «Скай-Х» может совершать полет со скоростью до 650 км/ч. Опыт, полученный при разработке и испытаниях аппарата, может стать вкладом итальянской стороны в общеевропейский проект «Нейрон».


«Таранис»


В декабре 2006 г. министерство обороны Великобритании официально объявило о заключении с компанией BAE Systems контракта стоимостью 124 млн фунтов (около 250 млн долл.) на разработку, постройку и испытания демонстрационного образца боевого БЛА «Таранис» (Taranis). Сообщалось, что «Таранис» будет способен с высоким уровнем автономности доставлять оружие к месту боевых действий «на другом континенте», являясь при этом «одним из самых крупных в мире БЛА». Реализация проекта рассчитана на четыре года, с 2007 по 2010 гг. При этом особо подчеркивается, что Великобритания намерена идти в области создания ББЛА «своим путем» и не собирается пока присоединяться к европейской программе «Нейрон».

Партнерами BAE Systems по программе «Таранис» выступают «Роллс-Ройс», а также компании «Кинетик» (QinetiQ) и «Смит Аэроспейс» (Smiths Aerospace). Первая отвечает за разработку и изготовление двигателя (предполагается, что он будет создан на базе ТРДД «Адур 951» тягой около 3000 кгс), вторая – за все бортовые системы, обеспечивающие автономность применения БЛА, а третья – за топливную и электрическую системы аппарата.

Опытный образец «Тараниса» – TDV (Technology Demonstrator Vehicle) – будет представлять собой крупный БЛА, выполненный по схеме летающего крыла без оперения и близкий по своим размерам к британскому учебно-тренировочному самолету «Хок». Длина и размах крыла аппарата оценивается величиной не менее 10 м, а взлетная масса – в 8 т.

При создании «Тараниса» предполагается широко использовать уже имеющийся у BAE Systems опыт разработки в последние годы нескольких небольших беспилотных аппаратов, главным образом – экспериментального реактивного БЛА «Рэйвен» (Raven – «ворон»), выполненного по схеме летающего крыла размахом около 5,5 м и также не имеющего оперения. Программа «Рэйвен» осуществлялась компанией в 2003-2004 гг., причем подчеркивается, что путь от момента разработки концепции до начала испытаний аппарата занял у BAE Systems всего 10 месяцев. Первый полет «Рэйвена» состоялся 17 декабря 2003 г., в ноябре следующего года к нему присоединился второй аналогичный БЛА. Летные испытания обеих машин проводились в Австралии. Считается, что на «Рэйвене» отработан ряд ключевых технологий БЛА, которые найдут применение на «Таранисе». Кроме того, на базе «Рэйвена» в 2005 г. компанией создан БЛА разведки, наблюдения и целеуказания «Коракс» (Corax). Он имеет такую же, как «Рэйвен» центральную часть несущего корпуса, к которому пристыкованы композитные консоли крыла размахом около 9,1 м.

К постройке первого опытного образца «Тараниса» собираются приступить до конца 2007 г. Он должен быть готов и поступить на наземные испытания в 2009 г., а летные испытания на полигоне в южной Австралии планируются на 2010 г. На данном этапе реальная отработка вооружения с БЛА «Таранис» пока не предусмотрена – предполагается только эмуляция применения оружия.


Евгений ЕРОХИН, Владимир ЗАМЯТИН









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх