Загрузка...



Я на поезд не хочу "Скай экспрессом" полечу

или как слетать в Питер за 500 рублей

Наш журнал уже несколько раз писал о появлении в России первого реального «дешевого» авиаперевозчика – авиакомпании «Скай Экспресс», предлагающей пассажирам возможность перелета из Москвы в несколько городов России по цене от 1400-2000 рублей (см. «Взлёт» №12/2006, с. 26; 5/2007, с. 6). При выполнении некоторых условий улететь в любой из пунктов назначения маршрутной сети «Скай Экспресса» (а уже сейчас она включает такие популярные направления, как, например, С.-Петербург, Сочи, Калининград, Ростов и т.д.) пока можно и вовсе за 500 рублей – т.е. по сути по цене билета в плацкартном вагоне или даже немного дешевле. Фантастика? Международный военно-морской салон в С.-Петербурге, прошедший с 27 июня по 1 июля стал для редактора «Взлёта» Евгения Ерохина хорошим поводом, чтобы проверить «на себе» насколько реальны обещания «бюджетного» авиаперевозчика. Редакционное задание предусматривало попытку слетать из Москвы в северную столицу России и обратно по минимально возможной цене (500 рублей). О том, как это удалось – в его репортаже.


Как «достать» авиабилет за 500 рублей

Скажем сразу – купить билет на самолет до Питера (Сочи, Ростова и т.д.) за 500 рублей оказалось и правда реально. Но так будет не всегда. Услугу суперльготных тарифов (билеты по 500 рублей в любом направлении по т.н. промо-тарифу) компания «Скай Экспресс» ввела в связи с началом деятельности в конце прошлого года для привлечения новых клиентов. На момент написания этих заметок приобрести билет по такой цене было еще возможно, но ожидается, что до конца года акция закончится. Так что желающим стоит поторопиться.

Итак, нынешним летом ситуация с 500-рублевыми билетами «Скай Экспресса» была следующей. Получить доступ к льготным промо-тарифам зарегистрированный клиент может только на сайте авиакомпании ( www.skyexpress.ru ). Сначала нужно зарегистрироваться в системе, указав паспортные данные и ряд других сведений, в т.ч. домашний телефон, и получить свой регистрационный номер. Кроме того, необходимо узнать т.н. «промо-код» (на самом деле он для всех один – SKYX001).

Пока практически на каждом рейсе «Скай Экспресса» есть места по про- мо-тарифу. В него включается только стоимость полета и страховки. Отдельных аэропортовских сборов нет. Таким образом, пассажир может выбрать только те услуги, которые ему необходимы.

Дальше выбирается направление полета, дата, время и при наличии мест происходит бронирование билета с присвоением уникального номера заказа. Сегодня доступны рейсы из Москвы в С.-Петербург, Сочи, Мурманск, Ростов-на-Дону, Калининград и Тюмень. Скоро к ним добавятся Екатеринбург и Пермь.

Однако не все так просто. Специфика промо-тарифа в том, что количество билетов по льготным ценам ограничено (примерно 20%). Чем раньше бронируется полет, тем дешевле и больше выбор. Полеты по выгодным тарифам выкупаются быстро. В популярные направления в сезон лучше обзавестись билетом заранее. Следует учитывать, что льготных билетов на выходные или «околопраздничные» дни, скорее всего, не будет вообще. Летом со льготными тарифами сложно – перевозчики считают, что и за большие деньги спрос останется высоким. По состоянию на начало июля, в Сочи на обозримый период лета и осени промо-билетов у «Скай Экспресса» уже не было совсем, в Ростов-на-Дону, Калининград, Тюмень и Мурманск – можно было найти только на сентябрь и позже, в Питер – остатки на август и позже. Аналогично обстоят дела и с обратными билетами из этих городов на Москву. При этом билеты вне промота- рифа – в достатке на все направления и месяца. Из Москвы в Питер – по 1400- 2500 рублей, в Тюмень – по 2900-4900, в Калининград – по 2700-3100, в Сочи – по 3300-4100, в Ростов – по 1900-4200, в Мурманск – по 2000 рублей. Заметим, что и «обычные» цены на полеты «Скай Экспресса» (без промо-тарифа) довольно привлекательны по сравнению с другими отечественными авиакомпаниями.



Как оплатить

Забронировав через интернет билет «Скай Экспресса», клиент получает платежку. Оплатить ее можно разными способами: банковской пластиковой картой (Visa Classic, Visa Gold, Master Card, Master Card Gold), наличными через сеть партнеров по приему платежей (наиболее быстрые – «Евросеть», «ВТБ 24», CONTACT, дольше – «Почта России») или по безналичному расчету. Агентских и кассовых сборов нет.

При бронировании заказа более чем за восемь суток до вылета время получения авиакомпанией платежа ограничено 48 часами, при бронировании в срок от восьми до двух суток – 24 часами, а менее чем за двое суток – всего 1 часом. Оплата считается завершенной, когда компания присылает подтверждение о поступлении платежа – заказчик получает уведомление электронной почтой или по факсу и маршрут/квитанцию электронного пассажирского билета с уникальным номером заказа, содержащую полетную и финансовую информацию по полету.


Дополнительные сборы

Попасть на рейс «Скай Экспресса» можно и за 500 рублей. Но возможен заказ дополнительных услуг. Например – обслуживания при задержке вылета (еще 250 рублей), багажного сертификата (предварительная оплата пассажиром по льготной цене дополнительного сверхнормативного веса багажа), «приоритет» (регистрация вне очереди, предоставление места в салоне самолета в передних рядах, посадка в самолет в первую очередь), дополнительной страховки, заказа такси в городе прибытия и т.п.

В день вылета бумажный билет (посадочный талон) выдается непосредственно в аэропорту при регистрации на рейс без лишних вопросов и процедур – потребуется только предъявить паспорт и распечатку маршрут/квитанции. Однако для собственного спокойствия бумажный билет можно оформить заранее (за дополнительную плату) при бронировании на сайте.

После регистрации на рейс следует обычная процедура с «переобуванием и отделением металла от тела» на спецконтроле, и вы – в зале ожидания. Только теперь отпускает некоторое чувство того, что «суперэконом – это блеф» и «этого не может быть никогда»…


На борту

Поскольку в стоимость полета не включен дополнительный сервис, полный комплекс дополнительных услуг оплачивается отдельно. Рейс для некурящих, но … для пьющих. Основной допсервис – заказ напитков и закусок. Меню «Скай Маркет» довольно богатое. Вот лишь некоторые позиции: сэндвич с мясом или рыбой – 110-130 руб., салаты – по 100 руб., пиво – 70-90 руб, батончик «Натс» – 35 руб., яблоко – 30 руб. В аэропорту дороже, кстати!

Итак, утренний рейс №102 Москва – С.-Петербург. Вылет из аэропорта «Внуково-1», прибытие – в «Пулково-1». «Боинг» 737-500, борт VP-BFM. Время полета 1 ч 20 мин. Крейсерская скорость 760 км/ч, высота полета – 8500-8600 м. Командир корабля Сергей Грехов, второй пилот Сергей Бельский. Доставка к самолету автотрансфером.

На борту свежепокрашенного красавчика B737-500 пассажиров встречают улыбки стюардесс. В общем все как у «белых людей», летящих в Питер за полную стоимость. Посадка в самолет – 8.15. Место в проходе 13D. «Наверно такая низкая цена полета из-за магии числа 13», – первым делом приходит в голову забавная мысль. Удобный и чистый салон. Все места одного класса. Посадка заканчивается в 8.30, запуск двигателей. Оглядываюсь – самолет пуст на треть, значит количество билетов по промо-тарифу действительно ограничено. Тут же пересаживаюсь на удобное свободное место у иллюминатора, расположившись с поклажей на трех местах. Не «суперэконом», а фантастика. Вылет точно по расписанию в 8.40. Прибытие – даже досрочно, касание полосы в 9.45. В Питере – тучи и дождь, а на душе радостно от того, что «эксперимент» удался.



Посмотрим, не подведет ли «Скай Экспресс» через неделю, на пути домой. Вот тут и вскрывается обратная сторона «500-рублевой медали».

Перелет С.-Петербург – Москва тем же бортом, рейс №102 на 11.30. Прибыв в аэропорт узнаем: из-за малого количества пассажиров (!) рейс отменен и «слит» с рейсом №104 на 16.15. Неожиданная возможность еще 5 часов погулять по Питеру. Удивительно, но и объединенный рейс не был заполнен – в салоне оставалось не менее 20-30 свободных мест. Вылет с задержкой на 20 минут, еще примерно столько же «висим» в районе Внуково в ожидании разрешения на посадку – «пробки» в воздухе, однако! В итоге: дома на 5 часов позже расчетного, но все равно – всего за 500 рублей!

Кто еще предлагает лететь недорого? Пока никто

Вскоре после начала полетов «Скай Экспресса» возможность «бюджетных» авиаперевозок стали предлагать и некоторые другие авиакомпании, в т.ч. такие лидеры отечественного рынка, как, например, «Сибирь» (S7). Но на летний период у новосибирцев дешевых тарифов практически не найти. Тем не менее «лоу-кост» есть, по крайней мере теоретически. Как и у «Скай Экспресса», «дешевые» места доступны не на все рейсы и не на все даты, бронировать билет нужно заранее. Количество мест по данным тарифам ограничено. Из Москвы в Челябинск «Сибирью» теоретически заявлена цена от 300 руб. Но по факту слетать туда и обратно обойдется в 5845 руб. плюс 2135 руб. – сборы. Можно понять – сейчас лето, и льгот нет, но смотрим предложения на октябрь-ноябрь – и тоже самое, 7170 руб. со сборами туда и обратно. Где обещанные билеты по 300 рублей? Нам обнаружить не удалось.

Далее. Предложения в Ростов и Сочи – якобы по 900 рублей, реально находим – 7505 руб. плюс 1435 руб. – сборы. Такой вот «эконом». Есть другие «виртуальные эконом-рейсы»: в Волгоград – 990 руб., в Самару – 1490, в Астрахань – 1990, в Анапу – 2490, в Барнаул – 3900, из Перми в Москву – от 500 руб. Это т.н. «веб-тарифы», посредством электронного билета. Таксы и сборы аэропорта – по 1000- 2000 руб. Оплата через сайт при регистрации, только по кредитке. Возврат стоимости авиабилета, при желании заказчика отказаться, не осуществляется.

Низкобюджетные перевозки декларативно предлагают и некоторые другие авиакомпании – «Трансаэро», «Авиалинии 400» («Рэд Вингс») и некоторые другие. В следующем году в России должен появиться еще один дискаунтер, имеющей пока условное название «А1». Подождем, когда он начнет летать и обязательно постараемся «испытать на себе».

Таким образом, пока реальных альтернатив по ценовому диапазону «Скай Экспрессу» в воздухе нет, а единственный ее «конкурент» находится на земле – это РЖД.


Сколько стоит «долететь» на поезде?

Мы слетали в С.-Петербург и обратно, затратив на путь туда и обратно ровно по 500 рублей. А во что бы обошлась поездка, если бы мы по привычке отправились в нее на поезде? Рассматривая варианты услуг РЖД с ценами до «психологического барьера» в 1000 руб., ситуация на направлении Москва – С.-Петербург представляется следующей. Самый дешевый билет на плацкарт в летний период на «нефирменных» поездах №29/30, 51/52, 55/56, 65/66 стоит 450-520 руб. Несколько дороже плацкарт на фирменных поездах «Афанасий Никитин» (№37/38) и «Северная Пальмира» (№27/28) – 670- 780 руб. Есть еще «сидячий» вариант на фирменном поезде «Юность» (№23/24) – от 420-490 до 670-790 руб. На электропоезд повышенной комфортности №811/812 «сидячий» обойдется в 830-970 руб. Итак, «промо-тариф» «Скай Экспресса» в среднем даже дешевле привычного путешествия по «чугунке», а если уж ехать с относительным комфортом, в купе (не говоря уж об «СВ») – то тут первый российский дис- каунтер вне конкуренции. Даже без всяких «промо-тарифов», со своей стандартной ценой в 1400 рублей. Удивительно при этом, что в сезон белых ночей билетов на поезд в С.-Петербург и обратно достать было нельзя, а «скай-экспрессовские» «боинги» летали между обеими столицами незаполненными. Просчеты в маркетинге компании или инерционность россиян?


Тонкости отечественного «лоу-коста»

1. Невозможно приобрести «супердешевые» билеты (по 500 руб.) ранее, чем за 1-2,5 месяца до вылета. «Лоу-кост» предложения имеют либо временный (акции по привлечению новых клиентов), либо сезонный характер. Все это придает ощущение «лотерейности», делает пользование данными услугами скорее разовым и случайным. Кроме того, продажа осуществляется только через интернет, что удобно не для всех потенциальных пассажиров.

2. По отзывам «бывалых пассажиров», низкобюджетные рейсы нередко переносятся или задерживаются. Однако, согласно договору, «авиакомпания имеет право без предупреждения отменить, задержать или перенести на другое время вылет воздушного судна, изменить предусмотренный расписанием маршрут перевозки, а также изменить пункт посадки, если такие действия будут необходимы». «Лоукостеры» экономят и на расходах в аэропорту – здесь нет их больших представительств и офисов, и как следствие – не всегда можно купить их билеты «на месте». Приоритет в обслуживании отдается крупным авиакомпаниям – «бюджетные» вынуждены работать по остаточному принципу. Это и приводит к задержкам вылета, а иногда и приема прибывающих бортов.

3. В случае необходимости отказаться от услуги при наличии электронного билета деньги теоретически вернуть можно, но не всегда и не сразу; электронный билет не обменивается на месте на другой – чтобы улететь «любой ценой» приходится оплачивать услуги другой авиакомпании.

4. По отзывам «заслуженных пассажиров-испытателей», в силу дешевизны уже сейчас на рейсы «Скай Экспресса» порой попадают «мутные личности», которые могут вести себя не очень пристойно. Хотелось бы верить, что предпринимаемые авиакомпанией усилия по «фейс-контролю» не позволят первому российскому дискаунтеру превратиться по атмосфере на борту в некое подобие пригородной электрички.










 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх