Фронтовые бомбардировщики и штурмовики

Су-25

Разработчик: «Сухой»

Изготовитель: «Тбилавиамшени», УУАЗ (Су-25УБ/УТГ)

Первый полет: 1975

Производство: с 1979

Одноместный реактивный дозвуковой бронированный самолет-штурмовик с двумя двигателями Р-95Ш тягой 4100 кгс. Первый вылет на прототипе Су-25 с двигателями Р9-300 выполнен 22 февраля 1975 г. С 1979 г. самолет выпускался серийно на авиационном заводе в г. Тбилиси. Производство двухместных вариантов штурмовика в 1985 г. освоено на УУАЗ, с середины 90-х гг. здесь строятся и новые одноместные варианты. К 2007 г. построено в общей сложности более 1000 самолетов Су-25 всех вариантов.

На базе Су-25 разработаны модификации: Су-25УБ – двухместный учебно-боевой самолет (первый вылет выполнен 10 августа 1985 г., строится серийно с 1985 г. на УУАЗ); Су-25УТ (Су-28) – двухместный учебно-тренировочный самолет без вооружения (1987 г.); Су-25БМ – буксировщик мишеней (1990 г.); Су-25Т – одноместный самолет-штурмовик с прицельным комплексом «Шквал» и ПТРК «Вихрь» (первый вылет выполнен 17 августа 1984 г.); Су-25К и Су-25УБК – экспортные варианты Су-25 и Су-25УБ, поставлявшиеся в 1984-1989 гг. в Анголу, Болгарию, Ирак, КНДР и Чехословакию; Су-25УТГ – двухместный корабельный учебно-тренировочный самолет для отработки взлета и посадки на ТАВКР (первый полет – 1 сентября 1988 г., на УУАЗ построено около 15 серийных самолетов, находятся на вооружении отдельного корабельного истребительного авиаполка ВМФ России, базирующегося на ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»). В настоящее время самолеты Су-25 и Су-25УБ состоят на вооружении ВВС России, Белоруссии, Украины, Туркменистана, Узбекистана, Азербайджана и Грузии, а самолеты Су-25К и Су-25УБК – Анголы, Армении, Болгарии, Ирана, КНДР, Конго, и Перу. Несколько украинских Су-25 в 2001 г. были поставлены в Македонию.

В 2001 г. начата программа модернизации штурмовиков Су-25 и Су-25УБ, находящихся на вооружении ВВС России. Модернизированные одноместные штурмовики Су-25СМ получают новый прицельно-навигационный комплекс, систему индикации на жидкокристаллических дисплеях, в результате значительно повышается точность навигации и прицеливания. Модернизированный двухместный вариант штурмовика имеет название Су-25УБМ. Облет первого модернизированного самолета Су-25СМ выполнен 5 марта 2002 г. Серийная модернизация строевых Су-25 осуществляется на 121 АРЗ. Первые шесть Су-25СМ переданы ВВС России в декабре 2006 г.


Су-39

Разработчик: «Сухой»

Изготовитель: УУАЗ

Первый полет: 1991

Производство: с 1998 (установочная партия)

Одноместный дозвуковой всепогодный самолет-штурмовик с двумя двигателями Р-195 тягой по 4500 кгс, глубокая модернизация самолета Су-25. Программа совершенствования Су-25 была начата в 1980 г., когда в «ОКБ Сухого» приступили к разработке проекта противотанковой модификации штурмовика – Су-25Т с круглосуточным лазерно-телевизионным автоматическим прицельным комплексом «Шквал» и противотанковым управляемым ракетным комплексом «Вихрь», новым пилотажно-навигационным оборудованием, аппаратурой РЭП и расширенной номенклатурой управляемого вооружения. Опытный образец Су-25Т совершил первый полет 17 августа 1984 г., всего в испытаниях участвовало пять опытных самолетов. В 1989-1991 гг. на авиационном заводе в Тбилиси было построено 12 серийных Су-25Т, часть из которых поступила на вооружение ВВС России. В 1995-1996 гг. в Тбилиси было собрано еще 12 Су-25Т. Экспортный вариант самолета получил название Су-25ТК.

Дальнейшим развитием Су-25Т стал модернизированный штурмовик Су-39 (Су-25ТМ) с более совершенными прицельно-навигационными системами – комплексом «Шквал», РЛС «Копье-25» в подвесном контейнере и дополнительным управляемым ракетным вооружением класса «воздух-воздух» (РВВ-АЕ, Р-27Р, Р-73).


Характеристики самолетов-штурмовиков компании «Сухой»
  Су-25 Су-39
Длина самолета, м 15,53 15,35
Размах крыла, м 14,36 14,52
Площадь крыла, м2 30,1 30,1
Нормальная взлетная масса, кг 14 500 16 950
Максимальная взлетная масса, кг 17 500 21 500
Масса боевой нагрузки, кг 4000 5000
Максимальная скорость полета, км/ч 975 950
Практический потолок, м 7000 12 000
Практическая 1250 1250
дальность полета, км    

Облет прототипа выполнен 4 февраля 1991 г., затем был переоборудован еще один опытный самолет. Первый полет на предсерийном самолете, построенном на УУАЗ, выполнен 15 августа 1995 г., в 1998 г. в Улан-Удэ построена вторая машина и заложена установочная партия Су-39.


Су-24М

Разработчик: «Сухой»

Изготовитель: НАПО

Первый полет: 1977

Производство: 1979-1993

Двухместный сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой геометрии, с двумя двигателями АЛ-21Ф-3 тягой 11 200 кгс, прицельно-навигационной системой «Тигр» и широкой номенклатурой неуправляемого и управляемого вооружения класса «воздух-поверхность». Создан на базе самолета Су-24 с ПНС «Пума», выпускавшегося серийно в 1971-1983 гг. Прототип Су-24 с крылом изменяемой геометрии совершил первый вылет 17 января 1970 г., прототип Су-24М – 29 июня 1977

г. Самолеты Су-24М выпускались серийно на НАПО им. В.П. Чкалова в 1979-1993 гг. В общей сложности построено около 1400 самолетов Су-24 всех модификаций. На базе Су-24М разработаны модификации: Су-24МР (фронтовой самолет комплексной воздушной разведки, 1980 г.); Су-24МП (фронтовой самолет – постановщик помех, 1980 г.); Су-24МК (фронтовой бомбардировщик для поставок на экспорт, с 1987 г. самолеты поставлялись в Алжир, Ирак, Ливию и Сирию).

В настоящее время самолет Су-24М является основным типом фронтового бомбардировщика ВВС России, самолеты используются также в морских штурмовых авиаполках авиации ВМФ. В 2001 г. начата программа модернизации самолетов Су-24М ВВС России, в результате которой они получают новое оборудование, повышающее точность навигации и снижающее ошибки прицеливания. В 2006 г. первые модернизированные бомбардировщики Су-24М2 поставлены ВВС.


Су-34

Разработчик: «Сухой»

Изготовитель: НАПО

Первый полет: 1990

Производство: с 2005

Двухместный сверхзвуковой многофукциональный фронтовой боевой самолет с двумя двигателями АЛ-31Ф тягой 12 500 кгс, глубокая модификация истребителя Су-27 со значительно измененной конструкцией планера, увеличенным запасом топлива, новым комплексом бортового оборудования, широкой номенклатурой вооружения классов «воздух-воздух» и «воздух- поверхность». Первый полет прототипа выполнен 13 апреля 1990 г. Выпускается на НАПО им. В.П. Чкалова, где в 1993- 2004 гг. построен второй опытный, а затем четыре летных экземпляра установочной партии, а с 2005 г. ведется серийное производство. Облет головного серийного Су-34 выполнен 12 октября 2006 г. В 2006 г. первые два серийных самолета переданы ВВС России. Су-34 должен заменить Су-24М в частях фронтовой авиации ВВС России, на экспорт предлагается в вариантах морского патрульно-ударного самолета и многофункционального фронтового самолета под обозначением Су-32.


Характеристики фронтовых бомбардировщиков компании «Сухой»
  Су-24М Су-34
Длина самолета, м 24,59 23,34
Размах крыла, м 10,37/17,64 14,7
Площадь крыла, м2 51,02/55,17 62,0
Нормальная взлетная масса, кг 35 900 39 200
Максимальная взлетная масса, кг 39 700 45 000
Масса боевой нагрузки, кг 8000 8000
Максимальная скорость полета на большой высоте, км/ч 1430 1900
Максимальная скорость полета у земли, км/ч 1315 1400
Максимальное число М 1,35 1,8
Практический потолок, м 11 000 15 000
Практическая дальность полета, км 2500 4000








 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх