Патрульные самолеты и самолеты специального назначения

М-55 «Геофизика»

Разработчик: ЭМЗ им. Мясищева

Изготовитель: СмАЗ

Первый полет: 1988

Производство: с 1988

Высотный дозвуковой многоцелевой самолет с двумя ТРДД ПС-30В-12 тягой 5000 кгс. Первый опытный самолет М-17 – перехватчик дрейфующих аэростатов с двигателем РД36-51В – построен на заводе в г. Кумертау в декабре 1978 г. Затем производство самолетов перенесено на Смоленский авиационный завод. Первый удачный вылет на М-17 («Стратосфера») был осуществлен 26 мая 1982 г. Всего, включая экземпляр для статических испытаний, было построено три самолета. На базе М-17 разработан высотный многоцелевой самолет М-17РМ (М-55) с новой силовой установкой и рядом других изменений. Первый вылет состоялся 16 августа 1988 г. Всего построено два образца для статических испытаний и четыре летных экземпляра М-55. Из них в летной эксплуатации находятся два. Один используется ЭМЗ для высотных атмосферных исследований и экологического мониторинга (вариант «Геофизика» со сменным оборудованием), второй – для испытаний БРЭО.


Характеристики самолета специального назначения М-55
Длина самолета, м 22,87
Размах крыла, м 37,46
Площадь крыла, м2 131,6
Масса пустого самолета, кг 14 000
Максимальная взлетная масса, кг 24 500
Масса полезной нагрузки, кг 2250
Максимальная скорость, км/ч 750
Практический потолок, м 21 550
Дальность полета, км 5000

Ил-38

Разработчик: «Ильюшин»

Изготовитель: РСК «МиГ»

Первый полет: 1961

Производство: 1965-1972

Самолет противолодочной обороны средней зоны с поисково-прицельной системой «Беркут» и четырьмя турбовинтовыми двигателями АИ-20М мощностью 4250 л.с. Разработан на базе пассажирского самолета Ил-18Д, первый полет выполнен 27 сентября 1961 г. Строился серийно на Московском машиностроительном заводе «Знамя Труда» (ныне – Производственный центр им. П.А. Воронина РСК «МиГ») в 1965-1972 гг. Всего построено около 60 экземпляров, пять из которых поставлено на экспорт ВМС Индии. С 1968 г. состоит на вооружении авиации ВМФ Советского Союза, затем России.

В 2001 г. изготовлен первый модернизированный самолет Ил-38Н с новым комплексом оборудования для авиации ВМФ России. В 2002 г. АК им. С.В. Ильюшина начал модернизацию самолетов Ил-38 ВМС Индии в вариант H^-38SD с комплексом «Морской Змей». Первая модернизированная индийская машина совершила первый полет в Москве 3 июля 2003 г. К 2007 г. переоборудовано три самолета, ведутся работы по двум следующим. Предусмотрены работы по модернизации самолетов Ил-38 из состава ВМФ России в вариант Ил-38Н.


Характеристики базовых противолодочных и патрульных самолетов
  Ил-38 Ту-142М
Длина самолета, м 40,75 53,07
Размах крыла, м 37,42 50,04
Площадь крыла, м2 140 289,9
Масса пустого самолета, т 34 92
Максимальная взлетная масса, т 66 182
Масса боевой нагрузки, кг 5400 5,4
Максимальная скорость, км/ч 685 855
Практический потолок, м 10 000 10 500
Дальность полета, км 8500 12 000

Ту-142М

Разработчик: «Туполев»

Изготовитель: «ТАВИА»

Первый полет: 1975

Производство: 1977-1994

Дальний противолодочный самолет базовой авиации ВМФ с четырьмя турбовинтовыми двигателями НК-12МВ мощностью 15 000 л.с. Создан на базе стратегического бомбардировщика Ту-95. Первый вылет прототипа Ту-142 с поисково-прицельной системой «Беркут» состоялся 18 июня 1968 г., опытного образца Ту- 142М с ППС «Коршун» – 4 ноября 1975 г. Серийное производство самолета Ту-142М и его модификаций осуществлялось на Таганрогском заводе («ТАВИА») в 1977-1994 гг. С учетом выпущенных ранее Ту-142 изготовлено около 150 противолодочных самолетов, 8 из которых (в варианте Ту-142МЭ) в 1988 г. поставлено на экспорт в Индию. В настоящее время самолеты Ту-142М являются основными авиационными противолодочными комплексами дальней зоны ВМФ России. На базе Ту-142М разработаны модификации: Ту-142МР – самолет-ретранслятор для обеспечения дальней связи с погруженными подводными лодками (1977 г.); Ту-142МЭ – экспортный вариант Ту-142М для ВМС Индии (1986 г.); Ту-142МЗ – модификация Ту-142М с более эффективной радиогидроакустической системой и комплексом РЭП (1988 г.). Все они выпускались серийно.


А-50

Разработчик: ТАНТК им. Бериева

Изготовитель: ТАПОиЧ/ТАНТК

Первый полет: 1978

Производство: с 1983

Самолет радиолокационного дозора и наведения с РТК «Шмель» и четырьмя двигателями Д-30КП тягой 12 000 кгс. Разработан ТАНТК им. Г.М. Бериева на базе транспортного самолета Ил-76МД. Первый полет выполнен 19 декабря 1978 г. На ТАПОиЧ (Ташкент) изготовлено около 20 самолетов, находящихся на вооружении ВВС России.

В 1999 г. на ТАНТК в интересах потенциальных зарубежных заказчиков на базе А-50 построен опытный экземпляр самолета А-50И, на который должен был устанавливаться РТК израильского производства. Первый полет самолета состоялся 28 июля 1999 г., однако позднее программа была заморожена. В дальнейшем по заказу ВВС Индии на базе планера Ил-76ТД, новой силовой установки из четырех двигателей ПС-90А-76 тягой 14 500 кгс и израильского РТК «Фалькон» была начата разработка модернизированного самолета РЛДН А-50Э. Первый из трех заказанных самолетов должен поступить на испытания в 2007 г. Ведутся также работы по модернизации ранее построенных самолетов А-50, состоящих на вооружении ВВС России.


Характеристики самолета РЛДН А-50
Длина самолета, м 46,6
Размах крыла, м 50,5
Площадь крыла, м2 300,0
Масса пустого самолета, т 119
Максимальная взлетная масса, т 190
Максимальная скорость полета, км/ч 785
Практический потолок, м 10 500
Дальность полета, км 5100

Бе-200

Разработчик: ТАНТК им. Бериева

Изготовитель: «Иркут»

Первый полет: 1998

Производство: с 2003

Многоцелевой реактивный самолет-амфибия с двумя двигателями Д-436ТП тягой 7500 кгс. Первый экземпляр построен в Иркутске в противопожарном варианте, его облет выполнен 24 сентября 1998 г. Серийное производство самолетов-амфибий Бе-200ЧС по заказу МЧС России ведется на Иркутском авиационном заводе НПК «Иркут». Облет первого Бе-200ЧС (второй опытный экземпляр амфибии) выполнен 27 августа 2002 г., поставки серийных самолетов начаты в июне 2003 г. Бе-200ЧС может использоваться для пожаротушения, оказания экстренной помощи в районах бедствий, поиска и спасения на воде, санитарных и грузовых перевозок: он может доставлять на откидных сиденьях 50 спасателей, или 60 пострадавших, или 30 пострадавших на носилках. К 2007 г. МЧС России поставлено 4 из 7 предусмотренных контрактом самолетов. В 2005 г. два первых Бе-200 и Бе-200ЧС переданы ТАНТК им. Г.М. Бериева и с тех пор регулярно привлекаются для тушения пожаров в странах Европы (Италия, Португалия и т.д.). Ведутся переговоры об экспортных поставках самолетов Бе-200 в ряд европейских стран, производство экспортных Бе-200 планируется в Таганроге.

Сертификат типа ограниченной категории противопожарному самолету Бе-200 выдан 10 августа 2001 г. Самолет Бе-200ЧС сертифицирован по нормам АП-25 29 декабря 2003 г., а 31 января 2007 г. получил дополнение к сертификату типа, позволяющее использовать его для перевозки 43 пассажиров на маршрутах средней протяженности при базировании как на аэродромах, так и на воде. Ведутся работы по европейской сертификации модифицированного варианта Бе-200ЧС-Е.


Характеристики тяжелых самолетов-амфибий ТАНТК им. Г.М. Бериева
  А-40 А-42ПЭ Бе-200ЧС
Длина самолета, м 45,7 47,16 32,05
Размах крыла, м 42,5 42,895 32,78
Площадь крыла, м2 200,0 200,0 117,44
Максимальная взлетная масса, т 86 96 42
Полезная нагрузка, т 10 6 12
Максимальная скорость полета, км/ч 820 800 700
Практический потолок, м 9700 12 000 8000
Дальность полета, км 5500 8000 3100

А-40 и А-42ПЭ «Альбатрос»

Разработчик: ТАНТК им. Бериева

Изготовитель: «ТАВИА»

Первый полет: 1986

Производство: с 2011

Реактивный противолодочный гидросамолет-амфибия, самый крупный самолет такого класса в мире. Построено два опытных самолета А-40 с двумя двигателями Д-30КПВ тягой по 12 000 кгс и двумя бустерными двигателями РД36-35ФА тягой по 2900 кгс. Первый полет с аэродрома выполнен 8 декабря 1986 г., с воды – 4 ноября 1988 г. Второй самолет проходил испытания с 1989 г. С 1994 г. в разработке находился патрульный и поисково-спасательный самолет-амфибия А-42ПЭ с увеличенной до 96 т взлетной массой и новой силовой установкой – двумя вин- товентиляторными двигателями Д-27А мощностью по 14 000 л.с. и бустерным реактивным двигателем РД-33АС тягой 5200 кгс. В настоящее время ведется разработка варианта А-42ПЭ с новым комплексом бортового оборудования и двумя реактивными двигателями типа ПС-90А. Поставки ВМФ России могут начаться с 2011 г.









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх