«Союз-2» наконец вывел «МетОп»

19 октября с космодрома «Байконур» впервые – хоть и с шестой попытки – стартовала новая ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на околополярную орбиту европейский аппарат для метеорологических исследований «МетОп-А» (MetOp-A).

Нынешний старт модернизированного «Союза» стал вторым в программе его летно-конструкторских испытаний. Первый состоялся 8 ноября 2004 г. с космодрома «Плесецк» в Архангельской обл. (см. «Взлёт» №1/2005, с. 48-51). Европейский спутник Роскосмос решил запускать с «Байконура», несмотря на то, что ракета стартует с нетрадиционным для космодрома азимутом в 94°. Трасса «Союза» при этом проходит над Казахстаном и Россией. Первая ступень падает в казахской степи, вторая – в тайгу между Пермской и Свердловской областями, а третья – между Гренландией и Шпицбергеном.

«Ракета оснащена головным обтекателем международного стандарта диаметром 4,1 м, – констатировала преимущества ракеты пресс-служба ее предприятия-изготовителя, ЦСКБ «Прогресс» (Самара). – Его применение стало возможным благодаря установке на ракете цифровой системы управления, которая позволила реально повысить устойчивость, управляемость и точность выведения носителя и выводить на орбиту самый широкий спектр космических аппаратов с различными габаритными размерами».

Первоначально запуск с «Байконура» планировался еще на 17 июля. Однако специалисты трижды пытались запустить ракету, и трижды эти попытки кончались неудачей (подробнее – см. «Взлёт» №9/2006, с. 46). Сначала система управления «Союза» обнаружила «ошибку по заданию величины азимутального направления плоскости стрельбы». Старт перенесли на сутки, но 18 июля за две минуты до назначенного времени бортовая система управления ракеты выдала «не норму одного из датчиков пневмоуправляемой системы ракеты-носителя». 19 июля аварийное прекращение предстартовой подготовки повторилось – теперь из-за проблем с наземным комплексом средств измерения «Союза».

Для успешного старта ракета могла находиться на земле в заправленном состоянии не более трех суток, поэтому специалисты решили не рисковать и вернуть ее изготовителю для дополнительных проверок. Новая попытка запуска была назначена на 7 октября. Но, казалось, «Союз-2» с европейским спутником преследуют неудачи. 30 сентября при транспортировке головной части ракеты к месту старта произошел инцидент, который заставил специалистов вновь перенести запуск. Как сообщило Европейское космическое агентство, при «неправильном маневре» произошел «механический удар» головной части. Спутник вернули в чистовую камеру для дополнительного визуального осмотра. Впрочем, 2 октября ЕКА сообщило, что каких-либо проблем с «МетОпом» не обнаружено, после чего подготовка к запуску продолжилась. Теперь он был назначен на 17 октября.

Тем не менее, ожидания европейских заказчиков вновь не оправдались. За 2 мин до старта циклограмма ракеты-носителя была блокирована: система управления «Союза» не получила подтверждения наддува двух баков одного из блоков третьей ступени ракеты-носителя. Попытку решили повторить ровно через сутки. Правда, на этот раз подвела не техника, а погода. Метеорологи сообщили, что на высоте 10-15 км в районе Байконура скорость ветра достигает 55 км/ч, а это примерно на 30% превышает допустимую для стартов норму. Запуск «Союза» вновь перенесли на сутки, и многие уже сомневались, что ракета-носитель вообще стартует. Однако вечером 19 октября запуск все-таки состоялся.

Новая ракета-носитель стартовала в 20.28 МСК с 6-й пусковой установки 31-й площадки «Байконура». Она вывела головной блок на начальную незамкнутую орбиту, после чего разгонный блок «Фрегат» доставил «МетОп» на солнечно-синхронную околополярную орбиту высотой 837 км и наклонением 98,7°. Отсюда он в течение минимум пяти лет будет вести наблюдение почти за всей поверхностью Земли. После того как было получено подтверждение выведения на орбиту, спутник перешел на управление заказчику запуска – Европейской метеорологической организации EUMETSAT. Сейчас с ним работает ЦУП в Дармштадте.

«МетОп-А» – первый космический аппарат такого класса в Европе. На нем установлено современное оборудование для высокоточного определения температуры и влажности на поверхности Земли, скорости и направления воздушных потоков, особенно над мировым океаном, а также для мониторинга озонового слоя в атмосфере планеты. Спутник изготовлен корпорацией «Астриум» (Astrium), входящей в состав концерна EADS, при участии 50 субподрядчиков из 12 европейских стран. В создании полезной нагрузки аппарата, помимо европейских институтов, приняли участие американские партнеры EUMETSAT – Национальное управление по изучению океанов и атмосферы США. Создание группировки из трех таких аппаратов обходится Европе в 2,4 млрд. евро, включая расходы на пусковые услуги, наземную инфраструктуру и операции по управлению аппаратами. Из них 1,85 млрд. евро выделяются EUMETSAT и 550 млн евро – ЕКА. А.Ч.










 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх