Пассажирские самолеты

Ан-38

Разработчик: «Антонов»

Изготовитель: НАПО

Первый полет: 1994

Производство: с 1997

Многоцелевой транспортно-пассажирский самолет местных воздушных линий с двумя турбовинтовыми двигателями для перевозки 26 пассажиров или 2500 кг грузов. Разработано два основных варианта: Ан-38-100 – с двигателями Garett TPE331-14GR-801E мощностью 1500 л.с. американского производства; Ан-38-200 – с двигателями ТВД-20-03 и воздушными винтами АВ-36-02 российского производства. Первый полет самолета Ан-38-100 выполнен 24 июня 1994 г. Серийное производство осуществляется на НАПО им. В.П. Чкалова. 24 апреля 1997 г. самолет Ан-38-100 получил сертификат летной годности по нормам АП-25. Модификация с усовершенствованным оборудованием для полетов по международным трассам имеет название Ан-38-120. Два таких самолета эксплуатировались в Малайзии и Вьетнаме.

Первый полет самолета Ан-38-200 состоялся 11 декабря 2001 г. Программа его сертификационных испытаний завершена в декабре 2002 г. Помимо пассажирского и транспортного самолеты Ан-38 могут выпускаться в вариантах: административном, санитарном, патрульно-десантном и транспортном грузоподъемностью 3200 кг для контейнерных грузовых перевозок. К началу 2007 г. построено и эксплуатировалось в России 6 серийных самолетов Ан-38-100. В 2007 г. по заказу ФГУП «Госземкадарстсъемка» на НАПО построен модифицированный самолет Ан-38-121. Планами ОАК предусмотрен выпуск до 2015 г 155 самолетов Ан-38, в т.ч. 50 – на экспорт.


Су-80ГП

Разработчик: «Сухой»

Изготовитель: КнААПО

Первый полет: 2001

Производство: с 2006

Многоцелевой турбовинтовой транспортно-пассажирский самолет местных воздушных линий двухбалочной схемы с двумя двигателями General Electric CT7-9B мощностью 1870 л.с. В базовом конвертируемом грузопассажирском варианте самолет предназначен для перевозки 30 пассажиров или 3300 кг грузов. Кроме того, проработаны модификации: Су-80ТД (десантно-транспортный самолет для перевозки и десантирования 21 парашютиста или 3 т грузов); Су-80ПТ (патрульно-транспортный самолет для патрулирования морской экономической зоны, перевозки 20 пассажиров и десантников или 3 т грузов) и др. Постройка опытных и серийных самолетов Су-80ГП ведется на КнААПО. Первый полет экспериментального экземпляра Су-80ГП состоялся 4 сентября 2001 г. Помимо него было выпущено еще два образца первоначальной конфигурации (для статических испытаний и макетной комиссии).

При подготовке к серийному производству в конструкцию самолета был внесен ряд изменений: фюзеляж удлинили вставкой длиной 1,4 м перед центропланом, изменилось хвостовое оперение, ряд доработок был воплощен в систему управления самолетом и т.д. Это было реализовано на четвертом экземпляре Су-80ГП, отправленном в 2004 г. на повторные статиспытания, а затем и на последующих летных образцах. Первый самолет серийной конфигурации был облетан 29 июня 2006 г. К испытаниям готовятся еще два летных экземпляра, одновременно ведется производство первых серийных машин. Начало поставок Су-80ГП намечено на 2008-2009 гг.


Ан-140

Разработчик: «Антонов»

Изготовитель: ХГАПП, «Авиакор»

Первый полет: 1997

Производство: с 1999

Пассажирский самолет МВЛ с двумя турбовинтовыми двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1 (2х2500 л.с.) для перевозки 46-52 пассажиров на расстояние 2100-2650 км. Первый полет прототипа состоялся 17 сентября 1997 г. Выпускается серийно ХГАПП с 1999 г. Сертифицирован 25 апреля 2000 г. Усовершенствованный вариант с крылом увеличенного размаха получил название Ан-140-100. В 2002- 2004 г. украинским авиакомпаниям поставлено 8 самолетов Ан-140 и Ан-140-100, еще два Ан-140-100 в 2004-2005 гг. экспортированы в Азербайджан.

Серийное производство Ан-140 осваивается также на заводе «Авиакор» в Самаре. Первый серийный Ан-140 российской сборки совершил первый полет 2 августа 2005 г., в 2006 г. поставлен авиакомпании «Якутия». Ведется постройка еще двух самолетов для «Якутии», заключено соглашение на поставку лизинговой компании ИФК еще 25 Ан-140-100 российской сборки. Планами ОАК предусмотрен выпуск до 2015 г. 177 самолетов Ан-140-100, в т.ч. 48 – на экспорт.

Кроме того, в 1995 г. заключен контракт на производство самолетов Ан-140 (под названием ИрАн-140) в Иране. Первый ИрАн-140 поднялся в воздух 7 февраля 2001 г. Всего на 2007 г. в Иране построено и передано авиакомпании «Сафиран» три ИрАн-140, ведется сборка следующих машин.

Разрабатываемые модификации: Ан-140Т (транспортный самолет грузоподъемностью 6 т); Ан-140ТК (конвертируемый грузопассажирский самолет); Ан-142 (военно-транспортный самолет).


Ил-114

Разработчик: «Ильюшин»

Изготовитель: ТАПОиЧ

Первый полет: 1990

Производство: с 1997

Региональный пассажирский самолет с двумя турбовинтовыми двигателями ТВ7-117С мощностью 2500 л.с. для перевозки 64 пассажиров. Первый полет опытного самолета выполнен 29 марта 1990 г. Построено два опытных летных экземпляра. Серийное производство ведется с 1992 г. на ТАПОиЧ (Ташкент).

Сертификат типа получен 24 апреля 1997 г. Коммерческая эксплуатация в Узбекистане начата 27 августа 1998 г. В России эксплуатируется авиакомпанией «Выборг» (к 2007 г. в эксплуатации находилось два самолета). Ведутся работы по модернизации Ил-114 за счет оснащения его модифицированными двигателями ТВ7-117СМ мощностью 2650 л.с., в т.ч. по варианту Ил-114-300 с повышенной экономичностью и улучшенной эксплуатационной технологичностью.

На базе Ил-114 с двигателями ТВ7-117С разработаны модификации: Ил-114Т (транспортный самолет грузоподъемностью 7000 кг, облет – 14 сентября 1996 г.); Ил-114П (патрульный самолет погранслужбы); а также Ил-114-100 (с двумя ТВД Pratt amp;Whitney Canada PW-127H мощностью 2750 л.с., первый полет выполнен 26 января 1999 г., сертифицирован 24 декабря 1999 г.), Ил-114-100Т (грузовой вариант Ил-114-100) и др. В 2005 г. по заказу ОАО «Радар-ММС» построена летающая лаборатория Ил-114ЛЛ с двигателями ТВ7-117СМ, используемая для испытаний различного радиоэлектронного оборудования.


Характеристики турбовинтовых региональных самолетов и самолетов местных воздушных линий
  Ан-38-120 Су-80ГП Ан-140-100 Ил-114
Длина самолета, м 15,67 18,26 22,605 26,877
Размах крыла, м 22,063 23,18 25,505 30,0
Площадь крыла, м2 39,8 44 51,0 81,9
Максимальная взлетная масса, кг 9500 14 200 21 500 23 500
Масса полезной нагрузки, кг 2500 3300 6000 6500
Максимальная крейсерская скорость, км/ч 380 535 533 500
Практический потолок, м 4200 7600 7600 7600
Дальность полета, км 1540* 1300 2340** 1000***
* с грузом 1,6 т ** с 52 пассажирами *** с 64 пассажирами


Ан-148

Разработчик: «Антонов»

Изготовитель: «Авиант», ВАСО

Первый полет: 2004

Производство: с 2007

Пассажирский региональный самолет нового поколения с двумя турбореактивными двигателями Д-436-148 тягой по 6400-6830 кгс для перевозки 68-80 пассажиров на расстояние до 3300- 3870 км. Прототип совершил первый полет 17 декабря 2004 г., второй опытный самолет – 19 апреля 2005 г. Ан-148 получил сертификат типа 26 февраля 2007 г. Серийное производство осваивается на заводах «Авиант» (Киев) и ВАСО (Воронеж).

Основные модификации: Ан-148-100В (базовый вариант для перевозки 68-80 пассажиров на расстояние до 3600 км); Ан-148-100А (с уменьшенной до 2200 км дальностью полета, взлетная масса 36,8 т); Ан-148-100Е (с увеличенной до 5100 км максимальной дальностью, максимальная взлетная масса 42,6 т). Прорабатываются также рамповый транспортный вариант Ан-148Т грузоподъемностью 15-20 т, который может оснащаться модифицированными двигателями Д-436Т3 тягой 9000-9500 кгс, пассажирские варианты с удлиненным фюзеляжем Ан-148-200 с увеличенной до 12 т коммерческой нагрузкой, рассчитанные на перевозку 100 пассажиров на расстояние 2200 км (Ан-148-200А) и 3500 км (Ан-148-200В).

К 2007 г. подписаны контракты на поставку 41 самолета Ан-148-100 авиакомпаниям России, Украины и Казахстана. Первые серийные Ан-148 киевской сборки в 2007 г. могут поступить в Казахстан. Поставки Ан-148 воронежской сборки должны начаться в 2008 г. Планами ОАК предусмотрен выпуск в 2008-2012 гг. на ВАСО 96 самолетов Ан-148.


«Суперджет» (Sukhoi Superjet 100)

Разработчик: «Сухой» (ГСС)

Изготовитель: КнААПО, НАПО

Первый полет: 2007

Производство: с 2008

Перспективный региональный и ближнемагистральный пассажирский самолет с двумя двигателями SaM146 тягой 7200 кгс, рассчитанный на перевозку 75-95 пассажиров на расстояние до 3000-4500 км. Разрабатывается в широкой кооперации с ведущими зарубежными компаниями из США и стран Западной Европы. Постройка самолетов ведется на КнААПО в кооперации с НАПО им. В.П. Чкалова. Опытный образец для статических испытаний изготовлен в январе 2007 г.. Выкатка первого летного экземпляра намечена на сентябрь 2007 г., первый полет запланирован на конец 2007 г. Сертификационные испытания по российским, европейским и американским нормам летной годности намечено завершить до конца 2008 г., когда должны начаться поставки первых серийных самолетов заказчикам. На август 2007 г. размещен 71 твердый заказ на самолеты «Суперджет 100» в компоновке на 95 мест, в т.ч. 10 – от итальянской авиакомпании «ИтАли» и 61 – от российских авиакомпаний.


Характеристики реактивных региональных и ближнемагистральных самолетов
  Як-42Д Ту-334-100 Ан-148-100 SSJ-100/95
Длина самолета, м 36,38 31,26 29,13 29,828
Размах крыла, м 34,88 29,77 28,91 27,8
Площадь крыла, м2 150,0 83,2    
Масса пустого самолета, т 33 28,95    
Максимальная взлетная масса, т 57,5 47,9 39,6 42,52/45,88*
Масса полезной нагрузки, т 13,5 12 9 12,245
Максимальная крейсерская скорость, км/ч 810 820 870 830
Практический потолок, м 9600 11 200 11 600 12 200
Дальность полета, км (при числе пасс.) 2790 (120) 3150 (102) 3600 (75) 2950/4420* (98)
* в варианте увеличенной дальности (SSJ-100/95LR)

Базовый вариант самолета (SSJ-100/95) рассчитан на перевозку 98 пассажиров (при одноклассной компоновке) на расстояние до 2950 км, в модификации увеличенной дальности (LR) – на расстояние до 4420 км. Проработан также укороченный вариант (SSJ-100/75) на 78 пассажиров, в дальнейшем возможно создании версии с удлиненным фюзеляжем на 110-112 пассажиров.


Ту-334

Разработчик: «Туполев»

Изготовитель: КАПО

Первый полет: 1999

Производство: с 2008

Ближнемагистральный пассажирский самолет с двумя двухконтурными турбореактивными двигателями Д-436Т1 тягой 7500 кгс для перевозки 102 пассажиров на расстояние 2000 км. Первый вылет опытного образца Ту-334 состоялся 8 февраля 1999 г., головного самолета производства киевского завода «Авиант» – 21 ноября 2003 г. В 2005 г. принято решение об организации серийного производства Ту-334 на КАПО им. С.П. Горбунова, где в 2008 г. планируется собрать головную машину (из агрегатов, ранее изготовленных заводами РСК «МиГ» и «ТАВИА»). На Ту-334 имеется около 50 заказов от ряда авиакомпаний России и стран СНГ. Сертификат типа на самолет Ту-334-100 получен 30 декабря 2003 г.


Як-42Д

Разработчик: ОКБ им. Яковлева

Изготовитель: САЗ

Первый полет: 1975

Производство: с 1976

Ближнемагистральный пассажирский самолет с тремя двигателями Д-36 тягой 6500 кгс, предназначенный для перевозки 120 пассажиров на расстояние 2000 км со скоростью 800-820 км/ч. Опытный экземпляр Як-42 совершил первый полет 6 марта 1975 г. Серийное производство в 1976 г. было освоено сначала на Смоленском, а затем и на Саратовском авиационных заводах. Сертификат типа на самолет Як-42 выдан 18 декабря 1980 г.

С 1988 г. выпускается вариант Як-42Д с увеличенным запасом топлива и возросшей дальностью полета. К 2007 г. построено более 180 самолетов Як-42, в т.ч. более 100 Як-42Д. Самолеты Як-42 и Як-42Д эксплуатируются в авиакомпаниях России и ряда стран СНГ, а также на Кубе. К 2007 г. в гражданской авиации России эксплуатировалось 95 самолетов Як-42 и Як-42Д.


МС-21

Разработчик: ОКБ им. Яковлева, «Ильюшин»

Изготовитель: «Иркут»

Первый полет: после 2010

Производство: после 2015

Перспективный ближне-среднемагистральный пассажирский самолет с двумя турбореактивными двигателями тягой 11 000-12 000 кгс для перевозки 132-174 человек на расстояние до 5500 км со средней скоростью 850 км/ч, разрабатываемый совместными усилиями ОКБ им. А.С. Яковлева и АК им. С.В. Ильюшина. МС-21 должен стать основной гражданской самолетостроительной программой ОАК в данном классе летательных аппаратов и с середины следующего десятилетия прийти на смену в российских авиакомпаниях нынешним самолетам Ту-154М, составив достойную конкуренцию самолетам иностранного производства типа А320 и B737. В качестве силовой установки для МС-21 на конкурсной основе рассматриваются двигатели ПС-12, АИ-436Т12, а также их зарубежные аналоги. Прорабатываются три базовые варианта: МС-21-100 на 132 пассажира, МС-21-200 на 156 пассажиров и МС-21-300 на 174 пассажира, отличающиеся длиной фюзеляжа и максимальной взлетной массой.


Ту-154М

Разработчик: «Туполев»

Изготовитель: «Авиакор»

Первый полет: 1982

Производство: с 1982

Среднемагистральный пассажирский самолет с тремя двухконтурными турбореактивными двигателями Д-30КУ-154 тягой 10 500 кгс для перевозки 164-180 пассажиров на расстояние до 3800 км со скоростью 900-935 км/ч. Первый полет на прототипе Ту-154 с тремя двигателями НК-8-2 состоялся 3 октября 1968 г., на опытном образце Ту-154М – в 1982 г. Первой массовой модификацией стал Ту-154Б (1975 г.) с двигателями НК-8-2у. Серийное производство самолетов Ту-154 осуществляется на заводе «Авиакор» (г. Самара) с 1969 г. К 2007 г. выпущено более 950 самолетов всех модификаций, в т.ч. более 350 Ту-154М, производство которых продолжается. Более 160 самолетов было поставлено на экспорт в 17 зарубежных стран. На базе Ту-154М в рамках международной программы «Открытое небо» создан и эксплуатируется самолет воздушного наблюдения Ту-154М-ОН. Ту-154 послужил базой для постройки ряда летающих лабораторий, в т.ч. экспериментального самолета Ту-155, на который устанавливался двигатель НК-88, работающий на жидком водороде (облет выполнен 15 апреля 1988 г.). К 2007 г. в российских авиакомпаниях эксплуатировалось 138 самолетов Ту-154Б и 207 Ту-154М.


Характеристики среднемагистральных узкофюзеляжных самолетов
  Ту-154М Ту-204-100 Ту-204-300 Ту-214 МС-21
Длина самолета, м 47,92 46,14 40,19 46,16 35,01-40,68*
Размах крыла, м 37,55 41,8 41,8 41,8 35,25
Площадь крыла, м2 201,45 184,2 184,2 184,2  
Максимальная взлетная масса, т 100 103 107,5 110,75 65,8-72*
Масса полезной нагрузки, т 18 21 18 25,2 12,5-16,5*
Максимальная крейсерская скорость, км/ч 900 850 850 850 850
Практический потолок, м 11 900 12 100 12 100 12 000 11 600
Дальность полета, км (при числе пассажиров) 3800 (164) 4200 (210) 5800 (164) 7200 (210) 4500-5500
* в зависимости от модификации

Ту-204 и Ту-214

Разработчик: «Туполев»

Изготовитель: «Авиастар», КАПО

Первый полет: 1989

Производство: с 1990

Семейство среднемагистральных пассажирских самолетов с двумя двухконтурными турбореактивными двигателями ПС-90А тягой 16 000 кгс или их зарубежными аналогами. Базовый самолет семейства (Ту-204) предназначен для перевозки 214 пассажиров на расстояние до 4900 км со скоростью 850 км/ч. Первый вылет выполнен 2 января 1989 г. Серийное производство в 1990 г. было развернуто на заводе «Авиастар» (г. Ульяновск), модификация Ту-214 (Ту-204-200) с увеличенной дальностью полета с 1994 г. выпускается на КАПО им. С.П. Горбунова. К 2007 г. построено около 50 самолетов всех вариантов, производство продолжается.

Основные модификации, выпускаемые заводом «Авиастар»: Ту-204 – базовый вариант с двумя двигателями ПС-90А на 214 пассажиров (эксплуатировался российскими авиакомпаниями России с 1996 г.); Ту-204С – грузовой вариант Ту-204 для перевозки 25 т грузов (1995 г., авиакомпанией «Авиастар-ТУ» эксплуатируется три самолета); Ту-204-100 – модификация Ту-204 с модернизированным оборудованием (эксплуатируется российскими авиакомпаниями); Ту-204-120 – вариант Ту-204-100 с двигателями Rolls-Royce RB211-535E4B и западной авионикой (облет – 6 марта 1997 г., три самолета в 1998-2000 гг. поставлено в Египет); Ту-204-120С – грузовой вариант Ту-204-120 (построено три самолета для Египта); Ту-204-100Е – модернизированный вариант Ту-204-100 с двигателями ПС-90А для Кубы (облет первого выполнен в июне 2007 г., заказано два самолета); Ту-204СЕ – грузовой вариант для Кубы (облет – 19 декабря 2006 г.); Ту-204-120СЕ – модификация грузового самолета Ту-204-120С для КНР (облет головного самолета – 14 мая 2006 г., заказано пять машин); Ту-204-300 – модификация Ту-204-100 с укороченным на 6 м фюзеляжем на 142-162 места и увеличенной дальностью полета (облет первого – 18 августа 2003 г., авиакомпании «Владивосток Авиа» в 2005 г. поставлено четыре самолета).

КАПО выпускается самолет Ту-214 с увеличенной до 110,75 т взлетной массой и увеличенной дальностью полета (облет первого самолета выполнен 21 марта 1996 г., российским авиакомпаниям поставлены 10 серийных самолетов, производство продолжается, в т.ч. по госзаказу).

Сертификат типа на самолет Ту-204 получен 29 декабря 1994 г., на Ту-214 – 29 декабря 2000 г., на Ту-204-120СЕ 30 января 2004 г., на Ту-204-300 – 14 мая 2005 г. К 2007 г. в авиакомпаниях России эксплуатировалось 7 самолетов Ту-204-100, четыре Ту-204-300, девять Ту-214 и три Ту-204С. В процессе выполнения находятся заказы от ряда российских компаний, а также экспортные контракты (от КНР, Кубы, КНДР; ожидается заказ от Ирана и Сирии). Планами ОАК предусмотрен выпуск до 2012 г. на «Авиастаре» и КАПО 84 самолетов Ту-204 и Ту-214.


Характеристики широкофюзеляжных самолетов
  Ил-86 Ил-96-300 Ил-96-400Т
Длина самолета, м 59,54 55,345 63,939
Размах крыла, м 48,06 57,66 60,105
Площадь крыла, м2 361 350 350
Максимальная взлетная масса, т 206 240 265
Масса полезной нагрузки, т 42 40 92
Максимальная скорость полета, км/ч 950 900 870
Практический потолок, м 12 000 12 000 12 000
Дальность полета, км (при числе пассажиров или с грузом, т) 3800 (350) 9000 (300) 12 000 (40 т)

Ил-86

Разработчик: «Ильюшин»

Изготовитель: ВАСО

Первый полет: 1976

Производство: 1977-1997

Широкофюзеляжный среднемагистральный пассажирский самолет с четырьмя двигателями НК-86 тягой 13 000 кгс для перевозки 350 человек. Первый полет выполнен 22 декабря 1976 г. Строился серийно в 1977-1997 гг. на ВАСО. Выпущено 103 самолета.

Сертификат типа на самолет Ил-86 получен 24 декабря 1980 г. С 1987 г. на самолеты устанавливались модернизированные двигатели НК-86А. На базе Ил-86 были разработаны варианты: десант- но-транспортный (построен один экземпляр) и воздушный командный пункт Ил-80 (находятся на вооружении ВВС России). Три Ил-86 были поставлены на экспорт в Китай, позднее возвращены в Россию. К 2007 г. в авиакомпаниях России продолжалась эксплуатация 61 самолета Ил-86.


Ил-96-300

Разработчик: «Ильюшин»

Изготовитель: ВАСО

Первый полет: 1988

Производство: с 1990

Широкофюзеляжный дальнемагистральный пассажирский самолет на 235-300 пассажиров с четырьмя двигателями ПС-90А тягой 16 000 кгс. Первый полет опытного самолета Ил-96-300 выполнен 28 сентября 1988 г. Строится серийно на ВАСО с 1990 г. Ил-96-300 сертифицирован в России 29 декабря 1992 г. К 2007 г. в авиакомпаниях России эксплуатировалось 13 самолетов Ил-96-300, в т.ч. два самолета – в варианте Ил-96-300ПУ в ГТК «Россия» в качестве самолетов Президента РФ. В 2005 г. начаты поставки Ил-96-300 на экспорт, к 2007 г. три самолета эксплуатировались кубинской авиакомпанией «Кубана».

Развитием Ил-96-300 должен был стать модернизированный дальнемагистральный самолет Ил-96М на 309- 386 пассажиров с увеличенной длиной фюзеляжа, двигателями Pratt amp;Whitney PW2337 и авионикой фирмы Rockwell Collins. Первый полет опытного самолета Ил-96МО состоялся 6 апреля 1993 г. Транспортный вариант Ил-96М грузоподъемностью 92 т с грузовым люком размерами 4.85х2.875 м в левом борту фюзеляжа перед крылом, получивший название Ил-96Т, совершил первый полет 16 мая 1997 г. Он был сертифицирован в России 31 марта 1998 г. и по американским нормам – в июле 1999 г. На ВАСО было подготовлено серийное производство Ил-96М/Т, но в дальнейшем вместо них была запущена программа пассажирских и грузовых самолетов Ил-96-400 (описаны отдельно).


Ил-96-400

Разработчик: «Ильюшин»

Изготовитель: ВАСО

Первый полет: 2007

Производство: с 2007

Широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет, дальнейшее развитие Ил-96М и Ил-96Т с российскими двигателями ПС-90А1 тягой 17 400 кгс и модернизированным оборудованием отечественного производства. Предлагается российским и зарубежным заказчикам в вариантах: Ил-96-400Т (грузовой, на 92 т грузов) и Ил-96-400 (пассажирский, на 315-436 мест). Стартовым заказчиком грузовых самолетов Ил-96-400Т стала авиакомпания «Атлант-Союз». Первые два самолета будут переданы ей в 2007 г. Заказ на шесть Ил-96-400Т разместила в 2007 г. компания «Аэрофлот-Карго». Среди других заказчиков Ил-96-400 и Ил-96-400Т – авиакомпании КНР, Зимбабве и Сирии. Планами ОАК предусмотрен выпуск в 2008-2012 гг. на ВАСО 15 самолетов семейства Ил-96.









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх