Воздушные силы Украины

15-й год в самостоятельном полете

Военно-Воздушные Силы Украины были созданы 17 марта 1992 г. В этот день, согласно директиве Начальника Главного штаба Вооруженных Сил Украины, на базе штаба 24-й Воздушной армии в г. Винница было начато формирование командования ВВС «самостийной» республики. В наследство от Западного и Юго-западного стратегических направлений распавшегося СССР новому независимому государству досталась воздушная армада, превосходившая по количеству самолетов все европейские страны НАТО, вместе взятые! Последующие годы значительно изменили структуру и боевой состав украинских ВВС, которые теперь имеют даже другое название – Воздушные силы Вооруженных Сил Украины. По сравнению с началом 90-х гг. численность боевых самолетов снизилась в восемь (!) раз, а личного состава – втрое (с учетом объединения ВВС и Войск ПВО). Украина полностью отказалась от стратегических и дальних бомбардировщиков, а также всех фронтовых самолетов предыдущих поколений. На ее вооружении сегодня только боевые самолеты четвертого поколения советского производства (истребители МиГ-29 и Су-27, штурмовики Су-25, бомбардировщики и разведчики Су-24). О 15-летнем пути реформирования ВВС Украины, их сегодняшнем дне и перспективах на ближайшее будущее рассказывает этот материал.


Советское наследие

К началу 90-х гг. на территории Украины находились три воздушные армии фронтовой авиации (5 ВА со штабом в Одессе, 14 ВА во Львове и часть 24 ВА ВГК в Виннице), значительная часть Дальней авиации СССР (большая часть 36 ВА и 46 ВА, включая полки стратегических бомбардировщиков Ту-160 в Прилуках, Ту-95МС в Узине и обеспечивавший их полк заправщиков Ил-78), истребительные части ПВО и подразделения морской авиации. Мощная группировка военно-транспортной авиации включала две дивизии, оснащенные самолетами Ил-76М и Ил-76МД. Кроме того, имелась единственная в своем роде 17 ВА со штабом в Киеве, занимавшаяся исключительно подготовкой летного и инженерного состава. Ей подчинялось семь авиационных училищ (по одному в Киеве, Василькове, Чернигове, Луганске и три – в Харькове), а также 10 учебных авиаполков на самолетах Л-39, МиГ-21, Су-24 и вертолетах Ми-8, Ми-24.

Ремонтная сеть ВВС включала девять крупных заводов (в городах Белая Церковь, Запорожье, Конотоп, Луганск, Луцк, Львов, Николаев, Одесса, Чугуев), способных выполнить ремонтные работы любого уровня сложности на большинстве типов летательных аппаратов, состоявших на вооружении, их двигателей, оборудования и вооружения. На территории республики располагались также два ремзавода морской авиации – в Севастополе (вертолетный) и Евпатории (самолетный) – и один ремзавод авиации ПВО в Днепропетровске. Два самолетостроительных завода (в Киеве и Харькове), завод по производству авиадвигателей в Запорожье, конструкторские бюро по самолетам (в Киеве) и двигателям (в Запорожье), предприятия по производству систем вооружения, ремонтные заводы гражданской авиации и сеть крупных складов вооружения обеспечивали прочный тыл военной авиации молодого государства.


Вверху: двухместный учебно-боевой штурмовик Су-25УБ из состава штурмовой авиабригады в Кульбакино

Внизу: большинство украинских истребителей Су-27 базируется на аэродроме Миргород и входят в состав 831-й истребительной авиабригады



Военно-Воздушные Силы Украины на начало 1992 г. включали 10 авиационных дивизий, 22 отдельных авиаполка, 9 отдельных эскадрилий – всего около семисот воинских частей, порядка 2800 летательных аппаратов (в т.ч. почти 1700 боевых самолетов, включая 42 новейших стратегических бомбардировщика) и около 150 тыс. человек личного состава. Еще одна дивизия ракетоносцев (Ту-22М3 и Ту-16К), пять отдельных полков и пять эскадрилий имелись в морской авиации. По количественному показателю военная авиация Украины в 1992 г уступала лишь авиации США, России и Китая, а по качественному (учитывая наличие 19 Ту-160, 23 Ту-95МС, 43 Ту-22М3, 22 Ту-22М2 и 33 Ту-22КД с ядерными крылатыми ракетами Х-55 и Х-22) – только США. Для страны с 52-миллионным населением и территорией в 603,6 тыс. км2 , провозгласившей безъядерный статус и не имевшей глобальных амбиций, подобная воздушная мощь была явно избыточной.


Начало реформ

Первым командующим ВВС Украины был назначен генерал-лейтенант Валерий Васильев. Под его руководством начался процесс реорганизации и сокращения военной авиации до пределов оборонной достаточности. К концу 1993 г. она уменьшилась на сотню воинских частей и 50 тыс. личного состава. Воздушных армий было оставлено только две (5-я и 14-я), переформирован ряд объединений и соединений, образованы авиационные группы дальней и военно-транспортной авиации. В Крыму создали Государственный авиационный научно-испытательный центр – ГАНИЦ, включавший и знаменитый комплекс «Нитка», на котором до сих пор отрабатывают навыки посадки на палубу авианесущих кораблей пилоты из России. В состав ВВС передали также армейскую авиацию Сухопутных войск.

В 1993-1996 гг с вооружения были сняты все устаревшие типы самолетов – такие, как МиГ-21, МиГ-25, МиГ-27, Як-28, Су-17, Ту-16 и Ту-22. Парк фронтовой авиации составили современные бомбардировщики Су-24 и Су-24М, истребители Су-27 и МиГ-29, штурмовики Су-25, разведчики Су-24МР. В Дальней авиации сохранилась лишь одна дивизия ракетоносцев Ту-22М3.

В оборонную доктрину государства «не вписались» новейшие стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95МС. Без ядерных боеголовок к крылатым ракетам Х-55СМ, которые ввиду безъядерного статуса Украины в 1992-1995 гг были переданы России, они стали просто чрезвычайно дорогими «военными игрушками». Ущерб, наносимый Х-55СМ с фугасной боевой частью, сравним со стоимостью самой ракеты, а обычные авиабомбы вообще не предусматривались в номенклатуре вооружения этих гигантов. Для тренировочного полета стратегического бомбардировщика требуется минимум 50-60 т топлива, а общие затраты на содержание двух полков превышали бы военный бюджет государства. Поэтому управление авиационной группы Дальней авиации было ликвидировано, подразделения переданы в состав 13-й тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии, а самолеты поставлены на консервацию. Тогда же начались переговоры о передаче стратегических авиационных комплексов Ту-160 и Ту-95МС ВВС России.

В 1994 г. командующим ВВС Украины назначается генерал-полковник Владимир Антонец. Под его руководством было завершено формирование ВВС и начат процесс их реорганизации: воздушные армии были переформированы в авиационные корпуса. Им, как и прежде, подчинялись авиационные дивизии, состоящие из авиаполков, баз и подразделений связи и обеспечения.

В рамках реформы военного образования изменилась и система подготовки кадров для военной авиации. 17 ВА была расформирована. Летный состав для ВВС стали готовить в Харьковском институте летчиков, созданном на базе трех авиационных училищ, а инженерно-технический – в Киевском институте


Вверху: в воздухе – пилотажная группа ВВС Украины «Украинские соколы», выступающая на истребителях МиГ-29. На снимке запечатлен момент возвращения с авиашоу CIAF '99 в Чехии, сентябрь 1999 г.

Внизу: домой – всегда с призами! «Украинские соколы» с командованием ВВС на родном аэродроме Кировское по возвращении с авиашоу в Румынии. В центре – командир группы, летчик испытатель 1 класса полковник Виктор Россошанский, 26 августа 2001 г.



ВВС. 33-й Центр боевой подготовки морской авиации в Николаеве был в 1994 г. передан ВВС и преобразован в Центр боевой подготовки ВВС Украины.

Авиационную группу военно-транспортной авиации переформировали в 7-ю военно-транспортную авиадивизию. Ее парк пополнил полк заправщиков Ил-78 (бывший 409 апсз в количестве 20 машин), переоборудованных в обычный грузовой вариант.

Из состава Войск ПВО Военно-Воздушные Силы приняли части истребительной авиации, из Военно-Морских Сил – полк истребителей МиГ-29 и полк штурмовиков Су-25. Одновременно подразделения армейской авиации, оснащенные вертолетами Ми-24, были переданы обратно в состав Сухопутных войск. Общая численность ВВС за пять лет, с 1994 по 1999 гг., сократилась до 60 тыс. человек.

В начале августа 1996 г. на авиационном полигоне Киево-Александровский (в Николаевской области) были проведены первые в истории ВВС Украины крупные летно-тактические учения с участием всех родов авиации. На них отрабатывались удары обычным и высокоточным оружием, штурмовки, воздушные бои и поисково-спасательные операции.


«Украинские соколы»

Самолеты с желто-голубыми кругами на крыле и «трезубцами» (стилизованным изображением пикирующего сокола) на киле впервые представили Вооруженные Силы Украины за рубежом в 1992 г. В турне по Канаде и США отправилась группа летчиков на истребителях МиГ-29. Их показательный пилотаж на авиашоу в различных городах стал для местных жителей своеобразным открытием молодого украинского государства.

А начиная с 1996 г. украинские пилоты уже регулярно участвовали в крупных авиационных праздниках в Европе. Традицию завоевания «мирных трофеев» основал полковник Николай Коваль, удостоенный высшей награды «Суперкороль воздуха» за пилотаж на истребителе Су-27 на Королевском международном авиашоу Air Tattoo'96 в Великобритании. На Air Tattoo'98 награду за лучший полет на небоевом самолете получил экипаж военно-транспортного Ан-72 летчика-испытателя полковника Алексея Ванеева. Неоднократными призерами различных шоу были также пилоты Су-27 подполковники Иван Черненко и Федор Тыщук.

9 мая 1996 г. впервые перед зрителями выступила пилотажно-демонстрационная эскадрилья ВВС «Украинские соколы» в составе шести истребителей МиГ-29, пилотируемых ведущими летчиками-испытателями ГАНИЦ (командир – полковник Виктор Россошанский). Группа покорила сердца миллионов зрителей во время выступлений в Великобритании, Чехии, Словакии, Румынии, Турции и была удостоена ряда наград.

Летом 1998 г. в рамках программы «Содружество авиабаз» украинский военный летчик подполковник Иван Черненко на истребителе Су-27 совершил трансатлантический перелет в США. Из Миргорода он привел свой Су-27 в Сеймур-Джонсон, на базу 4-го истребительного авиакрыла ВВС США. В годы войны «мустанги» этого авиакрыла с миргородского аэродрома прикрывали «летающие крепости», совершавшие «челночные налеты» на Германию.

Украинские ВВС неоднократно демонстрировали выучку и мастерство летного состава и в родном небе. Первый воздушный парад состоялся 24 августа 1997 г. А самым ярким и зрелищным стал воздушный праздник в честь десятилетия украинского государства: 24 августа 2001 г. над главной улицей страны – древним Крещатиком – в парадном строю прошли все типы боевых самолетов и вертолетов.

С 2000 г. началась работа ВВС Украины на полигонах Российской Федерации. Два экипажа 831 иап из Миргорода на самолетах Су-27 выполнили боевые пуски ракет класса «воздух-воздух» по воздушным мишеням на полигоне Ашулук в Астраханской области. А Ил-76 десантировал украинских и российских спортсменов на Северный полюс в ходе первой национальной экспедиции «Украина-Северный полюс-2000».


Этот Су-27 с бортовым №57 в специальной окраске из состава 831 иап в Миргороде неоднократно представлял ВВС Украины на различных авиашоу. В кабине самолета – военный летчик 1 класса подполковник Иван Черненко

Внизу: фронтовой самолет комплексной воздушной разведки Су-24МР – основа разведывательной авиации ВВС Украины. Разведчики базируются в Староконстантинове и вместе с Су-24М входят в состав бомбардировочно-разведывательной авиабригады



Самолеты МиГ-29 – самый массовый тип истребителя в современных Воздушных Силах Украины. Они состоят на вооружении четырех истребительных авиабригад – в Ивано-Франковске, Василькове, Озерном и Бельбеке


Основной тип учебно-тренировочного самолета ВВС Украины – L-39 чешского производства с украинским двигателем АИ-25ТЛ. Такие самолеты состоят на вооружении учебной авиабригады в Чугуеве


Новые сокращения

Экономическая ситуация в государстве в конце 90-х гг. вынуждала продолжать сокращение вооруженных сил. Прежде всего, необходимо было избавиться от исключительно дорогих стратегических бомбардировщиков. С 1993 г. продолжались переговоры об их передаче России. Ввиду отсутствия видимых результатов правительство Украины в 1997 г. обратилось к США с просьбой финансировать их ликвидацию в рамках Программы совместного сокращения угрозы. Утилизация стратегических бомбардировщиков требовала огромных денег: на каждый Ту-160 – порядка 200 тыс. долл., на Ту-95МС – 167 тыс. долл. Лишь после того, как первые восемь самолетов пустили на слом, 8 октября 1999 г. в Ялте было подписано межгосударственное соглашение с РФ о передаче ракетоносцев в счет погашения «газовых» долгов Украины. Восемь самолетов Ту-160, три Ту-95МС и 575 крылатых ракет Х-55СМ значительно усилили боевой состав российской Дальней авиации (до этого в ВВС России имелось всего шесть Ту-160). Их общая стоимость была оценена в 285 млн долл. По заявлению заместителя Главного инженера Дальней Авиации ВВС РФ полковника Владимира Германовича, командовавшего отправкой Ту-160, все самолеты были приняты в хорошем состоянии. Последние Ту-160 отбыли в приволжский город Энгельс 21 февраля 2002 г., а спустя два месяца они уже принимали участие в учениях на севере России. Передача России ядерных боеголовок к ракетам Х-55 и Х-22 была завершена еще в 1995 г.

К сожалению, большую часть могучих красавцев-«стратегов» (с учетом находившихся на авиаремонтных заводах – 11 Ту-160 и 23 Ту-95МС, многие постройки средины 80-х годов, с минимальным налетом, а также 483 крылатые ракеты Х-55 к ним) пришлось утилизировать, ибо стоимость их содержания (400 тыс. долл. в год для одного Ту-160 и 270 тыс. долл. для Ту-95МС) оказалась чрезмерной даже для России. Процесс был завершен к маю 2001 г.

В память о «стратегическом» прошлом украинской авиации по одному Ту-160 и Ту-95МС было передано музею Дальней авиации в Полтаве. Еще два Ту-95МС сохранены для исследовательских целей.

Недостаточное финансирование Вооруженных Сил заставило в 1999-2003 гг. провести очередное их сокращение. Коснулось оно и ВВС.

Прежде всего, изменилась их структура. Дивизионное звено ликвидировали, и с 2001 г. система управления Военно-Воздушными Силами включала только три уровня: командование ВВС – авиационный корпус – авиационные базы (авиационные полки). Главный штаб ВВС в Виннице был преобразован в Главное командование ВВС ВС Украины. Сформированы 35-я оперативная авиагруппа (дальней авиации) со штабом в Полтаве и Учебное командование со штабом в Харькове. Для подготовки кадров создано единое военное учебное заведение – Харьковский институт ВВС. Киевский институт ВВС был ликвидирован, а на его базе создали авиационный факультет Национальной академии обороны.


Вверху: фоторазведчик Ан-30Б эскадрильи «Блакытна стежа» («Голубая тропа») активно используется в полетах по программе «Открытое небо». Снимок сделан в аэропорту «Борисполь» в октябре 2003 г.


Вверху: последние украинские стратегические ракетоносцы Ту-95МС на авиабазе Узин, снимок сделан в апреле 1998 г. ВВС России было передано только три таких самолета, а оставшиеся два десятка были к маю 2001 г. подвергнуты утилизации

Внизу: учебно-боевые самолеты Ту-134УБЛ входили в состав 184 тбап в Прилуках и использовались для подготовки и тренировок летчиков бомбардировщиков Ту-160. После вывода последних из состава ВВС Украины этим машинам остались только тривиальные транспортные задачи


Внизу: дальние бомбардировщики- ракетоносцы Ту-22М3 состояли в Украине на вооружении 185 тбап в Полтаве до 2003 г. Последние их полеты на боевое применение ракет Х-22 состоялись в 2000 г., в том же году началось постепенное списание этих машин, завершившееся весной этого года утилизацией последнего 60-го украинского «Бэкфайра»


Внизу: к моменту распада СССР группировка из 19 новейших стратегических бомбардировщиков Ту-160 базировалась на украинской авиабазе Прилуки. После 1992 г. самолеты получили опознавательные знаки ВВС Украины, но фактически ими никогда не использовались. Восемь машин в 1999-2000 гг. были возвращены в Россию, а остальные пошли под нож гильотины



Хроническая нехватка средств для боевой подготовки армии привела к ряду тяжелых летных происшествий, наиболее трагическим из которых стало падение истребителя Су-27УБ на зрителей во время авиашоу на аэродроме Скнилов (Львов) 27 июля 2002 г, в результате чего погибло 77 человек, а общее число пострадавших достигло 392 человек. Плохо подготовленные военные становились источником опасности для своих же граждан, которых они были призваны защищать.

Выход был найден в создании Объединенных сил быстрого реагирования (ОСБР). Их воздушный компонент объединил наиболее боеспособные части, которым была обеспечена боевая подготовка на уровне, близком к стандартам НАТО. Их в первую очередь стали комплектовать контрактниками – к 2005 г. число профессионалов в ВВС было доведено до 30%. Остальные подразделения при этом обеспечивались топливом и запасными частями по мере наличия средств.

Авиационный компонент ОСБР в 2003 г. включал одну эскадрилью истребителей (12 самолетов Су-27 из 831-го авиаполка из Миргорода), одну эскадрилью транспортных самолетов (десять Ил-76 из Мелитополя) и по одному звену из 7 бап (Староконстантинов, четыре бомбардировщика Су-24М) и 48 рап (Коломыя, четыре разведчика Су-24МР).

ВВС Украины в 2003 г. располагали 392 боевыми самолетами, и включали 10 авиаполков (на считая учебные полки и эскадрильи, а также пару транспортных полков на Ан-26 и Ан-24 и вертолетные эскадрильи): четыре истребительных (по паре на Су-27 и на МиГ-29), два бомбардировочных (на Су-24М), два штурмовых (Су-25), транспортный (Ил-76МД) и разведывательный (Су-24МР). В их состав входил также отдельный полк ДПЛА, оснащенный беспилотными разведчиками ВР-2 «Стриж».


Основные советские средние военно-транспортные самолеты Ан-12 достались «по наследству» и ВВС Украины. Собственностью украинских ВВС стала большая группировка военно-транспортных самолетов Ил-76 численностью более сотни машин, однако большинство из них, имеющих летную годность, позднее было передано для эксплуатации коммерческим авиакомпаниям.

Внизу: тактические транспортные самолеты Ан-26 используются в различных видах Вооруженных Сил Украины. На снимке, сделанном в октябре 2005 г. показан самолет Ан-26 ВМС Украины



В начале нового тысячелетия в ВВС Украины прошли новые сокращения. Был расформирован ряд авиаполков и отдельных эскадрилий. В течение 2002 г. из боевого состава вывели 170 самолетов, в 2003-м на базы хранения отправилось еще 120. Полностью были сняты с вооружения истребители МиГ-23МЛД, бомбардировщики Су-24 (базовой модификации) и «евростратегические» ракетоносцы Ту-22М3, снизилось количество самолетов практически всех типов.

В 2000 г. украинские «Бекфайры» в последний раз выполнили боевые пуски своих крылатых ракет Х-22: два экипажа 185 тбап из Полтавы без дозаправки преодолели более 4000 км и поразили учебные цели в Баренцевом море. Дальнейшее содержание этих мощных машин оказалось «не по карману» для молодого государства. Да и в боевом отношении к началу нового века они уже были малоэффективны, т.к. ракеты Х-22 явно устарели: низкая помехоустойчивость и слишком большое отклонение при стрельбе по наземным целям делали их бесполезными в современной войне. На разработку новых высокоточных средств финансовых ресурсов не предвиделось, а в бомбардировочном варианте Ту-22М3 были слишком уязвимы для средств ПВО.

Решение о постепенном выводе Ту-22М3 было принято в октябре 2000 г., и проходило в три этапа. На первом (до мая 2002 г) было утилизировано восемь бомбардировщиков, находившихся на авиаремонтных заводах. На втором – все самолеты, находившиеся на базах хранения. До середины 2003 г. два десятка Ту-22М3 продолжали оставаться в составе 185 тбап, однако истечение ресурса на ряд узлов и агрегатов заставил списать и их. К апрелю 2006 г. были ликвидированы все 60 оставшихся «Бекфайров» и утилизированы 423 ракеты Х-22 к ним. Работы проводились в рамках «Программы совместного сокращения угрозы», с помощью американской фирмы «Рэйтеон» и при финансировании США (см. также «Взлёт» №1-2/2006, с. 13).


Современный этап

В декабре 2004 г. Вооруженные Силы Украины перешли на трехвидовую структуру, включающую Сухопутные войска, ВМС и Воздушные Силы. Провести объединение ВВС и ПВО пытались еще в 1994 г Однако по ряду причин слияние было отложено, и до конца 2004 г. Украина оставалась единственной европейской страной, где эти два вида вооруженных сил существовали отдельно.

Днем рождения Воздушных Сил (ВС) Вооруженных Сил Украины считается 1 декабря 2004 г. К этой дате было официально завершено переподчинение всех соединений и воинских частей ВВС и Войск ПВО единому Командованию ВС. Его возглавил генерал-полковник Анатолий Торопчин, ранее командовавший ПВО.

На втором этапе создания ВС (декабрь 2004 г.) проходило изменение командной структуры. Штаб ВС разместился в г. Винница (на базе бывшего командования ВВС). Вместо 14-го и 5-го авиакорпусов и Командования войск ПВО было сформировано три новых воздушных командования: «Запад» (со штабом в г. Львов), «Центр» (в Василькове, под Киевом), «Юг» (в Одессе) и тактическая группа «Крым» (в Севастополе, в составе командования «Юг»).

В прямом подчинении Командования ВС остались учебные заведения (Харьковский университет Воздушных Сил (переформирован из Харьковского института ВВС), Васильковский колледж ВС, ЦБП ВС в Николаеве, Учебно-тренировочный центр в Калинове, готовящий специалистов зенит- но-ракетных и радиотехнических частей, подразделений радиоразведки и РЭБ, Государственный авиационный научно-испытательный центр (Кировское), воинские части специального назначения (разведывательные, инженерные, связи, РЭБ и т.п.), службы снабжения и обеспечения.

Функционально Воздушные Силы подразделяются на Объединенные силы быстрого реагирования (ОСБР), основные силы обороны и силы поддержки. Воздушная составляющая ОСБР включает наиболее боеспособные части всех видов: авиационные, зенитно-ракетные и радиотехнические. Их задача-немедленная локализация вооруженного конфликта и прикрытие разворачивания Основных сил обороны в случае эскалации боевых действий.


Вверху: противолодочный вертолет Ка-27ПЛ из состава 555-го противолодочного вертолетного полка в тренировочном полете, аэродром Очаков, август 1996 г. Сейчас все вертолеты ВМС Украины входят в состав отдельной морской авиабригады в Саках


Вверху: Украина осталась по сути последней страной мира, в вооруженных силах которой продолжается эксплуатация самолетов-амфибий Бе-12. Несколько таких машин сейчас состоят на вооружении отдельной морской авиабригады в Саках


Вверху: вертолет Ка-29 авиации ВМС Украины высадил десант морских пехотинцев на маневрах «Казацкая степь-95», полигон «Широкий лан», август 1995 г.

Внизу: противолодочный вертолет-амфибия Ми-14ПЛ из 555 плвп, аэродром Очаков, август 1996 г.



В состав морской авиации ВМС Украины входят и вертолеты Ми-8, решающие в основном транспортные и поисково-спасательные задачи


Основные силы обороны (ОСО) включают большую часть ВС и призваны обеспечить отражение крупномасштабной военной агрессии. Силы поддержки должны обеспечить действия ОСБР и ОСО. Они включают учебные заведения и центры боевой подготовки, резервные части, базы хранения и склады. Региональным воздушным командованиям подчинены бригады (полки) всех родов авиации, зенитно-ракетные, радиотехнические части и некоторые подразделения специального назначения (инженерные, связи, РЭБ). В состав авиационных частей ВС по состоянию на осень 2005 г. входили 11 авиабригад, созданных на базе бывших авиаполков: пять истребительных в Миргороде, Ивано-Франковске, Василькове (Киевская обл.), Озерном (Житомирская обл.) и Бельбеке (Крым), оснащенных самолетами МиГ-29 и Су-27; одна бомбардировочно-разведывательная в Староконстантинове, включающая нескольких бомбардировочных эскадрилий на Су-24М и 32-я отдельная разведывательная эскадрилья на Су-24МР; одна штурмовая в Кульбакино (Николаевская обл.), оснащенная самолетами Су-25; две транспортных в Мелитополе и Борисполе (Киевская обл.); смешанная на аэродроме Гаврышевка под Винницей; учебная в Чугуеве, а также одна смешанная авиаэскадрилья на аэродроме Кульбакино (Николаевская обл.).

«Противовоздушный» компонент ВС включал четыре зенитно-ракетных и три радиотехнических бригады, а также девять зенитно-ракетных полков. На вооружении зенитно-ракетных частей остались только комплексы С-300, С-300В1, С-300П и некоторое число С-200, а также самоходные ЗРК «Бук». Согласно «Белой книге «Оборонная политика Украины – 2005» на конец года в составе ВС насчитывалось 59 тыс. человек личного состава (из них 50 тыс. военнослужащих), 204 боевых и 32 транспортных самолета (Ил-76МД), порядка 50 ЗРК С-300 (всех моделей) и четыре полка ЗРК «Бук».


Внизу: противолодочные вертолеты Ка-25 эксплуатировались в ВМС Украины до 1994 г, после чего были отправлены на базы хранения



Непосредственно Командованию ВС подчиняются Объединенный учебный центр ВС, три транспортные авиабригады, отдельный полк ДПЛА, ГАНИЦ и части обеспечения.

В состав ВК «Запад» входят две истребительные и бомбардировочная авиабригады, три зенитно-ракетных полка и радиотехническая бригада (ртбр); ВК «Юг» включает две истребительные и штурмовую авиабригады, две зенитно-ракетных бригады, три зенитно-ракетных полка и ртбр; ВК «Центр» – истребительную бригаду, две зенитно-ракетных бригады, три зенитно-ракетных полка и ртбр.

Несмотря на хроническую нехватку топлива, план летной подготовки за 2005 г был выполнен на 86% (в 2004 г. – только на 56%). Налет в ОСБР вырос в 1,5 раза (с 56,5 до 86 ч), в ОСО – в 1,2 раза (с 18,5 до 23 ч). Впервые в полном объеме была возобновлена боевая подготовка: в нее включены групповые действия в составе звеньев и эскадрилий, чего не было в последние годы. Возросшая выучка была продемонстрирована в ходе совместных учений ОСБР «Реакция-2005»: действия сотни единиц бронетехники и девяти кораблей поддерживали с воздуха 20 самолетов и 12 вертолетов.

Украина сегодня располагает большим парком транспортной авиации, основу которого составляют самолеты Ил-76М/МД и переоборудованные в транспортные бывшие заправщики Ил-78. Именно они обеспечивали переброску и снабжение миротворческих сил в странах Африки, бывшей Югославии и в Ираке. А в ходе международных учений «Казацкая степь-2003» шесть : Ил-76МД в одном боевом строю с самоле- i тами С-130 «Геркулес» ВВС США с высокой ' точностью выбросили воздушный десант с боевой техникой на Яворовском полигоне во Львовской обл.

Легкие транспортные Ан-26 применяются в основном для внутренних перевозок. А вот унифицированные с ними по конструкции аэрофоторазведчики Ан-30Б летают и в Европе, и в Америке – два самолета из Бориспольской авиабригады используются в программе «Открытое небо», к которой Украина присоединилась в марте 2000 г.

Подготовкой летных и технических кадров для Воздушных Сил занимается Харьковский университет Воздушных Сил. Будущие летчики проходят первоначальную летную подготовку на самолетах Як-52, принадлежащих гражданскому Обществу содействия обороне Украины (аналог советского ДОСААФ), а затем совершенствуют ее на L-39 «Альбатрос» в учебной бригаде в г Чугуев (под Харьковом). Авиационных инженеров готовят Васильковский колледж ВС и военные кафедры четырех гражданских вузов, включая Национальный авиационный университет в Киеве. Офицеры оперативно-стратегического и оперативно-тактического уровней готовятся на авиационном факультете Национальной академии обороны Украины (Киев).


Авиация ПВО

Войска ПВО Украины были созданы 5 апреля 1992 г. из частей и соединений, оставшихся на территории страны после распада СССР. Кроме зенитно-ракетных и радиотехнических бригад, они располагали семью истребительными авиаполками. Пять ранее входили в 8-ю Отдельную Армию ПВО со штабом в Киеве (два на Су-15ТМ, два на МиГ-25ПД/ПДС и один на МиГ-23МЛД, всего 290 самолетов). Еще два принадлежали 11 ОА ПВО в Минске, но располагались в Украине (в г Стрый и Житомир, оба на МиГ-23П, всего 90 самолетов).

Командование Войск ПВО Украины было создано на базе штаба 8 ОА ПВО, и находилось в Киеве. Были сформированы также три округа ПВО: Южный, Западный и Центральный. Первоначально каждый имел по три истребительных авиаполка.

Истребители МиГ-25ПД/ПДС были признаны слишком дорогими и малоэффективными, поэтому их сняли с вооружения почти сразу – в 1993 г Затем из боевого состава были исключены и МиГ-23П. Несколько дольше продержались в строю Су-15ТМ, но к 1997 г и они отправились на базы хранения.

В связи со списанием самолетов устаревших типов в истребительную авиацию ПВО был передан из ВВС 92 иап на самолетах МиГ-29. В 1995 г он перебазировался в г Васильков (под Киевом). В 1998 г полк был переформирован в 40-е авиакрыло ПВО, и до декабря 2004 г. (момента объединения ВВС и Войск ПВО) оставался единственным подразделением истребительной авиации ПВО Украины. Имевшаяся в составе ПВО эскадрилья связи на самолетах Ан-26 в Жулянах была расформирована в 2004 г


Авиация ВМС

Проблема раздела Черноморского флота бывшего СССР между Украиной, Россией и Грузией была окончательно решена лишь в 1995 г. В 1992 г. Украине отошла основная часть авиационных подразделений флота, дислоцированных на ее территории. Она включала дивизию морских ракетоносцев (три полка, вооруженных самолетами Ту-22М2 и Ту-16К), разведывательный полк на Ту-22Р, истребительный на МиГ-29, штурмовой на Су-25 и противолодочный на Бе-12.

Учебные эскадрильи входили в состав Центра корабельной авиации в г. Саки (на Як-38 и Су-25УТГ) и 33-го Центра морской авиации в Николаеве (на Ту-22М2 и Бе-12). Еще один учебный вертолетный полк готовил экипажи вертолетов Ми-14 и Ка-27 (Ка-29).

Большая часть авиаполков была расформирована почти сразу – устаревшие Ту-16К, Ту-22Р, Ту-22М2 и вертолеты Ка-25 в 1994 г были отправлены на базы хранения. По мере сокращения вооруженных сил выводились из боевого состава также отработавшие ресурс экземпляры амфибий Бе-12 и вертолетов Ми-14.

Истребительный и штурмовой авиаполки были сведены в дивизию морской авиации, подчиненную ВВС. В середине 90-х гг эта дивизия полностью перешла в ВВС. Вертолетные части были вначале сведены в один инструкторский полк (в Очакове), а после создания ВМС Украины переданы в состав морской авиации. 33-й Центр морской авиации в Николаеве был преобразован в ЦБП ВВС.

К 2000 г. авиация флота имела вертолетный полк в Очакове, оснащенный вертолетами Ми-14, Ми-8, Ка-27 и Ка-29, отдельную морскую эскадрилью в Николаеве с самолетами-амфибиями Бе-12, эскадрилью связи и подразделение вертолетов в Саках.

В настоящее время все авиационные части ВМСУ сведены в Отдельную морскую бригаду в г Саки, которая имеет в своем составе самолеты Бе-12, Ан-26, Ан-2 и вертолеты Ка-27, Ка-29, Ми-14 и Ми-8. Там же продолжает действовать тренировочный комплекс «Нитка».


Армейская авиация

После распада СССР на территории Украины в составе трех военных округов осталось семь полков боевых вертолетов Ми-24 различных модификаций, два транспортных полка и несколько отдельных эскадрилий. На их вооружении состояло около 570 машин различных типов – легкие Ми-2, транспортные Ми-6, Ми-8, Ми-26 и более 250 боевых Ми-24.

Первоначально вертолетные части вошли в состав ВВС. Однако в середине 90-х гг они были возвращены в подчинение сухопутных войск.

В рамках общего сокращения вооруженных сил вертолетные полки были сведены в бригады армейской авиации. Одна бригада в 1996 г. была передана в состав Национальной гвардии, но в конце 1998 г расформирована вместе с ней. В том же году были сняты с вооружения вертолеты Ми-2 и Ми-6.

Армейская авиация подверглась многочисленным организационным преобразованиям и сокращениям. В настоящее время в составе Западного оперативного командования имеется 3-й полк армейской авиации (вертолетный) в г Броды и 7-й – в г. Калинов, а в составе Южного – 11-й полк армейской авиации (г Херсон) и две отдельные эскадрильи.


Боевые вертолеты Ми-24В армейской авиации Украины


Полтора десятка тяжелых транспортных вертолетов Ми-26 входят в настоящее время в состав 7-й отдельной бригады армейской авиации Украины в Калинове (Львовская обл.)


Ми-8 – самый массовый тип многоцелевого транспортного вертолета всех видов Вооруженных Сил Украины


Авиационные подразделения других силовых ведомств

Кроме Вооруженных сил, собственные авиационные подразделения имеют также пограничные силы и МВД Украины.

Государственная пограничная служба Украины располагает двумя авиационными эскадрильями: при Восточном региональном управлении (в Харькове) и Южном (в Одессе). «Восточная» эскадрилья имеет самолеты Ан-24, Ан-26, Ан-72 и вертолеты Ми-8, используемые для транспортных перевозок и переброски мобильных групп, а «южная», кроме других, – два вооруженных патрульных самолета Ан-72П, которые применяются в основном для охраны прибрежной экономической зоны, «гоняя» турецкие рыболовные шхуны.

МВД имеет транспортную эскадрилью в Киеве (аэродром Жуляны), оснащенную самолетами Ан-26, Ан-72 и вертолетами Ми-8 и Ми-8МТВ.

Самолеты этих силовых ведомств имеют те же опознавательные знаки, что и Воздушные Силы Украины.


Перспективы

Реформирование Воздушных сил Украины продолжается в нескольких направлениях. Прежде всего, совершенствуется и приводится в соответствие со стандартами НАТО их организационная структура. С 2006 г. начинается создание автоматизированной системы управления (АСУ) авиацией и ПВО, а также построение единого автоматизированного радиолокационного поля в рамках АСУ в соответствии с критериями НАТО.

С введением АСУ в эксплуатацию планируется сформировать Центр воздушных операций. В 2008 г. Командования видов ВС будут переформированы в штабы, воздушные командования – в центры управления и оповещения (ЦУиО), а бригады истребительной, бомбардировочной и штурмовой авиации – в бригады тактической авиации. Зенитно-ракетные войска также полностью перейдут на бригадную структуру. Всего будет пять ЦУиО, при этом четыре из них будут включать бригаду тактической авиации, зенитно-ракетную и радиотехническую бригады, а также части непосредственного подчинения каждый, а вместо тактической группы «Крым» будет создан ЦУиО, включающий зенитно-ракетную и радиотехническую бригады. Непосредственно Штабу ВС будут подчиняться Объединенный учебный центр ВС, транспортная авиабригада и отдельный полк ДПЛА.


Современная структура Воздушных Сил Украины
7 брбр Староконстантинов Су-24М, Су-24МР
299 шабр Кульбакино Су-25, Су-25УБ, Су-25УТГ
831 иабр Миргород Су-27
114 иабр Ивано-Франковск МиГ-29
40 иабр Васильков МиГ-29, Л-39
9 иабр Озерное МиГ-29, Су-27
204 иабр Бельбек МиГ-29
25 табр Мелитополь Ил-76МД, Ил-78
15 табр (СН) Борисполь Ан-24, Ан-26, Ан-30Б, Ан-12, Ту-134А, Ми-8МТ
456 осабр Гаврышевка Ан-24, Ан-26, Ил-22, Ми-8МТ, Ми-8 (РЭБ), Ми-9
203 уабр Чугуев Л-39, Ан-26Ш, Ми-8, Ми-24
28 саэ Кульбакино Л-39, Су-24М, Су-25

брбр – бомбардировочно-разведывательная бригада шабр – штурмовая авиабригада иабр – истребительная авиабригада табр – транспортная авиабригада

табр (СН) – транспортная авиабригада спецназначения осабр – отдельная смешанная авиабригада уабр – учебная авиабригада саэ – смешанная авиаэскадрилья



К концу 2011 г в ВС планируется иметь 16 бригад, численность личного состава сократится до 35 тыс. человек (из них 3 тыс. – гражданских служащих), а летательных аппаратов – до 216 боевых и 26 транспортных самолетов.

В 2006 г предполагается довести налет в ОСБР для экипажей самолетов до 100 ч, вертолетов армейской авиации – до 80 ч, самолетов морской авиации – до 90 ч. В ОСО эти показатели составят всего 3-5, 5-10 и 4-8 ч соответственно.

Срок службы в ВС останется прежним – 12 месяцев (для лиц с высшим образованием – 9 месяцев). Однако к 2015 г ВС полностью перейдут на контрактную основу Первой в ВС Украины планируется перевести на контрактный способ комплектования Староконстантиновскую бомбардировочную авиабригаду: уже с 2008 г. здесь будут служить только профессионалы. В настоящее время для них активно создается инфраструктура: казарменные помещения переоборудуются под одно- и двухкомнатные квартиры.

Из учебных заведений к 2011 г. в ВС останется только Харьковский военный университет. Подготовка на базе гражданских вузов и колледжей будет проводиться по схеме «четыре года студент – год курсант в специальном центре», что снизит расходы Минобороны. К концу 2005 г. так обучалось уже 1230 человек.

Экономическаяструктура ВС максимально приспосабливается к рыночной экономике. Так, в 1997 г было создано Госпредприятие МО Украины «Украинская авиатранспортная компания» (УАТК). На балансе компании имеется более 150 воздушных судов различного типа, в т.ч. 30 Ил-76 и еще 98 «законсервированных» машин, не имеющих летной годности, а также аэродромно-технический комплекс. Компания работает в странах СНГ, Европы, Северной Америки, Африки, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, сотрудничает с ООН. Вместе с концерном «Авиавоенремонт», объединившим полтора десятка заводов по ремонту авиационной техники, она позволила зарабатывать значительные средства, которые направляются на боевую подготовку и модернизацию авиационной техники. По информации генерального директора УАТК Виталия Попова, в 2005 г компания увеличила объем перевозок грузов, по сравнению с предыдущим годом, в 6 раз – до 60 млн долл. До 2010 г компания планирует обновить свой парк и ввести в строй порядка десяти самолетов Ан-70-100.

Более 55% боевых самолетов и ЗРК Воздушных Сил Украины находятся в эксплуатации свыше 15 лет. Их модернизация постоянно срывалась из-за недостатка финансовых средств. Учитывая горький опыт, на модернизацию только в 2006 г выделено в госбюджете 491,5 млн гривен (примерно 97 млн долл.). Она будет осуществляться авиаремонтными заводами ВВС Украины совместно с научными учреждениями Украины и иностранными фирмами (в настоящее время проводится ряд тендеров), и в основном будет направлена на усовершенствование прицельно-навигационных систем, аппаратуры связи и продление ресурса агрегатов и систем. В первую очередь будут модернизироваться ЗРК С-300, самолеты МиГ-29 и Су-25.

Перевооружению подвергнется пока только военно-транспортная авиация – до конца 2015 г она должна полностью перейти на самолеты Ан-70 и Ан-140 национального производства. Два первых самолета Ан-70 должны поступить в ВС до конца 2007 г, а к 2010 г. Минобороны Украины планируют закупить уже десять таких машин. Все остальные типы будут модернизироваться и оснащаться более эффективными системами вооружения. Так, в 2006 г планируется завершить создание новой управляемой ракеты «воздух-воздух» (на базе Р-27) с дальностью порядка 100 км. В Украине будут производиться также высокоточные ракеты «воздух- земля», авиационные РЛС, радиотехническое оборудование и аппаратура связи, и при наличии достаточного финансирования ВС страны быстро смогут восстановить боевой потенциал и обеспечить надежную оборону страны от воздушного нападения.









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх