Загрузка...



Премьера первого коммерческого «тилтротора»

Наверное, главной новинкой нынешнего авиасалона в Ле-Бурже стал впервые представлявшийся публично американо-итальянской компанией «Белл-Агуста» (Bell/ Agusta Aerospace Company, BAAC) первый в мире коммерческий конвертоплан BA609. Созданный по схеме конвертируемого военно-транспортного аппарата V-22 «Оспри», с 2005 г. поступающего на вооружение ВВС и корпуса морской пехоты США (подробно о нем – см. «Взлёт» №10/2006, с. 10-21), он более чем втрое легче его по взлетной массе и рассчитан на перевозку девяти пассажиров или 2500 кг груза при двух членах экипажа на расстояние до 1300 км с крейсерской скоростью до 510 км/ч на высотах до 7500 м. При этом, как и его военный предшественник, BA609 может взлетать вертикально (как вертолет) или с коротким разбегом. Для этого, по образу и подобию «Оспри», он оснащается на концах крыла поворотными гондолами турбовинтовых двигателей, приводящих во вращение трехлопастные жесткие воздушные винты большого (7,8 м) диаметра (у V-22 винты имеют диаметр 11,58 м).

Среди особенностей BA609 – конструкция фюзеляжа из композиционных материалов с алюминиевым силовым набором, обогреваемые композитные лопасти винтов, герметичная кабина, цифровая система электродистанционного управления, энергопоглощающие кресла для пассажиров и членов экипажа, «стеклянная» кабина пилотов. В состав силовой установки входят два турбовинтовых двигателя PT6C-67A компании «Пратт-Уитни» мощностью по 1940 л.с. Масса пустого аппарата составляет 4765 кг, максимальная взлетная – 7630 кг.

В отличие от «Оспри», BA609 рассчитан исключительно на гражданских заказчиков. В стандартной конфигурации салона он может перевозить в комфортабельных креслах девять пассажиров, в вариантах для государственных служб число пассажирских мест может быть увеличено до 12. Кроме того, проработаны поисково-спасательный и медицинский варианты компоновки салона.

Затраты на разработку, постройку и испытания BA609 делят поровну компании «Белл Хеликоптер Текстрон» и «Агуста-Уэстланд», образовавшиеся СП. Первый опытный образец гражданского «тилтротора» (N609TR) был построен в США и совершил там первый полет «по-вертолетному» 6 марта 2003 г. Первый переход к полету «по-самолетному» был выполнен на нем 22 июля 2005 г. Второй «Белл-Агуста» в настоящее время продолжает испытания двух прототипов BA609 и ведет постройку двух следующих опытных образцов. Как сообщил корреспонденту «Взлёта» исполнительный директор компании по маркетингу Антонио Джованини, сертифицировать BA609 планируется в 2010 г., после чего компания сразу же готова приступить к поставкам серийных конвертопланов заказчикам. А таковых у необычного американо-итальянского «самолето-вертолета» уже немало. По словам синьора Джованини, его компания получила уже не менее 70 заявок из двух десятков стран. Отвечая на вопрос о цене конвертоплана, представитель «Белл-Агусты» сослался на то, что многое будет зависеть от комплектации, компоновки и других особенностей конкретно заказываемого аппарата, но сообщил, что ориентировочная рыночная стоимость серийного «тилтротора» может составить около 17 млн долл. Антонио Джованини также выразил уверенность, что его детище может вызвать довольно большой интерес в России. А.Ф.










 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх