Виктор Русецкий. Летчик и Испытатель

Мы нарочно написали каждое слово в этом словосочетании с большой буквы. Потому что человек, о котором сейчас пойдет речь, не просто профессиональный летчик-испытатель. Он – Летчик с большой буквы, родившийся, видимо, с талантом авиатора в крови, он – Испытатель с большой буквы, который все самое трудное и рискованное берет на себя. Жизнь испытывала и испытывает Виктора Русецкого на прочность, а он – ее. В апреле нынешнего года Русецкому исполнилось 50 лет. Юбилей, однако! А в августе – новая дата, имеющая непосредственное отношение к этому летчику: 10 лет назад, 17 августа 1999 года, именно Виктор Русецкий первый раз поднял в небо вертолет «Ансат», спроектированный и построенный на Казанском вертолетном заводе.

Начнем с вопроса: чем отличается хороший испытатель вертолетной техники от просто хорошего летчика, что он должен уметь? Он должен уметь испытывать вертолеты – первый и самый явный ответ. А что это такое – умение испытывать вертолеты? Талант? Профессиональное мастерство? Особый склад характера? Все это и даже больше. Известно, что хороший летчик иногда замечает в полете то, что не фиксируют приборы, и это качество нужно прибавить к вышеперечисленным. Разумеется, необходимо добавить смелость, решительность, техническую грамотность. Может ли один человек обладать всеми этими качествами? Может, если его зовут Виктор Михайлович Русецкий.

Заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации, летчик-испытатель 1 класса, заместитель начальника летно-испыта-тельного комплекса по летной службе Казанского вертолетного завода В.М. Русецкий родился 15 апреля 1959 года в белорусском поселке Дружба. Окончил Сызранское высшее военное авиационное училище, потом служил летчиком-испытателем в Приволжском военном округе.

На Казанском вертолетном заводе Виктор Михайлович работает с июня 1988 года. Пришел он на завод летчиком-испытателем 5 класса. Прирожденные способности, помноженные на незаурядное трудолюбие, преданность профессии позволили ему быстро повысить свою профессиональную квалификацию: в 1999 году он уже летчик-испытатель 1 класса, старший летчик-испытатель, заместитель начальника ЛИК.

Нет, кажется, таких типов отечественных вертолетов, которые бы Русецкий не освоил. Виктор Михайлович провел испытания восьми первых модифицированных вертолетов семейства Ми-8/Ми-17, в том числе Ми-17, Ми-8МТВ-5, Ми-172. В общей сложности он выполнил испытания более 450 вертолетов, 350 раз поднимался в воздух в качестве командира экипажа. В 1997-1998 годах Виктор Русецкий впервые в практике вертолетостроения выполнил полную программу лет-но-конструкторских испытаний Ми-8МТВ, адаптированного для полетов ночью на предельно малых высотах с применением отечественных очков ночного видения 0НВ-1. Использование 0НВ-1 позволило значительно расширить летные возможности машины, благодаря чему она была принята на вооружение российской армии. Свое мастерство высококлассного пилота Виктор Михайлович в очередной раз подтвердил в ходе проведения прочностных испытаний вертолета Ми-17-1В, оборудованного пятитонной внешней подвеской.

Нет, кажется, таких ситуаций в полете, которые заставили бы Русецкого хоть на мгновение растеряться, утратить контроль над машиной и над собой. Напротив, в трудные моменты он действует особенно грамотно и хладнокровно: в его почти тридцатилетней профессиональной биографии нет летных происшествий. А ведь общий налет Виктора Михайловича составляет 6000 часов, из них испытательный – 2700 часов.

В 2000 году решением президиума Международного авиационного комитета В.М. Русецкому был выдан сертификат на проведение летно-конструкторских испытаний «Ансата» в качестве ведущего летчика-испытателя. В процессе освоения этого вертолета смелость и талант летчика-испытателя высшего класса Виктора Русецкого проявились особенно ярко. При испытаниях вертолета, явившегося новацией для российского авиастроения (достаточно сказать, что на этой машине впервые в истории отечественного вертолетостроения применена электрическая дистанционная система управления и жесткая бесшарнирная втулка несущего винта из композиционных материалов), возникали нештатные ситуации, преодолевая которые, Виктор Михайлович неоднократно проявлял самоотверженность и героизм.


Так, 5 августа 2001 года при выполнении испытательного полета на опытном вертолете «Ансат» (прототип 02) на скорости 240 км/ч произошло разрушение подкоса крепления штанги ДУАС. Только мгновенная реакция, выдержка и продуманные действия В.М. Русецкого (он с воздуха выбрал площадку и выполнил аварийную посадку) позволили избежать катастрофы. При выполнении 19 июня 2003 года полета по программе прочностных испытаний прототипа «Ансата» сработала сигнализация: «Пожар левого двигателя». Виктор Михайлович своевременно включил систему пожаротушения и посадил вертолет. Благодаря его самообладанию, решительным и технически грамотным действиям был предотвращен пожар, возникший из-за попадания горячих газов через трещину в сварном шве выхлопного патрубка в отсек двигателя.

В очередном полете пятого прототипа «Ансата» (на нем впервые была установлена цифровая система управления КСУ-А) при подключении цифрового вычислителя на ви-сении вертолет утратил управляемость. Проявив недюжинное мужество и летный талант, Русецкий смог сбалансировать машину и посадить ее.

Выполняя испытательные полеты на «Ансате», Виктор Михайлович внес ряд конструктивных предложений существенно улучшивших потенциальные возможности машины. В результате успешного и своевременного завершения им комплекса испытаний на «Ансат» был получен сертификат типа Авиарегистра МАК, что позволило коллективу КВЗ уже в декабре 2004 года приступить к серийному выпуску легкого многоцелевого вертолета. Первые три машины, изготовленные на экспорт в Южную Корею, было доверено испытать Виктору Михайловичу. Он отлично справился с порученным делом, обеспечив выполнение контракта в намеченные сроки.

В июне 2005 года В.М. Русецкий провел серию испытаний системы пожаротушения фирмы Simplex, изготовленной специально для «Ансата». Впервые на этом типе вертолета были проведены испытания и отработана методика забора воды из водоема с режима висения, которая затем вошла в «Руководство по летной эксплуатации» и уже успешно используется на практике. В это же время Русецкий выполнил первый полет на новом опытном вертолете «Ансат-РЦ» (разведчик-целеуказатель), а в августе 2005 года на Международном авиасалоне МАКС-2005 этот вертолет был по достоинству оценен руководством России. Надо отметить, что как наиболее подготовленный летчик, способный лучше других показать и раскрыть достоинства отечественной авиационной техники, Виктор Русецкий неоднократно участвовал в престижных международных авиасалонах не только в нашей стране, но и за рубежом, выполнял сложнейшие показательные полеты, которые во многом способствовали росту престижа и популярности российской вертолетной техники.

Виктору Русецкому всегда можно доверить выполнение наиболее сложных и даже рискованных заданий: в марте 1994 года, например, он блестяще выполнил операцию по спасению людей, оказавшихся в снежном плену на автотрассе Казань – Набережные Челны. Он единственный из вертолетчиков поднялся в воздух в сложнейших метеоусловиях, при ограниченной видимости и сильном ветре, и в итоге спас около ста человек. Летом 1999 года Виктор Михайлович, продемонстрировав редкое мастерство, установил с ювелирной точностью 300-килограммовый крест, сорванный ураганом с 76-метровой колокольни Раифского монастыря недалеко от Казани. Также ему была доверена установка 3-тонного минарета на мечеть высотой 30 метров в городе Булгар.



За образцовое исполнение своих служебных обязанностей Виктор Михайлович неоднократно отмечался благодарностями руководства предприятия и республики. Он награжден медалями «За безупречную службу» Ш степени и «70 лет Вооруженных Сил СССР», знаком «Отличник воздушного транспорта». В 2007 году ему присвоено звание «Заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации». Высокое звание, но Русецкий может смело похвастаться еще одним: все, кто знает Виктора Михайловича, в один голос называют его летчиком от Бога и, что немаловажно (а может быть, так же важно!), настоящим мужиком (наверное, этому определению трудно найти какую-то замену).

Его «настоящность», если так можно сказать, состоит в колоссальной работоспособности, нежелании прятаться за спины других в трудную минуту, в умении принимать решение самостоятельно и брать ответственность на себя, отстаивать свое мнение уверенно, взвешенно, достойно. Не унижаться перед чинами и званиями, не мельчить, не лезть через головы других, не делать карьеру ради карьеры. А ДЕЛАТЬ ДЕЛО. Единственное ДЕЛО ВСЕЙ ЖИЗНИ. Русецкого ценят за то, что порядочность и честность для него – не громкие слова, а те принципы, по которым он живет всю жизнь. Словом, летчик-испытатель 1 класса Виктор Русецкий – очень классный не только летчик, но и человек.

…Хороший возраст 50 лет. Многое позади и очень многое впереди! Виктор Русецкий уже вошел в историю отечественного верто-летостроения как летчик, давший путевку в небо новой машине – вертолету «Ансат». Но история продолжается, и на ее страницах всегда есть место новым делам и подвигам.

Наталья КРАЕВА









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Верх