«СУХИЕ» В КИТАЕ СЕГОДНЯ И ЗАВТРА

Андрей ФОМИН



Уже почти полтора десятилетия в ВВС НОАК эксплуатируются одноместные фронтовые истребители российского производства Су-27СК. Первые 20 машин прибыли сюда с КнААПО в 1992 г. , через четыре года за ними последовали еще 16 истребителей. А в 1996 г. был подписан контракт об организации на китайском заводе в Шэньяне лицензионного производства 200 таких самолетов. Первый собранный в КНР самолет Су-27СК, получивший здесь название J-11, поднялся в первый полет 15 декабря 1998 г. За семь лет КнААПО поставило в Шеньян около сотни комплектов для лицензионной сборки Су-27СК, но в начале 2004 г. программа приостановилась: в ВВС НОАК уже освоили эксплуатацию более совершенных двухместных многофункциональных истребителей Су-30МКК, а авиация ВМС НОАК готовилась к приему еще более совершенных Су-30МК2. В этих условиях продолжать производство уступающих им по боевым возможностям истребителей Су-27СК в Китае признали нецелесообразным. Рассматривались различные варианты возобновления постройки J-11 – но в любом случае речь шла только о модернизированных многоцелевых машинах с усовершенствованным бортовым оборудованием и расширенной номенклатурой вооружения. Однако, судя по всему, вопрос так пока и остается нерешенным. Кроме того, с 2003 г. не было заключено и ни одного нового «поставочного» контракта: удовлетворившись сотней полученных в 2000-2004 гг. Су-30МКК и Су-30МК2, китайцы, похоже, теперь ждут появления радикально модернизированного Су-35. С этой машиной в России теперь связывают перспективы возобновления поставок российских истребителей в КНР. Есть и еще один самолет «Сухого», который в обозримом будущем может получить китайскую «прописку». Речь идет о модификации корабельного истребителя Су-33, который, как считают эксперты, сможет потребоваться для комплектования авиагрупп будущих китайских авианосцев.


Первые «Сухие» в ВВС НОАК

Именно с китайского заказа 15 лет назад началась экспортная карьера истребителей семейства Су-27, получившая такое широкое развитие в последние годы. Российско-китайский контракт, заключенный в 1991 г. , предусматривал поставку в эту страну 24 истребителей (20 одноместных Су-27СК и четырех двухместных Су-27УБК). Первые экспортные Су-27СК и Су-27УБК мало чем отличались от российских Су-27 и Су-27УБ. Главные их особенности заключались в применении модифицированной системы государственного опознавания, упрощенной системы радиоэлектронного противодействия и экспортного варианта РЛС Н001Э.

В дальнейшем, в соответствии с пожеланием заказчика, конструкция истребителей была модифицирована с учетом увеличения максимальной взлетной массы, а в номенклатуру вооружения включили неуправляемые средства поражения наземных целей. Су-27СК стал способен применять авиабомбы калибра 100, 250 и 500 кг, зажигательные баки, контейнеры малых грузов КМГУ и неуправляемые ракеты калибра 80, 122 и 266 мм. Максимальная масса боевой нагрузки, размещаемой на десяти точках подвески, составила 8000 кг. По требованию китайской стороны Су-27СК должен был эксплуатироваться с полной заправкой топливных баков и максимальной боевой нагрузкой, при этом взлетная масса самолета достигала 33 000 кг (у первых Су-27 и Су-27СК максимальная взлетная масса была ограничена 28 000 кг). В связи с этим было проведено усиление шасси.

Первые двенадцать Су-27 (восемь одноместных и четыре «спарки») прибыли в Китай в июне 1992 г. В ноябре того же года с заводского аэродрома КнААПО на аэродром Уху (Wuhu) в КНР был выполнен беспосадочный перелет второй дюжины Су-27СК. Вскоре все 24 заказанных самолета были приняты на вооружение базирующейся здесь 3-й авиационной дивизии ВВС Народно-освободительной армии Китая (НОАК).

В 1995 г. с КНР был заключен новый контракт о поставке второй партии истребителей, и в следующем году в страну поступили еще 16 одноместных Су-27СК и шесть двухместных Су-27УБК. Общая стоимость приобретенных Китаем 46 истребителей (с учетом необходимого наземного оборудования, вооружения и запчастей, а также обучения и тренировок персонала китайских ВВС) оценивается в 1,5-1,7 млрд. долл.



Истребители Су-27СК (два снимка внизу) и Су-27УБК (слева), поступившие на вооружение ВВС НОАК в 1992 г., начиная с 1998 г. стали дополняться произведенными в КНР по российской лицензии самолетами J-11 (замыкающий истребитель в четверке на фото вверху)




Китайская Народная Республика, заинтересованная в модернизации парка своих ВВС и имеющая богатый опыт производства самолетов советской конструкции на своих авиационных заводах, также выражала желание получить от России лицензию на выпуск Су-27 собственными силами. После долгих согласований российское правительство дало разрешение на такую сделку, и 6 декабря 1996 г. был заключен контракт, оцениваемый в 2,5 млрд. долл., которым предусматривалась сборка на заводе в Шэньяне в течение пяти лет 200 самолетов Су-27СК. Китай взял на себя обязательства не экспортировать выпущенные у себя Су-27 в третьи страны. При этом первые самолеты должны были собираться из комплектов, поставляемых российским заводом в Комсомольске-на-Амуре – изготовителем одноместных Су-27, а в дальнейшем детали и агрегаты предполагалось производить силами китайской авиационной промышленности (до этого, впрочем, дело практически так и не дошло). На производство двигателей, бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения для китайских J-11 лицензия не распространялась, и они поставлялись по контракту из России.

Полный комплект технической документации на лицензионный выпуск истребителей был передан в КНР к лету 1997 г. Первый собранный в Шэньяне Су-27СК, который получил здесь название J-11, поднялся в первый полет 15 декабря 1998 г. Самолеты местной сборки начали поступать на вооружение 1-й дивизии ВВС НОАК, базирующейся на аэродроме Аншан вблизи завода-изготовителя.

В связи с планируемым резким увеличением парка одноместных истребителей типа Су-27 в ВВС НОАК обострялась проблема подготовки китайских летчиков для этих самолетов. Поскольку ВВС КНР располагали всего десятком двухместных учебно-боевых истребителей Су-27УБК, было принято решение о закупке в России дополнительной партии «спарок». В результате, в декабре 1999 г. был подписан контракт на поставку в течение 2000-2002 гг. в Китай Иркутским авиационным заводом еще 28 самолетов Су-27УБК. Машины были поставлены тремя партиями: в 2000 г. – 8 самолетов, в 2001 г. – 10 и в 2002 г. – 10 заключительных.

По данным зарубежной печати, до начала 2004 г. КнААПО поставило в Шэньян 105 самолето-комплектов для лицензионной сборки J-11, и, по всей видимости, все эти машины поступили на вооружение НОАК. Таким образом, в общей сложности ВВС КНР получили почти 180 истребителей Су-27СК (J-11) и Су-27УБК. По данным интернет-сайта www.sinodefense com, к началу этого года эти самолеты эксплуатировались уже в семи авиадивизиях ВВС НОАК: 1-й в Аншане (Шэньянский военный район), 2-й в Суйси (Гуаньчжоуский военный район), 6-й в Инчуане (Ланьчжоуский военный район), 7-й в Чжаньдзякоу (Пекинский военный район), 14-й в Чжаншу (Наньцзинский военный район), 19-й в Чжэньчжоу (Цзинаньский военный район) и 33-й в Байшии (Ченьдунский военный район), а также в испытательном и учебно-тренировочном центре ВВС НОАК в Каньчжоу (Пекинский военный район).


Су-30МКК стали в 2000 г. первыми многоцелевыми истребителями « Сухого» в ВВС НОАК (вверху и вверху справа), способными применять широкую номенклатуру управляемого вооружения класса «воздух-поверхность», включающую, в т.ч., ракеты Х-31П, Х-59МЭ и корректируемые бомбы КАБ-1500Кр (слева) В 2004 г. истребители «Сухого» пришли и в морскую авиацию НОАК. Ими стали модифицированные Су-30МК2 с расширенными боевыми возможностями в режиме « воздух-поверхность» (справа)



«Многоцелевые китайские»

Освоив эксплуатацию импортированных из России истребителей завоевания превосходства в воздухе Су-27СК и начав выпуск таких самолетов по российской лицензии на своем заводе в Шэньяне, Китайская Народная Республика в конце 90-х гг. выразила желание заказать «ОКБ Сухого» и КнААПО партию модернизированных самолетов с более широкими боевыми возможностями.

В отличие от Су-27СК, новые машины должны были получить возможность поражать наземные и морские цели высокоточным оружием. Повысить боевую эффективность в воздушном бою призвано было введение в состав вооружения истребителя новейших ракет «воздух-воздух» средней дальности с активными радиолокационными головками самонаведения РВВ-АЕ.

Значительной модернизации предстояло подвергнуть комплекс бортового оборудования самолета.

Еще одним требованием китайской стороны, предъявлявшимся к модернизированному «Сухому», стало увеличение дальности и продолжительности полета, что предполагалось обеспечить за счет введения системы дозаправки топливом в полете и некоторого увеличения емкости внутренних баков. Кроме того, особо оговаривалось, что самолет должен иметь возможность совершать взлет с полной заправкой топливных баков и полной боевой нагрузкой на внешних подвесках. Предельная взлетная масса модернизированного самолета с боевой нагрузкой 8000 кг и запасом топлива 9500 кг могла составить 38 800 кг, что требовало провести усиление шасси и основных элементов конструкции планера.

С учетом возросшего объема боевых задач, а также возможности выполнения длительных полетов с дозаправками в воздухе, модернизированный многоцелевой истребитель решено было заказать в двухместном варианте. Это, в свою очередь, позволило бы эффективно использовать его и для подготовки новых экипажей.

Модернизированный самолет, отвечающий всем этим требованиям, получил обозначение Су-30МКК. Головным исполнителем нового китайского контракта, подписанного в 1999 г. , было определено КнААПО, как предприятие, имеющее богатый опыт сотрудничества с КНР по поставкам предыдущих партий истребителей Су-27СК и освоению лицензионного производства этих самолетов в Шэньяне. Кстати, именно КнААПО выступило инициатором проекта Су-30МКК и самостоятельно, с использованием новейших информационных технологий, выполнило значительный объем проектных работ по новым агрегатам планера.

Разработка нового комплекса оборудования для Су-30МКК была поручена Раменскому приборостроительному конструкторскому бюро (РПКБ). В отличие от Су-27, комплекс БРЭО Су-30МКК стал строиться на новом принципе – принципе открытой архитектуры, на основе мультиплексных каналов информационного обмена и современных цифровых вычислителей. Комплексирование всего бортового оборудования, разработка нового программного обеспечения, а также основных новых элементов комплекса – бортовых вычислителей БЦВМ-486, цветных многофункциональных индикаторов МФИ-10-5 на жидких кристаллах с кнопочным обрамлением с размером рабочего поля 6х8 дюймов и некоторых других систем – было выполнено в РПКБ.

Система управления вооружением – основной элемент комплекса БРЭО Су-30МКК – включает две основных подсистемы: подсистему управления вооружением класса «воздух-воздух» СУВ-ВЭ и подсистему управления вооружением класса «воздух-поверхность» СУВ-П, обеспечивающую также отображение всей прицельно-навигационной информации на четырех многофункциональных индикаторах на приборных досках кабины экипажа (по два индикатора в передней и задней кабинах). С этими системами взаимодействует станция радиотехнической разведки Л-150 из состава комплекса РЭП, обеспечивающая целеуказание головкам самонаведения противорадиолокационных ракет Х-31П и аппаратура управления ракетами Х-59МЭ с телевизионно-командной системой наведения (в подвесном контейнере АПК-9Э).

Подсистема управления оружием «воздух-воздух» СУВ-ВЭ самолета Су-30МКК включает в себя радиолокационный прицельный комплекс РЛПК-27ВЭ с РЛС Н001ВЭ, оптико-электронную прицельную систему ОЭПС-30, систему единой индикации СЕИ-31-10 с индикатором на фоне лобового стекла ИЛС-31 и запросчик системы государственного опознавания. ОЭПС-30 включает, в свою очередь, оптико-локационную станцию ОЛС-30 и нашлемную систему целеуказания (НСЦ) «Сура-К». Несмотря на сходный состав с системой управления вооружением СУВ-27 истребителя Су-27СК, большинство элементов СУВ-ВЭ самолета Су-30МКК – новые или модернизированные.





Так, РЛС Н001ВЭ (разработка НИИ приборостроения им. В.В. Тихомирова) представляет собой модифицированный вариант РЛС Н001Э самолета Су-27СК, дополненный каналом «воздух-поверхность». Для этого на самолете дополнительно устанавливается перепрограммируемый цифровой процессор сигналов «Багет-55», приемник канала «воздух-поверхность», универсальная вычислительная система МВК-РЛ. В отличие от базового радиолокатора, Н001ВЭ дополнительно обеспечивает применение ракет «воздух-воздух» РВВ-АЕ, а также всепогодное обнаружение, измерение координат радиоконтрастных наземных и надводных целей в режимах картографирования реальным лучом, с доплеровским обужением луча и с синтезированной апертурой, селекцию наземных и надводных целей и измерение дальности до земли. Дальность обнаружения воздушной цели типа «истребитель» у РЛС Н001ВЭ достигает 90-110 км, а наземной (надводной) цели составляет от 70-80 км (цель типа «группа танков» или «ракетная установка»), до 200-250 км (цель типа «авианосец»).

Вместо использовавшихся на Су-27 оптико-локационной станции ОЛС-27 («36Ш») и нашлемной системы целеуказания «Щель-ЗУМ» на самолете Су-30МКК применяются новые ОЛС-30 («52Ш») и НСЦ «Сура-К» с новым программно-алгоритмическим обеспечением и более широкими боевыми возможностями. Например, ОЛС «52Ш» (разработка ЦКБ «Геофизика») имеет увеличенную с 50 до 90 км дальность сопровождения воздушной цели по ее тепловому излучению и возросшие до 6 и 10 км дальности измерения расстояний до воздушной и наземной цели соответственно лазерным дальномером.

Подсистема управления вооружением класса «воздух-поверхность» СУВ-П обеспечивает применение управляемых ракет «воздух-поверхность» Х-29Т (ТЕ), Х-59МЭ, Х-31П, корректируемых бомб КАБ-500Кр и КАБ-1500Кр. В состав подсистемы входят четыре бортовых цифровых вычислителя БЦВМ-486, четыре цветных многофункциональных жидкокристаллических индикатора МФИ-10-5, система управления оружием СУО-30ПК и спутниковая навигационная система А-737, сопрягаемая с международными системами GPS (NAVSTAR/GLONAS).

Среди других модифицированных систем БРЭО самолета Су-30МКК – доработанные система дистанционного управления, пилотажно-навигационный комплекс, а также более современные комплексы средств радиосвязи и радиоэлектронного противодействия.


Поставки и доработки

Первый двухместный многоцелевой истребитель Су-30МКК, получивший бортовой №501, был построен на КнААПО и поднят в первый полет с заводского аэродрома летчиком-испытателем «ОКБ Сухого» Вячеславом Аверьяновым 19 мая 1999 г. Летом того же года в производстве КнААПО была завершена сборка второго серийного Су-30МКК, получившего бортовой №502. За ним вскоре последовали еще две машины (№503 и 504). Все они, вместе с летающей лабораторией Т10ПУ-5, к концу 2000 г. успешно прошли испытания на полигоне ГЛИЦ Минобороны России в Ахтубинске. К этому времени на КнААПО была выпущена первая партия из десяти серийных Су-30МКК, которые 20 декабря 2000 г. в торжественной обстановке были переданы заказчику. Они совершили перелет на аэродром Уху и вошли в состав 3-й авиадивизии ВВС НОАК. В течение 2001 г. были построены и, в точном соответствием с графиком поставок, отправлены в Китай оставшиеся из предусмотренных контрактом 38 самолетов Су-30МКК.

Удовлетворенные новым приобретением и оперативностью работы российской стороны (от времени заключения контракта до полного завершения его реализации прошло всего два года), китайские власти в декабре 2001 г. заказали КнААПО вторую партию из 38 двухместных многоцелевых истребителей Су-30МКК с поставкой в течение последующих двух лет. В точном соответствии со взятыми обязательствами, в августе и декабре 2002 г. заказчику были переданы двумя партиями первые 19 Су-30МКК. Оставшиеся 19 машин по второму контракту были поставлены в КНР в течение 2003 г. По данным www.sinodefense.com , эти самолеты к 2006 г. были освоены летчиками трех авиадивизий ВВС НОАК: 3-й в Уху и 29-й в Цюйчжоу (обе находятся в Наньдзинском военном районе), а также 18-й дивизии в Чаньше (Гуаньчжоуский военный район) и испытательно-тренировочного центра в Каньчжоу неподалеку от столицы КНР.

Вскоре китайская сторона выразила желание увеличить численность подобных машин в своих вооруженных силах, причем на этот раз самолеты должны были поступить на вооружение авиации ВМС НОАК. Для них в январе 2003 г. была заказана партия из 24 модифицированных двухместных многоцелевых истребителей Су-30МК2 с расширенными боевыми возможностями. Так, например, в состав их вооружения были включены противокорабельные ракеты Х-31А с активными радиолокационными головками самонаведения. Для этого определенным доработкам подвергся радиолокационный прицельный комплекс самолета: в состав модифицированной системы управления вооружением СУВ-ВЭП были введены дополнительные блоки (в частности, дополнительный процессор «Багет-55»), Поставки самолетов Су-30МК2 в ВМС НОАК начались в феврале 2004 г. и успешно завершились до конца того же года.

По данным www.sinodefense.com , эти самолеты поступили на вооружение 10- го авиаполка 4-й дивизии ВМС НОАК в Нинбо в провинции Чжэцзян (Восточный флот ВМС КНР).

В результате, общая численность самолетов семейства Су-27/Су-30 в НОАК достигла примерно 280 машин, из которых более 60% (свыше 170 самолетов) пришлось на прямые поставки из России.

Освоение эксплуатации в НОАК многоцелевых Су-30МКК и Су-30МК2 поставило на повестку дня задачу «подтянуть» до их уровня значительно более скромные по боевым возможностям ранее полученные Су-27СК и J-l 1. Как сообщается в печати, в настоящее время в Китае осуществляются работы по их модернизации с использованием технических решений, реализованных на Су-30МКК. По мнению экспертов, соответствующий контракт был подписан некоторое время назад с «Рособоронэкспортом», а одним из головных исполнителей программы модернизации и поставщиком комплектов для доработки китайских истребителей является НИИ приборостроения им. В.В.Тихомирова совместно с Государственным Рязанским приборным заводом.

Система управления вооружением китайских Су-27СК дорабатывается до уровня СУВ-ВЭ (как на Су-30МКК), одновременно в состав бортового оборудования вводится дополнительная система управления вооружением класса «воздух- поверхность» СУВ-ПЭ. Благодаря этому в номенклатуру вооружения истребителя вводятся новые ракеты «воздух-воздух» РВВ-АЕ и высокоточные средства поражения наземных целей с телевизионным самонаведением – ракеты Х-29Т (ТЕ), корректируемые бомбы КАБ-500Кр, а также противорадиолокационные ракеты Х-31П и т.п. Заменяется приборное оборудование в кабине самолета: вместо большинства электромеханических приборов, как на Су-30МКК и Су-30МК2, устанавливаются два многофункциональных жидкокристаллических индикатора МФИ-10-6М размером 6x8 дюймов и многофункциональный пульт-индикатор МФПИ-6. Осуществляется и ряд других мероприятий по модернизации оборудования, благодаря чему одноместный Су-27СК (J-11) приближается по своим возможностям к Су-30МКК. По некоторым данным, подобную доработку в Китае прошли уже более полусотни одноместных истребителей.









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх