Корабельные истребители Су-33 на службе в ВМФ России

Фоторепортаж Александра Дундина с борта ТАВКР «Адмирал Кузнецов» во время его похода на боевую службу в Северную Атлантику осенью 2005 г.







Китайские перспективы Су-33

ВМС НОАК уже давно мечтают получить на вооружение авианосцы. Эта тема активно прорабатывается уже более 20 лет, и, по некоторым данным, еще в 1992 г. в Китае стартовала программа проектирования первого собственного авианесущего корабля. В зарубежной печати не раз сообщалось, что в 1999 г. на Шанхайском судостроительной заводе было заложен в постройку авианосец проекта 9935 водоизмещением около 48 тыс. т. Правда в июне прошлого года официальный Китай опроверг слухи об этом, назвав их «ничем не обоснованными». По другим данным, закладка первого китайского авианосца должна состояться в 2006-2007 гг. Как бы там ни было, доподлинно известно, что китайские специалисты начиная с 80-х гг. усиленно знакомились с состоянием работ по авианосной тематике во Франции, Италии, Испании, России и Украине, рассматривая различные варианты приобретения списанных авианосцев для их детального изучения и получения в результате этого опыта для последующих собственных работ в данной области.

Первым китайцам удалось приобрести в 1994 г. за 1,4 млн долл. в качестве металлолома австралийский авианосец «Мельбурн», который был отбуксирован в Китай, разделан на отдельные узлы и тщательно изучен специалистами. Затем в 1998 г. за 5 млн долл. в Южной Корее был куплен проданный до этого ей Россией на металлолом тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) «Минск». После тщательного изучения (а корабль достался новым хозяевам с большим числом не демонтированных систем радиоэлектронного вооружения) «Минск» был превращен в корабль-музей и развлекательный центр «Мир Минска» (Minsk World) вблизи г. Шэньчжень недалеко от Гонконга. Его уже посетило несколько миллионов туристов. Еще один бывший российский ТАВКР того же проекта – «Киев» – был приобретен за 8,5 млн долл. в 2000 г. китайской фирмой «Тяньма» через австрийскую посредническую компанию. Вопреки контракту, он так и не был разделан на металлолом и ныне также превращен в корабль-музей в порту Тяньцзиня. Нет сомнений, что перед этим он тоже досконально был изучен китайскими кораблестроителями и военными.

Но пожалуй главное «авианосное» приобретение КНР – покупка в 1999 г. за 20 млн долл. через зарегистрированную в Макао фирму на Украине переданного ей за четыре года до этого Россией недостроенного всего на 30% ТАВКР «Варяг» – второго корабля проекта 1143.5, следующего за нынешним единственным в ВМФ России авианосцем «Адмирал Кузнецов». После длившейся почти два года эпопеи перехода из Черного моря 4 марта 2002 г. «Варяг» был наконец приведен к пирсу китайской военно-морской базы Далян (подробнее об этом – см. «Взлёт» №12/2005, с. 24-31). Как показывают недавние события, несмотря на прежние официальные заверения, превращать его в очередной аттракцион никто не собирается. В июле 2005 г. корпус «Варяга» был отбуксирован в расположенный по соседству с военно-морской базой судоремонтный и судостроительный завод, и на нем закипели работы, в которых, по некоторым свидетельствам, активно участвуют украинские кораблестроители с Николаевской верфи, где в свое время он и появился на свет. Многие эксперты сходятся во мнении, что «Варяг» если и не станет первым китайским полноценным авианосцем, то по крайней мере будет использован для отработки различных технических решений будущих авианесущих кораблей ВМС НОАК. В частности, предполагают, что на нем смогут начать подготовку первые китайские летчики-палубники.


Предполагаемая компоновка корабельного истребителя Су-33К, который может быть заказан ВМС КНР (рисунок Алексея Михеева)

1. Основной приемник воздушного давления

2. Радиопрозрачный обтекатель антенны РЛС

3. Антенна модернизированной радиолокационной станции Н001ВЭП1

4. Блоки модернизированной системы управления вооружением СУВ-ВЭП1

5. Оптико-локационная станция «52Ш»

6. Датчик угла атаки

7. Фара подсветки заправочной штанги

8. Резервный ПВД

9. Выдвижная штанга дозаправки в воздухе

10. Козырек фонаря

11. Подвижная часть фонаря

12. Индикатор на фоне лобового стекла

13. Новое информационно-управляющее поле кабины летчика

14. Ручка управления самолетом

15. Катапультируемое кресло К-36ДМ

16. Аварийный ПВД

17. Антенна

18. Штыревая антенна радиокомпаса

19. Закабинный отсек оборудования

20. Пушка ГШ-301

21. Боекомплект пушки

22. Патронный ящик на 150 снарядов

23. Переднее горизонтальное оперение

24. Гидропривод управления ПГО

25. Передняя опора шасси с двухколесной телескопической стойкой

26. Грязеотражающий щиток

27. Гидроцилиндр уборки передней опоры шасси

28. Створка ниши передней опоры шасси

29. Тормозной щиток

30. Гидроцилиндр управления тормозным щитком

31. Жгуты электропроводки

32. Топливный бак-отсек №1

33. Топливозаправочная горловина

34. Ниша колеса основной опоры шасси

35. Передняя подвижная панель воздухозаборника

36. Задняя подвижная панель

37. Гидроцилиндры перемещения панели

38. Отверстия перепуска воздуха

39. Створки воздушной подпитки

40. Поднимающаяся защитная сетка воздухозаборника

41. Гидроцилиндр и демпфер защитной сетки воздухозаборника

42. Канал воздухозаборника

43. Топливный бак №2

44. Автоматический радиокомпас

45. Тяги управления рулями направления

46. Модернизированный двигатель АЛ-31Ф-М1

47. Корпус компрессора двигателя

48. Выносная коробка самолетных агрегатов

49. Маслобак двигателя

50. Регулируемое реактивное сопло

51. Гидроцилиндры управления соплом

52. Люки доступа к агрегатам двигателя

53. Центральная хвостовая балка

54. Отклоняемая законцовка центральной хвостовой балки

55. Блоки радиоэлектронного оборудования

56. Антенна системы госопознавания

57. Топливный бак №4

58. Трубопроводы и агрегаты топливной системы

59. Блоки автомата постановки пассивных помех

60. Кормовой ласт

61. Тормозной посадочный гак

62. Ушко замка поднятого положения гака

63. Горизонтальное оперение

64. Ось стабилизатора

65. Гидропривод управления стабилизатором

66. Складывающаяся секция стабилизатора

67. Гидроцилиндр подъема складывающейся секции

68. Гидроцилиндр замка рабочего положения складывающейся секции стабилизатора

69. Подфюзеляжный гребень

70. Маслобак

71. Передний узел крепления киля

72. Задний узел крепления киля

73. Киль

74. Руль направления

75. Гидроцилиндр управления рулем направления

76. Рулевой агрегат

77. Воздухозаборник воздухо-воздушного радиатора

78. Радиопрозрачная законцовка киля

79. Антенна УКВ-радиостанции

80. Антенно-фидерная система

81. Хвостовой аэронавигационный огонь (белый)

82. Антенна станции предупреждения об облучении

83. Неподвижная часть консоли крыла

84. Складывающаяся часть консоли крыла

85. Узел складывания крыла

86. Гидроцилиндр складывания крыла

87. Отклоняемый носок крыла

88. Гидроцилиндры отклонения носка

89. Гидроагрегат управления носком

90. Двухщелевой закрылок

91. Флаперон

92. Гидропривод управления флапероном

93. Стык консоли крыла с центропланом

94. Узел навески основной опоры шасси

95. Основная опора шасси

96. Узлы подвески пускового устройства АПУ-73

97. Контейнер станции РЭП

98. Бортовой аэронавигационный огонь (красный)

99. Бортовой аэронавигационный огонь (зеленый)

100. Пусковое устройство ракеты Р-73Э

101. Управляемая ракета ближнего боя Р-73Э

102. Управляемая ракета средней дальности Р-27ЭТ1 с тепловой головкой самонаведения

103. Управляемая ракета средней дальности Р-27ЭР1 с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения

104. Управляемая ракета средней дальности РВВ-АЕ с активной радиолокационной головкой самонаведения

105. Высокоскоростная противорадиолокационная ракета Х-31П и противокорабельная ракета Х-31А

106. Противокорабельная ракета большой дальности Х-59МК


Так будет выглядеть новый сверхманевренный многофункциональный истребитель, строительство опытных образцов которого идет в настоящее время на КнААПО. Первый полет прототипа Су-35 намечен на 2007 г., а начало поставок – на 2009 г.


Какие же самолеты смогут базироваться на «Варяге» и будущих китайских авианосцах? По мнению специалистов, вариантов скорее всего два – речь может идти или о палубной версии нового китайского истребителя J-10, или о самолете типа Су-33, который может быть либо самостоятельно создан в КНР на базе освоенного здесь в производстве по российской лицензии «сухопутного» Су-27СК, либо заказан непосредственно в России. Учитывая ряд факторов, многие склоняются к мнению, что последний вариант наиболее вероятен. К тому же недавно на китайских интернет-сайтах появилась информация, что процесс переговоров о возможной поставке российских корабельных истребителей «ОКБ Сухого» для комплектации авиагрупп будущих китайских авианосцев подходит к завершающей стадии, и уже вскоре возможно подписание первого контракта. По мнению экспертов, всего ВМС КНР в ближайшие 5-10 лет может понадобиться до сотни корабельных многофункциональных истребителей, в т.ч. до шести десятков одноместных Су-33К и до четырех десятков двухместных машин, которые могут быть созданы на базе опытного самолета Су-27КУБ. Поставки первых самолетов могут начаться еще до 2010 г. и продолжаться в течение следующих пяти или более лет.

Одноместный многоцелевой корабельный истребитель Су-33К (название предположительное), скорее всего, будет создан как модификация серийного самолета Су-33. 26 таких машин были выпущены в 1992-1995 гг. на КнААПО, большая часть их в настоящее время состоит на вооружении 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка Северного флота ВМФ России и эксплуатируется на борту ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Однако, в отличие от российского прототипа, «китайская» версия Су-33, вероятно, будет иметь более совершенное бортовое радиоэлектронное оборудование и более разнообразное вооружение, обеспечивающие его более эффективное многоцелевое применение.

Считается, что на Су-33К сможет найти применение модернизированная система управления вооружением «воздух-воздух» типа СУВ-ВЭП1 и система управления вооружением «воздух-поверхность» типа СУВ-ПЭ, двухэкранная система кабиной индикации, новые системы навигации, связи, РЭП и контроля параметров – т.е. практически те же, что устанавливаются на уже экспортированных в Китай двухместных самолетах Су-30МК2 и предлагавшихся модернизированных одноместных Су-27СКМ. В целом может быть подобен им Су-33К и по составу вооружения: в него, по сравнению с Су-33, скорее всего, дополнительно включат ракеты «воздух-воздух» РВВ-АЕ, противокорабельные ракеты Х-31А, противорадиолокационные Х-31П, корректируемые бомбы КАБ-500Кр и т.п. На российских Су-33 такого оружия пока еще нет. А в будущем, Су-33К можно будет комплектовать системами и средствами поражения, которыми предполагается оснащать перспективный многоцелевой истребитель Су-35. Аналогичный состав оборудования и вооружения сможет иметь и двухместный самолет, который планируется создать на базе Су-27КУБ. Например, уже определено, что основу его системы управления вооружением составит РЛС с пассивной ФАР «Ирбис-Э», разработанная для Су-35 в НИИП им. В.В. Тихомирова.

Модернизации предполагается подвергнуть и силовую установку корабельного истребителя. Для обеспечения безопасной эксплуатации на корабле на серийных Су-33 применяются двигатели АЛ-31Ф сер. 3 с дополнительным так называемым «особым режимом» повышенной тяги (12 800 кгс), использование которого значительно сокращает их ресурс. На новых машинах смогут найти применение модернизированные двигатели с повышенной до 13 500 кгс тягой и увеличенным ресурсом. Здесь существует два варианта: один предлагается разработчиком всех двигателей АЛ-31Ф – НПО «Сатурн». Компанией уже испытан на стендах модернизированный двигатель, повышение характеристик которого обеспечиваются применением цифрового регулятора. Второй вариант предлагает традиционный поставщик двигателей АЛ-31Ф в КНР – ММПП «Салют». Его двигатель АЛ-31Ф-М1, обладающий аналогичными характеристиками, совсем недавно, в октябре 2006 г. , завершил государственные испытания на борту истребителя ВВС России Су-27СМ и рекомендован к принятию на вооружение. Учитывая большой опыт сотрудничества «Салюта» с КНР можно предположить, что его предложение будет иметь определенное преимущество. А на более отдаленную перспективу оба предприятия готовы предоставить на выбор заказчика свои варианты следующего этапа модернизации АЛ-31Ф с большим объемом технических усовершенствований и еще более высокими характеристиками.









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх