«ВРЕМЯ ПРИШЛО»


В Комсомольске-на-Амуре состоялась выкатка первого летного экземпляра «Сухой Суперджет 100»

Андрей ФОМИН Фото автора

«Время пришло» – под таким лозунгом 26 сентября на предприятии «Гражданские самолеты Сухого» на территории Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения (КнААПО) состоялось долгожданное событие – официальная выкатка первого летного экземпляра перспективного российского регионального самолета «Суперджет 100». В присутствии первого вице-премьера Правительства России Сергея Иванова, руководителей российских и зарубежных компаний, задействованных в программе, авиакомпаний и тысячи других приглашенных гостей и представителей СМИ, в ходе подготовленной по современным мировым меркам красочной торжественной церемонии, первый «Суперджет» был выведен из ангара ГСС. Тем самым пройден очередной важный этап программы создания перспективного российского регионального самолета. Построенный первый летный экземпляр «Суперджета» (его №95001) теперь поступает на отработку бортовых систем в рамках подготовки к началу летных испытаний. Согласно заявлению генерального директора компании «Сухой» Михаила Погосяна, первый полет самолета должен состояться до конца этого года.

Выкаченный 26 сентября в Комсомольске-на-Амуре образец – по сути уже второй изготовленный на КнААПО экземпляр «Суперджета». Первый (№95002) собран в конце прошлого года и в январе 2007 г. доставлен на транспортном самолете Ан-124 «Руслан» в подмосковный Жуковский, где в настоящее время проходит статические испытания в лабораториях ЦАГИ. Всего по программе испытаний «Суперджета» планируется изготовить шесть опытных экземпляров. Накануне выкатки журналистам были продемонстрированы собираемые в цехах КнААПО фюзеляж и крыло треть – его образца самолета (№95003), который должен быть готов до конца этого года, а также агрегаты планеров трех следующих машин. Все они поступят на испытания в течение следующего года.

По третьему экземпляру самолета уже проведены работы по изготовлению и стыковке между собой трех основных частей фюзеляжа Ф-2, Ф-3 и Ф-4, а также сборке консолей крыла. Как сообщил корреспонденту «Взлёта» директор по производству программы «Суперджета» на КнААПО Владимир Быченко, на 30 сентября была намечена поставка на завод с Новосибирского авиационного производственного объединения готовых головной и хвостовых частей фюзеляжа (Ф-1, Ф-5, Ф-6) с оперением, после чего в Комсомольске-на-Амуре сразу же приступят к окончательной сборке планера экземпляра №95003. Два следующих образца (№95004 и 95005) также предназначены для летных испытаний, а шестой (№95006) – для ресурсных. По всем этим машинам в цехах агрегатной сборки КнААПО в настоящее время идет изготовление отдельных частей фюзеляжа и крыла. Работы ведутся параллельно по всем опытным экземплярам, что позволяет рассчитывать на то, что все они с небольшими интервалами в течение 2008 г. смогут присоединиться к программе сертификационных испытаний. Их программа очень напряженная: расчетный срок сертификации «Суперджета» – конец 2008 г., когда первые серийные машины должны быть переданы стартовому заказчику – авиакомпании «Аэрофлот – Российские авиалинии».




Присутствовавший на церемонии выкатки глава «Аэрофлота» Валерий Окулов в заключение своей приветственной речи пожелал успехов создателям машины и выразил надежду, что сроки поставки первого «Суперджета» будут выдержаны. Генеральный директор компании «Сухой» Михаил Погосян согласился, что беспрецедентно сжатые сроки сертификации составляют главную сложность осуществления программы, но создатели самолета делают все возможное для выдерживания графика. Точное – день в день – соблюдение срока выкатки первого летного «Суперджета» – тому яркое подтверждение.

Параллельно с сертификационными испытаниями в 2008 г. на КнААПО будет развернут серийный выпуск. По словам Владимира Быченко, на следующий год намечено производство первых 13 серийных машин, а активно ведущееся перевооружение производственных мощностей КнААПО позволит в 2009 г. выпустить уже 30 серийных самолетов. К концу 2010 г. планируется довести ежегодный объем производства «Суперджетов» до 60, а затем и до 70 машин.

В техническое перевооружение производства планируется вложить около 115 млн евро, которые поступают из нескольких источников. В их числе бюджетное финансирование, собственные средства КнААПО и компании «Сухой», а также средства, привлекаемые лизинговыми компаниями. К настоящему моменту на КнААПО уже освоено около 50 млн евро, которые пошли на создание современного инженерного центра, обеспечившего «безбумажную» технологию подготовки производства самолета, и закупку производственного оборудования ведущих мировых фирм.

В рамках подготовки серийного производства самолетов «Суперджет» на КнААПО поступают комплексы автоматизированной сборки, позволяющие максимально сократить долю ручного труда в сборочном производстве. Это существенно повышает качество и точность выполняемых производственных процессов и сокращает временные затраты. Сборка серийных самолетов будет осуществляться по конвейерному принципу. В цехе окончательной сборки будет оборудовано шесть рабочих участков: участок бесстапельной автоматизированной лазерной сборки фюзеляжа по сборочным отверстиям (впервые в практике отечественного авиастроения); участок стыковки крыла с фюзеляжем; участок интеграции силовой установки с планером; участок монтажа различных бортовых систем – гидросистемы, кислородной, противопожарной и т.д. Одновременно в этом цехе, перемещаясь по разным участкам, будет находиться шесть самолетов. Полную сборку одного серийного «Суперджета» планируется осуществлять всего за 28 дней.





Сборка крыла и фюзеляжа второго летного «Суперджета» (№95003) Вверху: изготовление панелей планера на автоматическом комплексе фирмы «Бротье»



В производственной кооперации по изготовлению самолетов «Суперджет» задействованы также два других российских самолетостроительных завода – Новосибирское авиационное производственное объединение им. В.П. Чкалова (НАПО), где изготавливаются носовые и хвостовые части фюзеляжа и оперение, и Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ВАСО), выпускающее детали и агрегаты из композиционных материалов, доля которых в общей массе конструкции самолета достигает 10%. Из композитов на «Суперджете» изготавливаются механизация крыла, рули высоты и направления, различные лючки и обтекатели, зализ крыла.

Создание и производство двигателей SaM146 для самолета «Суперджет» осуществляются совместно российским НПО «Сатурн» и французской компанией «Снекма», образовавшим для этого совместное предприятие «ПауэрДжет». Для комплектации и обеспечения выкатки в установленный срок первого летного образца «Суперджета» НПО «Сатурн» поставило в течение августа этого года на КнААПО два экземпляра двигателя SaM146 в серийной конфигурации (№005 и 006), специалисты компании «Эйрселл» (Aircelle) выполнили здесь монтаж мотогондол, после чего они были установлены на самолет. Всего для обеспечения программы сертификационных испытаний «Суперджета» будет изготовлено 10 двигателей SaM146.

Для обеспечения первого вылета опытного образца самолета НПО «Сатурн» в июле поставило один летный экземпляр SaM146 (№003/2) в ЛИИ им. М.М. Громова, где он был установлен на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ (RA-76454), демонстрировавшейся на авиасалоне МАКС-2007. Первый полет летающей лаборатории с SaM146 запланирован на октябрь. Испытания нового двигателя на Ил-76ЛЛ в полете, наряду с проводящимися с прошлого лета наземными тестами нескольких опытных SaM146 на испытательных стендах НПО «Сатурн» (подробнее об этом – см. «Взлёт» №6/2007, с. 20), позволят обеспечить необходимый уровень надежности и безопасности первых и последующих испытательных полетов «Суперджета». Сертификация SaM146 будет проведена по российским, европейским и американским авиационным правилам, что позволит эксплуатировать самолет «Суперджет» без ограничений во всех странах.

В соответствии с графиком ввода «Суперджета» в эксплуатацию и существующими контрактными обязательствами, с 2008 г. «Сатурн» приступит к серийной поставке двигателей SaM146. Как сообщает пресс-служба НПО «Сатурн», в течение 2008-2010 гг. компании «ГСС» планируется передать 267 SaM146, из которых на 160 уже сегодня имеются твердые заказы.

Разработку, производство и поставку систем и оборудования для самолета обеспечивают ведущие компании Франции, Германии, США и ряда других стран в кооперации с их российскими партнерами по программе. Поставки и послепродажную поддержку самолетов будет обеспечивать российско-итальянское совместное предприятие, о создании которого было официально объявлено на МАКС-2007. СП «Суперджет-Интернешнл» со штаб-квартирой в Венеции, 51% акций которого принадлежит итальянской «Алениа Аэронаутика» (группа компаний «Финмекканика»), а 49% – компании «Сухой», будет отвечать за маркетинг, продажи и послепродажное обслуживание самолетов «Сухой Суперджет 100» в Европе, Америке и некоторых других регионах мира.

По мнению Михаила Погосяна, компания «Алениа Аэронаутика» должна сыграть важную роль в сертификации самолета «Суперджет 100» по европейским нормам летной годности. «Участники международной кооперации, которая создает «Суперджет 100», имеют большой опыт в сертификации своих компонентов на европейском и мировом рынках.

Это очень важный фактор, который будет способствовать скорейшей сертификации нового самолета», – отметил он.

К моменту выкатки первого летного экземпляра «Суперджета» создатели самолета располагали 73 твердыми заказами, в т.ч. 10 – от итальянской авиакомпании «ИтАли» и 61 – от российских компаний, а также 41 опционом. В сентябре у самолета появился первый заказчик из стран СНГ: 14 сентября в Ереване был подписан твердый контракт на приобретение армянской авиакомпанией «Армавиа» двух самолетов «Суперджет 100/95LR» с увеличенной дальностью полета с опционом еще на две такие машины. Финансировать сделку, стоимость которой эксперты оценивают в 55-60 млн долл., будет ВТБ России. Поставка первого самолета армянскому перевозчику намечена на конец 2008 г.

Таким образом, на начало октября портфель заказов на самолеты «Суперджет 100» распределяется следующим образом: «Аэрофлот» – 30 машин (и опцион еще на 15), Финансовая лизинговая компания – 10, «Эйр Юнион» – 15 (и опцион на 10), «Дальавиа» – 6 (и опцион на 4), «ИтАли» – 10 (и опцион на 10), «Армавиа» – 2 (и опцион еще на 2 самолета). Расчетный срок поставки первого самолета стартовому российскому заказчику – компании «Аэрофлот» – ноябрь 2008 г., а первому зарубежному заказчику – итальянской «ИтАли» – декабрь 2009 г.

По словам руководителей «Сухого», до конца этого года объем твердых заказов планируется довести до сотни, а в 2010 г. – до 300. Общий же объем рынка, который могут занять самолеты «Суперджет 100» до 2025 г., оценивался в компании «Сухой» в 800 машин, 70% из которых планировалось поставить на экспорт. Каталожная стоимость серийного самолета «Суперджет», согласно сделанному в Комсомольске-на-Амуре заявлению генерального директора компании «Сухой» Михаила Погосяна, составит 28 млн долл. На презентации СП «Суперджет-Интернешнл» в Венеции финансовый директор компании «Гражданские самолеты Сухого» Максим Гришанин озвучил новую оценку рынка. По так называемому консервативному прогнозу, ГСС с региональным самолетом «Суперджет 100» рассчитывает занять 15% мирового рынка гражданских самолетов, общий объем которого до 2022 г. компания «Боинг» оценивает на уровне 6 тыс. машин. Таким образом, речь может идти уже о 900 самолетах «Суперджет 100». «Если же принимать во внимание разрабатываемый нами новый 120-местный вариант самолета «Суперджет», – заявил в Венеции Максим Гришанин, – то общее число возможных продаж всего семейства по оптимистичному прогнозу может достигнуть 1800 машин».





 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх